Сущность и практическое значение анализа безубыточности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 14:05, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является исследование сущности и практического значения анализа безубыточности.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
– дать понятие точки безубыточности;
– изучить определение точки безубыточности;
– проанализировать точку безубыточности;
– исследовать планирование точки безубыточности;
– рассмотреть краткую характеристику предприятия ОАО «Муромский радиозавод»;
– отразить расчет постоянных и переменных издержек предприятия;
– провести расчет и анализ точки безубыточности.

Файлы: 1 файл

готовая работа.doc

— 590.50 Кб (Скачать файл)

Введение

Деление бухгалтерского учета на финансовый и управленческий является общепризнанным. Финансовый учет направлен на формирование внешней  бухгалтерской отчетности, и действующее  отечественное законодательство уже  конкретизировало положения, определяющие его цель и основы организации. В то же время в науке не сложилось единой концепции управленческого учета, поскольку организация управленческого учета на каждом предприятии уникальна и во многом определяется особенностями производства и управления. Вместе с тем необходимо выделить основные понятия, критерии и методы, которые позволили бы идентифицировать систему учета как систему управленческого учета.

Известно, что целью  деятельности предприятия в современной  экономике является получение прибыли. Именно при этом условии фирма может стабильно существовать и обеспечивать себе основу для роста. Стабильная прибыль фирмы проявляется в виде дивиденда на вложенный капитал, способствует привлечению новых инвесторов и, следовательно, увеличению собственного капитала фирмы. Поэтому становится ясным интерес к проблемам прибыльности деятельности фирмы. Весьма важным аспектом данного вопроса является концепция безубыточности деятельности фирмы, как первого шага к получению бухгалтерской, а в последствии и экономической прибыли. В данной работе рассмотрена проблема безубыточности деятельности фирмы с точки зрения управленческого учета с тем, чтобы в своей профессиональной деятельности была возможность внедрения анализа безубыточной деятельности фирмы и планирования безубыточности в краткосрочном и долгосрочном периодах.

С точки зрения управленческого  учета безубыточность есть нормальное состояние фирмы на современном  конкурентном рынке, находящемся в  состоянии долгосрочного равновесия.

Точка безубыточности - это  такой объем продаж продукции фирмы, при котором выручка от продаж полностью покрывает все расходы на производство продукции, в том числе среднерыночный процент на собственный капитал фирмы и нормальный предпринимательский доход.

В самом деле, если фирма  имеет бухгалтерскую прибыль, то есть сальдо доходов от продаж и денежных затрат на производство проданной продукции положительно, то она может не достигать точки безубыточности в смысле экономической прибыли. Следовательно, существуют более выгодные способы использования капитала, которые позволяют получить более высокую прибыль. Таким образом, понятие точки безубыточности является одновременно и неким критерием эффективности деятельности фирмы. Предприятие, не достигающее точки безубыточности действует неэффективно с точки зрения сложившейся рыночной конъюнктуры. Однако, этот факт сам по себе не служит однозначной причиной для прекращения существования фирмы. Для того, чтобы ответить на этот вопрос необходимо детально исследовать структуру издержек фирмы.

Для того чтобы фирма функционировала оптимальным образом необходимо максимизация прибыли фирмы. Процесс максимизации прибыли эквивалентен процессу поиска точки безубыточности в экономическом смысле.

Целью курсовой работы является исследование сущности и практического значения анализа безубыточности.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

– дать понятие точки  безубыточности;

– изучить определение  точки безубыточности;

– проанализировать точку  безубыточности;

– исследовать планирование точки безубыточности;

– рассмотреть краткую  характеристику предприятия ОАО  «Муромский радиозавод»;

– отразить расчет постоянных и переменных издержек предприятия;

– провести расчет и анализ точки безубыточности.

Предметом исследования послужила комплексная система организации управленческого учета.

Объектом исследования в курсовой работе является предприятие  ОАО «Муромский   радиозавод».

Основным видом деятельности  является разработка и производство аппаратуры оперативной связи, оповещения, трансляции и сигнализации.

Информационной базой  в области организации управленческого  учета послужили: система организации  бухгалтерского учета и первичная  отчетность ООО «Косметик-Экспресс».

Материал курсовой работы изложен на 34 страницах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1 Анализ безубыточности и его значение

    1. Понятие точки безубыточности

Как показывает практика, наиболее эффективны те проекты, в соответствии с которыми производство функционируют  на уровне близком к уровню полной мощности. Однако несмотря на это некоторые проекты приносят убытки в течение первых нескольких лет после их реализации - с годами ситуация улучшается, в то время, как другие продолжают работать с убытком достаточно долго. Причин для столь плохих результатов может быть очень много, например: задержки в реализации; дефекты в схеме проекта; дефицит основных элементов; плохое качество сырья; недостаточный объем рынка; плохое качество продукции; ценовая система и т. д.

Если проект функционирует на более  низком уровне использования производственных мощностей, доходы не могут покрыть все издержки. Когда уровень использования производственных мощностей возрастает, то можно надеяться, что будет достигнута ситуация, когда общие доходы будут равны общим издержкам. В этой точке нет ни прибыли, ни убытков. Такая ситуация называется ситуацией безубыточности. Таким образом, мы подходим к понятию безубыточности.

Безубыточность - это такой режим  хозяйственной деятельности предприятия, фирмы, частного лица, при котором  доходы, получаемые от деятельности, превосходят расходы, связанные с ней, или равны им. Отсюда точка безубыточности (Q критическая) представляется как уровень производства или другого вида экономической деятельности, при котором величина выручки от реализации произведенного товара, услуг равна издержкам производства и обращения этого товара. Для получения прибыли предприятие должно производить количество продукта, иметь объем деятельности, превышающий величину, соответствующую точке безубыточности. Если же объем ниже соответствующего этой точке, деятельность предприятия становится убыточной. Расчет на основе принципа безубыточности выражается, как правило, в ценообразовании, которое исходит из издержек на производство, маркетинг и распределение товара с учетом получения желаемой прибыли.

Анализ безубыточности используется не только для текущего управления, но и для целей инвестиционного  проектирования, так как он обеспечивает информацией для принятия решения  путем анализа влияния изменений  в цене продукции, производстве и  объемах продаж и издержках, а так же прогнозирования прибылей, убытков и потоков денежных средств.

 

1.2 Определение точки  безубыточности

Первая проблема, связанная с  точкой безубыточности, - это проблема определения критического объема продукции, при котором достигается безубыточность. Рассмотрим три подхода к определению точки безубыточности: уравнения, маржинального дохода и графического изображения. Далее обсудим метод анализа чувствительности прогнозного расчета критической точки к изменениям принятых допущений (CVP - анализ).

Перейдем к рассмотрению методов  расчета точки безубыточности.

I. Метод  уравнения.

В самом общем виде схема любого отчета о финансовых результатах  выглядит следующим образом:

Выручка - Переменные затраты - Постоянные затраты = Чистая прибыль;

Или

Это же уравнение можно  переписать в алгебраической записи. Обозначим прибыль за исследуемый  период через П, через Р - цену продажи  единицы произведенной фирмой продукции, х - объем произведенной и проданной  продукции за указанный период, а - уровень фиксированных расходов, в - переменные расходы на произведенную (и проданную) продукцию. В таких обозначениях уравнение «прибыли – доходов – расходов» выглядит следующим образом:      П = Р*х - (а + в*х)     (1)        или

             П = (Р - в)*х – а

Последняя форма уравнения подчеркивает, что все факторы делятся на зависящие от объема реализации и независящие от него. В частности, как уже говорилось, все расходы фирмы можно разделить на постоянные и переменные.

Заметим, что при определении  параметров мы разделили издержки на производство реализованной и произведенной продукции. Данное различие является наиболее существенным для двух подходов в управленческом учете: Absorption costing и Direct costing. По методу Absorption costing калькулирование себестоимости продукции осуществляется с распределением всех затрат между реализованной продукцией и остатками товаров, то есть постоянные расходы являются запасоемкими. При методе Direct costing постоянные расходы полностью относятся на реализацию.

Использование уравнения (1) позволяет легко определить точку безубыточности путем несложных алгебраических преобразований.

Объем выпуска, при котором достигается  точка безубыточности, определяется из условия:  П = 0,  и он равен        хо = (П + а) / (Р - в) = а / (Р - в)       (2)

В качестве примера рассмотрим расчет точки безубыточности для предприятия  ОАО «Муромский радиозавод». Для  расчета нам понадобятся следующие  данные:

Цена одного электронного блока, выпускаемого фирмой    5000 руб;

Переменные издержки (заработная плата рабочим, стоимость комплектующих и т.д.) в расчете на одно изделие            4000 руб;

Постоянные издержки       20000 руб;         

Максимальный объем выпуска  продукции, при котором достигается  безубыточность деятельности предприятия:

хо = 20000 / (5000 - 4000) = 20 (изделий).

Период, за который должно быть произведено (и реализовано) хо изделий, определяется тем, за какой срок мы определили величину постоянных издержек.

Используя уравнение (2) мы также можем  определить какого объема выпуска необходимо достичь, чтобы получить определенную величину прибыли. Так, для того чтобы предприятие ОАО «Муромский радиозавод» получило прибыль в размере 10000 руб., необходимо произвести:

х = (10000 + 20000) / (5000 - 4000) = 30 (изделий).

II. Маржинальный  доход.

Метод маржинального дохода есть модификация  предыдущего. Под маржинальным (предельным) доходом мы будем понимать доход, который получает предприятие от производства одного изделия. В нашем примере маржинальный доход равен:    5000 - 4000 = 1000 на единицу.

Тогда формула (2) может быть переписана в виде:

а для определения  объема производства с заданной прибылью:

Таким образом, в точке безубыточности финансовый отчет может быть представлен  в следующем виде (используя термины  маржинального дохода):

                                                        Всего, $          На единицу, $         

Выручка 5000$ * 20 ед.                         100000            5000   

Переменные расходы 4000$ * 20 ед.    80000             4000   

Маржинальный доход                            20000             1000   

Постоянные расходы                              20000             1000   

Чистая прибыль                                          0                    0

III. Графический  метод.

Два рассмотренных ранее  метода по своей сути есть методы статические. В самом деле, мы рассматриваем фиксированные цену реализации, переменные расходы, постоянные расходы и прибыль. Далее на основе этих данных мы рассчитываем объем производства, при котором достигается заданная прибыль. Если отказаться от фиксированной величины прибыли, то мы получим зависимость между объемом выпуска и прибылью, которую легко выразить графически. Для этого нам необходимо объединить на одном графике следующие три линии:

 

Таким образом мы получаем следующий график анализа поведения затрат, прибыли и объема продаж:

Заметим, что на этом графике  линия выручки и линия переменных расходов исходят из одной точки  и разница между ними и есть не что иное, как маржинальный доход. Используя данный график мы можем  легко определить величину прибыли или убытка для того или иного объема выпуска.

Иногда бывает достаточно удобно рассматривать не два графика  выручки и общих затрат, а один график чистой прибыли фирмы, получаемый как разница между графиками  выручки и общих затрат:

Заметим, что при нулевом  выпуске убыток в точности равен  постоянным затратам. Мы получили достаточно удобный инструмент графического анализа  зависимости между выпуском, выручкой, затратами и прибылью. Данный метод  можно использовать и при других (нелинейных) характеристиках зависимостей между объемом производства и финансовыми показателями. Однако следует отметить и недостаток, присущий рассматриваемому методу. Как и всякий графический метод, он дает не очень точные результаты.

Перейдем теперь к обсуждению тех допущений, которые лежат в основе применения вышеописанных методов к реальным экономическим данным. Все три метода относятся к так называемому CVP-анализу, то есть анализу соотношений прибыли, затрат и объема продаж.

Информация о работе Сущность и практическое значение анализа безубыточности