Сущность и функции государственных финансов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 02:38, курсовая работа

Описание работы

Россия переживает сегодня трудности не только в области государственного устройства, но и в сфере экономики и финансов. Успешное осуществление экономической реформы во многом связано с достижением финансовой стабилизации.
Для правильного осуществления поставленных перед финансовой политикой задач требуется четкий и глубокий подход к пониманию сущности, финансовых ресурсов, а также элементов, ее составляющих. Для становления российской бюджетной системы, несомненно, будет полезно использование широкого опыта других государств, уже создавших у себя достаточно успешно функционирующие бюджетные органы.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
1. Государственные финансы и их роль в рыночной экономике……………..4
1.1. Общее понятие о государственных финансах…………………………….4
1.2. Место и роль государственных финансов в экономике………………….6
2. Классификация и особенности финансовых ресурсов страны…………….7
2.1. Понятие и сущность государственного бюджета как основного ресурса финансовых отношений…………………………………………………………7
2.2. Значение внебюджетных фондов…………………………………………17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………25
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………

Файлы: 1 файл

РЕЕРАТ.docx

— 52.76 Кб (Скачать файл)

Внебюджетные фонды как  институциональные структуры являются самостоятельными финансовыми, а иногда и финансово-кредитными учреждениями и зачастую, имея целью получение  дополнительных доходов, выступают  в качестве крупных инвесторов прежде всего на рынке государственных ценных бумаг. Более того, государство зачастую принуждает внебюджетные фонды приобретать государственные ценные бумаги. Таким образом, можно говорить о том, что внебюджетные фонды выступают в ряде случаев в качестве своеобразного «кредитора» государственных бюджетов.

 

2.3. Сущность и  основные элементы государственного  кредита

 

• Государственный кредит представляет собой особую форму кредитных отношений между государством и юридическими и физическими лицами, при которых государство выступает главным образом в качестве заемщика средств. Политику в отношении государственного внутреннего долга определяет Федеральное Собрание Российской Федерации, которое устанавливает его верхний предел при утверждении федерального бюджета на предстоящий финансовый год. Увеличение внутреннего долга за последние годы связано с эмиссией банкнот Центральным Банком России для покрытия бюджетного дефицита и явилось мощным инфляционным фактором. Задача состоит в том, чтобы бюджетные дефициты, как и в зарубежных странах с развитой рыночной экономикой, покрывались путем выпуска государственных займов, размещаемых среди юридических и физических лиц.

Государственный кредит - это  урегулированная нормами финансового  права деятельность государства, направленная на получение в кредит, т.е. взаймы, денег от юридических лиц и  граждан, а также других государств на условиях возвратности, срочности, возмездности и добровольности. В порядке исключения может быть использован и беспроцентный заем денежных средств. В отношении других государств Российская Федерация может выступать как должником, так и кредитором. В правоотношениях по государственному кредиту стороны не могут изменять предписаний государства.

Взятые в займы денежные средства у населения, хозяйствующих субъектов и других государств поступают в распоряжение органов государства, превращаясь в дополнительные финансовые ресурсы. Они могут быть использованы просто как планируемый бюджетный ресурс, ресурс для пополнения внебюджетных фондов на специальные цели, инвестиционный ресурс, но, как правило, государственные займы в разных формах используются особенно интенсивно для покрытия бюджетного дефицита.

Источником погашения  государственных займов и выплаты  процентов по ним выступают средства бюджета, где ежегодно эти расходы  выделяются в отдельную сроку. Однако в условиях нарастания бюджетного дефицита государство может прибегнуть к рефинансированию государственного долга, т.е. погасить старую государственную задолженность путем выпуска новых займов. В сферу государственно-кредититных отношений попадают временно свободные средства населения и хозяйствующих субъектов, но не предназначенные для текущего потребления. Конечно при определенных условиях население может сознательно идти на ограничение потребления, как было в годы Великой отечественной войны. В условиях тоталитарного государства ограничение текущих расходов часто происходило принудительно, и население должно было подписываться на государственные займы в размере нескольких зарплат в ущерб себе.

В настоящее время внутренний государственный долг России состоит  из государственных ценных бумаг, выпущенных Министерством финансов РФ от имени  Правительства России, а также  в виде кредитных соглашений с  Центральным Банком России. Все виды заимствований являются срочными и  по ним выплачиваются проценты. Общее  понятие государственного долга  Российской Федерации, его состав, принципы управления и порядок обслуживания сформулированы и законодательно закреплены в Бюджетном кодексе РФ.

Под государственным долгом понимаются долговые обязательства  Российской Федерации перед физическими  и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями  и иными субъектами международного права. Государственный долг Российской Федерации полностью и без  условий обеспечивается всем находящимся  в федеральной собственности  имуществом, составляющим государственную  казну. В зависимости от заемщика публичный долг подразделяется на государственный  долг Российской Федерации, государственный  долг субъекта РФ и муниципальный  долг.

Особое место в системе  государственных займов занимают ценные бумаги, гарантированные федеральным правительством. Эмитентом в этом случае выступают структуры, пользующиеся поддержкой правительства. Примером таких ценных бумаг могут быть облигации системы фермерского кредита и облигации федеральных банков жилищного кредита в США, облигации федеральной почты и облигации федеральной железной дороги в Германии, облигации Российского акционерного общества «Высокоскоростные магистрали» (РАО «ВСМ») и т. п.

От имени государства  эмитентом, т. е. органом, осуществляющим выпуск ценных бумаг, обычно выступает  уполномоченный орган, к функциям которого отнесено составление и (или) исполнение федерального бюджета; в России —  это Министерство финансов. Эмитентами ценных бумаг субъекта Российской Федерации  и муниципальных образований  являются соответствующие органы субъекта РФ и местного самоуправления.

В качестве агента Министерства финансов часто выступает Центральный  банк, который, в свою очередь, может  уполномочить определенные инвестиционные институты или банки выступить  официальными дилерами или маркетмейкерами конкретного выпуска государственных бумаг.

Функции по проведению государственной  политики РФ в области рынка ценных бумаг, контролю за деятельностью профессиональных его участников через определение порядка их деятельности, а также по определению стандартов эмиссии ценных бумаг осуществляет Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг.

В дальнейшем рынок федеральных  займов будет развиваться в направлении  совершенствования и расширения инструментов заимствования в сторону  удлинения сроков и удешевления  займов, вовлечения новых категорий  инвесторов. В июне 2001 г. Министерство финансов РФ выпустило государственные  ценные бумаги со сроком погашения  в 2004 г. Эти бумаги будут иметь  четыре купона в год, и процентная ставка по ним будет более высокой, чем по ГКО, находящимся сейчас обращении. В настоящее время готовится  проект постановления правительства, в соответствии с которым Минфин России выпустит ценные бумаги для институальных инвесторов — пенсионных и инвестиционных фондов со сроком обращения до 30 лет.

Кризис 1998 г. нанес серьезный  удар по финансовому рынку России. Он привел к ряду дефолтов регионов, невозможности обслуживать займы  за счет собственных ресурсов. Причинами  этого стало снижение бюджетных  доходов, отсутствие возможности рефинансировать  долг в силу кризиса доверия и  падения котировок займов, а также  резкого роста их доходности. Этому  способствовало и то, что часть  средств резервных фондов для  погашения субфедеральных облигаций  была размещена администрациями  районов в ГКО — ОФЗ, дефолт по которым еще больше сократил финансовые возможности региональных властей. Лишь три субъекта Федерации —  Москва, Санкт-Петербург и Челябинская  область — продолжали обслуживать  свои обязательства. Санкт-Петербург  даже разместил новые бумаги, но раскупалось не более 10—16% эмиссии.

В силу сложившихся обстоятельств  и сократившегося спроса инвесторов в 1999—2002 гг. многие субфедеральные эмитенты «свернули» свои облигационные программы, чему способствовало также увеличение доходов бюджетов всех уровней и  соответственно — временное снижение потребностей в дополнительных финансовых ресурсах. Так, в 1999 г. в Министерстве финансов были зарегистрированы эмиссии 8 субъектов Федерации (в 3 раза меньше, чем в 1998 г.) и 6 муниципальных образований (в 1,5 раза меньше), в 2004 г. прошли регистрацию  эмиссии облигации девяти субъектов  Федерации и трех городов.

Некоторому «затишью»  на рынке субфедеральных облигационных  заимствований способствовало также  известное ужесточение законодательства, регулирующего субфедеральные займы, которое наложило ряд ограничений  на привлечение регионами заемных  средств. В качестве причины этого  ужесточения можно считать дефолт 1998 г., а также попытку правительства  сориентировать территории на активизацию  резервов и возможностей оздоровления доходной части бюджета, особенно в сфере неналоговых доходов.

Оживлению государственных  и муниципальных заимствований  может способствовать и ряд особенностей современного российского финансового  рынка. С одной стороны, это возросшая  ликвидность банковской системы, которая  нуждается в новых инструментах и объектах для инвестирования. С  другой стороны, снижение процентных ставок на финансовых рынках страны делает облигационные  заимствования выгодными для  эмитентов и позволяет проводить  их на более длительный срок (сейчас прослеживается интерес к вложениям  на срок до 3—5 лет против сроков вложений до одного года в докризисный период).

Государственные гарантии и поручительства выступают особой формой заимствований по обеспечению исполнения обязательств третьими лицами. Под государственной или муниципальной гарантией в Бюджетном кодексе РФ признается способ обеспечения гражданско-правовых обязательств, в силу которых Российская Федерация, ее субъект или муниципальное образование, выступая гарантом, дает письменное обязательство отвечать за исполнение лицом — получателем гарантии — своих обязательств перед третьими лицами полностью или частично. Получателями государственных (муниципальных) гарантий являются субъекты РФ, муниципальные образования, юридические лица. Назначение гарантии — обеспечение исполнения (обязательств получателей гарантии перед третьими лицами.

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Место и роль государственных  финансов в экономической жизни  определяется как самим фактом мобилизации, перераспределения и расходования средств, так и целенаправленной государственной политикой государства  в области государственных финансов. В этой связи государственные  финансы рассматриваются не только как инструмент привлечения средств с помощью обязательных платежей, и как один из ведущих экономических рычагов государства.

Государственные и рыночные механизмы сосуществуют и дополняют  друг друга. Нормальное социально-экономическое  и политическое развитие страны предполагает эффективное функционирование государства. Для успешного развития страны требуются как экономические и технологические предпосылки, так и институциональная да: нормы и правила, обеспечивающие использование этих предпосылок, четкое определение роли, которую государство может сыграть в конкретных сложившихся условиях, способность государства законодательно определять, финансировать и практически реализовать принятые законодательные нормы, обеспечивать экономическую стабильность и благоприятные условия для деятельности субъектов хозяйствования. В общем виде, казалось бы, все понятно тем не менее роль и возможности государства и государственных финансов в общественном развитии, поиски ответов на вопросы том, чем должно и чем не должно заниматься государство, а если должно, то какими методами, на протяжении длительного времени родятся в центре внимания политиков и экономистов.

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Бабич А.М., Павлова Л.Н. Финансы. Денежное обращение. Кредит: учебник. – М.: ЮНИТИ, 2007
  2. Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента. Как управлять капиталом? - М.: Финансы и статистика, 2001.
  3. Берлин С.И. Теория финансов. – М.: Приор,2003.
  4. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Курс лекций для студентов высших учебных заведений. - М.: Общество Знание, 2003.
  5. Бюджетный кодекс Российской Федерации. - М.: Юрайт, 2000.
  6. Бюджет и бюджетное финансирование: сборник нормативных документов. – М.: Финансы, 2003.
  7. Гавриленков Е. Российская экономика: перспективы макроэкономической политики //Вопросы экономики. 2004. №4.
  8. Дадашев А.З., Черник Д.Г. Финансовая система России. - М.: ИНФРА-М, 2004.
  9. Дворкович А., Шарипова Е. Государственная финансовая политика в 2004 году //Вопросы экономики. 2005. №4.
  10. Деревянченко Т. Казначейство – государственный контролер исполнения федерального бюджета //Финансы. 2004. №4.
  11. Комягин Д. Органы, осуществляющие контроль за перечислением доходов бюджетов //Право и экономика. 2003. №3.
  12. Лушин С.И. Государственные финансы в новых условиях. //Финансы, 2004, № 5. - С. 7-8.
  13. Парамонова Т. Денежно-кредитная политика ЦБ и его роль в достижении макроэкономической стабилизации //Деньги и кредит. 2004. №10.
  14. Рогова О. Ориентиры развития денежно-финансовой системы //Экономист. 20

 

 

1 Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов /Л.А. Дробозина, Л.П. Окунева, Л.Д. Андросова и др.; под ред. проф. Л.А. Дробозиной. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 2007.-С.42

2 Финансы, денежное обращение, кредит. /Л.А. Дробозина и др. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 2007.-С.45

3 Бабич А.М., Павлова Л.Н. Финансы. Денежное обращение. Кредит: учебник. – М.: ЮНИТИ, 2007.-С.24

4 Финансы. /Под ред. В.М. Родионовой. Учебник. - М.: Финансы и статистика, 2006.-С.33

5 Финансы: Учебник для вузов. /Под ред. М. В, Романовского, проф. О. В. Врублевской, проф. Б. М. Сабанти. – М.: Перспектива; Юрайт, 2006.

7 Лушин С.И. Государственные финансы в новых условиях. //Финансы, 2005, № 3. - С. 7-8.

Информация о работе Сущность и функции государственных финансов