Стратегия предприятия при управлении марочной политикой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 17:31, реферат

Описание работы

Многие современные проблемы и противоречия социально-экономического реформирования в России вызваны недостаточной подготовкой руководителей различного уровня к работе в рыночных условиях. Становление рыночной экономики порождает необходимость нового экономического мышления, новых подходов к управлению экономикой, во главе угла которых стоит удовлетворение потребностей человека. Хотя успех на рынке складывается из множества факторов, все преуспевающие фирмы отличаются одной общей чертой: абсолютной ориентацией на потребителя и всесторонним применением маркетинга.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ......…………………………………………………………………………………3
1.ПОНЯТИЕ ТОРГОВОЙ МАРКИ……………………………………………………...4
2.СОЗДАНИЕ ТОРГОВОЙ МАРКИ………………………………………………….....7
3.СТРАТЕГИИ МАРОЧНОЙ ПОЛИТИКИ…………………………………………….11
4.ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МАРОЧНОЙ ПОЛИТИКИ………………………………………………………………....14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………...….17
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………………………..19

Файлы: 1 файл

реферат на курс по выбору Ананьева О М.docx

— 93.76 Кб (Скачать файл)

 

 

ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА МЕНЕДЖМЕНТА И  ЭКОНОМИКИ ОБРАЗОВАНИЯ

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

«Стратегия предприятия  при управлении марочной политикой»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Саранск 2013

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ......…………………………………………………………………………………3

  1. ПОНЯТИЕ ТОРГОВОЙ МАРКИ……………………………………………………...4
  2. СОЗДАНИЕ ТОРГОВОЙ МАРКИ………………………………………………….....7
  3. СТРАТЕГИИ МАРОЧНОЙ ПОЛИТИКИ…………………………………………….11
  4. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МАРОЧНОЙ ПОЛИТИКИ………………………………………………………………....14

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………...….17

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………………………..19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Многие современные проблемы и противоречия социально-экономического реформирования в России вызваны недостаточной подготовкой руководителей различного уровня к работе в рыночных условиях. Становление рыночной экономики порождает необходимость нового экономического мышления, новых подходов к управлению экономикой, во главе угла которых стоит удовлетворение потребностей человека. Хотя успех на рынке складывается из множества факторов, все преуспевающие фирмы отличаются одной общей чертой: абсолютной ориентацией на потребителя и всесторонним применением маркетинга. 

К сожалению, в России инструментарий маркетинга, его приемы и методы используются далеко не в полном объеме, даже учитывая уровень развития ее производительных сил и инфраструктуры. Между тем, в период экономической нестабильности и кризиса именно маркетологи должны найти резервы для формирования устойчивых конкурентных позиций предприятий на российском потребительском рынке.  
В своем выступлении на 2-й Международной конференции по маркетингу, организованной Российской ассоциацией маркетинга в сентябре 1998 года, известный американский маркетолог Филип Котлер отмечал: "Чтобы предприятие могло не разориться в период кризиса, ему нужно сократить расходы. Но ни в коем случае нельзя сокращать расходы на маркетинг. Если в обычных условиях маркетинг нужен для процветания, то в условиях кризиса он становится едва ли не единственным механизмом, который поможет фирме выжить". Каким образом? Прежде всего за счет поиска новых направлений деятельности, новых рыночных ниш, перестройки товарной и марочной политики фирмы. 

Наиболее характерным  свойством профессиональных маркетологов, работающих на потребительском рынке, является их умение создавать, поддерживать, защищать, усиливать и расширять марки, то есть формировать эффективную марочную политику предприятия. 

«Поставьте свою марку  на курицу или воду,- советует Филип Котлер,- и вы будете жить. Не забывайте, что компания стоит столько, сколько стоит ее марка. 20 млрд. долл., в которые оценивается компания Pepsi – это стоимость марки, а не директора или завода».

Внедрение марок на рынок  – основной вопрос товарной стратегии, который должен решаться отечественными предприятиями с учетом того опыта, который накоплен в мировой практике маркетинговой деятельности. 

Марочная политика – актуальный вопрос в изучении дисциплины маркетинг  и актуальный аспект в современной рыночной экономике в целом.

 

1. ПОНЯТИЕ ТОРГОВОЙ МАРКИ

Способность создавать, развивать, поддерживать и защищать торговые марки  – основное требование, предъявляемое к маркетологам. Торговая марка – искусство и краеугольный камень маркетолога. Американская ассоциация маркетинга дает следующее определение торговой марки:

Торговая марка – имя, термин, знак, символ, рисунок или их сочетание, предназначенные для идентификации товаров или услуг одного продавца или группы продавцов и их дифференциации от товаров или услуг конкурентов.

Закон РФ от 23 сентября 1992 г. N 3520-I «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» (с изменениями от 27 декабря 2000 г., 30 декабря 2001 г., 11, 24 декабря 2002 г.) дает такое определение товарного знака:

Товарный знак и знак обслуживания - обозначения, служащие для индивидуализации товаров, выполняемых работ или оказываемых услуг юридических или физических лиц.

А Правила составления, подачи и рассмотрения заявки на регистрацию  товарного знака и знака обслуживания (утв. Роспатентом 29 ноября 1995 г.) (с изменениями  от 19 декабря 1997 г.) так определяют виды товарных знаков:

В качестве товарных знаков могут быть зарегистрированы словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения или их комбинации.

(1) К словесным обозначениям  относятся слова, сочетания букв, имеющие словесный характер, словосочетания, предложения, другие единицы языка, а также их сочетания.

(2) К изобразительным обозначениям  относятся изображения живых  существ, предметов, природных  и иных объектов, а также фигуры  любых форм, композиции линий,  пятен, фигур на плоскости.

(3) К объемным обозначениям  относятся трехмерные объекты,  фигуры и комбинации линий, фигур.

(4) К комбинированным обозначениям  относятся комбинации элементов  разного характера, изобразительных,  словесных, объемных и т.д.

(5) К другим обозначениям, предусмотренным пунктом 1 статьи 5 Закона, относятся, например, звуковые, световые и иные обозначения.

(6) Товарный знак может  быть зарегистрирован в любом  цвете или цветовом сочетании.

По существу, торговая марка  – обещание продавца постоянно представлять покупателю специфический набор качеств, ценностей, услуг. Лучшие торговые марки включают также гарантию качества. Но торговая марка – более комплексный шестиуровневый символ:

1) Характеристики. То есть, прежде всего, торговая марка вызывает в памяти определенные характеристики, ассоциации с чем-либо. Любая характеристика может использоваться компанией в рекламных целях. 
2) Выгоды. Торговая марка – больше, чем просто набор характеристик. Покупатели приобретают не характеристики, а благо. Характеристики необходимо перевести в функциональные и/или эмоциональные блага: «надежность» в функциональную выгоду - «мне не придется покупать часто один и тот же товар в течении какого-то периода времени»; «дороговизну» эмоциональную выгоду – «товар поможет мне почувствовать себя значительным и вызвать восхищение»; «хорошо сделанный» - в функциональную и эмоциональную выгоду - «я ни чем не рискую». 
3) Ценности. Торговая марка есть отражение системы ценностей производителя, такие как: представительность, безопасность, комфорт, престиж и так далее. Специалисты по маркетингу, занимающийся данной торговой маркой должен выделить специфические группы покупателей товара, которым близки эти ценности. 
4) Культура. Торговая марка представляет определенную культуру: стиль организованность, эффективность высокое качество и так далее. 
5) Индивидуальность. Торговая марка также предполагает определенную индивидуальность. То есть торговая марка иногда принимает индивидуальные особенности известной личности (политический деятель, актер и так далее). 
6) Пользователь. Торговая марка предполагает и определенный тип потребителя, который покупает и использует данный товар.

Если компания рассматривает  торговую марку только как имя, она  упускает главную цель её создания. Основная задача торговой марки – развитие прочной цепи значений и ассоциаций. Глубокой называют марку которую публика воспринимает во всех её измерениях; в противном случае – она поверхностная.

Принимая во внимание шесть  уровней торговой марки, маркетолог должен определить, на каком уровне (уровнях) он будет развивать её, индивидуализировать. Опора исключительно на характеристики, присущие торговой марке ошибочна. Во-первых, покупатель заинтересован не столько в характеристиках продукта, сколько в предоставленных ему благах. Во-вторых, конкуренты могут легко скопировать характеристики товара. В-третьих, текущие характеристики могут со временем в значительной мере утратить свою ценность и тем самым нанести сильный удар слишком сильно привязанной к ним торговой марке. Однако, не менее рискованно продвижение торговой марки на двух или нескольких выгодах.

Самые устойчивые атрибуты торговой марки – ценности, культура и индивидуальность – определяют её сущность.

Положение торговой марки  её значительностью и ценностью. На нижнем конце шкалы находятся  марки, неизвестные большинству  покупателей. Далее следуют марки, по отношению к которым покупатели демонстрируют достаточно высокую  степень осведомленности (проявляющуюся как в информированности о ней, так и узнаваемости). Выше располагаются марки с высокой степенью признания торговой марки – другими словами, покупатели приобретают такие марки без сомнений. Затем следуют торговые марки, обладающие высокой степенью предпочтительности – покупатели отдают им предпочтение перед другими производителями. Наконец, есть марки, характеризующиеся высокой степенью лояльности по отношению к ней.

Выделяют  пять уровней отношения покупателей  к торговой марке от низкого к  высшему: 
1) Покупатель приобретает товар под любой торговой маркой, ориентируясь на цену. Лояльность к торговой марке отсутствует. 
2) Покупатель удовлетворен. Нет причин менять торговую марку. 
3) Показатель удовлетворен и понесет убытки при смене марки. 
4) Покупатель ценит торговую марку. 
5) Покупатель предан торговой марке.

Величина марочного капитала в значительной степени зависит  от того, какое количество покупателей можно отнести к уровням 3, 4 или 5. Она определяется также степенью узнаваемости торговой марки, очевидным ее качеством, сильными рациональными и эмоциональными ассоциациями, другими активами, такими как патенты, торговые знаки, и системой обратной связи с потребителями.

Некоторые компании выбирают в качестве основы своего роста приобретение и создание крупного портфеля торговых марок.

Однако, практика отражения  стоимости торговых марок в балансовых отчетах не получила широкого распространения  по причине определенной произвольности такого рода оценок. Например, одним  из способов оценки стоимости торговой марки является дополнительная цена, которую платят за торговую марку, умноженная на дополнительный объем продаж по отношению к среднестатистической торговой марке. 
 
Что касается марок-лидеров, то к самым дорогим торговым маркам мира относятся (по порядку занимаемых мест): «Coca-Cola», «Marlboro», «Nescafe», «Kodak», «Microsoft», «Budweiser», «Kellogg's», «Motorola», «Gillette» и «Bacardi.

Высокая стоимость торговых марок обеспечивает компании определенные преимущества перед  конкурентами: 
1) уменьшаются затраты на маркетинг, так как покупатели доверяют торговой марке, сохраняют высокую степень лояльности к ней; 
2) компания получает определенный рычаг воздействия на дистрибьюторов и розничных продавцов, поскольку покупатели ждут от них продукцию под конкретными торговыми марками; 
3) компания может устанавливать более высокие цены по сравнению с конкурентами, так как торговая марка — синоним высокого качества; 
4) компании легче проводить расширение товарной линии, поскольку потребители доверяют торговой марке; 
5) торговые марки обеспечивают компании определенную защиту в случае жесткой ценовой конкуренции.

Поддержание высокой ценности торговой марки предполагает управление ее развитием: поддержание или усиление степени доверия потребителей к торговой марке, повышение качества и функциональности продукта, укрепление позитивных ассоциаций покупателей, а также высочайший уровень обслуживания.

Некоторые аналитики полагают, что отпущенный маркам срок жизни  значительно превышает жизненный  цикл товаров и предприятий компании, и относятся к торговым маркам как к основным фирменным активам. Любая сильная торговая марка  есть воплощение лояльности определенной группы покупателей. Следовательно, главный актив, лежащий в основе марочного капитала, - потребительский капитал. Из этого можно сделать вывод, что истинный фокус маркетингового планирования — увеличение долгосрочной стоимости покупательской лояльности, а его важнейший маркетинговый инструмент — управление торговой маркой.

 

2. СОЗДАНИЕ ТОРГОВОЙ МАРКИ

Специалисты по маркетингу должны решить несколько задач, связанных  с управлением торговыми марками. Ключевые варианты решений показаны на рисунке 1. 
 
Рис. 1. Решения, связанные с управлением торговыми марками.

Прежде всего, компания должна решить, насколько целесообразно  присвоение ее продукту торговой марки. В прошлом торговые марки были скорее исключением. Производители и посредники продавали товары тоннами, контейнерами и ящиками без какой-либо идентификации поставщика. Покупатели зависели от честности продавца. Самые первые торговые марки появились в средние века под давлением гильдий ремесленников, призывавших своих членов маркировать продукцию, чтобы защитить себя и покупателей от изделий низкого качества. Правомерно говорить о появлении торговых марок в области изобразительного искусства после того, как художники стали подписывать свои работы.

Владельцы известных (общенациональных) торговых марок вынуждены бороться с «обычными» товарами. Другие компании, конкурируя с «обычными» товарами, просто снижают цены.

Торговая  марка дает продавцу несколько преимуществ: 
1) она упрощает процесс оформления заказов и доставки продукции. Более того, продавец легко исправит свою ошибку, если он неправильно выполнил заказ, или разберется с обоснованностью жалоб потребителей на низкое качество продукции; 
2) торговое название и марка продавца обеспечивают юридическую защиту уникальных качеств продукции, которые в противном случае могут безнаказанно скопировать конкуренты; 
3) торговые марки дают продавцу возможность привлечь достаточное количество покупателей. Лояльность по отношению к торговой марке обеспечивает продавцу определенную защиту от конкурентов и увеличивает степень его контроля за процессом планирования маркетинговых программ; 
4) торговые марки помогают поставщику четко сегментировать рынок; 
5) сильные марки помогают укреплению корпоративного имиджа, упрощают внедрение новых марок и обеспечивают благосклонность дистрибьюторов и потребителей. 
6) Что касается поддержки, то у производителя существует несколько возможностей поддержки торговой марки. Товар может быть обозначен: 
7) маркой производителя (иногда именуемой общенациональной торговой маркой); 
8) маркой дистрибьютора (также именуемой торговой маркой продавца, универмага или частной маркой); 
9) лицензионной торговой маркой.

Информация о работе Стратегия предприятия при управлении марочной политикой