Стратегическое планирование на предприятиях общественного питания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 07:36, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время ни одна сфера жизни общества не может обойтись без прогнозов как средства познания будущего. В данной курсовой работе внимание будет уделено стратегическому планированию деятельности предприятий общественного питания, обоснованию основных направлений экономической политики, предвидению последствий принимаемых решений. Стратегическое планирование является одним из решающих научных факторов формирования стратегии и тактики развития предприятий общественного питания.

Файлы: 1 файл

Стратегия 1!.docx

— 64.83 Кб (Скачать файл)

- принцип соответствия  сроков расчётов, то есть учёт  времени поступления и использования  денежных и других финансовых  средств (соответствия сроков  получения и использования денежных  средств);

- принцип сбалансированности  рисков предопределяет сочетание  в финансовом планировании направленности  развития и величины рисков;

- принцип концентрации, который  предполагает выделение ключевых  областей деятельности, требующих  приоритетной концентрации финансовых  ресурсных для достижения стратегических  целей.

Кроме того, в рамках стратегического  финансового планирования компании стремятся обеспечить синергический  эффект, т. е. значительное повышение  эффективности работы предприятия  за счёт комплексирования ряда элементов. Синергию в финансах называют финансовым рычагом или левереджем. Финансовый рычаг - это инструмент повышение эффективности работы предприятия за счёт привлечения внешних кредитов. Поэтому в основе финансового стратегического планирования должен, по нашему мнению, лежать также принцип синергии.

Разработка финансового  плана не является простым арифметическим пересчётом показателей производства в финансовые показатели, эта деятельность должна быть основана на творческом подходе  к показателям производственного  плана, обеспечивать выявление и  использование не учтённых внутрихозяйственных  резервов, находить методы более эффективного использования производственного  потенциала компании, более рационального  расходования материальных и денежных ресурсов, повышения потребительских  свойств выпускаемой продукции  и т. д, таким образом, очевиден принцип творческого подхода к финансовому стратегическому планированию.

Краткосрочный финансовый план входит в качестве одного из разделов в бизнес-план предприятия. Долгосрочное финансовое планирование имеет свои отличия. При разработке стратегического  финансового плана исключаются  детали, осуществляется агрегирование  инвестиций по нескольким (близким) товарам. Например, в начале процедуры планирования каждое производственное подразделение  разрабатывает несколько альтернативных бизнес-планов (обычно сроком на 5 лет):

- план агрессивного роста,  предусматривающий большой объём  капиталовложений, в том числе  в разработку новых товаров,  увеличение доли на рынке или  выход на новый рынок;

- план нормального роста,  согласно которому объёмы производства  будут расти вместе с рынком, но не за счёт вытеснения  конкурентов;

- план постепенного сворачивания  операций, который предлагает минимальные  инвестиции, имея в виду постепенное  сокращение операций и дальнейшую  ликвидацию подразделения;

- план изъятия капиталовложении, предусматривающий продажу или ликвидацию подразделения. В этом случае каждый из четырёх альтернативных бизнес-планов будет иметь свой план движения денежных средств, и они могут рассматриваться как четыре исключающие друг друга проекта.

Таким образом, стратегическое финансовое планирование не должно подразумевать планирование инвестиций в отдельные проекты, но должно оценивать в целом инвестиционные возможности предприятия. Таким образом, стратегическое финансовое планирование основывается и на принципе целостного подхода.

Рассмотренные выше принципы, которые должны служить основой  процесса стратегического планирования финансовой деятельности компании, представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Принципы стратегического  планирования финансовой деятельности компании:

 

Общие принципы стратегического  планирования

Специфические принципы стратегического  планирования финансовой деятельности компании

 

1. Единства (системности)

Самофинансирования

 

2. Непрерывности

Самоокупаемости

 

3. Гибкости

Платежеспособности

 

4. Точности

Сбалансированности рисков

 

5. Участия

Соответствия сроков расчетов

 

6. Холизма (координация  и интеграция)

Концентрации

 

7. Научности

Синергии

 

8. Системности

Творческого подхода

 

9. Единоначалия

Целостного подхода

 
     

 

1.3 Основные этапы стратегического планирования предприятий общественного питания

Процесс планирования проходит ряд этапов, по В. Хойеру их четыре:

1. Разработка общих целей;

2. Определение конкретных, детализированных целей на заданный  период времени;

3. Определение путей и  средств достижения целей;

4. Контроль за достижением  поставленных целей, путем сопоставления  плановых показателей с фактическими.

Методы планирования представляют собой способы преобразования экономической  информации с целью определения  темпов и оптимальных пропорций  развития объекта планирования, а  также путей наиболее эффективного использования ресурсов. Методы планирования предполагают обоснование и непосредственные расчеты показателей хозяйственной  деятельности предприятий общественного  питания.

Основные методы планирования:

- балансовый

- нормативный

- индексный

- расчетно-аналитический  (экономико-статистический)

- экономико-математическое  моделирование

Сущность балансового  метода заключается в том, что  он позволяет путем построения соответствующих  балансов взаимно увязывать имеющиеся  в наличии ресурсы (материальные, трудовые, финансовые) и фактические  потребности. Построение различных  балансов позволяет определить возможные  конечные результаты хозяйственной  деятельности в плановом периоде, наиболее эффективную структуру источников ресурсов, вскрыть резервы улучшения  использования ресурсов. Каждый баланс состоит из отдельных статей, в  которых указываются размеры  отдельных видов ресурсов, с одной  стороны, и потребностей в этих ресурсах - с другой. Экономическое обоснование  показателей этих статей представляет собой сложный самостоятельный  этап планирования с применением  различных методов. Финансовый план организации общественного питания  имеет форму баланса, в котором  увязываются источники денежных доходов и направления расходов.

Применение балансового  метода при планировании деятельности ресторанного хозяйства позволяет  непосредственно увязывать выпуск продукции и объем товарооборота  с продовольственными ресурсами. Зная формулу продуктового баланса, связь  между его элементами, поступление  сырья и товаров можно определить так:

П = Р + Е + Зк - Зн

Где П - поступление сырья и товаров;

Р - расход сырья и товаров;

Е - естественная убыль в  пределах нормы;

Зк - запасы сырья и товаров на конец периода;

Зн - запасы сырья и товаров на начало периода.

В планировании применяется  также нормативный метод, предполагающий использование при расчете показателей  плана технико-экономические нормативы, которые позволяют обосновать величину этих показателей. Технико-экономические  показатели характеризуют рациональное использование материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Они базируются на использовании прогрессивных  научно- обоснованных норм и нормативов расходования отдельных видов ресурсов на единицу объема услуг или единицу продукции.

Этот метод применяется  при планировании издержек предприятий  общественного питания. При этом используются нормы расхода электроэнергии, нормы амортизационных отчислений и т.д. планировании численности  работников базируется на нормах обслуживания, нормах выработки.

При планировании используются различные индексные построения, которые представляют собой определенные расчетные операции, основанные на использовании существующих зависимостей между некоторыми индексами. Как  правило, индексные построения отражают взаимосвязь между тремя индексами. Зная характер этой взаимосвязи, по двум индексам можно найти третий.

В практике планирования широко применяется расчетно-аналитический  метод, который заключается в  том, что при разработке плана  экономические явления и процессы изучаются путем анализа их отдельных  частей. Анализ позволяет установить зависимость между показателями и наметить в плане изменения в соответствии с имеющимися ресурсами.

Наиболее точный нормативный  метод планирования, суть которого заключается в том, что плановые показатели рассчитываются на основе прогрессивных норм использования  ресурсов с учетом их изменений в  результате внедрения организационно-технических  мероприятий в плановом периоде.

По разным классификационным  признакам методы планирования могут  быть:

- одновариантными;

- ручными;

- механизированными;

- автоматизированными;

- табличными и др.

1.4 Взаимосвязь стратегического и текущего планирования на предприятии

Стратегическое планирование задает перспективные направления  развития предприятия, определяет основные виды его деятельности, позволяет  увязать в единую систему маркетинговую, проектную, производственную и финансовую деятельность. Стратегический план обеспечивает адаптацию предприятия к внешней  среде, к распределению ресурсов и внутреннюю координацию деятельности с целью выявления сильных  и слабых сторон. Стратегический план на крупных предприятиях, как правило, долгосрочный. Но временный период стратегического плана для разных предприятий может быть различным  и то, что является долгосрочным для одного предприятия, может быть краткосрочным для другого. Стратегическое планирование на предприятиях должно быть направлено на их долгосрочное развитие, достижение высоких темпов экономического роста. Развитие - это процесс, в котором увеличиваются возможности и желания предприятия удовлетворять свои желания и потребности потребителей. Таким образом, стратегическое планирование призвано обеспечить необходимый экономический рост и желаемый уровень развития предприятия на предстоящий долгосрочный период.

Первым и самым ответственным  решением при стратегическом планировании является выбор миссии и целей  предприятия. Миссия раскрывает смысл  существования предприятия, в котором  проявляются отличия данного  предприятия от ему подобных. Миссия и цели - служат ориентиром для всех последующих этапов планирования и одновременно накладывают определенные ограничения на направление деятельности предприятия при анализе альтернатив развития. Миссия предприятия может состоять в завоевании рынка сбыта продукции, в географическом или продуктовом расширении рынка, в повышении качества продукции при снижении цен на нее и т.д. Цели бывают долгосрочными, среднесрочными и краткосрочными. Они формируются и устанавливаются в рамках миссии и в ее развитии. При этом цели являются задающей частью стратегического планирования.

Стратегические планы  составляются в основном на среднесрочный  период, т.е. на три года. Долгосрочные стратегические планы имеют невысокую  точность или достоверность, так  как отражают укрупненную оценку целей и возможностей их достижения по причине отсутствия достаточно объективной  информации.

Стратегический план задает перспективное направление развития предприятия, определяет основные виды деятельности, позволяет увязать  в единую систему все основные направления деятельности, а также позволяет лучше понимать структуру потребности, процессы планирования, продвижения, и сбыта продукции, механизмы формирования рыночных цен. Он устанавливает каждому подразделению предприятия конкретные и четкие цели, которые согласуются с общей стратегией развития предприятия. Он обеспечивает координацию усилий всех функциональных служб предприятия. Стратегический подход стимулирует менеджеров предприятия лучше оценивать свои слабые и сильные стороны с точки зрения конкурентов, возможностей, ограничений и изменений окружающей среды. План определяет альтернативные действия предприятия на долгосрочный период и создает основу для распределения ограниченных экономических ресурсов. Демонстрирует возможность фактического применения основных функций планирования, организации, управления, контроля и оценки деятельности предприятия, как единую систему современного менеджмента.

Процесс стратегического планирования на предприятии включает в себя осуществление следующих взаимосвязанных функций:

1) определение долгосрочной  стратегии, основных целей и  задач развития предприятия;

2) создание стратегических  хозяйственных подразделений на  предприятии;

3) обоснование и уточнение  основных целей проведения маркетинговых  исследований рынка;

4) осуществление ситуационного  анализа и выбор направления  экономического развития предприятия;

5) разработка основной  стратегии маркетинга и укрупненное  планирование производства продукции;

6) выбор тактики и уточненное  планирование способов и средств  достижения поставленных задач;

7) контроль и оценка  основных результатов, корректировка  выбранной стратегии и способов  ее реализации.

В процессе стратегического  планирования главные цели предприятия  устанавливаются высшим руководством и согласуются со всеми подразделениями. После их рассмотрения подразделения  выдвигают свои предложения и, тем  самым, создаются необходимые предпосылки  для выработки общих целей  стратегического планирования. В  утвержденных планах предусматриваются  общие цели предприятия, его место  на рынке, организационная структура  управления, финансовые результаты и  т.д.

Информация о работе Стратегическое планирование на предприятиях общественного питания