Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2012 в 05:07, лекция
Pest-анализ,Swot-анализ
♦ новизну информации о состоянии организации. Консультанты обеспечивают руководство предприятия информацией, которую оно иначе просто не может получить;
♦ выход на основную проблему, решение которой снимет другие проблемы или снизит их остроту.
Типичным примером подмены проблемы является ситуация со сбытом. Проблема в этом случае определяется так: «Нет сбыта. У покупателей нет денег». Об этом говорят как российские предприятия легкой промышленности, так и производители сложной техники — станков, оборудования и другой продукции. Однако это явно не проблема предприятия. Появление денег у потребителей не приведет автоматически к покупке продукции именно данного предприятия, так как по большинству товаров на рынке у потребителей есть возможность выбора. Потребитель будет выбирать, сравнивая, например, одежду, обувь российских производителей с иностранной продукцией. В этой ситуации за потребителей надо бороться, а для этого необходимо развивать маркетинг, постепенно менять ориентацию предприятия с производства на потребности рынка. Именно в противоречии между рыночной внешней средой и внутренней производственной ориентацией и заключается главная проблема большинства российских предприятий. Но проблемы могут возникать не только в отношениях с изменившейся внешней средой, но и внутри организации: недостаточная мотивация работников предприятия, отсутствие системы управленческого учета и т. д.
А. Пригожий выделяет три типа проблем предприятий.
• Сущностные проблемы предприятий, которые нельзя решить, можно лишь снизить их остроту в конкретных ситуациях и избегать их обострения. К таким проблемам относится противоречие между стабильностью и развитием предприятия. Успешное выполнение текущих задач требует устойчивости и стабильности организации (это цели системы), но изменяющиеся внешние условия требуют перемен: в целях, структуре управления, методах работы на рынке, мотивации персонала. Здоровый консерватизм предприятия противостоит потребности в развитии, которое нарушает стабильность и равновесие внутри организации. К сущностным проблемам относится также проблема департаментализации. Суть ее заключается в иерархичности построения предприятия, в необходимости деления общей цели предприятия на более частные цели, а тех, в свою очередь, — на локальные цели и подцели. В этих условиях каждое подразделение предприятия склонно преувеличивать значение своей подцели. Кроме того, оно по-своему трактует смысл заданной цели, накладывая на нее личный и групповой интерес. Такие противоречия между целями подразделений по горизонтали и по вертикали с общими целями предприятия привычны и неизбежны.
• Социокультурные проблемы в отличие от сущностных проблем имеют место на предприятиях не всегда. Их наличие зависит от определенного типа деловой и организационной культуры. Скажем, советским руководителям была чужда ориентация на клиентов, у них преобладал центристский стиль руководства: начальник старается все контролировать, не любит делегировать полномочия. На Западе руководящий состав занят стратегией предприятия, в России такая работа ведется редко и неумело. Социокультурные проблемы предприятия могут быть решены через обучение персонала, развитие деловой и организационной культуры; однако это требует времени.
• Ситуационные проблемы могут появиться из-за ошибок конкретных менеджеров, из-за особого стечения обстоятельств. Такие проблемы всегда конкретны: они есть на одном предприятии, но отсутствуют на другом. Это, например, отсутствие взаимопонимания между руководителями двух подразделений. Ситуационные проблемы могут быть очень сложными, хотя и вполне решаемыми.
Грамотное определение проблем облегчает принятие как тактических, так и стратегических управленческих решений.
Принципы внутреннего анализа. В основе анализа внутренней среды предприятия должны лежать следующие принципы:
SNW-анализ
SNW-анализ — это анализ слабых и сильных сторон организации, оценивается внутренняя среда по трем значениям: Strength (сильная сторона), Neutral (нейтральная сторона) и Weakness (слабая сторона). Как показала практика, в ситуации стратегического анализа внутренней среды организации в качестве нейтральной позиции лучше всего фиксировать среднерыночное состояние для данной конкретной ситуации.
Обычно SNW-анализ применяют для более глубокого изучения внутренней среды организации после проведения SWOT-анализа
При SNW-анализе оценивается состояние внутренней среды предприятия по ряду позиций. Каждая позиция получает одну из трех оценок:
Ниже в качестве примера приведены результаты SNW-анализа для одного из предприятий Новосибирска.
Таблица
9
SNW-анализ
«А» предприятия г. Новосибирска
№
п/п |
Значимые параметры* в деятельности предприятия | Ранг | S | N | W |
1. | Обучение персонала | 2 | Х | ||
2. | Условия труда | Х | |||
3. | Мотивация и стимулирование персонала | Х | |||
4. | Текучесть кадров | Х | |||
5. | Квалификация персонала | Х | |||
6. | Оценка качества работы персонала | 7 | Х | ||
7. | Социальный пакет | Х | |||
8. | Организация планирования | 5 | Х | ||
9. | Уровень технической оснащенности | Х | |||
10. | Информационное обеспечение | 4 | Х | ||
11. | Качество выпускаемой продукции | Х | |||
12. | Организация маркетинга на предприятии | 6 | Х | ||
13. | Производственные площади | Х | |||
14. | Организационная структура предприятия | 3 | Х | ||
15. | Состояние охраны труда | Х | |||
16. | Дилерская сеть | Х | |||
17. | Объемы производства | Х | |||
18. | Ассортимент выпускаемой продукции | Х | |||
19. | Численность персонала | Х | |||
20. | Заработанная плата | Х | |||
21. | Имидж (деловая репутация) предприятия | Х | |||
22. | Психологический климат в коллективе | Х | |||
23. | Финансовая устойчивость предприятия | Х | |||
24. | Территориальное расположение | Х | |||
25. | Ценовая политика | Х | |||
26. | Объемы продаж | Х | |||
27. | Сроки выполнения заказов | Х | |||
28. | Зависимость от поставщиков | 8 | Х | ||
29. | Ориентация на потребителя | Х | |||
30. | Стратегия развития предприятия | 1 | Х |
*
Примечание: Набор параметров, как
правило, является специфическим для каждого
предприятия.
Главная задача SNW-анализа – это выявление «актива» (S) и «пассива» (W) предприятия. А задача разрабатываемой стратегии развития – использование актива для нейтрализации и устранения пассива. В нашем примере к «пассиву» (слабым позициям) предприятия относятся (по ранжиру, сделанному менеджерами предприятия):
АНАЛИЗ СИЛЬНЫХ И СЛАБЫХ СТОРОН ПРЕДПРИЯТИЯ
♦ Оценка сильных и слабых сторон. Сильные стороны — это опыт и ресурсы, которыми владеет предприятие, а также стратегически важные сферы деятельности, позволяющие побеждать в конкурентной борьбе. Слабые стороны — это недостатки и ограничения, препятствующие успеху.
Существует множество источников сильных и слабых сторон деятельности предприятия, часть из которых рассмотрена при анализе отрасли. Так, к числу сильных сторон можно отнести серьезные и явные потребительские предпочтения, возможность экономии на масштабах. Слабой стороной предприятия являются серьезная зависимость от внутреннего рынка объема прямых продаж, неспособность удовлетворять потребности новых сегментов рынка и др.
Определение сильных и слабых сторон следует проводить по всем направлениям деятельности предприятия:
Ниже приведен набор факторов, и ключевых вопросов для их анализа в сфере производства (табл. 10).
Таблица 10
Анализ сильных и сторон предприятия в сфере производства
Факторы | Вопросы для анализа |
|
Соответствует ли производственные мощности современным требованиям? |
|
Насколько
эффективно используются производственные
мощности, существуют ли возможности
для расширения производственной базы? Какова отдача
от исследований и разработок? Приводят ли НИР к созданию принципиально новых продуктов? |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
|
Оценка факторов сильных и слабых сторон предприятия дается в сравнении с рыночным лидером по интервальной шкале путем присвоения каждому фактору определенного веса, например от 1 (незначимый) до 5 (выдающийся).
Таблица 11
Сильные
и слабые стороны
предприятия (пример)
Показатели | Степень
важности
показателя (в баллах от 1 до 3) |
Бальная оценка конкурентоспособности | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||
Сильные
стороны:
наличие оригинальных конструкторских разработок экономичность эксплуатации небольшие габариты и хорошая маневренность |
3 2 3 |
3 2 2 |
* * * |
* * |
* | |
Слабые
стороны:
узкий ассортимент продукции, невысокая доля продукции негибкая ценовая политика неразвитая сбытовая сеть |
||||||
Итого | 24 |
♦ Определение главных достоинств. Стратегия предприятия должна учитывать сильные, слабые стороны бизнеса и опираться на его главные достоинства.
Главные достоинства характеризуют исключительную компетенцию (уникальные преимущества) предприятия в решении поставленных задач.
Уникальные преимущества основываются на особо эффективном сочетаний ресурсов, которые делятся на осязаемые и неосязаемые.
Информация о работе Стратегический анализ внутренней и внешней среды