Стратегический анализ внутренней и внешней среды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2012 в 05:07, лекция

Описание работы

Pest-анализ,Swot-анализ

Файлы: 1 файл

АНАЛИЗ.doc

— 442.50 Кб (Скачать файл)

♦  новизну  информации о состоянии организации. Консультанты обеспечивают руководство  предприятия информацией, которую оно иначе просто не может получить;

♦  выход  на основную проблему, решение которой  снимет другие проблемы или снизит их остроту.

         Типичным примером подмены проблемы является ситуация со сбытом. Проблема в этом случае определяется так: «Нет сбыта. У покупателей нет денег». Об этом говорят как российские предприятия легкой промышленности, так и производители сложной техники — станков, оборудования и другой продукции. Однако это явно не проблема предприятия. Появление денег у потребителей не приведет автоматически к покупке продукции именно данного предприятия, так как по большинству товаров на рынке у потребителей есть возможность выбора. Потребитель будет выбирать, сравнивая, например, одежду, обувь российских производителей с иностранной продукцией. В этой ситуации за потребителей надо бороться, а для этого необходимо развивать маркетинг, постепенно менять ориентацию предприятия с производства на потребности рынка. Именно в противоречии между рыночной внешней средой и внутренней производственной ориентацией и заключается главная проблема большинства российских предприятий. Но проблемы могут возникать не только в отношениях с изменившейся внешней средой, но и внутри организации: недостаточная мотивация работников предприятия, отсутствие системы управленческого учета и т. д.

         А. Пригожий выделяет три типа проблем предприятий.

Сущностные проблемы предприятий, которые нельзя решить, можно лишь снизить их остроту в конкретных ситуациях и избегать их обострения. К таким проблемам относится противоречие между стабильностью и развитием предприятия. Успешное выполнение текущих задач требует устойчивости и стабильности организации (это цели системы), но изменяющиеся внешние условия требуют перемен: в целях, структуре управления, методах работы на рынке, мотивации персонала. Здоровый консерватизм предприятия противостоит потребности в развитии, которое нарушает стабильность и равновесие внутри организации. К сущностным проблемам относится также проблема департаментализации. Суть ее заключается в иерархичности построения предприятия, в необходимости деления общей цели предприятия на более частные цели, а тех, в свою очередь, — на локальные цели и подцели. В этих условиях каждое подразделение предприятия склонно преувеличивать значение своей подцели. Кроме того, оно по-своему трактует смысл заданной цели, накладывая на нее личный и групповой интерес. Такие противоречия между целями подразделений по горизонтали и по вертикали с общими целями предприятия привычны и неизбежны.

•  Социокультурные проблемы в отличие от сущностных проблем имеют место на предприятиях не всегда. Их наличие зависит от определенного типа деловой и организационной культуры. Скажем, советским руководителям была чужда ориентация на клиентов, у них преобладал центристский стиль руководства: начальник старается все контролировать, не любит делегировать полномочия. На Западе руководящий состав занят стратегией предприятия, в России такая работа ведется редко и неумело. Социокультурные проблемы предприятия могут быть решены через обучение персонала, развитие деловой и организационной культуры; однако это требует времени.

•  Ситуационные проблемы могут появиться из-за ошибок конкретных менеджеров, из-за особого стечения обстоятельств. Такие проблемы всегда конкретны: они есть на одном предприятии, но отсутствуют на другом. Это, например, отсутствие взаимопонимания между руководителями двух подразделений. Ситуационные проблемы могут быть очень сложными, хотя и вполне решаемыми.

         Грамотное определение проблем облегчает принятие как тактических, так и стратегических управленческих решений.

    Принципы  внутреннего анализа. В основе анализа внутренней среды предприятия должны лежать следующие принципы:

  • системность — означает рассмотрение предприятия как сложной системы, включающей ряд функциональных подсистем (видов деятельности) и компонентов (структурных подразделений);
  • комплексность — предполагает анализ всех составляющих частей предприятия;
  • сопоставимость — требует проведения анализа всех внутренних переменных в динамике и в сравнении с аналогичными показателями конкурентных фирм;
  • уникальность, или специфические цели предприятия.

    SNW-анализ

         SNW-анализ — это анализ слабых и сильных сторон организации, оценивается внутренняя среда по трем значениям: Strength (сильная сторона), Neutral (нейтральная сторона) и Weakness (слабая сторона). Как показала практика, в ситуации стратегического анализа внутренней среды организации в качестве нейтральной позиции лучше всего фиксировать среднерыночное состояние для данной конкретной ситуации.

     Обычно SNW-анализ применяют для более  глубокого изучения внутренней среды  организации после проведения SWOT-анализа

    При SNW-анализе оценивается состояние внутренней среды предприятия по ряду позиций. Каждая позиция получает одну из трех оценок:

    • Сильная (Strength);
    • Нейтральная (Neutral);
    • Слабая (Weakness).

     Ниже  в качестве примера приведены  результаты SNW-анализа для одного из предприятий Новосибирска.

Таблица 9 

SNW-анализ «А» предприятия г. Новосибирска 
 
 

п/п

Значимые  параметры* в деятельности предприятия Ранг S N W
1. Обучение персонала 2     Х
2. Условия труда     Х  
3. Мотивация и  стимулирование персонала     Х  
4. Текучесть кадров   Х    
5. Квалификация  персонала     Х  
6. Оценка качества работы персонала 7     Х
7. Социальный  пакет     Х  
8. Организация планирования 5     Х
9. Уровень технической  оснащенности     Х  
10. Информационное  обеспечение 4     Х
11. Качество выпускаемой  продукции     Х  
12. Организация маркетинга на предприятии 6     Х
13. Производственные  площади   Х    
14. Организационная структура предприятия 3     Х
15. Состояние охраны труда   Х    
16. Дилерская сеть     Х  
17. Объемы производства   Х    
18. Ассортимент выпускаемой  продукции   Х    
19. Численность персонала     Х  
20. Заработанная  плата     Х  
21. Имидж (деловая  репутация) предприятия   Х    
22. Психологический климат в коллективе   Х    
23. Финансовая  устойчивость предприятия   Х    
24. Территориальное расположение   Х    
25. Ценовая политика     Х  
26. Объемы продаж     Х  
27. Сроки выполнения заказов     Х  
28. Зависимость от поставщиков 8     Х
29. Ориентация  на потребителя     Х  
30. Стратегия развития предприятия 1     Х

    * Примечание:  Набор параметров, как правило, является специфическим для каждого предприятия. 

    Главная задача SNW-анализа – это выявление «актива» (S) и «пассива» (W) предприятия. А задача разрабатываемой стратегии развития – использование актива для нейтрализации и устранения пассива. В нашем примере к «пассиву» (слабым позициям) предприятия относятся (по ранжиру, сделанному менеджерами предприятия):

    1. Отсутствие стратегии развития;
    2. Слабое обучение персонала;
    3. Неэффективная организационная структура;
    4. Слабое информационное обеспечение;
    5. Низкая организация планирования;
    6. Низкая организация маркетинга;
    7. Отсутствие системы оценки качества работы персонала;
    8. Сильная зависимость от поставщиков.
 

АНАЛИЗ  СИЛЬНЫХ И СЛАБЫХ СТОРОН ПРЕДПРИЯТИЯ

♦  Оценка сильных и слабых сторон. Сильные стороны — это опыт и ресурсы, которыми владеет предприятие, а также стратегически важные сферы деятельности, позволяющие побеждать в конкурентной борьбе. Слабые стороны — это недостатки и ограничения, препятствующие успеху.

    Существует  множество источников сильных и  слабых сторон деятельности предприятия, часть из которых рассмотрена при анализе отрасли. Так, к числу сильных сторон можно отнести серьезные и явные потребительские предпочтения, возможность экономии на масштабах. Слабой стороной предприятия являются серьезная зависимость от внутреннего рынка объема прямых продаж, неспособность удовлетворять потребности новых сегментов рынка и др.

    Определение сильных и слабых сторон следует проводить по всем направлениям деятельности предприятия:

  • организация и общие управления;
  • производство;
  • маркетинг;
  • финансы и учет;
  • управление кадрами и др.

    Ниже  приведен набор факторов, и ключевых вопросов для их анализа в сфере производства (табл. 10).

Таблица 10

Анализ  сильных и сторон предприятия в  сфере производства

Факторы Вопросы для  анализа
  1. Стоимость сырья и его доступность, отношения с поставщиками
Соответствует ли производственные мощности современным  требованиям?
  1. Система контроля запасов, оборот запасов
Насколько эффективно используются производственные мощности, существуют ли возможности  для расширения производственной базы? 

Какова отдача от исследований и разработок? 

Приводят ли НИР к созданию принципиально новых продуктов?

  1. Местонахождение производства
  1. Экономия  от масштаба производства
  1. Эффективность использования мощностей, прогрессивность  оборудования
  1. Степень вертикальной интеграции, чистая продукция, прибыль
  1. Контроль  за процессом приготовления продукта
  1. Закупка
  1. Исследования  и разработка, инновации
  1. Патенты, торговые марки и аналогичные  формы защиты товара
  1. Величина  издержек

 

    Оценка факторов сильных и слабых сторон предприятия дается в сравнении с рыночным лидером по интервальной шкале путем присвоения каждому фактору определенного веса, например от 1 (незначимый) до 5 (выдающийся).

Таблица 11

Сильные и слабые стороны  предприятия (пример) 

Показатели Степень важности

показателя

(в баллах  от 1 до 3)

Бальная оценка конкурентоспособности
1 2 3 4 5
Сильные стороны:

наличие оригинальных конструкторских разработок

экономичность эксплуатации

небольшие габариты и

хорошая маневренность

 
 
3

2 

3

 
 
 
 
 
 
 
 
 
3

2

2

   
 
 
 
 
* 
 
 
 

*

*

 
 
* 
 
 
 
 
 

*

 
 
 
*
Слабые  стороны:

узкий ассортимент  продукции,

невысокая доля продукции негибкая ценовая политика

неразвитая сбытовая сеть

 
Итого       24    

 

Определение главных достоинств. Стратегия предприятия должна учитывать сильные, слабые стороны бизнеса и опираться на его главные достоинства.

    Главные достоинства характеризуют исключительную компетенцию (уникальные преимущества) предприятия в решении поставленных задач.

    Уникальные преимущества основываются на особо эффективном сочетаний ресурсов, которые делятся на осязаемые и неосязаемые.

Информация о работе Стратегический анализ внутренней и внешней среды