Статистические методы анализа финансовых результатов предприятия (на примере ОАО «Северсталь»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 15:11, курсовая работа

Описание работы

Статистический анализ финансового состояния предприятия — это предварительная оценка финансового состояния предприятия. Оно характеризуется системой показателей, отражающих наличие, размещение и использование финансовых ресурсов предприятия. Финансовое состояние предприятия является результатом взаимодействия всех элементов системы финансовых отношений и поэтому определяется совокупностью производственно-хозяйственных факторов. Целью статистического анализа финансового состояния предприятия является предварительная оценка финансового состояния по результатам расчета и анализа в динамике ряда финансовых показателей, совокупность которых характеризует пространственно-временную деятельность предприятия.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1 Анализ финансовых результатов предприятия……………………….5
Статистические методы изучения прибыли……………………………..5
Статистические методы изучения рентабельности……………………...9
Глава 2 Анализ основных финансовых результатов ОАО «Северсталь» .......12
2.1. Краткая характеристика предприятия…………………………………...12
2.2. Анализ структуры и динамики..………………………………………….14
2.3. Анализ прибыли предприятия……………………………………………16
2.4. Анализ факторов рентабельности………………………………………..21
Заключение……………………………………………………………………… 25
Список использованной литературы…………………………………………...26
Приложение……………………………

Файлы: 1 файл

курсовая2.docx

— 47.15 Кб (Скачать файл)

    Рентабельность  конкретного вида продукции зависит  от цен на сырье, качества продукции, производительности труда, материальных и других затрат на производство.

    Рентабельность  производственных фондов зависит не только от этих факторов, но и от эффективности  использования производственного  потенциала, результатов не промышленной деятельности. Следовательно, показатель рентабельности реализованной продукции  детализирует общий показатель рентабельности.

    Деловая активность предприятия (организации) в финансовом отношении определяется с помощью показателя общей оборачиваемости капитала, который определяется по формуле:

                                                Ок =В/К,

где   В - выручка от реализации продукции;

К - капитал  предприятия (организации): основной капитал, материальные оборотные средства, нематериальные активы, фонды обращения.

    Общая оборачиваемость капитала может  увеличиваться в результате не только ускорения кругооборота имущества предприятия (организации), но и относительного уменьшения капитала в анализируемом периоде, роста цен из-за инфляции.

    Наряду  с индексным методом для анализа  прибыли и рентабельности в целом  по экономике и по отдельным отраслям широко применяется метод группировок.

    Показатели  рентабельности характеризуют эффективность  работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной, предпринимательской, инвестиционной), окупаемость затрат и т.д. Они более полно чем  прибыль характеризуют окончательные  результаты хозяйствования, потому что  их величина показывает соотношение  эффекта с наличными или использованными  ресурсами. Их применяют для оценки деятельности предприятия и как  инструмент в инвестиционной политике и ценообразования.

    Показатели  рентабельности можно объединить в  несколько групп:

  1. Показатели, характеризующие рентабельность (окупаемость) издержек производства и инвестиционных проектов;
  2. Показатели, характеризующие рентабельность продаж;
  3. Показатели, характеризующие доходность капитала и его частей;

    Все эти показатели могут рассчитываться на основе балансовой прибыли, прибыли  от реализации продукции и чистой прибыли.

    Рентабельность  производственной деятельности (окупаемость издержек) исчисляется путем отношения  валовой (Прп) или чистой прибыли (ЧП) к сумме затрат по реализованной или произведенной продукции (И).

R3рп /И      или    R3=ЧП/И

    Она показывает сколько предприятие  имеет прибыли с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции может рассчитываться в целом по предприятию, отдельным  его подразделениям и видам продукции.

    Аналогичным образом определяется окупаемость  инвестиционных проектов: полученная или  ожидаемая сумма  прибыли  от проекта относится к сумме  инвестиций в данный проект.

    Рентабельность  продаж рассчитывается  делением прибыли  от реализации продукции, работ и  услуг или чистой прибыли на сумму  полученной выручки (ВР). Характеризует  эффективность предпринимательской  деятельности: сколько прибыли имеет  предприятие с рубля продаж. Широкое  применение этот показатель получил  в рыночной экономике. Рассчитывается в целом по предприятию и отдельным  видам продукции:

    Rрпрп/ВР   или Rрп=ЧП/ВР

    Рентабельность (доходность капитала) исчисляется отношением балансовой (валовой, чистой) прибыли к среднегодовой стоимости всего инвестированного капитала (SК) или отдельных его слагаемых: собственного (акционерного), заемного, перманентного, основного, оборотного, производственного капитала и т.д.

    Rк=БП/SК,     Rкрп/SК,  Rк=ЧП/SК

    В процессе анализа следует изучить  динамику перечисленных показателей  рентабельности, выполнение плана по их уровню и провести межхозяйственные сравнения с предприятиями-конкурентами. 

  1. Анализ  основных финансовых результатов ОАО  «Северсталь»
    1. Краткая характеристика предприятия

    Открытое  акционерное общество «Северсталь» учреждено 24 сентября 1993 года в соответствии с указом Президента Российской Федерации  и является правопреемником Череповецкого  металлургического комбината.

    Учредитель  компании – Комитет по управлению имуществом Вологодской области.

    ОАО «Северсталь» представляет собой комбинат с полным циклом металлургического  производства. Мощности включают в  себя коксохимическое, агломерационное, доменное, сталеплавильное и прокатное  производства.

    ОАО "Северсталь", открытое для всего  нового в области металлургического  оборудования и технологий, является крупнейшим разработчиком и поставщиком  технологий на рынке интеллектуальной собственности. По числу полученных патентов на изобретения компания - одна из лидеров Российской металлургии. Основная часть изобретений получена на новые марки стали, новые технологии их производства, совершенствование  металлургического оборудования и  конструкции новых агрегатов.

    Кроме того, стратегическим направлением ЧерМК  ОАО "Северсталь" является внедрение  новых технологий, прогрессивных, как  с точки зрения создания конкурентоспособной  продукции, так и экологической  безопасности. 

    Уставный  капитал ОАО «Северсталь» составляет 10 077 000 (десять миллионов семьдесят семь тысяч) рублей.  

    На  величину уставного капитала выпущены:

  1. обыкновенные именные акции в количестве 4 664 627 штук номинальной стоимостью 1 рубль на общую сумму 4 664 627 руб.;
  2. привилегированные именные акции в количестве 1 554 875 штук номинальной стоимостью 1 рубль на общую сумму 1 554 875 рублей.

    Держатель реестра акционеров – Закрытое Акционерное  Общество «Депозитарно-Клиринговая  Компания».

    Аудитор – ООО «Аудиторская компания «АЛКО».

    Управление:

    Общее собрание акционеров

    Ревизионная комиссия

    Генеральный директор

       2.2. Анализ структуры и динамики.

     Анализ  финансовых результатов деятельности предприятия включает в качестве обязательных элементов исследования, во-первых ,изменений каждого показателя за текущий анализируемый период, во-вторых ,исследования структуры  соответствующих показателей и  их изменений.

     В процессе данного анализа используются многие показатели, но поскольку анализ связан с прибылью, то соответственно и определения , используемые здесь и расчетные показатели непосредственно связаны с прибылью.

     Балансовая  прибыль – общая, суммарная прибыль  предприятия полученная за определенный период от всех видов производственной и непроизводственной деятельности предприятия, зафиксированных в  его бухгалтерском балансе.

     Анализ  непосредственно по балансу - дело довольно трудоемкое и неэффективное, т.к. слишком  большое количество расчетных показателей  не позволяет выделить главные тенденции  в финансовом состоянии организации.

     Аналитический баланс полезен тем, что сводит воедино  и систематизирует те расчеты, которые  обычно осуществляет аналитик при ознакомлении с балансом. Схемой аналитического баланса охвачено много важных показателей, характеризующих статику и динамику финансового состояния организации. Этот баланс фактически включает в  себя показатели как горизонтального, так и вертикального анализа.

                                                                                                            Таблица 1

       Анализ  состава, динамики и выполнения плана  балансовой прибыли за отчетный год.

Состав  балансовой прибыли Отчетный  год Прошлый год Абсл. прирост Темп  роста, %
Сумма,

тыс. руб.

Структура, % Сумма,

тыс. руб.

Структура, %
Балансовая  прибыль 34 285 126 100 78 800 853 100 -44 515 727 43,5
Прибыль от реализации продукции 25 605 870 74,69 73 886 348 93,76 -48 280 478 34,7
Прибыль (убыток) от прочей реализации 8 679 256 25,31 4 914 505 6,24 +3 764 751 176,6

 

    Как видно из таблицы наибольшую долю балансовой прибыли занимает прибыль от продаж (74,69% в отчетном году). По сравнению с предыдущим годом доход предприятия значительно снизился (абсолютный прирост балансовой прибыли составил – 44 515 727 тыс. руб.) из-за резкого падения спроса на металлургическую продукцию, начавшегося в 4квартале 2008 года. 

       2.3. Анализ прибыли предприятия.

          Основную часть прибыли предприятия  получают от реализации продукции  и услуг. В процессе анализа  изучается динамика, выполнение  плана прибыли от реализации  продукции и определяются факторы  изменения суммы.

Прибыль от реализации продукции в целом  по предприятию зависит  от четырех  факторов первого уровня соподчиненности: объема реализации ( VPП); ее структуры (Удi); себестоимости (Сi) и уровня среднереализованных цен ( Цi).

         Объём реализации продукции может  оказывать положительное и отрицательное  влияние на суммы прибыли .Увеличение  объема продаж рентабельной продукции  приводит к пропорциональному  увеличению прибыли. Если же  продукция является убыточной  , то при увеличении объема  реализации происходит уменьшение  суммы прибыли .

         Структура товарной продукции  может также по-разному влиять  на сумму прибыли. Если увеличится  доля более рентабельных видов  продукции в общем объеме ее  реализации, то сумма прибыли  возрастет и, наоборот, при увеличении  удельного веса низкорентабельной  или убыточной продукции общая  сумма прибыли уменьшится.

         Себестоимость продукции и прибыль  находятся в обратно пропорциональной  зависимости: снижение приводит  к соответствующему росту суммы  прибыли, и наоборот.

         Изменение уровня среднереализованных  цен и величина прибыли находятся  в прямо пропорциональной зависимости:  при увеличении уровня цен  сумма прибыли возрастет , и  наоборот.                                                                                                  

      

     Таблица 2

     Исходные  данные для факторного анализа прибыли  от реализации продукции, тыс. руб.

Показатель План План, пересчитанный  на фактический объем продаж Факт
Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг, (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов  и аналогичных  обязательных платежей). (В). 243 634 737 150 894 365 143 568 222
  Себестоимость проданных товаров,  продукции, работ, услуг. (З) 157 387 515 111 486 263 104 520 550
Прибыль (убыток) от продаж. (П) 73 886 348 32 641 026 25 605 870

Информация о работе Статистические методы анализа финансовых результатов предприятия (на примере ОАО «Северсталь»)