Разработка мероприятий повышению эффективности хозяйственной деятельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2015 в 19:36, дипломная работа

Описание работы

Цель выпускной квалификационной работы - разработка комплекса мероприятий, направленных на повышение эффективности хозяйственной деятельности ресторанно-гостиничного комплекса ЗАО «Медведица».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Рассмотреть теоретические аспекты оценки эффективности деятельности гостиничных предприятий;
Провести анализ хозяйственной деятельности ресторанно-гостиничного комплекса «Медведица», включающий анализ организационной структуры, загрузки номерного фонда, анализ потребителей и конкурентов, внеоборотных активов, технико-экономических показателей, факторный анализ рентабельности, анализ себестоимости услуг;

Файлы: 1 файл

diplom_goncharov_dima.doc

— 904.00 Кб (Скачать файл)

Источник: Бринк И., Савельева Н. Бизнес-план предприятия. Теория и практика. - Ростов на Дону: «Феникс», 2010, с.320.

 

Определим коэффициент дисконтирования по следующей формуле:

                                            (3.3.2)

где – коэффициент дисконтирования;

Е – ставка дисконтирования, %;

t – временной шаг. 36

Соответственно, при полученных величинах затрат рассчитаем коэффициенты дисконтирования и норму дисконта для исследуемого временного периода, учитывая неоднородность прогнозируемых темпов инфляции по формулам (3.3.1) и (3.3.2) в таблице 3.3.2:

Таблица 3.3.2

Коэффициент дисконтирования денежных потоков

Показатели

2015г.

2016г.

2017г.

2018г.

1. Ставка дисконтирования

25,15

25,05

24,85

24,25

1.1 Инфляционная премия

6,90

6,80

6,60

6,00

1.2 Премия за риск

10,00

10,00

10,00

10,00

1.3 Ставка рефинансирования

8,25

8,25

8,25

8,25

2. Коэффициент дисконтирования

0,801

0,642

0,517

0,423


На основе полученных коэффициентов дисконтирования рассчитаем комплексную таблицу денежных потоков. Дисконтированная стоимость рассчитывается путем умножения чистого денежного потока на коэффициент дисконтирования. Чистая дисконтированная стоимость рассчитывается в результате суммирования предыдущего и последующего значения этого показателя. Величины денежных потоков представим в таблице 4.2.3.

Таблица 3.3.3. -  Денежные потоки от реализации проекта за 2015 – 2018 гг., тыс. руб.

Показатели

2015г.

2016г.

2017г.

2018г.

1. Приток денежных средств

1117,60

1136,68

1152,35

1169,31

2. Отток денежных средств

1307,10

268,19

275,49

283,39

2.1.Затраты на проект

1307,10

126,11

132,35

139,04

2.2.Налоговые отчисления 

0,00

142,08

143,14

144,35

3. Чистый денежный поток

-189,50

868,49

876,86

885,92

4. Накопленный чистый денежный  поток

-189,50

678,99

1555,85

2441,77

5. Чистый дисконтированный денежный поток

-151,72

557,62

453,29

374,72

6. Чистая дисконтированная стоимость

-151,72

405,90

859,19

1233,91


 

Как видно из таблицы, чистый денежный поток с первого года реализации проекта отрицателен. Значит, единовременные затраты окупятся более, чем за 1 год. В целом, к 2018 г. чистая приведенная стоимость денежных потоков по проекту составит 1233,91 тыс. руб.

Сроком окупаемости проекта (DPP) называется продолжительность периода от начального момента до момента окупаемости. Моментом окупаемости называется тот момент времени в расчетном периоде, после которого текущий чистый доход становится и в дальнейшем остается положительным. Срок окупаемости может быть определен на основе табличных данных, однако полученная величина будет лишь приблизительно характеризовать момент времени, в который вложения в проект будут равны поступлениям от него. Более точно срок окупаемости проекта можно рассчитать при помощи следующей формулы:

                                                (3.3.3)

где ∆DРР – прирост срока окупаемости проекта;

 – последнее отрицательное  значение накопленного дисконтированного чистого денежного потока за период, выбранный в качестве интервала планирования;

 – значение дисконтированного  чистого денежного потока за  период, следующий за NPV1.

По данным таблицы 3.3.3:

Соответственно, срок окупаемости проекта составит 1,27 года то есть 1 год 3 месяца и 7 дней.

Для определения относительной эффективности проекта необходимо рассчитать индекс прибыльности  инвестиции (PI). Он определяется как отношение дисконтированной стоимости совокупного притока денежных средств к величине дисконтированных капиталовложений, которые понесет предприятие за анализируемый период. Рассчитаем PI по формуле:

    (3.3.4.)

где CIFt – дисконтированные денежные поступления;

COFt – дисконтированные денежные выплаты;

PI – индекс рентабельности37.

При этом: если PI > 1, то проект следует принять;

                  если PI < 1, то проект следует отвергнуть;

      если PI = 1, можно принять любое решение38.

Для расчета  данного показателя следует составить вспомогательную  таблицу  3.3.4:

 

Таблица 3.3.4. - Вспомогательная таблица для расчёта индекса рентабельности (тыс. руб.)

Наименование показателя

2015 г.

2016 г.

2017 г.

2018 г.

1

Приток денежных средств

1117,60

1136,68

1152,35

1169,31

2

Дисконтированный  приток денежных средств

894,80

729,81

595,70

494,59

3

Накопленный дисконтированный приток денежных средств

894,80

1624,61

2220,31

2714,90

4

Отток денежных средств

1307,10

268,19

275,49

283,39

5

Дисконтированный отток денежных средств

1046,52

172,19

142,41

119,87

6

Накопленный дисконтированный отток денежных средств

1046,52

1218,71

1361,12

1480,99


 

По данным таблицы 3.3.4

 

Данный показатель свидетельствует о том, что на 1 рубль затрат ресторанно-гостиничный комплекс ЗАО «Медведица» впоследствии получит 1,83 рубля выручки, это значит, что проект следует принять.

Таким образом, сравнение рассчитанных величин предполагаемых доходов и затрат на внедрение проекта в соответствии с методикой анализа экономической эффективности инвестиционного проекта свидетельствует о том, что по завершению проекта будет получена реальная прибыль. Рассчитанные показатели оценки эффективности проекта характеризуют экономическую целесообразность внедрения разработанных мероприятий по повышению эффективности хозяйственной деятельности ресторанно-гостиничного комплекса ЗАО «Медведица»

 

Заключение

Гостиничный сервис - ведущая отрасль сферы обслуживания. Современное состояние рынка гостиничных услуг характеризуется высоким уровнем конкуренции, разнообразием видов предоставляемых основных и дополнительных услуг, повышением уровня обслуживания. С точки зрения организации и управления гостиничные комплексы представляют собой сложные системы, которые состоят из различных взаимосвязанных служб.

Ресторанно-гостиничный комплекс – это предприятие, предоставляющее людям, находящимся вне дома, комплекс услуг, важнейшими среди которых в равной степени являются услуга размещения и услуга питания.

Основополагающим принципом формирования системы показателей эффективности и выражения ее сущности на всех уровнях управления предприятием является соотношение конечного результата и эффекта с примененными и потребленными ресурсами.

В индустрии гостеприимства при определении эффективности деятельности рассчитывают как общие показатели эффективности деятельности предприятия, так и показатели, специфичные для гостиничных предприятий.

Общими показателями, использующимися при оценке эффективности деятельности гостиницы, являются показатели рентабельности. Показатель рентабельности отражает соотношение прибыли предприятия и факторов, которые являются, по сути, предпосылками ее возникновения.

В основу расчетов показателей, специфичных для гостиничных предприятий берется инвентарное количество мест в гостинице или емкость номерного фонда. Номерной фонд представляет собой количество номеров в гостинице, которые могут быть заселены одновременно. Емкость номерного фонда учитывает количество кроватей, установленных в номерном фонде.

Эффективность хозяйственной деятельности предприятия характеризуется сравнительно небольшим кругом показателей.

Каждый показатель, отражая определенную экономическую категорию, складывается под воздействием вполне определенных экономических и других факторов.

Факторы — это элементы, причины, воздействующие на данный показатель или на ряд показателей. Классификация факторов, определяющих экономические категории и показатели, является основой классификации резервов. Понятие резервов сводится часто к снижению потерь в использовании ресурсов. Правильнее под резервами следует понимать неиспользованные возможности снижения текущих и авансируемых затрат материальных, трудовых и финансовых ресурсов при данном уровне развития производительных сил и производственных отношений.

Ресторанно-гостиничный комплекс «Медведица» расположен в историческом центре города Михайловка Волгоградской области. Комплекс «Медведица» в соответствии с Уставом закрытого акционерного общества «Медведица» функционирует на рынке услуг г. Михайловки с 1992 г. и предоставляет широкий спектр гостиничных услуг.

Номерной фонд гостиницы «Медведица» составляет 36 номеров.

Организационная структура предприятия имеет линейно-функциональный тип. В процессе ее анализа были выявлены недостатки. Высокий коэффициент управленческого персонала (40,74 %) говорит о снижении эффективности управления на предприятии.

Анализ конкурентов показал, что комплекс «Медведица» не является лидером на рынке гостиничных услуг города Михайловки. Предприятие уступает своему главному конкуренту гостинице «Галактика» в области ассортимента предоставляемых услуг. Однако помимо этого, предприятие имеет конкурентные преимущества. В частности это расположение в центре городе, номерной фонд с различными категориями номеров и большим количеством мест, что позволяет обслуживать большее количество потребителей.

Основным сегментом потребителей услуг ЗАО «Медведица» являются мужчины в возрасте от 25 до 45 лет, с уровнем дохода от 20 до 40 тыс.руб. в месяц, которые используют гостиницу как временное жилье, приезжая в командировки на близлежащие предприятия.

Анализ экономических показателей выявил, что, в 2013 году эффективность финансово-хозяйственной деятельности ресторанно-гостиничного комплекса «Медведица» снизилась, о чем говорит уменьшение всех видов прибыли, всех показателей рентабельности, фондоотдачи, увеличение затрат на 1 рубль реализованной продукции.

Снижение показателей рентабельности продаж, рентабельности основной деятельности в 2013 году является следствием роста себестоимости предоставляемых услуг ЗАО «Медведица». Показатель рентабельности совокупных активов в отчетном периоде снизился, прежде всего, за счет роста величины совокупных активов предприятия.

Анализ внеоборотных активов выявил снижение эффективности  их использования в отчетном периоде. Оценка эффективности использования сооружений производственного назначения ЗАО «Медведица» выявила наличие не рационально использующихся помещений на предприятии.

Согласно проведенному анализу себестоимости услуг ЗАО «Медведица» повышение себестоимости за анализируемый период вызвано увеличением суммы начисленной амортизации и затрат на оплату труда. По остальным элементам затрат имеет место снижение их доли в себестоимости продукции и услуг.

По результатам, полученным в процессе анализа финансово-хозяйственной деятельности можно говорить о необходимости разработки и внедрения ряда мероприятий, направленных на повышение эффективности деятельности ЗАО «Медведица», который будет включать в себя:

    • обустройство в гостинице конференц-зала и СПА-салона;
    • оптимизация организационной структуры предприятия путем создания службы эксплуатации номерного фонда из существующих службы горничных и прачечной;
    • внедрение системы управления рестораном «АСТОР: Ресторан Smart».

Разработанный проект мероприятий направлен на повышение эффективности использования основных средств, увеличение загрузки номерного фонда, привлечение потребителей, снижение себестоимости услуг, что повлечет за собой повышение эффективности хозяйственной деятельности ЗАО «Медведица».

Анализ экономической эффективности инвестиционного проекта свидетельствует о том, что по завершению проекта будет получена реальная прибыль. Индекс прибыльности инвестиций больше единицы и составляет 1,83. Соответственно, на каждый вложенный рубль будет получено 0,83 рубля чистого дохода.

Срок окупаемости проекта составит 1,27 года. Величина чистого дисконтированного потока денежных средств станет положительной со второго года реализации и NPV к концу 2018 года составит 1233,91 тыс. руб.

Таким образом, рассчитанные показатели оценки эффективности проекта характеризуют экономическую целесообразность внедрения разработанных мероприятий по повышению эффективности хозяйственной деятельности ресторанно-гостиничного комплекса ЗАО «Медведица».

 

Библиография

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации: Части первая и вторая. - М.: Издательство «Омега-Л», 2013. – 712 с.
  2. Трудовой кодекс Российской Федерации. - М.: Эксмо, 2013. – 320 с.
  3. Абрютина М. С., Грачев А. В. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Учебно-практическое пособие. – 2-е изд., испр. – М.: Издательство «Дело и сервис», 2009. – 256с.
  4. Азар В.И. Экономика и организация туризма, М.: Финансы и статистика, 2014. – 255 с.
  5. Байлик С.И. Гостиничное хозяйство: организация, управление, обслуживание: Учебное пособие. – М.: Тандем, 2012 – 423 с.
  6. Баканов М.И., Шермет А.Д. Теория анализа хозяйственной деятельности: Учебник, М Финансы и статистика, 2009. 158 с.
  7. Барнгольц С.Б. Экономический анализ хозяйственной деятельности на современном этапе развития. М: Финансы и статистика, 2009. 159с.
  8. Бахрушин Ю.А. Эффективное управление. Экономические задачи и оптимальные решения. - М.: Академия, 2005.- 610 с.
  9. Белов А.М., Добрин Г.Н., Карлик А.Е. Методика анализа рентабельности и финансового состояния предприятия, организации. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2007. – 70 с.
  10. Бовыкин В.И. Новый менеджмент: управление предприятием на уровне высших стандартов; теория и практика эффективного управления. – М.: Экономика, 2012. – 368 с.
  11. Богалдин-Малых В.В. – Маркетинг и управление в сфере туризма и социально-культурного сервиса: туристические, гостинично-ресторанные и развлекательные комплексы: Учебное пособие.-М.: Изд. МПСИ Воронеж, 2009 – 560с.
  12. Браймер Р.А. Основы управления в индустрии гостеприимства. М.: Аспект – Пресс, 2012. – 75 с.
  13. Ваген Гостиничный бизнес. – Ростов н/Д: Феникс, 2012. – 416 с. (Серия “Учебное пособие”)
  14. Веснин В.Р. Основы менеджмента, М.: Финансы и статистика, 2014. –   226 с.
  15. Владимирова Л.П. Прогнозирование и планирование в условиях рынка. – М.: «Дашков и К». - 2005. – 400 с.
  16. Волков Ю.Ф. Введение в гостиничный и туристический бизнес. – Ростов н/Д: Феникс, 2013. – 352 с. (Серия “Учебники, учебное пособие”)
  17. Волков Ю.Ф. Законодательные основы гостиничного сервиса. – Ростов н/Д: Феникс, 2013. – 320 с. (Серия “Учебники, учебное пособие”)
  18. Волков Ю.Ф. Интерьер и оборудование гостиниц и ресторанов. – Ростов н/Д: Феникс, 2013. – 352 с. (Серия “Учебники, учебное пособие”)
  19. Волков Ю.Ф. Технология гостиничного обслуживания / Серия “Учебники, учебное пособие”. – Ростов н/Д: Феникс, 2013. – 384 с.
  20. Волков Ю.Ф. Экономика гостиничного бизнеса. – Ростов н/Д: “Феникс”, 2013. – 384 с. -  (Серия “Учебники, учебные пособия”)
  21. Гембл П. и др. Маркетинг взаимоотношений с потребителями / П. Гембл М. Стоун, Н. Вудкок. – Пер. с англ. В. Егорова. – М.:ФАИР – ПРЕСС, 2010. – 518 с.
  22. Гиляровская Л.Т. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности.- М.: Проспект, 2014. - 360 с.
  23. Гомилевская Г.А. Организация предпринимательской деятельности в туризме и гостиничном хозяйстве: Учеб. пособ. – Владивосток: Изд–во ВТУЭС 2010. – 72 с.
  24. Гостиничное и ресторанное дело, туризм: Сборник нормативных документов (под ред. Ю.Ф. Волкова) / Серия “Учебники, учебные пособия”. – Ростов н/Д: “Феникс”, 2009. – 448 с.
  25. Данько Т.П. Управление маркетингом: Учебник. – 5-е изд. перераб. и доп.-М.: ИНФРА – М; 2012. – 334 с. / Серия “Высшее образование”
  26. Ермолович Л.Л. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Мн.: БГЭУ, 2014. 346 с.
  27. Ефимова О.П. Экономика гостиниц и ресторанов: Учеб. пособ. – М.: Новое знание, 2009. – 392с.
  28. Ефремоа Т.С. Гостиничный бизнес: особенности работы [Электронный ресурс]. Режим доступа:/http://www.prohotel.ru/articles-6794/0/ (дата обращения:  02.12.13).
  29. Жукова М.А. Менеджмент в туристском бизнесе: учебное пособие / М.А. Жукова. - 2-е изд., стер. - М.: КНОРУС, 2014. - 192 с.
  30. Зайцева Н.А. Менеджмент в социально-культурном сервисе и туризме: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений- М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 224 с.
  31. Здоров А.Б. Экономика туризма: Учебник, - М.: Финансы и статистика, 2009 – 272 с.
  32. Ионова А. Ф., Селезнева Н. Н. Финансовый анализ: учеб. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. – 624 с.
  33. Исмаев Д.К. Маркетинг гостиничных услуг в России. – М.: Высшая школа по туризму и гостиничному хозяйству, 2007. – 342 с.
  34. Кабушкин Н.И. Менеджмент гостиниц и ресторанов: Учебник / Н.И. Кабушкин, Г.А. Бондаренко – 4-е изд., стер. – Мн.: Новое знание, 2013. – 368 с. – (Экономическое образование)
  35. Казаков А.П., Минаева Н.В. Экономика, М.: ЮНИТИ, 2014. – 305 с.
  36. Ковалев В.В., Волкова О.Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. М.: Проспект, 2009. 164 с.
  37. Ковалев В.В. Методы оценки инвестиционных проектов. – М.: Финансы и статистика, 2013. – 144 с.: ил.
  38. Лесник А.Л. Управление доходами в гостиничном бизнесе. - М.: Известия, 2012. – 240 с.
  39. Лесник А.Л. и др. Организация и управление гостиничным бизнесом: Учебник / Под ред. А.Л. Лесника. Т.1. – М.: Интел – Универсал, 2009 – 280 с.
  40. Лесник А.Л., Чернышева А.В. Организация и управление гостиничным бизнесом: Учебник / Под ред. А.Л. Лесника. Т.2. – М.: Альпина, 2012 – 576 с.
  41. Лесник А.Л. Организация и управление гостиничным бизнесом: Учебник / Под ред. А.Л. Лесника. Т.3. – М.: Известия, 2012 – 512 с.
  42. Линн Ван Дер Ваген. Гостиничный бизнес:  Учебное пособие. - Ростов н/Д:  “Феникс”, 2012. – 416 с.
  43. Лукичева Л.И. Управление организацией: учеб. пособие по специальности «Менеджмент организации» / под ред.Ю.П. Анискина. – 5-е изд., стер. – М.: Омега-Л, 2014. – 360 с.
  44. Любушин Н.П., Лещева В.Б., Дьякова В.Г. Анализ финансово – экономической деятельности предприятия, М.: ЮНИТИ ДАНА, 2009. – 321с.
  45. Любушин Н. П. Анализ финансового состояния организации – М.: Эксмо, 2014. – 256 с.
  46. Ляпина И.Ю. Организация и технология гостиничного обслуживания: Учеб. для проф. образования / Под ред. А.Ю. Ляпина. – 3 – е изд., стер. – М: Академия, 2010. – 208 с.
  47. Маркин Ю.П. Анализ внутрихозяйственных резервов. М.: Финансы и статистика, 1991. - 139 с.
  48. Медлик С., Гостиничный бизнес. – М.: Юнити-Дана, 2007. – 239 с.
  49. Морозов М.А., Володоманова Н.Ю. Экономика гостиничного предприятия. – М.: «Талр», 2012. – 256с.
  50. Папирян Г.А. Менеджмент в индустрии гостеприимства. М.: Экономика, 2009. – 142с.
  51. Петров А.Н. Стратегическое планирование развития предприятия: учебное пособие. - СПб.: Издательство СПбУЭФ, 2005. – 290с.
  52. Раицкий К.А. Экономика организации (предприятия): Учебник. – 4-е изд-е, перераб. и доп. – М.: Издательско – торговая корпорация «Дашков и Ко», 2013. – 1012 с.
  53. Решецкий В. Экономический анализ и расчёт инвестиционных проектов: Учеб. Пособие. – Калининград: ФГУОООП "Янтарный сказ", 2012. – 416 с.
  54. Савицкая Г.В. Теория анализа хозяйственной деятельности . Мн.: ИСЗ, 2014. 344 с.
  55. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия, Минск, Новое знание, 2010. – 703 с.
  56. Савицкая Г.В. Экономический анализ: Учеб. / Г.В. Савицкая. – 9-е изд., испр. – М.: Новое знание, 2009. – 640 с.
  57. Скобкин С.С. Маркетинг и продажи в гостиничном бизнесе Учебное пособие. М.: Юристъ, 2012. – 227с.
  58. Сорокина А.В. Организация обслуживания в гостиницах и туристских комплексах: Учебное пособие. – М: Альфа - М; ИНФРА – М, 2014. – 304с.
  59. Уокер Д. Р. Управление гостеприимством. Вводный курс: Учебник для студентов и вузов, обучающихся по специальности 061122 «Гостиничный и туристический бизнес» и специалистам сервиса. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 880 с.
  60. Шеремет А.Д. Методика финансового анализа.-М: ИНФРА-М, 2009.-176 с.
  61. Шоул Д. Как добиться хорошего сервиса // Гостиничное дело.-2013. -№8. – С. 29-35.
  62. Яковлев Г.А. Экономика гостиничного хозяйства: Учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство РДЛ, 2007. – 328 с.

Информация о работе Разработка мероприятий повышению эффективности хозяйственной деятельности предприятия