Разработка мероприятий по расширению клиентской базы коммерческого банка в сфере кредитования среднего и малого бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 13:34, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы – изложить концепцию организации работы банка по кредитованию проектов малого бизнеса, отражающую специфику его становления в нашей стране.
Реализация поставленной цели в дипломной работе, предполагает решение следующих задач:
 проанализировать существующие в настоящее время законы и нормативы, касающиеся кредитования малого бизнеса;
 выявить состояние и проблемы государственной финансово-кредитной поддержки малого бизнеса в России;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..
1 КРЕДИТОВАНИЕ СРЕДНЕГО И МАЛОГО БИЗНЕСА В РФ………………..
1.1.Современное состояние системы кредитования малого бизнеса в
РФ…………………………………………………………………………..…..
1.2.Основы кредитования среднего и малого бизнеса в РФ………………..
1.3. Основные параметры кредитной операции..……………………………
2 РАСЧЕТ И АНАЛИЗ ФИНАНСОВОЙ СТАБИЛЬНОСТИ «КУБ» ОАО. ОРГАНИЗАЦИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ОТДЕЛА КРЕДИТОВАНИЯ СРЕДНЕГО И МАЛОГО БИЗНЕСА «КУБ» ОАО…………………….…………
2.1. История «Кредит Урал Банка» открытого акционерного общества…
2.2. Динамика развития «КУБ» ОАО ……………………………………….
2.3.Организационная структура «КУБ» ОАО»……………….…………….
2.4. Анализ финансового состояния «КУБ» ОАО………………………….
2.4.1. Анализ финансового состоянии «КУБ» ОАО по публикуемой
отчетности…………………………………………………..………………………
2.4.2. Анализ финансового состояния «КУБ» ОАО» по международным стандартам финансовой отчетности………………………….
2.4.3. Налоги, уплачиваемые «КУБ» ОАО ……………………………….
2.5. Структура функциональных обязанностей отдела кредитования среднего и малого бизнеса… …………..............................................................
2.6. Условия кредитования субъектов среднего и малого бизнеса в «КУБ» ОАО»……………………………………………………………………….
2.6.1. Анализ практики кредитования субъектов среднего и малого бизнеса в «КУБ» ОАО..............................................................................................
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ КРЕДИТОВАНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА …………………………………………………………………………..
3.1. Проблемы банковского кредитования субъектов малого предпринимательства………………………………………………………………
3.1.1. Изменение приоритетов по мерам государственной поддержки….
3.1.2. Становление системы кредитных бюро……………………………
3.1.3.Изменение нормативно-правовой базы центробанка………………
3.1.4.Развитие системы кредитования стартового бизнеса………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………….…………………..................

Файлы: 1 файл

Разработка мероприятий по расширению клиентской базы коммерческого банка в сфере кредитования среднего и малого бизнеса..doc

— 1.70 Мб (Скачать файл)

Разработка мероприятий  по расширению клиентской базы коммерческого  банка в сфере кредитования среднего и малого бизнеса.

Содержание

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..

8

1 Кредитование среднего и малого бизнеса в РФ………………..

11

1.1.Современное состояние системы кредитования малого бизнеса в

РФ…………………………………………………………………………..…..

 

11

1.2.Основы кредитования  среднего и малого бизнеса  в РФ………………..

17

1.3. Основные параметры  кредитной операции..…………………………

28

2 Расчет и анализ финансовой стабильности «КУБ» ОАО. Организация и функционирование отдела кредитования среднего и малого бизнеса «КУБ» ОАО…………………….…………

33

2.1. История «Кредит  Урал Банка» открытого акционерного  общества…

33

2.2. Динамика развития  «КУБ» ОАО ……………………………………….

35

2.3.Организационная структура «КУБ» ОАО»……………….…………….

37

2.4. Анализ финансового  состояния «КУБ» ОАО………………………….

45

2.4.1. Анализ финансового  состоянии «КУБ» ОАО по публикуемой

отчетности…………………………………………………..………………………

45

2.4.2. Анализ финансового  состояния «КУБ» ОАО» по международным  стандартам  финансовой отчетности………………………….

59

    2.4.3. Налоги, уплачиваемые  «КУБ» ОАО ……………………………….

64

2.5. Структура функциональных  обязанностей отдела кредитования  среднего и малого бизнеса…  …………..............................................................

66

2.6. Условия кредитования  субъектов среднего и малого  бизнеса в «КУБ» ОАО»……………………………………………………………………….

69

2.6.1. Анализ практики  кредитования субъектов среднего  и малого бизнеса в «КУБ»  ОАО..............................................................................................

72

3 Совершенствование системы кредитования малого   бизнеса …………………………………………………………………………..

77

3.1. Проблемы банковского  кредитования субъектов малого  предпринимательства………………………………………………………………

77

3.1.1. Изменение приоритетов по мерам государственной поддержки….

86

3.1.2. Становление системы  кредитных бюро……………………………

91

3.1.3.Изменение нормативно-правовой  базы центробанка………………

95

3.1.4.Развитие системы  кредитования стартового бизнеса………………

97

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………….…………………..................

103


 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Общеизвестно утверждение  о значимости малого предпринимательства  для развития и становления рыночной экономики. Малый бизнес обеспечивает укрепление рыночных отношений, основанных на демократии и частной собственности. По своему экономическому положению и условиям жизни частные предприниматели близки к большей части населения и составляют основу среднего класса, являющегося гарантом социальной и политической стабильности.

Актуальность темы дипломной работы определена ролью малых предприятий в масштабах экономики страны в целом и значением их как потребителя банковских услуг. Этот предпринимательский уклад мобилизует финансовые и производственные ресурсы населения. Все это предполагает, что малый бизнес должен представлять немалый интерес как предмет приложения кредитных ресурсов, а также потребитель различных розничных услуг коммерческого банка1.

Значимость изучения проблемы малого предпринимательства усиливается тем, что именно ему, как подчеркивают авторы большинства публикаций на эту тему2, менее всего повезло в отношении государственной и иной поддержки, до сих пор в масштабах страны не создана инфраструктура, обеспечивающая нормальную работу малых предприятий. Недооценка малого предпринимательства, игнорирование его экономических и социальных возможностей в течение почти всего периода реформ могут быть расценены как крупный, стратегический просчет, чреватый дальнейшим углублением кризиса российской экономики в целом.

В контексте вышесказанного цель дипломной работы – изложить концепцию организации работы банка по кредитованию проектов малого бизнеса, отражающую специфику его становления в нашей стране.

Реализация поставленной цели в дипломной работе, предполагает решение следующих задач:

  • проанализировать существующие в настоящее время законы и нормативы, касающиеся кредитования малого бизнеса;
  • выявить состояние и проблемы государственной финансово-кредитной поддержки малого бизнеса в России;
  • определить особенности взаимодействия банков с субъектами предпринимательства, выявить проблемы в этой области и разработать рекомендации по их преодолению.

Объект исследования –«КУБ» ОАО.

Предметом исследования являются кредитные отношения, возникающие между клиентом- субъектом малого предпринимательства и банком3, а также эффективность процедуры кредитования в «КУБ» ОАО в современных условиях.

Методологическая  основа исследования - диалектический подход к изучению экономических явлений. В рамках этого подхода использовались такие методы исследования как системный анализ, сравнительный анализ.

Теоретической основой исследования явились работы российских ученых-экономистов по вопросам теории и практики кредитования предприятий среднего и малого бизнеса.

Эмпирическую базу дипломной работы составили:

— законодательные акты РФ, ведомственные нормативные документы Банка России, Министерства финансов РФ, и Росфинбюджетнадзора, определяющие порядок кредитования малого и среднего бизнеса;

— статистические и аналитические материалы справочников и ежегодников, издаваемых Центральным банком РФ, Росстатом, а также рядом других ведомств и организаций.

Структурное построение дипломной работы. Дипломная работа имеет структуру, обусловленную целью и задачами исследования. Она состоит из введения, трех глав с выводами, заключения, списка использованных источников и приложений.

В первой главе описываются  основные теоретические аспекты кредитования среднего и малого бизнеса.

Во второй главе исследуется  объект изучения: финансовая стабильность “КУБ” ОАО, «Отдел кредитования среднего и малого бизнеса».

В третьей главе предложены рекомендации по усовершенствованию системы кредитования субъектов малого бизнеса.

Ожидаемые результаты дипломной работы:

  • Изучен механизм кредитования, а также выделены ключевые понятия в сфере кредитования среднего и малого бизнеса на основе ФЗ № 209-ФЗ от 24.07.07 «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской федерации»;
  • Исследованы проблемы и недостатки современной системы кредитования среднего и малого бизнеса;
  • Предложены меры по преодолению проблем, существующих сегодня в области государственной поддержки малого бизнеса, а также в области кредитования среднего и малого бизнеса

Практическая  значимость результатов работы. Результаты проведенного исследования могут быть использованы для улучшения системы кредитования субъектов среднего и малого бизнеса в “КУБ” ОАО. Применение предложений по совершенствованию взаимодействия банка и субъектов малого бизнеса позволит «КУБ» ОАО расширить свою клиентскую базу, а также «внести свою лепту» в развитие малого предпринимательства в России в целом, что положительно отразится на экономике страны.

 

1. КРЕДИТОВАНИЕ СРЕДНЕГО И МАЛОГО  БИЗНЕСА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    1. Современное состояние системы кредитования малого бизнеса в Российской Федерации

 

 

Согласно ФЗ № 209-ФЗ от 24.07.07 «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской федерации» к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее - индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:

1)для юридических лиц - суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать двадцать пять процентов;

2)средняя численность работников  за предшествующий календарный  год не должна превышать следующие  предельные значения средней  численности работников для каждой  категории субъектов малого и  среднего предпринимательства:

     а) от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно для средних предприятий;

     б) до ста человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до пятнадцати человек;

3)выручка от реализации товаров  (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства (промышленность – 100 человек, строительство – 60 человек, транспорт – 100 человек, сельское хозяйство – 60 человек, научно-техническая сфера – 60 человек, оптовая торговля – 50 человек, розничная торговля и бытовое обслуживание населения – 30 человек).

По данным Федеральной налоговой  службы на 1 января 2006 года зарегистрировано 9,8 миллионов юридических лиц – субъектов малого предпринимательства. Из 2,2 миллионов зарегистрированных юридических лиц малые предприятия составляют 44%, что в два раза меньше показателей развитых стран. С 1999 по 2005 год количество малых предприятий увеличилось на 100 тысяч, или на 11,2%. С 1999 по 2001 год наблюдалась отрицательная динамика: количество малых предприятий ежегодно сокращалось на 3%. Рост наметился лишь к 2002 году, и только в 2003 году удалось вернуться к количеству предприятий, зафиксированному в 1999 году. В 2005 году численность занятых на малых предприятиях составила 8,9 миллионов человек и в целом по РФ выросла в сравнении с 2004 годом на 3,07%. Сейчас доля занятых в малом бизнесе в РФ – 16,7 миллионов человек, или 24,7% от общего числа работающих.

К субъектом малого предпринимательства  помимо юридических лиц относятся также и физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели) и крестьянские (фермерские) хозяйства. Помимо лиц, занятых на предприятиях малого бизнеса, численность индивидуальных предпринимателей, состоявших на учете в налоговых органах (включая глав крестьянских хозяйств), по данным Федеральной налоговой службы на начало 2004 года, находилась на уровне 4,7 миллионов человек, причем из общего числа рабочих месте сфере индивидуального предпринимательства 42,8% приходилось на основную работу по найму. Численность зарегистрированных крестьянских (фермерских) хозяйств составила в 2003 году 263,9 тысяч.

На сегодняшний день вклад малого бизнеса в ВВП России достигает 10-12%, в то время как в странах с развитыми рыночными экономиками малое предпринимательство обеспечивает более половины национального ВВП4. В Европе малые предприятия производят 63-67% валового национального продукта (во Франции, например, к крупным предприятиям относится всего 0,2% предприятий). Вклад малого и среднего бизнеса в формирование ВВП5 стран Западной Европы, США и Японии отражен в таблице 1.1.

Таблица 1.1 – Вклад  малых и средних предприятий  в ВВП по странам.

Страна

Доля в ВВП (в процентах)

Великобритания

50-53

Германия

50-52

Италия

57-60

Франция

55-62

США

50-52

Япония 

52-55

Россия

10-12


 

Структура малого бизнеса сама по себе не однородна по данным рисунка 1.1 из общего числа зарегистрированных субъектов малого бизнеса (по состоянию на 1 января 2006 г.) индивидуальных предпринимателей 57%, малых предприятий 40% и крестьянских фермерских хозяйств – 3%. Объясняется это относительной легкостью регистрации индивидуальных предпринимателей.

         

Рисунок 1.1 – Структура сектора малого бизнеса на 1 января 2006 года

Далее рассмотрим кредитование малого бизнеса в отраслевом разрезе  по данным, представленным на рисунке 1.2.

       

Рисунок 1.2 – Объем кредитов, выданных в 2005 году малым предприятиям   по отраслям.

В отраслевом разрезе  ситуация такова, что наиболее активно  кредитуются предприятия торговли и общественного питания, которые  зачастую оказываются просто вынуждены брать кредиты даже под высокие проценты. На долю этих предприятий в 2005 году пришлось более 60% кредитов. На обрабатывающие производства пришлось всего чуть более 10%. При этом более четверти компаний из данной сферы – это производители пищевых продуктов, около 20% занимаются производством готовых металлических изделий и ещё одна четверть компаний занята в прочем производстве – это производство мебели, ювелирных изделий, спортивных товаров, игрушек, аттракционов, пишущих принадлежностей, переработка отходов и др.

Информация о работе Разработка мероприятий по расширению клиентской базы коммерческого банка в сфере кредитования среднего и малого бизнеса