Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2013 в 16:21, курсовая работа
Малый бизнес обладает наибольшей чувствительностью к социально-экономической ситуации, к любым действиям, направленным на его регулирование. С одной стороны, это может проявляться в виде сокращения масштабов и структуры предпринимательства из-за необоснованных дополнительных запретов и ограничений со стороны органов власти. С другой – малые предприятия оперативно обращают в свою пользу любые неточности или непродуманность в законодательстве.
Введение…………………………………………..……………………..................3
1 Сущность малого предпринимательства……………………………………..6
2 Малое предпринимательство, его роль и значение в развитии экономики…12
3 Малое предприятие как форма  предпринимательской деятельности. Критерии определения малых предприятий и их характерные особенности ………….…16
4 Экономическая характеристика ИП. Пащенко А.И…………………………22
5 Формы государственной  поддержки малого и среднего  бизнеса…………….31
6 Заключение……………………………………………………………………….36
7 Список информационных источников………………………………………….38
Рентабельность работы предприятия определяется прибылью2, которую он получает. Показатели рентабельности отражают, насколько эффективно предприятие использует свои средства в целях получения прибыли. При этом рентабельность характеризует не только эффективность затрат, но и изменения в политике ценообразования, эффективность управления затратами. Поэтому показатели рентабельности являются важным ориентиром при управлении финансами.
Насколько рентабельно работает предприятие в области коммерческой деятельности можно увидеть, проанализировав данные таблицы 1.4.
Коэффициент рентабельности продаж позволяет установить долю прибыли в выручке от реализации продукции. Он показывает, насколько эффективно и прибыльно предприятие ведет свою деятельность.
Таблица 1.4 – Основные показатели динамики показателей рентабельности И.П. Пащенко А.И.
Показатели  | 
  2010  | 
  2011  | 
  2012  | 
  Изменение, 2012 к 2010 (+,-)  | 
  Изменение, 2012 к 2011, (+,-)  | 
Выручка от реализации продукции, тыс. руб.  | 
  
   
 138891  | 
  
   
 205677  | 
  
   
 434411  | 
  
   
 295520  | 
  228734  | 
Валовая прибыль, тыс. руб.  | 
  5972  | 
  13982  | 
  12041  | 
  6069  | 
  -1941  | 
Среднегодовая стоимость основных средств, тыс. руб.  | 
  
   
 159951  | 
  
   
 208206  | 
  
   
 224810  | 
  
   
 64859  | 
  16604  | 
Среднегодовые остатки запасов, тыс. руб.  | 
  
   
 96026  | 
  
   
 185620  | 
  
   
 224100  | 
  
   
 128074  | 
  38480  | 
Среднегодовая валюта баланса, тыс. руб.  | 
  444682  | 
  602466  | 
  605192  | 
  160510  | 
  2726  | 
Рентабельность продаж, %  | 
  8,0  | 
  4,6  | 
  12,4  | 
  4,4  | 
  7,8  | 
Рентабельность всего капитала, %  | 
  1,3  | 
  2,3  | 
  2,0  | 
  0,7  | 
  -0,3  | 
Рентабельность производственных фондов, %  | 
  
   
 3,7  | 
  
   
 6,7  | 
  
   
 5,4  | 
  
   
 1,7  | 
  -1,3  | 
Коэффициент рентабельности продаж увеличился с 8 % в 2010 году до 12,4 % в 2012 году и c 4.6% в 2010 году до 12,4% в 2012 году. Его повышение свидетельствует об увеличении прибыльности коммерческой деятельности предприятия.
Коэффициент рентабельности всего капитала показывает, сколько прибыли получено предприятием с единицы стоимости всех активов независимо от источников привлечения средств. Данный коэффициент увеличился с 1,3% в 2010 году до 2% в 2012 году, т. е. можно сказать, что с единицы стоимости всех активов в 2012 году было получено 2 рубля прибыли. А в 2011 году данный коэффициент был равен 2,3%, значит с единицы стоимости всех активов в 2011 году было получено 2,3 рубля.
Коэффициент рентабельности производственных фондов показывает размер прибыли, получаемой на единицу стоимости основных фондов и производственных запасов. Рентабельность производственных фондов увеличилась в 2012 году по сравнению с 2010 годом на 1,7 % и составила 5,4 %. Величина полученного коэффициента свидетельствует о высокой рентабельности производственных фондов.
Таким образом, 
данные, представленные в таблице 2.4, 
свидетельствует о 
5. Формы государственной поддержки малого и среднего бизнеса
Постановление Правительства РФ от 11 мая 1993 г. № 446 «О первоочередных мерах по развитию и государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» предусматривало целый комплекс первоочередных мер по стимулированию и государственной поддержке малых предприятий:
• освобождение от налогообложения прибыли, накопленной за определенный период и используемой для развития собственного производства;
• установление льготных ставок налога на прибыль малых предприятий в третий и четвертый года работы с момента их регистрации;
• возмещение налога на добавленную стоимость, уплачиваемого малыми
предприятиями поставщикам оборудования и иных основных средств;
• освобождение 
от налога на прибыль средств 
• предоставление льгот по налогообложению доходов коммерческих банков,
выделяющих кредиты малым предприятиям производственного профиля;
• распространение на малые предприятия, образованные в результате выделения (разделения) предприятий-монополистов, при условии их приватизации, льгот по налогообложению, установленных для вновь созданных малых предприятий;
• сохранение налоговых льгот для малых предприятий при их приватизации;
• уточнение порядка и срока взимания налога на прибыль и налога на
добавленную стоимость для малых предприятий.
Кроме того, в постановлении были названы приоритетные с точки зрения
интересов государства виды деятельности:
• производство 
и переработка 
• производство 
продовольственных и 
потребления, лекарственных препаратов и медицинской техники;
• оказание производственных, коммунальных и бытовых услуг;
• строительство объектов жилищного, производственного и социального назначения;
• инновационная деятельность.
Постановление, по-видимому, сыграло положительную роль, поскольку в 1993 г. отмечался заметный рост числа малых предприятий во всех отраслях.
Установлено, что в первые два года работы не платят налог на прибыль вновь
созданные малые 
предприятия, осуществляющие производство 
и переработку 
жилищного, производственного, социального и природоохранного назначения при условии, что выручка от указанных видов деятельности превышает 70% общей суммы выручки от реализации продукции. В третий и четвертый год работы указанные предприятия уплачивают налог на прибыль в размере соответственно 25% и 50% от основной ставки, если выручка от перечисленных видов деятельности составляет 90% общей суммы выручки от реализации продукции.
Указом были уменьшены в 2 раза налоговые ставки для банков и страховых
организаций, которые 
обслуживают преимущественно 
занимающиеся указанными видами деятельности. Освобожденную от
налогообложения прибыль предлагалось направлять в качестве добровольных взносов в Фонд поддержки малых предприятии и развития конкуренции. В соответствии с указом малые предприятия были освобождены от внесения авансовых взносов по налогу на прибыль, а физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, — от уплаты НДС.
Надо признать, 
что поддержка 
Новый курс государственной поддержки малого предпринимательства в части повышения инвестиционной активности базируется на следующих принципах:
• привлечение частных, в том числе иностранных, кредитов под государственные гарантии, а также трансформация сбережений граждан в инвестиции при условии корректировки налогового законодательства (уменьшение ставки налога на доходы физических лиц на сумму средств, направляемых в инвестиции);
• отмена всех существующих налоговых льгот, которые потворствуют нецелевому использованию средств и снижают ответственность за результаты хозяйственной деятельности, и увеличение за счет этого бюджетных фондов инвестиционной поддержки малых предприятий;
• переход к экономическим (коммерческим) механизмам распределения средств федерального бюджета путем создания гарантийных фондов кредитования и финансового лизинга.
В настоящее время в 76 регионах РФ проекты программ поддержки малого бизнеса находятся в разных стадиях проработки, а более чем в 40 регионах они утверждены и проводятся в жизнь. Анализ этих документов и в первую очередь федеральной программы позволяет вскрыть ряд существенных недостатков, таких как:
• несогласованность, «нестыковка» элементов программ, в частности
аналитических разделов и блока практических мер;
• декларативность, расплывчатость поставленных задач;
• чрезмерная широта спектра планируемых мер, ведущая к распылению средств;
• не реалистичность, необоснованность ожидаемых конечных результатов
(запланированные на 1996 г. увеличение в 1, 2-5 раза числа малых предприятий и создание около 1 млн новых рабочих мест на деле обернулись падением первого показателя на 50 тыс. и второго на 2, 9 млн чел. по сравнению с 1995 г.
Правовая база регулирования и поддержки малого бизнеса не исчерпывается вышеназванными законодательными и нормативными актами — были перечислены лишь основные. Особое место занимает в ней налоговое, арбитражное, трудовое, уголовное законодательство.
Несомненно, положительную роль в становлении законного бизнеса должно сыграть введение с 1 января 1997 г. нового Уголовного Кодекса РФ и реализация на практике статей о наказании за экономические преступления.
До недавнего времени поддержка малого предпринимательства в России
возлагалась на несколько министерств и ведомств: Минэкономики, Минфин,
Миннауки, МВЭС, Минтруд, ГКАП, ФСЗ, Госкомпром РФ и др., многие из которых и сегодня остаются основными исполнителями федеральных программ, для чего в этих органах госуправления были созданы соответствующие подразделения (департаменты, отделы).
Система государственной поддержки малого бизнеса на федеральном уровне
формировалась в значительной мере стихийно. Зачастую задачи, поставленные перед ведомством, не отвечали его основным функциям, сфере деятельности и уровню ответственности и даже противоречили ведомственным интересам. Из-за плохой координации действий некоторые функции дублировались, а другие оставались бесхозными, а в итоге имело место распыление и без того скудных ресурсов. Оставляла желать лучшего достоверность циркулирующей в системе информации.
О необходимости образования специального государственного органа, который занимался бы исключительно поддержкой и регулированием малого
предпринимательства, заговорили уже в первые годы «перестройки», однако,
несмотря на отдельные попытки, ничего путного из этого не получалось.
Осознав, как видно, что у семи нянек дитя остается без глаза, Президент
издал в июне 1995 г. указ о создании Госкомитета РФ по поддержке и развитию малого предпринимательства (ГКРП).
Новая структура призвана выдвигать предложения по совершенствованию
действующего 
законодательства в области государственной 
поддержки малого бизнеса, анализировать 
состояние этого сектора 
разработок, технологий и др. Ратуя за то, чтобы российский предприниматель работал на укрепление экономики в целом, ГКРП добился размещения на малых предприятиях 15% госзаказа.
Заключение.
В целом по нашей стране по всем рассматриваемым показателям развития малого предпринимательства отмечается негативная динамика. Масштабы развития малого предпринимательства в России и его вклад в оздоровление экономики сегодня явно не достаточный. Одной из причин такого положения состоит в том, что не получила должного развития государственная поддержка предприятий малого бизнеса. Следует отметить значительное расхождение в различных регионах. В одних регионах проблемы связаны с бюрократическим производством. В других – острая конкурентная борьба. Можно сказать, что позитивные сдвиги в создании условий для развития бизнеса вообще, и малого в частности, наблюдаются там, где во власть пришли прагматичные люди из бизнеса.
Информация о работе Малое предпринимательство. Государственная поддержка малого предпринимательство