Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 16:04, курсовая работа
Кондитерская промышленность— отрасль, производящая высококалорийные пищевые продукты, в составе которых, как правило, содержится большое количество сахара.
    В состав кондитерской промышленности входят две группы производств по выработке сахаристых и мучных кондитерских изделий. Эти группы, в свою очередь, включают в себя ряд производств: карамельное, конфетное, шоколадное, пастило-мармеладное, вафельное, производство печенья, крекеров, галет, тортов, пирожных и др., различающихся по технологии, применяемому оборудованию и конечной продукции.
4. Анализ стратегии кондитерской фабрики.
Кондитерская фабрика «X» имеет все предпосылки для развития в условиях усиливающейся конкуренции на рынке Казахстана по следующим причинам:
Кондитерская фабрика «X» на актауском рынке кондитерских изделий имеет только одного конкурента – кондитерскую фабрику “Волна”.
Продукция кондитерской фабрики «X» будет отличаться хорошим вкусом, лёгкостью усвоения, высоким качеством, отвечающим всем государственным стандартам и безопасности для здоровья потребителей нашей продукции использованного сырья при изготовлении.
По данным Ассоциации кондитеров, емкость казахстанского кондитерского рынка составляет ориентировочно 200 тысяч тонн конфет в год. 100 тысяч тонн принадлежат казахстанским производителям. Это значит, к нам проникает громадное количество кондитерских изделий из России, Украины и других стран: импорт кондитерских изделий составляет около 70% от имеющегося ассортимента. В этих условиях задачей местных товаропроизводителей является привлечение потребителей за счет так называемого соотношения успеха: доступная цена - высокое качество. Добиться этого можно только в случае, если отечественные товаропроизводители будут выпускать продукцию, достойную импортозамещения. Эту цель и преследует Актауская кондитерская фабрика, постоянно работая над расширением ассортимента и рынка сбыта, а главное, повышением качества продукции. Производя конкурентоспособную продукцию, фабрика, тем самым, влияет на увеличение ВВП, ВНП и на уменьшение доли рынка импортных кондитерских изделий.
Наличие собственной лаборатории, способной обеспечить всесторонние исследования и контроль качества выпускаемой продукции.
5. Рыночная ситуация.
Производство кондитерских изделий на душу населения за последнее десятилетие сократилось на 50%.
в Казахстане (2001 г.), тыс. т.
Месяц  | 
  Производство  | 
  Производство по кварталам  | 
  Доля в % т годового объема  | 
Январь  | 
  92,3  | 
  ||
Февраль  | 
  104,4  | 
  297,2  | 
  25,2  | 
Март  | 
  100,5  | 
  ||
Апрель  | 
  109,4  | 
  ||
Май  | 
  93,3  | 
  294,1  | 
  24,9  | 
Июнь  | 
  91,4  | 
  ||
Июль  | 
  84,3  | 
  ||
Август  | 
  89,4  | 
  261,0  | 
  22,1  | 
Сентябрь  | 
  87,3  | 
  ||
Октябрь  | 
  103,2  | 
  ||
Ноябрь  | 
  104,2  | 
  328,1  | 
  27,8  | 
Декабрь  | 
  120,7  | 
  
Потенциально российский рынок кондитерских изделий достаточно ёмок, когда в среднем один житель России потреблял около 20 кг кондитерских изделий (для сравнения: в 1996 г. потребление кондитерских изделий на душу населения в Великобритании составило 27,5 кг, во Франции — 19,6 кг, в Италии — 15,4 кг).
Данный анализ кондитерского рынка говорит о том, что на российском рынке остается свободная ниша для производителей, которая на начало 2002 г. составляет около 50% рынка.
Особенно выгоден региональный рынок при организации грамотной дилерской сети.
При увеличении ежемесячной зарплаты бюджетникам, пенсий, повышения жизненного уровня населения за 2001 г. на 3–5% от уровня 1999–2000 г.г., можно прогнозировать повышение покупательской способности на рынке кондитерских изделий.
Если у компании появится возможность модернизации производства, она сможет снизить себестоимость продукции на 30–40%, что поможет ей изменить свою ценовую политику и продавать продукцию ниже конкурентов по тому же ассортименту.
6. План маркетинга.
В результате маркетингового исследования выяснилось, что наиболее
важными критериями (Рис.5 ) при покупке хлеба являются: свежесть (25%),
вкус (18%), внешний вид (17%), полезность (16%), цена (15%), упаковка (9%)
Что касается предпочтений покупателей по видам хлебобулочных
изделий, то наибольшей популярностью пользуются: уральский подовый – 28%,
формовой белый – 26%, батоны и горбулки – 25%, булочки и сдоба 13%, круглый
белый – 5%, диетический зерновой – 3%.
Динамика изменения потребления хлебной продукции (Рис.6)
подтверждает рост популярности уральского подового, батонов и горбулок,
формового белого хлеба, а также незначительный (+3%) прирост потребления
диетического зернового хлеба (видимо, ввиду увеличения количества людей с
заболеваниями желудочно-кишечного тракта и эндокринной системы). На 4%
меньше стали употреблять сдобы вследствие более высоких цен на такие
изделия и на 5% меньше стали покупать белого формового хлеба.
Что касается кондитерских изделий, наибольшим предпочтением
пользуются:
1. Пряники (до 32%).
2. Изделия из слоёного теста – 20%.
3. Овсяное печенье, завоевавшее 19% голосов.
4. 16% покупателей предпочитают бисквиты, рулеты, кексы.
5. 13% голосов отдано изделиям из песочного теста.
      
Учитывая, что нашим основным 
покупателем является 
и средними доходами, следует уделить особое внимание именно пряникам,
изделиям из слоёного теста и овсяному печенью.
7. Финансовый анализ .
Чистая прибыль предприятия с первого месяца работы (USD)
Движение денежных потоков (USD)
8. Риски.
Вложение инвестиций в данный проект выгодно, что подтверждено финансовыми расчетами. Для исключения данного риска было просчитано три варианта дохода по сбыту: 100% реализации, 85% реализации, 70% реализации. Все варианты подтверждают доходность расчетных инвестиций.
Рассмотрим основные возможные риски и пути их снижения:
1.Риск потери конкурентных преимуществ.
Снизить его возможно путем постоянного расширения номенклатуры и
ассортимента выпускающих товаров, уделяя особое внимание вопросам повышения
качества и политике ценообразования.
2.Риск изменения 
договорных условий 
Снижение его возможно путем расширения круга поставщиков
3. Форс-мажорные обстоятельства - страхование.
9.Подбор персонала.
Одна из самых больших проблем. Дело в том, что в настоящее время количество и качество специалистов пищевого производства, подготавливаемых вузами и средними специальными учебными заведениями, явно не соответствует требованиям рынка, а старых кадров на всех не хватает.
Зачастую выгоднее нанять на работу молодых необученных рабочих для их дальнейшего обучения на фабрике. Работа кондитера требует определенного умения, сноровки и прилежания, и в лучшем случае из десяти вновь принятых на работу успешно пройдут обучение лишь два-три человека. При этом оплата труда кондитеров сейчас составляет всего 200-300 долл. в месяц - лишние 50 долл. могут побудить специалиста сменить место работы, текучка в отрасли достаточно велика. Для работы компании потребуются также технологи (от 500 долл.), менеджеры по продажам и взаиморасчетам (от 800 долл.), а также прочий персонал.
Организационная структура типичной кондитерской компании построена по классической линейнофункциональной схеме, обеспечивающей вертикальную подчиненность и управляемость. Такая схема наиболее оптимальна для производственного предприятия. Как правило, в кондитерской компании работает не менее 20 человек (чаще - около 50).
Необходимо учитывать, что даже при грамотном построении технологических и управленческих процессов необходимо время, чтобы твою продукцию распробовали и полюбили потребители. Учитывая длительность процедуры создания и запуска производства, завоевания рыночной ниши и «раскрутки» торговой марки, не стоит рассчитывать на выход бизнеса на самоокупаемость ранее, чем через 10-12 месяцев. Вернуть же все вложения удастся в лучшем случае через 2,5-3 года.
10.Конкуренты.
    В  настоящее  время  
производством хлебобулочных и   кондитерских   
изделий в Актау занимается  одна кондитерская 
фабрика – “Волна”. С каждым годом ее 
потенциал возрастает, ассортимент продукции 
становится шире и разнообразнее. 
Сегодня Актауская кондитерская фабрика 
«Волна» выпускает  более 100 наименований 
сладостей. Для сравнения: в 2002 году этот 
показатель равнялся 34. В активе предприятия 
– выпуск нескольких сортов зефира, пастилы, 
мармелада, драже, восточных сладостей, 
разнообразного печенья, шоколада, а также 
тортов и пирожных. За первое полугодие 
2007г. было сертифицировано 6 наименований 
новой продукции – 4 вида нового печенья 
и 2 вида конфет в художественно-оформленной 
упаковке. 
    История Актауской кондитерской 
фабрики «Волна» берет свое начало с мая 
2002 года. Начиналось все с реконструкции 
здания, ревизии инженерных сетей, монтажных 
и пуско-наладочных работ. Второй  этап 
состоял из обучения персонала, которое 
проводилось непосредственно на рабочих 
местах. Было приложено немало усилий, 
чтобы запустить производство и приступить 
к выпуску кондитерских изделий. На сегодняшний 
день фабрика уже имеет два филиала – 
в Астане и Астрахани (Россия). 
    Работа по наращиванию темпов 
и улучшению качества выпускаемых изделий 
на фабрике не прекращается ни на один 
день. По сравнению с первым полугодием 
2006 г. объемы производства за аналогичный 
период нынешнего года увеличились на 
13,3%.  А к  2010 году коллектив фабрики намерен 
в 9 раз увеличить объем выпускаемой продукции. 
Продукция Актауской кондитерской фабрики 
«Волна» вполне конкурентоспособна и 
давно славится высоким качеством и изысканным 
вкусом.  
 
    Качество продукции «Волны» 
контролируется отечественными органами 
Госстандарта и сертификации на всех этапах 
ее производства. Экологически чистое 
сырье, используемое для производства 
кондитерских изделий (в основном, казахстанского 
и российского производства) проходит 
строгий лабораторный контроль. Консерванты 
и добавки в производстве кондитерских 
изделий  фабрика не применяет.  
    Система менеджмента качества 
предприятия соответствует требованиям 
международных стандартов и определяет 
эффективную организацию процессов - от 
выбора поставщика до оценки восприятия 
продукции покупателем. Основные требования 
к качеству продукции здесь определены 
в ГОСТах, СТ. РК, ИСО 9001:2001, соответствие 
которым подтверждено сертификатами. 
В итоге, высокое качество кондитерских 
изделий фабрики - результат контроля 
за качеством на всех этапах производства: 
от закупа сырья до  приема готовой продукции 
на склад. 
    Одним из принципов политики 
предприятия является постоянное совершенствование 
производимой продукции, использование 
традиционных и нетрадиционных видов 
сырья, увеличение сроков хранения кондитерских 
изделий без применения консервантов, 
разработка современного дизайна упаковки 
и новых видов изделий по собственным 
рецептурам. Кроме уже имеющегося на предприятии 
контроля и анализа показателей, в данное 
время на фабрике ведется внедрение системы 
безопасности пищевых продуктов ИСО 22000, 
которая позволит предприятию определить 
все возможные риски, задокументировать 
их и проконтролировать. 
    Но предприятие не останавливается 
на достигнутом и думает о будущем. Здесь  
разработан и утвержден перспективный 
план развития и модернизации производства 
на 2007-2009гг., который включает дальнейшую 
модернизацию производственного оборудования, 
внедрение новейших технологий, применение 
лучшего сырья, а также благоустройство 
территории и улучшения условий труда.  
Сбор, оценка и анализ показателей внутренней 
работы предприятия проводится согласно 
описанным в стандартах по СМК процедурам, 
а именно путем проведения анализа СМК 
высшим руководством, анкетирования и 
проведением внутренних аудитов. Полученная 
информация используется руководством 
фабрики для принятия управленческих 
решений.  
    При этом важно, чтобы ощутимый 
эффект и экономическую целесообразность  
внедрения СМК понимал каждый рядовой 
сотрудник. Именно поэтому все планерные 
заседания на производстве начинаются 
с обсуждения вопросов качества, а для 
передовиков производства разработана 
система премирования и поощрения.  
    В ходе предварительного планирования 
вовсе не исключается использование услуг 
стороннего специалиста, не состоящего 
в штате ТОО «АКФ «Волна», но имеющего 
достаточные знания и опыт в кондитерской 
отрасли. Так, в начале нынешнего года  
с целью обучения работников и передачи 
опыта на Актаускую фабрику из Нидерландов 
приезжал г-н Ханс ван дер Пас - специалист по сахаристому 
кондитерскому производству. В течение 
недели г-н Ханс ван дер Пас проводил обучающие семинары 
с 12 работниками фабрики.  
Руководство и весь трудовой коллектив 
фабрики осознают важность внедрения 
интегрированных систем менеджмента качества 
и следуют нормам СМК, где отражена политика 
и стратегия организации кондитерского 
производства фабрики «Волна».
11. Технология и оборудование.
Производство кондитерских изделий является неизменно привлекательным для инвесторов. Это связано в первую очередь с тем, что спрос на «вкусненькое» может видоизменяться, но никогда не уменьшится. Поэтому кажется целесообразным вкладывать деньги в организацию кондитерского производства, позволяющего в дальнейшем при небольшой доукомплектации налаживать выпуск новых и новых видов продукции за короткий срок. Сегодня инвестирование средств в создание кондитерских производств обеспечивает высокую рентабельность и окупаемость проекта в течение 6-9 месяцев в зависимости от производительности оборудования.
11.1Производство мучных 
Мучные кондитерские изделия занимают 55% в общем объеме производства кондитерских изделий. Массовые сорта печенья в виде затяжного «Школьное» и сахарного «Весна» выпускаются соответственно на линии для производства затяжных сортов печенья производительностью 500 кг/час А2-ШЗЛМ (Миасский машиностроительный завод) и линии производства сахарных сортов печенья марки ШЛ-1П производительностью 1000кг/час (ОАО завод Киевпродмаш или ПО Златоустовский машиностроительный завод).
Можно выпускать затяжное печенье и крекеры на линии «А2-ШЛУ» производительностью— 800 кг/час (Украина, Киевпродмаш).
Подобные поточно-механизированые линии разной производительности выпускаются
Установка для производства помады
Описание технологии производства:
а) конфет «Сливочная помадка»
Поступление и хранение всех видов сырья предполагается в таре, однако, для сгущенного молока и патоки предусмотрено устройство для бестарной приемки сырья из спецавтотранспорта и хранение его бестарно в специальных емкостях.
Сахар-песок на ручной тележке передается в отделение просева сахара. Просеянный сахар поступает в варочное отделение и загружается в варочный котел для приготовления сахара— паточного сиропа.
Патока и вода самотеком поступают в варочный котел из мерных баков. Готовый сироп фильтруется и насосами перекачивается в варочный котел установки пленочного типа для производства помадки, куда одновременно из бака-мерника дозируется сгущенное молоко.
Готовая помадка принимается в передвижные тележки, в которых поступает на выстойку (в течение 10-12 часов). После выстойки помадка перегружается в смеситель, туда же загружается сливочное масло и другие добавки по рецептуре. Готовая помадка с помощью передвижного контейнера передается в загрузочную воронку отсадочной машины. Отсадка конфет «Сливочная помадка» производится непосредственно в коробки, которые с помощью ленточного транспортера передаются на стол для взвешивания и упаковки в гофрокороба.