Экономическое содержание категории «прибыль» и виды прибыли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2014 в 21:45, курсовая работа

Описание работы

Финансовый результат завершает цикл деятельности предприятия, связанный с производством и реализацией продукцией (выполненных работ, оказанных услуг) и одновременно выступает необходимым условием следующего витка его деятельности.
Высокие значения финансовых результатов деятельности организации обеспечивает укрепление бюджета государства посредством налоговых изъятий, способствуют росту его инвестиционной привлекательности, деловой активности в производственной и финансовых сферах.

Содержание работы

Введение
1. Экономическое содержание категории «прибыль» и виды прибыли
2. Информационная база и характеристика нормативно - законодательных документов для анализа финансовых результатов. Задачи анализа финансовых результатов
3. Анализ финансовых результатов деятельности предприятия
4. Факторный анализ прибыли от продаж на примере конкретного предприятия
5. Анализ финансовых результатов от прочих видов деятельности
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

анализ финансовых результатов.doc

— 217.00 Кб (Скачать файл)

В соответствии со второй методикой факторного анализа прибыли от продаж (Л.А. Донцова, Н.К. Никифорова) на изменение прибыли от продаж влияют следующие факторы:

1) изменение цен;

2) изменение объема продаж (в количественном выражении);

3) изменения уровня себестоимости  продаж;

4) изменение уровня коммерческих  расходов;

5) изменение уровня управленческих расходов.

Практически все данные также берутся на основании формы № 2. Также необходимо учитывать средний индекс потребительских цен (можно использовать также средний уровень инфляции).

Следующая методика анализа прибыли от продаж ориентирована на данные управленческого учета и приводится в учебных пособиях А.Д. Шеремета, Л.Т. Гиляровской и других авторов. В соответствии с ней на изменение прибыли от продаж оказывают влияние следующие факторы:

  1. изменении физического объема продаж (прямое влияние);
  2. изменение себестоимости отдельных видов продукции (обратное влияние);
  3. изменении цен на отдельные виды продукции (прямое влияние);
  4. изменение структуры реализованной продукции, то есть соотношение отдельных видов продукции с разными уровнями рентабельности;
  5. изменение управленческих и коммерческих расходов.

Для проведения факторного анализа по данной методике необходимо составить таблицу по данным формы № 2 «Отчет о прибылях и убытках».

 

4. Факторный анализ прибыли  от продаж на примере конкретного предприятия

 

Оценить состав и динамику элементов формирования прибыли от продаж и чистой (нераспределенной) прибыли следует на основе достоверных данных формы №2 «Отчет о прибылях и убытках» с учетом разделения прочих доходов и расходов на операционные и внереализациионные.

Для проведения анализа динамики и состава прибыли составим таблицу.

 

 

Таблица 2 – Анализ динамики и состава прибыли

№ п/п

Показатель

Отчетный год

Предыдущий год

Отклонение (гр.1-гр.2)

Уд. вес, %

Отклонение в %

Темп роста в %

отчетный год

предыдущий год

1

Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции (работ, услуг)

 

 

2497318

 

 

2248000

+249318

100

 

 

100

 

 

-

100,7%

2

Себестоимость проданных товаров, продукции (работ, услуг)

 

 

1336925

 

 

1049325

+287600

53,54

46,68

+6,86

127,40%

3

Валовая прибыль (п.1-п.2)

160393

1198675

-38282

46,47

53,33

-6,86

96,806%

4

Коммерческие расходы

61420

28430

+32990

2,46

1,27

+1,194

216,04%

5

Управленческие расходы

484571

391410

+93161

19,40

17,42

+1,99

123,8%

6

Прибыль (убыток) от продаж (п.1-п.2-.п4-п.5)

 

614402

 

778835

-164433

24,61

34,65

-10,04

78,89%

7

Операционные доходы

47000

 

+47000

1,89

 

+1,89

100 %

8

Операционные расходы

116200

118300

-2100

4,66

5,26

-0,61

98,23%

9

Внереализационные доходы

 

154100

 

74300

+79800

6,17

3,31

+2,87

207,4%

10

Внереализационные расходы

64900

151500

-86600

2,60

6,74

-4,15

42,84 %

11

Прибыль (убыток) до налогообложения(п.6+п.7-п.8+п.9+п.10+п.11+п.12-п.13)

 

 

634402

 

 

583335

+51067

25,40

25,95

-0,55

108,75%

12

Налог на прибыль и другие обязательные платежи

 

152256

 

140000

+12256

6,097

6,23

-0,13

108,75 %

13

Чистая прибыль (убыток) отчетного периода

 

482145

 

443335

+38810

19,31

19,73

-0,41

108,75%


 

Как свидетельствует обобщающая информация данной таблицы о состоянии и динамике всех существенных показателей, характеризующих финансовые результаты деятельности организации, к ним относятся не только различные виды прибыли, но и такие важнейшие финансовые инструменты, как выручка от продаж, полная себестоимость произведенной и реализованной продукции, товаров (работ, услуг) и другие.

Горизонтальный  анализ показал, что в отчетном году по сравнению с прошлым выручка увеличилась на 249318 тыс. руб. темп роста выручки от продажи составил 100,7%, что означает, что в отчетном году выручка увеличилась на 0,7% по сравнению с прошлым годом; себестоимость проданных товаров – на 287600 тыс. руб. (возросла на 27,408% по сравнению с прошлым годом).

При этом валовая прибыль уменьшилась 38282 тыс. руб. (по сравнению с прошлым годом прибыль снизилась на 3,19%).

В отчетном году по сравнению с предыдущим возросла величина управленческих и коммерческих расходов на 32990 тыс. руб. и 93161 тыс. руб. соответственно (темп роста составил соответственно 216,04% и 123,8% - то есть коммерческие расходы увеличились на 116,04% , а управленческие – на 23,8%). Дальнейший анализ должен быть направлен на изучение причин и обоснованности увеличения данных расходов.

Величина прибыли от продаж в отчетном году уменьшилась на 164433 тыс. руб. (на 21,11%) , а прибыль до налогообложения и чистая прибыль в отчетном году превысили показатели отчетного года на 51067 тыс. руб. и 38810 тыс. руб. соответственно (темп роста чистой прибыли и прибыли до налогообложения составил 108,75%). От продажи основных средств и прочего имущества получен отрицательный финансовый результат, обеспечивающий снижение прибыли отчетного года на 69200 тыс. руб.

Таким образом, прирост общей суммы прибыли до налогообложения обусловлен увеличением операционных и внереализационных доходов на 47000 тыс. руб. и 79800 тыс. руб. (на 100% и 107,4% соответственно), снижением внереализационных расходов на 86600 тыс. руб. (на 57,6%) . и операционных расходов на 2100 тыс. руб. (на 1,77%), а учитывая уменьшение прибыли от продаж в отчетном году на 164433 тыс. руб. получается, что в конечном результате прибыль до налогообложения в отчетном году возросла на 510678 тыс. руб.

Данные таблицы также позволяют раскрыть структуру всех основных элементов, формирующих конечные финансовые результаты - чистую прибыль (убыток), то есть провести вертикальный (структурный) анализа, с помощью которого определяется изменение соответствующих статей бухгалтерской отчетности.

Анализ структуры прибыли позволяет установить, что основную ее часть составляет прибыль от продажи продукции – 96,84% за отчетный год, что ниже аналогичного показателя в прошлом году на 36,68%.

Данный анализ в целом показал, что имеют место отрицательно складывающиеся в отчетном году по сравнению с прошлым годом тенденции, выразившиеся в увеличении удельного веса затрат на 6,86%, также доли управленческих и коммерческих расходов на 1,194% и 1,99% соответственно. Также снизился удельный вес валовой прибыли в выручке от продаж на 6,86%, прибыли от продаж на 10,04%, прибыли до налогообложения на 0,55%, чистой прибыли на 0,41%. Все это заставляет организацию изыскивать возможности и усиливать контроль в целях оптимизации структуры расходуемых ее средств и повышения эффективности их использования. Однако стоит отметить и положительные тенденции: увеличение доли операционных и внереализационных доходов на 1,89% и 2,87% соответственно; снижение доли операционных и внереализационных расходов на 0,61% и 4,15% соответственно. Однако увеличение удельного веса прочих доходов свидетельствует о снижении качества прибыли организации.

Финансовому менеджеру совместно с главным бухгалтером следует разработать программу включения выявленных резервов (сумма выявленных резервов составила 413751 тыс. руб.) в производственно-хозяйственную деятельность предприятия на следующий год, предварительно определив причины их возникновения и возможности организации по мобилизации таких резервов в производство.

Для проведения факторного анализа используем данные, приведенные в таблице №1 на основании Отчета о прибылях и убытках из методического руководства по комплексному экономическому анализу (раздел «Финансовый анализ») за «n» год, которые позволяют рассчитать влияние вышеназванных факторов на изменение прибыли от продаж товаров, продукции, работ, услуг.

Методика расчета влияния факторов на изменение прибыли от продаж:

1. Расчет изменения прибыли от продаж (∆ P):

∆ Р=614402-778835= - 164433 тыс. руб.

2. Расчет темпа роста объема продаж в денежном выражении (Tv=N1/N0*100-100):

Tv=2497318/2248000 - 100=11,0906%.

3. Расчет изменения прибыли за счет изменения объема продаж:

∆P(N) =Tv* П0 (прибыль от продаж предыдущего периода) / 100 = 11,0906% * 778835 / 100= 86377.47 тыс. руб.

За счет роста объема продаж в денежном выражении на 249318 тыс. руб., прибыль от продаж возросла в отчетном году по сравнению с прошлым годом на 86377.47 тыс. руб.

4. Расчет изменения прибыли за счет изменения уровня валовой прибыли:

∆P (УВП)= ∆ УВП*N1/100, где УВП - изменение уровня в валовой прибыли в % к выручке, N1-объем продаж в денежном выражении за отчетный период.

∆ Р( УВП)= - 6.86% * 2 49 7318 / 100 = - 171316.01 тыс. руб.

Это означает, что прибыль от продаж уменьшилась на 171316.01 тыс. руб. в связи с уменьшением уровня валовой прибыли (увеличением себестоимости проданных товаров, продукции (работ, услуг).

5. Расчет изменения прибыли за счет изменения уровня коммерческих расходов:

∆P (УКР)= ∆ УКР * N1/100* (-1), где ∆УКР - изменение уровня коммерческих расходов в % к выручке от продаж; N1-объем продаж в денежном выражении за отчетный период.

∆P (УКР) = 1.194 * 2497318 / 100 * (-1) = -29817.98 тыс. руб.

Так как между величиной коммерческих расходов и величиной прибыли от продаж обратная зависимость, то в связи с ростом коммерческих расходов прибыль от продаж уменьшилась на 29817.98 тыс. руб.

6. Расчет изменения прибыли за счет изменения уровня управленческих расходов:

∆)P (УУР)= ∆УУР * N1/100* (-1), где ∆УУР - изменение уровня управленческих расходов в % к выручке от продаж; N1-объем продаж в денежном выражении за отчетный период.

∆)P (УУР) = 1.99 % * 2497318 / 100* (-1) = -49696.63 тыс. руб.

Так как между величиной управленческих расходов и величиной прибыли от продаж обратная зависимость, то в связи с ростом управленческих расходов прибыль от продаж уменьшилась на 49696.63 тыс. руб. Таким образом, за счет совместного влияния 4 факторов: изменения объема продаж в денежной форме, изменения уровня валовой прибыли, изменения уровня коммерческих и управленческих расходов в отчетном году по сравнению с предыдущим годом прибыль от продаж уменьшилась на 164433 тыс. руб.

Наибольшее влияние на изменение прибыли от продаж оказало влияние уменьшение уровня валовой прибыли в выручке от реализации.

В соответствии со второй методикой факторного анализа прибыли от продаж (Л.А. Донцова, Н.К. Никифорова) на изменение прибыли от продаж влияют следующие факторы:

1) изменение цен;

2) изменение объема продаж (в количественном выражении);

3) изменения уровня себестоимости  продаж;

4) изменение уровня коммерческих расходов;

5) изменении уровня управленческих  расходов.

Практически все данные также берутся на основании формы № 2. Также необходимо учитывать средний индекс потребительских цен (можно использовать также средний уровень инфляции).

Приведем алгоритм расчета:

1. Расчет изменения прибыли от продаж (∆ P):

∆ Р=614402-778 835= - 164433 тыс. руб.

2. Расчет изменения прибыли за  счет изменения цен:

∆P(Ц) =∆ N ц* R0 / 100; R0 = П0 / N 0 * 100, N =∑ q*Ц; ∆ N ц = N1 – N 1 / J ц; J ц = (100 +(-) ∆ Ц) / 100;

где R0 - базовый уровень рентабельности;

q - объем продаж в количественном выражении;

Ц – цена единицы продукции;

J ц – индекс цен;

N 1 и N 0- объем продаж в денежном  выражении за отчетный и базовый (предыдущий период) в тыс. руб.

∆ N ц = 2497318 – 2248000 / 1.19 = 608242.37 тыс. руб.

R0 = 778834 / 2248000 * 100 = 34.65 %.

∆P(Ц) = 608242.37 *34.65 % /100 = 210729,466 тыс. руб.

3. Расчет изменения прибыли от продаж за счет изменения объема продаж в количественном выражении:

∆P(q) =∆ N  q* R0 / 100; ∆ N q = (N 1 – N 0) - ∆ N ц;

∆ N q = (2497318- 2248000) - 608242.37 = - 358 924,37 тыс. руб.

∆P(q) = - 35 8924,37 * 34.65 % / 100 = - 124367. 29 тыс. руб.

4. Расчет изменения прибыли за счет изменения уровня себестоимости продаж:

∆P(У S) =∆ У S * N 1 / 100 * (-1), где У S – уровень себестоимости в выручке от продажи продукции;

∆P(У S) = + 6.86 % * 2497318 / 100 * (-1) = - 171316,015 тыс. руб.

5. Расчет изменения прибыли за счет изменения уровня коммерческих расходов:

∆P (УКР)= ∆ УКР * N1/100* (-1), где УКР - изменение уровня коммерческих расходов в % к выручке от продаж; N1-объем продаж в денежном выражении за отчетный период.

∆P (УКР) = 1.194 * 2497318 / 100* (-1) = - 29817.98 тыс. руб.

6. Расчет изменения прибыли за счет изменения уровня управленческих расходов:

∆P (УУР)= ∆УУР * N1/100* (-1), где ∆УУР - изменение уровня коммерческих расходов в % к выручке от продаж; N1 - объем продаж в денежном выражении за отчетный период.

∆P (УУР) = 1.99 % * 2497318 / 100* (-1) =- 49696.63 тыс. руб.

Таким образом, за счет совместного влияния 5 факторов: изменения цен; изменения объема продаж в количественном выражении; изменения уровня себестоимости продаж; изменения уровня коммерческих расходов; изменение уровня управленческих расходов в отчетном году по сравнению с прошлым годом прибыль от продаж снизилась на 164433 тыс. руб.

В связи с ростом цен в среднем на 19 % прибыль от продаж возросла на 210729,466 тыс. руб.

В связи с уменьшением объема продаж в количественном выражении в отчетном году прибыль от продаж снизилась 124367.29 тыс. руб.

Вследствие повышения уровня себестоимости продаж на 6.86% в отчетном году прибыль снизилась на 171316,015 тыс. руб.

Вследствие роста уровня коммерческих и управленческих расходов в выручке от продаж на 1.194% и 1.99% соответственно в отчетном году прибыль от продаж снизилась на 29817.98 + 49696.63 = 79514.61 тыс. руб.

Рассмотрим еще одну методику факторного анализа прибыли от продаж.

Она ориентирована на данные управленческого учета и приводится в учебных пособиях А.Д. Шеремета, Л.Т. Гиляровской и других авторов.

В соответствии с ней на изменение прибыли от продаж оказывают влияние следующие факторы:

  1. изменении физического объема продаж (прямое влияние);
  2. изменение себестоимости отдельных видов продукции (обратное влияние);
  3. изменении цен на отдельные виды продукции (прямое влияние);
  4. изменение структуры реализованной продукции, то есть соотношение отдельных видов продукции с разными уровнями рентабельности;
  5. изменение управленческих и коммерческих расходов.

Информация о работе Экономическое содержание категории «прибыль» и виды прибыли