Финансовые риски предприятия: анализ и рекомендации по выбору стратегии развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июля 2013 в 09:50, дипломная работа

Описание работы

Целью данной работы является анализ финансовых рисков на предприятии и выработка мероприятий по их минимизации.
Поставленная цель конкретизируется рядом следующих задач:
- рассмотреть теоретические основы управления финансовыми рисками: их понятие и сущность, различные классификации, методы анализа в промышленной отрасли;
- провести анализ управления финансовыми рисками на предприятии ОАО ГАЗПРОМ;
- разработать рекомендации по совершенствованию системы управления финансовыми рисками на предприятии ОАО ГАЗПРОМ.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………. 3
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ МЕТОДИЧЕСКИХ И ПРАКТИЧЕСКИХ
ПОДХОДОВ К УПРАВЛЕНИЮ ФИНАНСОВЫМИ РИСКАМИ…………. 6
1.1 Сущность определения «финансовый риск»………………………………. 6
1.2 Формирование классификации финансовых рисков
промышленного предприятия…………………………………………………. 11
1.3 Методические основы формирования системы управления
финансовыми рисками промышленного предприятия………………...…….. 15
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВЫХ РИСКОВ ОАО ГАЗПРОМ……..…... 21
2.1 Характеристика ОАО ГАЗПРОМ как объекта анализа………………...... 21
2.2 Диагностика и анализ факторов риска деятельности ОАО ГАЗПРОМ …………………………………………………………………………………….25
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО МИНИМИЗАЦИИ
ФИНАНСОВЫХ РИСКОВ И РЕКОМЕНДАЦИЙ К ВЫБОРУ
СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ОАО ГАЗПРОМ……………………….…………. 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..….. 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………...….. 57
ПРИЛОЖЕНИЕ 1…………………………………………………………..…... 59
ПРИЛОЖЕНИЕ 2…………………………………………………………..…... 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 3……………………………………………………………..... 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 4……………………………………………………………..... 63

Файлы: 1 файл

Финансовые риски предприятий.doc

— 1.08 Мб (Скачать файл)

В управлении данным риском важным фактором является наличие доступа  Группы к финансовым ресурсам банков и прочих рынков капитала. В связи с динамичным характером деятельности Группы руководство поддерживает гибкую стратегию в привлечении финансовых ресурсов, сохраняя возможность доступа к выделенным кредитным линиям.

Тем не менее, последствия  продолжающегося глобального кризиса ликвидности повлияли на способность Группы получать новые заимствования и рефинансировать существующие заемные средства на условиях, которые были применимы к операциям, осуществленным в более ранние периоды.

В таблице 15 финансовые обязательства Группы сгруппированы по срокам погашения исходя из периода на отчетную дату, остающегося до даты погашения, согласно условиям договора. Суммы в таблице представляют собой потоки денежных средств в соответствии с договорами [10].

Таблица 15

Финансовые обязательства ОАО ГАЗПРОМ, млн руб.

 

Менее 6 месяцев

От 6 до 12 месяцев

От 1 до 2 лет

От 2 до 5 лет

Более 5 лет

На 31 декабря 2008 г.

         

Долгосрочные и краткосрочные  заемные средства

245 676

186 964

181 615

267 294

474 321

Задолженность по расчетам с поставщиками и подрядчиками и прочая кредиторская задолженность

428 872

12 632

-

-

-

На 31 декабря 2007 г.

         

Долгосрочные и краткосрочные  заемные средства

312 881

191 189

241 754

356 471

662 374

Задолженность по расчетам с поставщиками и подрядчиками и прочая кредиторская задолженность

456 855

15 764

-

-

-


 

Более подробная структура  долговых обязательств представлена в  таблице 16.

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 16

 Структура займов ОАО ГАЗПРОМ, млн руб.

 

2007

2008

Долгосрочные  займы

   

Займы с фиксированной % ставкой

869 194

914 937

Средневзвешенная фиксированная % ставка

6,1

6,65

Займы с переменной % ставкой

386 357

247 313

Средневзвешенная переменная % ставка

6,34

4,64

Рублевые займы

165 146

95 035

Займы в иностранной  валюте

1 090 405

1 067 214

Итого по долгосрочным займам

1 255 551

1 162 249

За вычетом текущей  части обязательств по долгосрочным займам

-274 143

-239 019

Плюс: долгосрочные векселя, за вычетом дисконта

3 555

1 718

Средняя ставка дисконта по векселям

7,62

-

Итого по долгосрочным долговым обязательствам

984 963

924 948

Краткосрочные займы

   

Займы с фиксированной % ставкой

189 122

94 265

Средневзвешенная фиксированная % ставка

6,33

6,25

Займы с переменной % ставкой

40 805

99 356

Средневзвешенная переменная % ставка

6,59

5,6

Итого по краткосрочным займам

229 927

193 621

Рублевые займы

129 331

90 770

Займы в иностранной  валюте

100 596

102 851

Плюс: текущая часть  обязательств по долгосрочным займам

274 143

239 019

Краткосрочные векселя, за вычетом дисконта

21 455

8 052

Средняя ставка дисконта по векселям

6,44

-

Итого по краткосрочным  обязательствам

525 525

440 692

Итого по займам

1 510 488

1 365 640


 

 

Таким образом, чистая сумма долга (определяемая как краткосрочные займы и текущая часть обязательств по долгосрочным займам, краткосрочные векселя к уплате, долгосрочные займы, долгосрочные векселя к уплате и реструктурированные налоговые обязательства за вычетом денежных средств и их эквивалентов, а также денежных средств и их эквивалентов с ограничением по использованию в соответствии с условиями некоторых займов и других договорных обязательств) сократилась на 210 237 млн. руб., или на 17%, с 1 228 583 млн. руб. по состоянию на 31 декабря 2007 г. до 1 018 346 млн. руб. по состоянию на 31 декабря 2008 г. Причины уменьшения значения данного показателя заключаются, в основном в существенном снижении долгосрочных и краткосрочных кредитов и займов.

Для анализа ликвидности  необходимо также проследить движение денежных средств по сферам деятельности Группы (табл. 17) [10].

Таблица 17

Движение денежных средств по сферам деятельности ОАО ГАЗПРОМ, млн руб.

 

2007

2008

Чистые денежные средства, полученные от операционной деятельности

598 508

1 016 551

Чистые денежные средства, использованные для инвестиционной деятельности

-892 241

-895 598

Чистые денежные средства, (использованные для) полученные от финансовой деятельности

309 706

-68 893


 

Чистые денежные средства, полученные от операционной деятельности, составили 1 016 51 млн. руб. за 2008 г. по сравнению с 598 508 млн. руб. за 2007 г., увеличившись на 418 43 млн. руб. преимущественно в связи с ростом операционной прибыли в 2008 г. по сравнению с 2007 г.

Чистые денежные средства, использованные для инвестиционной деятельности, составили 895 598 млн. руб. в 2008 г. по сравнению с 892 241 млн. руб. в 2007 г. Это увеличение обусловлено, главным образом, ростом капитальных вложений в развитие месторождений и транспортной инфраструктуры.

Чистые денежные средства, использованные для финансовой деятельности, составили 68 893 млн. руб. в 2008 г. по сравнению с 309 706 млн. руб. чистых денежных средств, полученных от финансовой деятельности в 2007 г. Данное изменение обусловлено, прежде всего, погашением долгосрочных займов, а также снижением объемов привлечения финансирования.

Исходя из этого, нами может быть сделан вывод о том, что положительное сальдо оборотного капитала (оборотные активы за вычетом краткосрочных обязательств) составило 607 230 млн. руб. по состоянию на 31 декабря 2008 г. и 481 863 млн. руб. по состоянию на 31 декабря 2007 г. Увеличение сальдо оборотного капитала на 125 367 млн. руб. в 2008 г., в основном, связано с уменьшением краткосрочных займов и текущей части долгосрочных займов, увеличением денежных средств и их эквивалентов и товарно-материальных запасов. Данное увеличение было частично компенсировано сокращением краткосрочных финансовых активов и дебиторской задолженности и предоплаты. Уменьшение краткосрочных займов и текущей части долгосрочных займов составило 71 430 млн. руб. и вызвано изменением порядка отражения Группы Газпромбанк. Увеличение товарно-материальных запасов составило 31 548 млн. руб. и вызвано увеличением объемов газа в хранилищах. Уменьшение дебиторской задолженности и предоплаты составило 21 530 млн. руб. и вызвано, прежде всего, снижением прочей дебиторской задолженности в связи с изменением порядка отражения Группы Газпромбанк. Уменьшение краткосрочных финансовых активов на 90 463 млн. руб. объясняется деконсолидацией Группы Газпромбанк.

В целом можно отметить, что величина оборотного капитала является достаточной для удовлетворения потребностей Группы в оборотном капитале в течение как минимум последующих двенадцати месяцев; тем не менее, наблюдается существенная зависимость предприятия от рынка краткосрочных займов для финансирования оборотного капитала. Именно поэтому Группе необходим постоянный доступ на внутренние рублевые рынки ссудного капитала и банковских кредитов для того, чтобы удовлетворить значительную часть своих финансовых потребностей.

Теперь необходимо рассмотреть  другую группу рисков, которые называются стратегическими, поскольку данная группа рисков оказывает непосредственное влияние на силу или степень проявления всех тех рисков, которые были нами рассмотрены ранее. Группа стратегических рисков включает [9]:

  1. риски, связанные с развитием кризисных явлений в экономике;
  2. риски регулирования энергетической отрасли в ЕС;
  3. риски государственного регулирования отрасли;
  4. риски директивного установления цен на газ в РФ;
  5. риски изменения режима валютного регулирования;
  6. риски, связанные с изменением налогового законодательства;
  7. риски изменения правил взимания таможенных платежей;
  8. риск роста затрат.

Рассмотрим каждый из рисков более детально [9].

1) Риски, связанные  с развитием кризисных явлений  в мировой экономике

Мировая экономика находится  в состоянии глобального экономического кризиса, сопровождающегося сокращением потребления, инвестиций и, как следствие, спадом промышленного производства. Финансово-экономическая ситуация в мире в существенной степени отразилась на экономике Российской Федерации.

Вместе с тем в условиях нарастания кризисных явлений в мировой экономике нет гарантий, что меры, принимаемые ведущими экономиками мира, позволят компенсировать негативное развитие событий. Таким образом, как в развитых, так и в развивающихся странах сохраняется угроза дальнейшего ухудшение ситуации, включая банкротство значимых субъектов экономических отношений, рост безработицы и социальной напряженности.

 В  таких условиях нарастания кризисных явлений в мировой экономике существенным образом меняются внешние факторы развития Группы Газпром:

- замедление темпов роста мировой экономики, а также наблюдаемая в экономически развитых странах рецессия, что обуславливает снижение спроса на углеводороды и продукты их переработки на основных рынках сбыта Группы;

Степень негативного влияния данного фактора на газовый бизнес Группы ограничивается невысокой эластичностью спроса на природный газ к темпам экономического роста и сложившейся структурой потребления энергоносителей на традиционных рынках сбыта.

- резкое падение цен на нефть и нефтепродукты в 2008 г.;

- массивный отток капитала с развивающихся рынков, в том числе с российского.

Этот фактор привел к  значительному падению цены на акции  ОАО «Газпром» и его дочерних обществ, акции которых котируются на рынке, и росту доходности облигаций компании.

- девальвация российского рубля по отношению к основным мировым валютам.

Данный фактор оказывает  разнонаправленное воздействие  на деятельность Группы Газпром. С одной стороны, падение курса рубля приводит к росту величины консолидированной задолженности Группы в рублевом выражении; с другой – большая часть выручки Газпрома номинирована в иностранной валюте (доллары США и евро), что увеличивает выручку в рублевом выражении, при этом основные расходы Группы, в том числе в рамках инвестиционной программы, номинированы в рублях.

- увеличение стоимости и сокращение возможностей привлечения заемного финансирования.

Это может оказать  негативное влияние на способность  Группы привлекать новые заимствования и рефинансировать ранее привлеченные кредиты и займы, что в конечном итоге может ограничивать возможности реализации проектов в основных видах деятельности.

2) Риски регулирования  энергетической отрасли в Европейском  Союзе

Регулирование энергетической отрасли осуществляется по различным направлениям. К наиболее важным можно отнести законодательство в области конкуренции, таможенное, налоговое и природоохранное законодательство, а также вопросы энергетической безопасности.

Обеспечение энергетической безопасности основывается на стимулировании эффективного использования энергии, а также на снижении зависимости от импорта энергоносителей из одного источника. Такая политика активно проводится в странах Европы и закреплена в Зеленой книге ЕС. Поскольку Газпром является крупнейшим внешним поставщиком энергоносителей в регионе, данная реформа касается его в первую очередь. Следствием этого может стать снижение доли Группы на европейском рынке, являющимся ее традиционным экспортным регионом.

В первой половине 2009 г. ожидается  вынесение на одобрение Европейскому парламенту и Совету Европы «Третьего энергетического пакета» – проекта новых директив по энергетике, предполагающих дальнейшую либерализацию энергетического рынка Евросоюза в части отделения производящих мощностей (добывающие – в случае природного газа и генерирующие – для электроэнергии) от транспортных сетей на территории стран ЕС – газопроводов или высоковольтных линий электропередачи. Эти требования после их вступления в силу могут оказать существенное влияние не только на работу европейских компаний, но и на деятельность присутствующих на рынке ЕС иностранных энергетических концернов, включая Группу.

3) Риски государственного регулирования отрасли

Государство контролирует 50,002 % акций ОАО «Газпром». Представителями  государства в Совете директоров, к компетенции которого относится утверждение финансового плана и инвестиционной программы, осуществляется контроль за движением финансовых потоков ОАО «Газпром».

Деятельность Группы по транспортировке газа по трубопроводам  в соответствии с Федеральным законом «О естественных монополиях» регламентируется как деятельность естественных монополий.

Государство регулирует оптовые цены на газ, по которым Группа реализует основной объем газа на внутреннем рынке; тарифы на услуги по транспортировке газа по магистральным трубопроводам, оказываемые независимым производителям; тарифы на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям; плату за снабженческо-сбытовые услуги, а также розничные цены на газ.

4) Риски директивного установления цен на газ в Российской Федерации

Оптовые цены на природный  газ, поставляемый Газпромом российским потребителям, несмотря на проведенные с 2000 г. последовательные изменения, пока остаются значительно ниже цен, по которым газ реализуется в Европу и другие страны, даже без учета экспортных пошлин и стоимости транзита.

Газпром проводит работу с федеральными государственными органами по обоснованию необходимых параметров изменения регулируемых цен для выведения цен на газ на экономически обоснованный уровень.

Влияние экономического кризиса увеличивает риск того, что указанное повышение цен не будет осуществлено либо будет осуществлено в меньшей, чем планировалось, степени.

Для минимизации данного  риска ОАО «Газпром» продолжает вести активный диалог с Правительством Российской Федерации по вопросам совершенствования ценовой политики государства и переходу с 2011 г. от регулирования оптовых цен на газ к регулированию тарифов на его транспортировку по магистральным трубопроводам, которые отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

5) Риски изменения режима валютного регулирования

Газпром является участником внешнеэкономических отношений, имеет  часть своих активов и обязательств в иностранной валюте, а также счета в иностранной валюте в иностранных банках и их филиалах, расположенных на территории иностранных государств, соответственно компания подвержена существенным рискам, связанным с изменением валютного регулирования.

На фоне продолжающейся либерализации валютного законодательства Правительством и Центральным банком России осуществлялись мероприятия по усилению контроля за проведением валютных операций. Так, в конце 2006 г. законодательно закреплены дополнительные требования к объему информации, отражаемой уполномоченными банками в базе данных по валютным операциям, а также утверждены Правила по обеспечению взаимодействия не являющихся уполномоченными банками профессиональных участников рынка ценных бумаг, таможенных и налоговых органов как агентов валютного контроля с Центральным банком России. Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 февраля 2007 г. № 98 утверждены Правила представления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций агентам валютного контроля, за исключением уполномоченных банков.

Информация о работе Финансовые риски предприятия: анализ и рекомендации по выбору стратегии развития