Финансовые результаты деятельности коммерческих банков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 00:47, курсовая работа

Описание работы

В данной курсовой работе в первой главе мною были изучены теоретические аспекты анализа финансовых результатов деятельности коммерческого банка, а во второй – методика анализа финансовых результатов банка. Это анализ доходов, расходов, прибыли и рентабельности. А также были рассмотрены проблемы анализа финансовых результатов деятельности коммерческого банка.

Содержание работы

Введение………………………………………………………….……………….... 4
1. Доходы и расходы КБ…………………………………………………….……. 6
1.1 Доходы коммерческих банков и их источники…………………………….... 6
1.2 Расходы коммерческого банка и их источники……………………………... 11
1.3 Основные методики оценки доходов и расходов коммерческих банков…...15
1.3.1 Методика, разработанная Пановой Г. С…………………………………….15
1.3.2 Методика, разработанная специалистами Финансовой академии при Правительстве РФ………………………………………………………………………22
1.3.3 Методика, разработанная Батраковой Л. Г…………………………………25
II. Оценочные показатели экономической деятельности КБ: доходность, ликвидность, платежеспособность, риски. Порядок их определения, экономическая значимость, связь и зависимость………………………………….. 29
2.1 Экономические нормативы, регулирующие деятельность коммерческого банка…………………………………………………………………………………29
2.2 Теоретические и методологические аспекты доходности и ликвидности коммерческого банка…………………………………………………………………...31
2.2.1 Понятие и сущность доходности коммерческих банков…………………..31
2.2.2 Понятие и сущность ликвидности коммерческих банков…………………39
2.3 Управление ликвидностью и платежеспособностью КБ…………………….48
2.3.1 Методы управления ликвидностью и платежеспособностью КБ…………48
2.3.2 Теория управления ликвидностью КБ………………………………………49
2.4 Риски в банковском предпринимательстве…………………………………...52
III. Роль, место и значение показателей оценки деятельности КБ в обеспечении стабильности, устойчивости и надежности и их работы……………..66
3.1 Оценка деятельности коммерческого банка………………………………......66
3.2 Основные показатели оценки деятельности коммерческого банка………….68
Практикум……………………………………………………………………….... ...80
Заключение………………………………………………………………….. ...…... 82
Список литературы…………………………………………………….…………. 85

Файлы: 1 файл

курсовая по банкам 1.doc

— 377.50 Кб (Скачать файл)

  Процентного риска можно избежать в том случае, если изменения в доходах от активов полностью сбалансировать изменениями в издержках привлечения фондов. Это теоретически. Однако практически невозможно добиться такого баланса постоянно, поэтому банки всегда подвергаются процентному риску.

  Управление процентным риском включает в себя управление как активами, так и обязательствами банка. Особенность этого управления состоит в том, что оно имеет границы. Управление активами ограничено кредитным риском и требованиями ликвидности, которые и определяют содержание портфеля рисковых активов банка, а также ценовой конкуренцией со стороны других банков в установленные центы кредита.

  Управление обязательствами также затруднено в первую очередь ограниченным выбором и размером долговых инструментов, то есть ограниченностью средств, необходимых для выдачи кредита, и опять же ценовой конкуренцией со стороны других банков и кредитных организаций.

  Снизить процентный риск можно также с помощью проведения процентных «свопов». Это особые финансовые сделки, условиями которых предусмотрены выплаты процентов по определенным обязательствам в заранее обусловленные сроки, то есть по существу стороны, заключающие договор, обмениваются теми процентными платежами, которые они должны произвести. 
Обмен процентных платежей по сделке с фиксированной ставкой происходит против сделки с переменной ставкой. При этом сторона, которая обязуется произвести выплаты по фиксированным ставкам, рассчитывает на значительный рост за период сделки переменных ставок; а противоположная сторона – на их снижение. Тогда выигрывает сторона, которая правильно спрогнозировала динамику процентных ставок.

  2.5. Лизинговый риск. В последнее время в банковской деятельности получили распространение лизинговые и факторинговые операции, которые несут повышенный риск для банка. Прежде чем проводить лизинговые операции, необходимо провести большую организационную работу, так как для успешной деятельности банк должен обладать возможностями широкой рекламы предлагаемых услуг и их преимуществ для потенциальных лизингополучателей. 
Необходимо изучить лизинговый рынок, его основные тенденции, выявить спрос на определенные виды оборудования. При этом необходимо учитывать колебания рыночных цен на оборудование, пользующееся спросом, цены и тарифы на другие сопутствующие лизингу услуги и т.д. Главными факторами, связанными с риском по лизинговым операциям, являются качество лизинговой сделки и нарушение срока поставки оборудования. Учитывая это, банк должен получить достоверную информацию об объекте лизинга. Кроме того, для того чтобы обезопасить себя на случай невыполнения лизиногополучателем платежных обязательств, банк должен правильно оценить платежеспособность клиента. При этом следует обратить внимание на то, что лизинговая операция носит, как правило, долгосрочный характер, поэтому следует оценивать не только финансовую устойчивость клиента, но и его способность выполнять все платежные обязательства в течение срока лизингового соглашения. Отсутствие методики определения кредитоспособности заемщиков при долгосрочном кредитовании вызывает необходимость наряду с анализом коэффициентов платежеспособности и финансовой устойчивости уделять внимание общей экономической устойчивости предприятия и перспективам его развития: возможности технического перевооружения, модернизации, обновления ассортимента продукции, услуг, переориентации основного вида деятельности и т.д. Кроме того необходимо оценивать общую конъюнктуру рынка, место и перспективы потенциального заемщика в рыночной конкуренции. На основании полученных данных эксперты банка готовят заключение о кредитоспособности клиента и рекомендации по установлению с ним кредитных отношений.

  Если банк неправильно оценивает эффективность объекта лизинга, то он должен возместить клиенту возможный ущерб в результате такой ошибки.

  2.6. Факторинговый риск. Факторинговые операции делятся на:

. Внутренние, если клиент  банка и его партнер, а также  банк находятся в одной и той же стране, или международные;

. Открытые, если должник уведомлен об участии в сделке банка, или закрытые;

. С правом регресса, т.е. обратного требования к  клиенту банка возместить уплаченную сумму, или без права регресса. Данный вид факторингового соглашения заключается банком с надежным и постоянным клиентом.

Для снижения факторингового риска коммерческими банками  применяется следующий ряд мер:

. Принимается к оплате  не вся сумма счета клиента,  а лишь часть ее, с перечислением оставшейся суммы после поступления средств от плательщика;

. Взимается комиссионное вознаграждение за гарантию платежеспособности плательщика.

  Существует ряд коммерческих организаций, не подлежащих факторинговому обслуживанию. Это обусловлено тем, что иногда банку достаточно трудно оценить кредитный риск или невыгодно брать на себя повышенный объем работ, а также дополнительный риск, возникающий при переуступке таких требований, оплата которых может быть произведена в срок по причине невыполнения поставщиком каких-либо своих договорных обязательств.

  2.7. Депозитный риск. Этот риск связан с досрочным отзывом вкладчиками своих вкладов из банка. Тогда коммерческим банкам приходится проводить большую работу по привлечению различного рода вкладов.

  Наиболее распространены депозиты до востребования и срочные вклады. Для уменьшения депозитного риска применяются некоторые условия дифференциации срочных вкладов. При этом банками применяются два вида срочных вкладов: 
. Собственно срочные. Эти вклады возвращаются владельцу в заранее установленный срок (срок срочного вклада не менее месяца).

  Соответственно длительности срока изменяется уровень процента, по вкладу с большим сроком выплачивают более высокий процент. 
. Вклады с предварительным уведомлением об изъятии. Такие вклады предусматривают подачу в банк специального заявления вкладчика в случае досрочного изъятия им вклада. Это позволяет банку учитывать предстоящие изменения и рефинансировать свои активные операции из других источников.

  Кроме этого в договоре, который заключается между банком и вкладчиком, могут быть включены особые условия по предупреждению потерь банка, связанных с досрочным снятием вкладов. Например, отказ клиенту в досрочном востребовании вклада. Но банку необходимо правильно оценить, для каких клиентов необходимы подобные оговорки в договоре.

  2.8. Риск несбалансированной ликвидности.Ликвидность банка – это способность своевременно обеспечивать выполнение своих обязательств. Данный вид риска несет в себе опасность потерь в случае неспособности банка покрыть свои обязательства по пассивам баланса требованиями по активам. В целях контроля за состоянием ликвидности кредитной организации установлены нормативы текущей, мгновенной и долгосрочной ликвидности. В том случае, если нормативы ликвидности банка не соответствуют требуемым значениям, установленным ЦБ, банку необходимо проводить мероприятия, обеспечивающие необходимый уровень ликвидности. Сюда относятся: 
. Отзыв кредитов; 
. Продажа части портфеля ссуд и инвестиций; 
. Распределение активов и пассивов в целях выявления, какую часть каждого вида пассивов следует разместить в ликвидные статьи активов для поддержания определенных коэффициентов ликвидности; 
. Расширение масштабов пассивных операций по привлечению средств клиентов; 
. Выпуск депозитных сертификатов и облигаций и др.

  К внутренним банковским рискам относятся также такие виды рисков, как: 
. Технологический. Это опасность потерь в результате сбоя технологии банковских операций; 
. Риски инноваций. Это опасность потерь в результате неправильного выбора инноваций, неправильной оценки их эффективности или неправильного определения времени для инноваций; 
. Операционные, т.е. потери в результате увеличения текущих затрат банка

 

Глава III Роль, место и значение показателей оценки деятельности КБ в обеспечении стабильности, устойчивости и надежности и их работы.

3.1 ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ

  Анализ доходов и расходов банка позволяет изучить результаты деятельности коммерческого банка и оценить эффективность его как коммерческого предприятия. Прибыль – главный показатель результативности работы банка. Она зависит от валовых доходов и валовых расходов банка, и ее следует рассматривать с позиции ее достаточности для роста банковского капитала. Масса прибыли не должна чрезмерно расходоваться на потребительские цели. Однако для комплексной оценки функционирующих подразделений этих показателей недостаточно, необходим комплекс качественных и количественных показателей. Существуют следующие виды оценки коммерческого банка. В зависимости от того, кто проводит оценку деятельности, оценка может быть внешней и внутренней. Внешняя оценка проводится в различных целях

  Центральным банком или иным органом банковского надзора, аудиторскими и партнерскими фирмами, рейтинговыми агентствами и даже клиентами. Такая оценка чаще всего направлена на развитие банка, изменение его финансового состояния, на правомерность действия, а также с конкурсной позиции.

Количественные показатели банка оцениваются как самим банком, так и внешним проверяющим. В результате такой оценки ежегодно составляется сводная таблица, содержащая абсолютные и относительные показатели, их изменения за год, и отражающая иерархию банков в соответствующем периоде. Например, при ранжировании банков на международном уровне востребованными считаются следующие показатели деятельности банка :

– общая сумма активов  на конец финансового года;

– данные по консолидированному балансу банка;

– общая сумма депозитов (на ту же дату);

– общая задолженность  по выданным кредитам;

– величина собственного капитала банка;

– размер чистой прибыли  за прошедший год;

– доходность активов, как  отношение чистой прибыли к среднегодовой  величине собственного капитала;

– отношение капитала к активам (на конец года);

– отношение прибыли  к доходу по собственным акциям.

  При оценке качественных сторон деятельности банка определяют его надежность, для чего проводят анализ финансового состояния банка и системы управления рисками. Финансовое состояние банка – одно из главных понятий, оно характеризуется системой показателей, отражающей наличие, размещение и использование финансовых средств.

  Финансовое состояние подтверждается внутренним и внешним аудитом, а для сравнения банков применяют их рейтинги. Рейтинг банка – это оценка его деятельности по системе, основанной на финансовых показателях работы и данных баланса банка. Рейтинг выводится по тем направлениям, которые подвергались анализу. Единой системы оценки надежности банков в мировой практике не существует, так как все банки имеют существенные внутренние различия.

  Принцип определения рейтинга заключается в том, что при расчете показателей его значение отмечается на графике по оси абсцисс, а по оси ординат анализируемому показателю соответствует точка, отражающая положение данного банка в общей совокупности банков страны (в процентах и процентилях). Поэтому процентили характеризует место банка по отношению к группе сопоставимых банков.

  Банк считается устойчивым, если у него имеются достаточный капитал, ликвидный баланс, если он платежеспособен и удовлетворяет ряду требований к качеству его капитала. Сумма баллов, определенных по такому способу, применяется для определения рейтинга конкретного банка по совокупности факторов. Такого рода рейтинги позволяют наблюдать за деятельностью банков изнутри и со стороны контролирующих органов. Главными критериями эффективности банков являются доходность, ликвидность и минимальный уровень риска.

3.2 Основные показатели оценки  деятельности предприятия 

В условиях рынка в осуществлении  производственной, хозяйственной, коммерческой и других видов деятельности всегда имеется элемент риска. Он выражается в производстве изделия, которое может получить недостаточный спрос, в потере прибыли, банкротстве и т.д. Следовательно, стремление уменьшить степень риска требует проведения тщательных экономических расчетов результатов работы на всех участках производственно-хозяйственной и коммерческой деятельности предприятия, их анализа и оценки. Их осуществление предполагает наличие соответствующих критериев оценки, экономических показателей и соответствующих методов расчета, учета и обобщения.

Многообразие свойств и признаков  различных видов производственно-хозяйственной  и коммерческой деятельности предприятия  обусловливает и многообразие показателей. При этом проблема их использования состоит в том, что ни один из них не выполняет роль универсального показателя, по которому однозначно можно было бы судить об успехах или неудаче в бизнесе. Поэтому на практике всегда используют систему показателей, которые связаны между собой и оценивают или показывают различные стороны деятельности предприятия. Выделяют показатели индивидуальные, групповые (частные) и общие. В зависимости от цели анализа показатели могут выражаться в форме абсолютных, относительных и средних величин. Каждый конкретный экономический показатель имеет качественную определенность (пространства, времени и количества). Число, лишенное хотя бы одной из двух определенностей, не является показателем. Согласно установившейся практике под критерием понимается признак, позволяющий производить сравнительную оценку вариантов деятельности, расчетов, характеризующихся многими признаками.

Показатель - это тоже признак, но характеризующий какую-либо одну сторону явления, действия, их количественную или качественную характеристику (сторону) или степень выполнения определенной задачи. В нашей стране наукой и практикой была сформирована система экономических, финансовых и статистических показателей, разработаны методы их расчета и учета, но они были рассчитаны на централизованно-плановую систему хозяйствования. С переходом к рыночным отношениям эта система показателей как в части их расчета и учета, так и роли в обосновании решений претерпела и претерпевает определенные изменения. Так, например, если в условиях плановой системы хозяйствования в оценке деятельности предприятия важную роль играли такие показатели, как выполнение плана, объем товарной продукции, объем валовой продукции, то в условиях рынка на первое место выдвигаются показатели: объем продаж, прибыль, рентабельность и целый ряд оптимизационных. Ориентировка производства на удовлетворение спроса резко усилила значение оценки различных вариантов удовлетворения спроса.

Информация о работе Финансовые результаты деятельности коммерческих банков