Факторный анализ себестоимости» на примере ОАО «Колбасный завод «Отрадное»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 15:06, курсовая работа

Описание работы

Основными целями курсовой работы являются: обоснование сущности факторный анализ себестоимости продукции и ее значение; проведение анализа себестоимости продукции предприятия.
Задачи исследования:
изучить формирование себестоимости как экономической категории;
рассмотреть значение и задачи анализа себестоимости продукции.
рассмотреть факторный анализ;
исследовать анализ себестоимости продукции ОАО «Колбасный завод «Отрадное»
Объектом исследования работы является исследования факторный анализ себестоимость продукции ОАО «Колбасный завод «Отрадное»

Содержание работы

Введение……………………………………………………………….....5
1 Формирование себестоимости как экономической категории………..7
2 Значение и задачи анализа себестоимости продукции 18
3 Анализ себестоимости по составу, структуре и в динамике…………20
4 Факторный анализ себестоимости……………………………………..23
5 Анализ затрат на 1 рубль произведенной продукции и факторов,
на нее влияющих………………………………………………………..30
Заключение……………………………………………………………….32
Список литературы………………….……………………………………34

Файлы: 1 файл

ОАО «Колбасный завод «Отрадное» .doc

— 317.50 Кб (Скачать файл)

    Как следует из таблицы 4.2 наибольший удельный вес в 2009 году занимает Мадера с/к, выпуск составил36,9% в общем объеме, также в 2009 году Мадера с/к 35,1%. Это изменение произошло в связи с тем, что спрос на с/к Мадера немного сократился за счет выпуска новых сортов колбасы (Георгиевская, Любительская, Крымская).

    Структура выпуска Брауншвейгская с/к сократилась  на 2,42% (1485 кг.), это также связано  с рыночным спросом. По другим видам  сырокопченой колбасы показатели доли структуры в общем объеме выпуска  доходят до 9%. Следовательно, влияние приведенных пяти видов сырокопченой продукции в общем выпуске продукции существенное.

    Чтобы произвести факторный анализ себестоимости, необходимо определить число факторов, влияющих на себестоимость. Известно, что каждый фактор влияет на себестоимость по-своему, одни из факторов влияют непосредственно, а другие косвенно, но каждое явление можно рассматривать как причину и следствие. Отсюда важным вопросом в анализе хозяйственной деятельности  является изучение и измерение влияния факторов на величину исследуемых экономических показателей. Без глубокого и всестороннего изучения факторов нельзя сделать обоснованные выводы о результатах деятельности, выявить резервы производства, обосновать планы и управленческие решения.

    Под факторным анализом понимается методика комплексного и системного изучения и измерения воздействия факторов на величину результативных показателей.

     Полная  себестоимость колбасной продукции (С) может измениться из-за объема  выпуска продукции (ВП), ее структуры (Дi), себестоимости единицы продукции (Сi):

                                             С=ВП*Дi*Сi                                                                                                                                       

Таблица 4.3– Исходные данные для факторного анализа полной себестоимости колбасной продукции за 2009-2010 г.г.

 
 
 
Виды продукции
 
Кол-во колбасы, ед.
Себестоимость единицы продукции, руб.  
Полная  себестоимость продукции, руб.
           2009г. 2010г. 2009г. 2010г. 2009г. 2010г. Отклонение
ед. уд. вес, % ед. уд. вес, %
1 2 3 4 5 6 7 8=2x6 9=4x7 10=9-8
1.Мадера  с /к 38847 36,9 37647 35,1 134,41 147,15 5221425,27 5539756,05 318330,78
2.Брауншвейгская  с/к 30385 28,9 28900 26,9 157,42 150,94 4783206,7 4362166,0 -421040,7
3.Салями  Московская с/к 13753 13,1 15311 14,3 98,49 126,36 1354532,97 1934697,96 580164,99
4.Сергиевская  с/к 13677 13,0 15096 14,1 102,21 120,80 1397926,17 1823596,8 425670,63
5. Престиж, с/к 8490 8,1 10314 9,6 156,91 153,25 1332250,8 1580620,5 248369,7
Итого: 105152 100,00 107268 100,00 - - 14089341,91 15240837,31 1151495,4
 

    Определение влияния факторов на изменение себестоимости  колбасной продукции:

    1. С0 = ВП0xДi0xСi 0;
    2. С1скор= ВП1xДi0xСi 0;
    3. С2скор= ВП1xДi1xСi 0;
    4. С1 = ВП1xДi1xСi1.

    Влияние факторов на изменение себестоимости  продукции:

    1. объема товарной продукции ∆С∆ВП = С1скор - С0
    2. структуры товарной продукции ∆С∆Дi = С2скор - С1скор

    3.  себестоимости единицы продукции  ∆С∆Сi = С1 - С2скор

Таблица 4.4-Расчет полной себестоимости–условие 1.

 
Виды  продукции
 
Объем товарной продукции фактический при базисной структуре, ед. (из табл.4.3 итог гр.4*гр.3/100)
 
Себестоимость единицы

продукции базисная, руб. (гр.6 табл. 4.3)

 
Себестоимость

скорректированная, руб.

1 2 3 4=2x3
1.Мадера  с/к 39581,89 134,41 5320201,84
2.Брауншвейгская  с/к 31000,45 157,42 4880090,84
3.Салями  Московская с/к 14052,11 98,49 1383992,32
4.Сергиевская  с/к 13944,84 102,21 1425302,09
5. Престиж, с/к 8688,71 153,25 1331544,81
Итого: - - 14341131,9
 

    В таблице 4.4 произведены расчеты для  нахождения полной себестоимости скорректированной: при фактическом объеме товарной продукции, базисной структуре товарной продукции и базисной себестоимости  единицы продукции, т.е. С1скор=14341131,9

Таблица 4.5-Расчет полной себестоимости–условие2.

 
Виды  продукции
 
Объем товарной продукции фактический при фактической  структуре, ед. (гр.4 табл.4.3)
 
Себестоимость единицы

продукции базисная, руб. (гр.6 табл. 4.3)

 
Себестоимость

скорректированная, руб.

1 2 3 4
1.Мадера с/к 37647 134,41 5060133,27
2.Брауншвейгская  с/к 28900 157,42 4549438,00
3.Салями  Московская с/к 15311 98,49 1507980,39
4.Сергиевская  с/к 15096 102,21 1542962,16
5. Престиж, с/к 10314 156,91 1618369,74
Итого: - - 14278883,56

    В таблице 4.5. произведены расчеты для нахождения полной себестоимости скорректированной: при фактическом объеме товарной продукции, фактической структуре товарной продукции и базисной себестоимости единицы продукции, т.е. С2скор=14278883,56

Таблица 4.6- Таблица 4.6 -Схема проведения аналитических расчетов ОАО «Колбасный завод «Отрадное» для нахождения влияния основных факторов на полную себестоимость колбасной продукции за 2009-2010 г.г. 

Показатели Сумма, 
 

руб.

Факторы изменения затрат
объем выпуска продукции структура выпуска продукции себестоимость единицы продукции
Себестоимость базисного периода 14089341,91 ВП0 Дi0 Сi0
Себестоимость скорректированная: при фактическом  объеме товарной продукции, базисной структуре  и базисной себестоимости единицы  продукции 
14341131,9  
ВП1 
 
Дi0 
 
Сi0 
 
Себестоимость скорректированная: при фактическом  объеме, фактической структуре товарной продукции и базисной себестоимости  единицы продукции
14278883,56 ВП1 Дi1 Сi0
Себестоимость фактическая 15240837,31 ВП1 Дi1 Сi1

     Из  данных Таблицы 4.6 выявим влияние  факторов на изменение себестоимости колбасной продукции:

  • Объем колбасной продукции: ∆С∆вп1скор0

14341131,9-14089341,91=251789,99 (руб.)

    Следовательно, из-за увеличения объема выпуска колбасной  продукции в 2007 г., себестоимость  увеличилась на 251789,99 (руб.). Этот рост является закономерным, так как объем производства с 2006г. по 2007г. по пяти видам колбас вырос на 2,01% или на  2116 кг (см. таблицу 4.2).

  • структура товарной продукции: ∆С∆Дi =  С2скор- С1скор

    14278883,56-14341131,9=-62248,34 (руб.)

    Изменение структуры выпуска колбасной продукции в 2009г. повлияло на уменьшение себестоимости. В таблице 4.2 указано, что выпуск Мадера с/к

незначительно уменьшился, ее доля занимала 36,9% в общем  объеме выпуска сырокопченой продукции в 2009году и 35,1% в 2010 году, также произошло уменьшение объема выпуска колбасы Брауншвейгская.

    Уменьшение  объемов выпуска связано, прежде всего, с началом выпуска новых видов сырокопченой продукции в 2010 году. Из этого следует, что в результате сокращения выпуска определенных видов колбасы  общая сумма затрат в составе себестоимости уменьшилась.

  • Себестоимость единицы продукции: ∆С∆Сi= С1- С2скор

15240837,31-14278883,56=961953,75(руб.).

Из-за увеличения себестоимости единицы продукции  на мясокомбинате увеличились расходы на выпуск сырокопченой продукции почти на миллион рублей. Можно заметить, что это неблагоприятно сказалось на возможности увеличения конечного финансового результата.

    Сумма факторных оценок составила:

-62248,34+251789,99+961953,75=1151495,4 (руб.).

    Данный  результат говорит о том, что в целом за 2010 год мясокомбинат увеличил себестоимость колбасной продукции на 1151495,4 (руб.) по сравнению с 2006 годом. Это было вызвано тем, что в материально-затратном производстве было задействовано более дорогое сырье, что резко увеличило себестоимость единицы продукции .  
 

                                                     5.Анализ затрат на рубль товарной продукции

    В большинстве отраслей промышленности задание по себестоимости утверждается предприятием в виде предельного уровня затрат на рубль товарной продукции.

    Показатель  затрат на рубль товарной продукции  характеризует уровень себестоимости  одного рубля обезличенной продукции. Он исчисляется как частное от деления полной себестоимости всей товарной продукции на ее стоимость в оптовых ценах предприятия. Это наиболее обобщающий показатель себестоимости продукции, выражающий ее прямую связь с прибылью.

    К достоинствам этого показателя можно  также отнести его динамичность и широкую сопоставимость.

    Непосредственное  влияние на изменение уровня затрат на рубль товарной продукции оказывают 3 фактора, которые находятся с ним в прямой функциональной связи:

  • изменение структуры выпущенной продукции,
  • изменение структуры себестоимости отдельных видов изделий,
  • изменение оптовых цен на продукцию.

Таблица 5.1-Затраты на рубль товарной продукции ОАО «Колбасный завод «Отрадное» за 2009-2010г.г. (расчет показателей приведен в Приложении А).

 
Наименование  показателя
 
№ строки
 
Формула расчета
 
Сумма
 
Полная  себестоимость всей товарной продукции в базисном году, в руб.
 
 
 
1
 
 
 
∑qпSп
 
 
14089257,01
Себестоимость фактически выпущенной продукции в  отчетном году
а)по себестоимости  базисного года, руб.  
2
∑qфSп  
14278883,56
б) по фактической себестоимости, руб.  
3
 
∑qфSф
 
15240837,31
 
Объем товарной продукции в ценах:
 
а)в  базисном году, руб.
 
4
 
∑qпСп
 
19760445,98
 
б)фактический  выпуск в отчетном году в ценах  базисного года, руб.
 
5
 
∑qфСп
 
20026373,31
 
в) фактический выпуск в отчетном году в действующих ценах, руб.
 
6
 
∑qфСф
 
21374820,15
 
Затраты на рубль товарной продукции в  базисном году(п.1:п.4) коп.
 
 
 
7
 
 
∑qпSп

∑qпСп

 
 
71,30
а) по себестоимости и ценам базисного  года пересчитанным на выпуск и ассортимент  отчетного года (п.2:п.5), коп.  
 
8
 
∑qфSп

∑qфСп

 
71,30
б)фактически в ценах базисного года (п.3:п.5), коп.  
9
∑qфSф

∑qфСп

 
76,10
в)фактически в ценах действующих в отчетном году (п.3:п.6)  
10
∑qфSф

∑qфСф

 
71,30

Информация о работе Факторный анализ себестоимости» на примере ОАО «Колбасный завод «Отрадное»