Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 04:46, реферат
Последние годы стремительно растёт число публикаций в СМИ, в которых населению  России на высоком научном и эмоциональном  уровне разъясняют, почему и зачем  нужно увеличивать иммиграцию в  Россию. Суть всех подобных рассуждений  можно свести к одной формуле: «Мигранты спасут Россию». Именно эта формула и предлагается руководству Российской Федерации в качестве фундаментального основания для принятия соответствующих решений.
Актуальность  темы:
Введение
1.   Понятие  и сущность миграции............................................................................5
         1.1. Экономические эффекты миграции..........................................................8
2. Характеристика  современных миграционных процессов................................10
         2.1. Миграционные процессы в современной России.................................13
 3. Проблемы миграции в России...........................................................................20
         3.1.О совершенствовании государственной миграционной
политики Российской Федерации...........................................................................24
Заключение................................................................................................................28
Список литературы........................................................
миграция в рамках промышленно развитых стран;
миграция рабочей силы между развивающимися странами;
миграция рабочей силы из бывших социалистических стран в промышленно развитые страны (сходна с миграцией из развивающихся в промышленно развитые;
миграция научных работников, квалифицированных специалистов из промышленно развитых в развивающиеся страны.
Так, иностранная рабочая сила из развивающихся стран означает для промышленно развитых стран обеспечение ряда отраслей, инфраструктурных служб необходимыми работниками, без которых невозможен нормальный производственный процесс, а иногда просто нормальная повседневная жизнь. В частности, во Франции эмигранты составляют одну четвертую всех занятых в строительстве и одну треть — в автомобилестроении; в Бельгии — половину всех шахтеров, в Швейцарии - две пятых строительных рабочих.
Современная межстрановая миграция рабочей силы, существующая в рамках промышленно развитой зоны, связана в большей мере с неэкономическими факторами, чем с экономическими. И тем не менее, нередко такое явление, как «утечка умов», в частности, из Европы в США.
Для промышленно развитых стран иностранная рабочая сила из развивающихся стран означает обеспечение ряда отраслей, инфраструктурных служб необходимыми работниками, без которых невозможен нормальный производственный процесс, а иногда просто нормальная повседневная жизнь. Например, во Франции эмигранты составляют 25% всех занятых в строительстве, 1/3 в автомобилестроении. В Бельгии они составляют половину всех шахтеров, в Швейцарии – 40% строительных рабочих.
Особо следует сказать о миграции рабочей силы в рамках бывших социалистических стран, а также в СНГ. В свое время бывший СССР импортировал рабочую силу из Болгарии, Вьетнама, Северной Кореи. С возникновением Российского государства к числу этих стран добавились рабочие из Китая. В настоящее время, по официальным данным, в Росси трудятся 40 тыс. китайцев. Наряду с организованным импортом рабочей силы из Китая имеет место стихийный приток мигрантов из Китая на территорию России. По некоторым оценкам российских специалистов, существует “опасность колонизации” российского Дальнего Востока и Сибири его многонаселенным соседом. Большой приток рабочей силы отмечается в столице России. В Москве работают иностранные рабочие и специалисты из 78 стран мира. Иммигранты составляют 46% московских строителей, 34% работников столичного транспорта.
В середине 90-х годов активизировалась миграция рабочей силы в Россию из стран ближнего зарубежья: Украины, Беларусии, Молдовы. Причины этой миграции чисто экономические – рабочие из этих стран едут на заработки. Основные экспортеры рабочей силы в Москву: Украина – 32% от общей численности работающих иностранцев, Турции – 22%, СФРЮ – 8%, Молдова – 4%, Беларусь – 3%.
Одна из самых главных причин использование иностранной рабочей силы из стран ближнего зарубежья в приграничных регионах – ее экономическая выгодность. Прежде всего – низкие транспортные расходы на доставку рабочей силы, а также отсутствие существенных затрат на размещение и обустройство в случае маятниковой миграции.
Наиболее актуальная проблема, которая может возникнуть в области импорта рабочей силы из стран ближнего зарубежья к началу 2000 года, связана с волной нелегальных трудящихся-иммигрантов, которую трудно решить из-за «прозрачности» российских границ со странами СНГ и либерального иммграционного законодательства.
Помимо миграции рабочей силы существует проблема беженцев и вынужденных переселенцев. По оценкам экспертов ООН, 7 млн. человек в республиках бывшего СССР покинули за 4года (с 1991 – 1995 гг.) места своего постоянного проживания. В россии, по различным оценкам, находятся от 500 до 700 тыс. Беженцев из дальнего зарубежья. Многие из них находятся на территории россии незаконно, а количкство беженцев и вынужденных переселенцев из стран снг, по оценкам специалистов, достигает 5 млн. Человек. В странах снг проживает около 25 млн. Русских. При неблагоприятной экономической и политической конъюнктуре в этих странах многие из них также могут оказаться в числе мигрантов.
Какое влияние оказывает миграция рабочей силы на страны, импортирующие и экспортирующие рабочую силу?
Страны, принимающие рабочую силу, получают при этом следующие преимущества:
- повышается конкурентоспособнос
- иностранные 
рабочие, предъявляя 
- при импорте квалифицированной рабочей силы принимающая страна экономит на затратах на образование и профессиональную подготовку;
- иностранные рабочие часто рассматриваются как определенный амортизатор в случае кризисов и безработицы. Они первыми могут быть уволены;
- иностранные работники не обеспечиваются пенсиями и не учитываются при реализации разного рода социальных программ.
2.1. Миграционные процессы в современной России
В России чрезвычайно мало привлекательных для миграционного притока населения регионов. Во-первых, в настоящее время сальдо внешней миграции страны формируется из положительного миграционного прироста со странами СНГ и за счет миграционной убыли в обмене со странами дальнего зарубежья . Миграционный прирост со странами СНГ увеличивался до 1998 г. за счет прибытия в Россию большого числа мигрантов из этих стран, затем началось его сокращение. По итогам 2009 г. миграционный прирост по сравнению с 1998 г. сократился с 846 тыс. до 40 тыс. человек – более чем в 20 раз.
Во-вторых, результаты миграционного обмена со странами дальнего зарубежья наоборот складываются не в пользу России в количественном и качественном измерениях. За период 1989-2009 гг. страну покинули около 1,2 млн. человек, в то время как прибыло в Россию всего 170 тыс. человек из стран дальнего зарубежья. Основными странами выезда россиян на постоянное место жительства являлись Германия, Израиль и США. В-третьих, внутри страны мало зон привлекательных для миграционного притока населения. В 1990-х годах начался отток населения из регионов севера и востока России. За 1999-2009 гг. Дальний Восток потерял за счет миграций около 900 тыс. человек, Европейский Север - более 300 тыс., Восточная Сибирь - около 200 тыс. Только Западная Сибирь сохраняла и сохраняет положительное сальдо миграций за счет притока переселенцев из Казахстана и Средней Азии. Изменилась география трудовых миграций. С середины 1990-х гг. притяжение Москвы с ее огромным рынком труда стало более ощутимым для жителей многих соседних областей, зона трудовых миграций в столицу охватила весь Центральный район. Кроме того, растет трудовая миграция мужчин молодых и средних возрастов из республик Северного Кавказа в регионы и крупные города Центральной России, нефтегазодобывающие округа тюменского Севера. Но оценить ее объемы сложно, так как подавляющее большинство мигрантов трудоустраивается в неформальном секторе экономики, что далеко не полностью учитывается при регистрации проживания. В то же время в целом только на Московскую агломерацию приходится порядка 75% всей внутренней миграции страны. Особенно остро ситуация утраты трудовых ресурсов и миграционной привлекательности стоит для ряда регионов, например, из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей уезжают в основном трудоспособные жители и семьи с небольшим числом детей, т.е. наиболее конкурентоспособная часть населения. Это видно при сравнении возрастных структур населения Севера и покидающих его мигрантов: в разных регионах доля трудоспособного населения в 2009 году составляла 61-69%, а среди мигрантов - 73%, доля детей - соответственно 20-27% и 17%. В целом же в 40% регионов России (36 из 89) сильная естественная убыль дополняется миграционным оттоком, большая часть таких регионов (25%) расположена в освоенной Европейской части страны и пока в них отток невелик. Только в трех субъектах Российской Федерации – тюменских округах и Ненецком АО – положительный естественный прирост дополняется миграционным (в Ингушетии это временная ситуация, связанная с перемещением беженцев из Чечни).
Низкая мобильность населения внутри страны также постепенно превращается в чрезвычайно острую проблему регионального развития России. Для целого ряда регионов одним из главных барьеров для экономического роста становится дефицит трудовых ресурсов. Начиная с 2006 года, убыль трудоспособных ресурсов быстро набирает темп (от –0,25% в 2006 году до –1,2% с 2009 года). В 2010 году численность населения в трудоспособном возрасте станет меньше на 3,6 млн. человек. Для ежегодного возрастания ВВП не менее чем на 7%, необходимо, чтобы совокупный рост численности занятых и производительности труда оставался таким же.
средний темп повышения производительности труда в благоприятных 2006-2009 годах составлял 3.2%, а численность занятых возрастала в среднем на 1.4%. среднегодовой прирост ввп в эти два года составлял 4.6-4.7%. при сохранении темпов повышения производительности труда на уровне 2006-2009годов для увеличения ввп ежегодно на 7.2% необходим ежегодный рост численности занятых в 3.7% (табл.1).
Таблица 1
Индексы ВВП, численности занятых и производительности труда (в %)
Показатели  | 
  2009г. к 2006г.  | 
  2009г. к 2007г.  | 
  2009г. к 2008г.  | 
Внутренний валовой продукт  | 
  101.6  | 
  1.095  | 
  1.113  | 
Численность занятого экономически активного населения  | 
  1.022  | 
  1.028  | 
  1.051  | 
Производительность труда  | 
  0.994  | 
  1.065  | 
  1.059  | 
Ситуация могла бы разрешиться за счет мобильности населения – его перетока в регионы и сферы, в которых обеспечивается наивысшая капитализация (производительность) человеческих ресурсов. Но в большинстве российских регионов данная мобильность населения предельно низка. Пространственная мобильность сдерживается совокупностью факторов:
1. институтом регистрации и неразвитостью рынка жилья, неспособного принять значительные массы населения при их перемещениях по стране. В результате, человек не может жить там, где есть работа, а вынужден работать там, где у него есть жилье
2. частичным сохранением системы натуральных льгот, расширением бюджетного сектора в ряде регионов как способом удержания населения,
3. большими транспортными издержками на перемещения (как для маятниковой, так и для долгосрочной миграции).
В стране степень подвижности населения — как фактор внутренней миграции — находится на уровне начала эпохи индустриализации.
Сложившаяся региональная организация страны пока не в полной мере обеспечивает воспроизводство и капитализацию ключевого актива – человеческих ресурсов. Это выражается в дестабилизации качества жизни населения части российских регионов, их сильной стратификации по данному показателю, как между субъектами Российской Федерации, так и внутри них.
Низкая пространственная 
мобильность накладывается на низкую 
квалификационную мобильность населения: 
ведь если человек не может перемещаться 
в пространстве, следуя за рыночными предложениями в своей профессиональной 
нише, он вынужден менять профессии, подстраиваясь 
под предложения в месте проживания. Но 
в большинстве регионов система профессионального 
образования развернута под уже не существующие 
советские территориально-
Таблица 2
Сравнительные показатели миграции в регионах РФ, чел.
Численность мигрирующего населения  | 
  2006  | |||||||||
Число прибыв ших  | 
  Число убывших  | 
  Миграционный прирост  | 
  Число прибыв ших  | |||||||
Российская Федерация  | 
  2122071  | 
  1989752  | 
  +132319  | 
  2284859  | ||||||
Северо-Западный   | 
  186653  | 
  168602  | 
  +18051  | 
  191748  | ||||||
Санкт-Петербург  | 
  48796  | 
  28407  | 
  +20389  | 
  48288  | ||||||
Ленинградская область  | 
  33004  | 
  20839  | 
  +12165  | 
  33793  | ||||||
Калининградская область  | 
  14361  | 
  10352  | 
  +4009  | 
  13825  | ||||||
Республика Карелия  | 
  15156  | 
  14749  | 
  +407  | 
  16103  | ||||||
Новгородская область  | 
  9304  | 
  9317  | 
  -13  | 
  10384  | ||||||
Вологодская область  | 
  12526  | 
  12565  | 
  -39  | 
  13895  | ||||||
Псковская область  | 
  10023  | 
  10937  | 
  -914  | 
  10940  | ||||||
Архангельская область  | 
  11661  | 
  16303  | 
  -4642  | 
  11023  | ||||||
Мурманская область  | 
  16158  | 
  21008  | 
  -4850  | 
  16763  | ||||||
Республика Коми  | 
  16701  | 
  22373  | 
  -5672  | 
  15697  | ||||||
По уровню миграционного прироста Санкт-Петербург занимает первое место в Северо-Западном Федеральном округе и четвертое место в Российской Федерации после Московской области, Москвы и Краснодарского края.
В России в течение 
последних лет наблюдается