Анализ рентабельности и производственной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 03:41, контрольная работа

Описание работы

В широком смысле слова понятие рентабельности означает прибыльность, доходность. Предприятие считается рентабельным, если результаты от реализации продукции, покрывают издержки производства и, кроме того, образуют сумму прибыли, достаточную для нормального функционирования предприятия. По данным отчета о прибылях и убытках можно проанализировать динамику рентабельности продаж, чистой рентабельности отчетного периода, а также влияние факторов на изменение этих показателей. Для выявления внутренних резервов повышения эффективности деятельности предприятия следует провести факторный анализ показателей рентабельности, поскольку эти показатели характеризуют эффективность работы ресторана в целом, доходность деятельности и окончательные результаты хозяйствования.

Файлы: 1 файл

АНАЛИЗ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ.doc

— 69.50 Кб (Скачать файл)

АНАЛИЗ  РЕНТАБЕЛЬНОСТИ И ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

В широком смысле слова  понятие рентабельности означает прибыльность, доходность. Предприятие считается  рентабельным, если результаты от реализации продукции, (работ, услуг) покрывают  издержки производства (обращения) и, кроме того, образуют сумму прибыли, достаточную для нормального функционирования предприятия.

По данным отчета о  прибылях и убытках можно проанализировать динамику рентабельности продаж, чистой рентабельности отчетного периода, а также влияние факторов на изменение этих показателей.

Для выявления внутренних резервов повышения эффективности  деятельности предприятия следует  провести факторный анализ показателей  рентабельности, поскольку эти показатели характеризуют эффективность работы ресторана в целом, доходность деятельности и окончательные результаты хозяйствования.

Показатели рентабельности используются в процессе анализа  финансово-хозяйственной деятельности, принятия управленческих решений, решений  потенциальных инвесторов об участии в финансировании инвестиционных проектов.

Рассмотрим значения наиболее важных показателей для  деятельности ресторана «Александр». Для этого рассчитаем основные показатели рентабельности предприятия по следующим формулам:

Рентабельность оборотных  активов:

2009год: Ра = 814/3710*100 = 21,9%;

2010год: Ра = 947/3895*100 = 24,3%;

2011год: Ра = 1024/3974*100=25,8%.

Рентабельность собственного капитала:

2009год: Рск = 814/1382*100 = 58,9%;

2010год: Рск = 947/2056*100 = 46,1%;

2011год: Рск =1024/2132*100=48,0%.

Рентабельность продаж:

2009год: Рп = 814/6853*100 = 11,9%;

2010год: Рп = 947/13241*100 = 7,2%;

2011год: Рп =1024/13761*100=7,4%.

Рентабельность имущества:

2009год: Ри = 814/4160*100 = 19,6%;

2010год: Ри = 947/4545*100 = 20,8%;

2011год: Ри =1024/4691*100=21,8%.

Представим полученные показатели в таблице 1.1.

 

Таблица 1.1

Показатели рентабельности ресторана «Александр» за 2009-2011 гг.

Показатели:

Ед.

измерения:

2009

2010

2011

Абсолютное отклонение, +/- (2009-2010гг.)

Абсолютное отклонение, +/- (2010-2011гг.)

1.Чистая прибыль 

тыс. руб.

814

947

1024

+133

+77

2.Оборотные активы

тыс. руб.

3710

3895

3974

+185

+79

3.Собственный капитал

тыс. руб.

1382

2056

2132

+674

+76

4.Товарооборот

тыс. руб.

6853

13241

13761

+6388

+520

5.Активы

тыс. руб.

4160

4545

4691

+485

+146

6.Рентабельность оборотных активов  (стр. 1/стр.2*100)

%

21,9

24,3

25,8

+2,4

+1,5

7.Рентабельность собственного  капитала (стр. 1/стр. 3*100)

%

58,9

46,1

48,0

-12,8

+1,9

8.Рентабельность продаж (стр. 1/стр. 4*100)

%

11,9

7,2

7,4

-4,7

+0,2

9.Рентабельность имущества (стр. 1/стр. 5*100)

%

19,6

20,8

21,8

+1,2

+1


 

Из таблицы видно, что рентабельность активов имеет тенденцию к  росту в 2010 году по сравнению с 2009 годом. И продолжает увеличиваться в 2011г. Это говорит о том, что средняя стоимость активов растет медленнее чистой прибыли. Рентабельность продаж в 2010 году уменьшилась на 7,2%, что может означать падение спроса на продукцию или услуги кафе. Рентабельность имущества увеличилась в 2010 году на 1,2% по сравнению с 2009 годом. Это означает, что растет прибыль, получаемая с каждого рубля, вложенного в активы.

Рассмотрим, как изменение  рентабельности продаж отразилось на изменении рентабельности деятельности ресторана «Александр». Рассчитаем основные показатели для факторного анализа рентабельности.

 Условный уровень рентабельности:

УУР = 2,82*12,13 = 34,20%;

Изменение за счет фондоотдачи:

∆фо = 34,2 – 19,57 = 14,63;

Изменение за счет снижения рентабельности продаж:

∆рп = 20,39 – 34,2 = - 13,81;

Баланс отклонений: 14,63 + (-13,81) = 0,82.

Как видно из анализа, в отчетном году по сравнению с 2009 г. произошло увеличение суммы чистой прибыли ресторана «Александр» на 133 тыс. руб. Одновременно с этим наблюдается рост выручки от реализации товаров, работ и услуг предприятия на 6388 тыс. руб., за счет превышения темпов роста продаж над темпами роста чистой прибыли формируется отрицательная динамика рентабельности продаж фирмы, при которой на 1 руб. выручки в отчетном году приходилось 0,07 руб. чистой прибыли, тогда как в 2009 г. данный показатель составлял 0,12 руб.

Производственные фонды ресторана «Александр» в динамике увеличивают свою стоимость, что является следствием наращивания объемов товарно-материальных запасов предприятия с 3710 тыс. руб. в 2009 г. до 3895 тыс. руб. в отчетном периоде. Стоимость основных средств при этом за тот же период возрастает на 300 тыс. руб. Таким образом, фондоотдача предприятия за исследуемый период возрастает на 1,21 руб. выручки на 1 руб. стоимости производственных фондов.

Рост реализации на один рубль производственных фондов увеличил рентабельность производства на 14,63%, а снижение чистой прибыли, приходящейся на один рубль продаж, привело к снижению рентабельности производства на 13,81%. В совокупности исследуемые факторы рентабельности деятельности ресторана «Александр» способствовали росту рентабельности предприятия на 0,82 процентных пункта.

Далее в таблице 2.11 рассмотрим, под влиянием каких факторов, произошло изменение рентабельности деятельности согласно факторной модели рентабельности предприятия (Робщ), предложенной А.Ф. Черненко:

Робщ = П/ЗРобщ,

где П – чистая прибыль  предприятия;

ЗРобщ - общие затраты  ресурсов на получение прибыли.

Таблица 1.2

Анализ рентабельности деятельности ресторана «Александр» в 2009-2011 гг.

Показатель

2009г.

2010г.

2011г.

Темп роста, %

(2009-2010гг.)

Темп роста, %

(2010-2011гг.)

Чистая прибыль, тыс. руб.

814

947

1024

+116,34

+108,1

Совокупные затраты, тыс. руб.

5806

11995

12327

+206,60

+102,8

Рентабельность деятельности, %

14,02

7,89

8,31

-56,31

+105,3


Как видно из таблицы 1.2, в отчетном году произошло снижение показателя рентабельности деятельности ресторана «Александр» почти в два раза по отношению к 2009 г, а в 2011г. он вырос на 5,3%. Темпы роста чистой прибыли намного ниже темпов роста совокупных затрат, что, в свою очередь, способствует снижению показателя рентабельности относительно предыдущего периода почти вдвое. В 2011г. чистая прибыль увеличилась на 8,1% и составила 1024 тыс. руб.

Таким образом, исходя из проведенного анализа можно сделать вывод, что основными факторами влияния на рентабельность предприятия являются управление затратами, запасами и производственными фондами, а также ценовой фактор.

 

 

Рисунок 1.1 Рентабельность деятельности ресторана «Александр»

Анализируя данные диаграммы, мы видим, что в 2010г. рентабельность деятельности уменьшилась на  43,69%, а в 2011г. увеличилась на 5,3%.

Заключение по второму  разделу:

Как видно из анализа, товарооборот ресторана «Александр» в динамике увеличился на 6388 тыс. руб. или на 93,2% ,что обусловлено расширением ассортимента. При этом произошло увеличение издержек производства и обращения на 6189 тыс. руб. или на 106,6% . Чистая прибыль предприятия возросла в 2010г. по сравнению с уровнем 2009г. на 16,3%. А в 2011г на 8,13% и составила 1024 тыс. руб.

Годовой фонд оплаты труда  персонала в 2009г. составлял 7161,6 тыс. руб. и возрос в 2010г. на 2372,1 тыс. руб. или на 33,1% за счет увеличения численности  работников. Среднесписочная численность  персонала за тот же период увеличилась на 4 человека или на 9,8%, а в 2011г. не изменилась. Среднемесячная заработная плата одного сотрудника ресторана в динамике увеличилась на 21,3% т.к. проиндексировали заработную плату. Производительность труда за тот же период возросла на 76,1%, это обусловлено увеличением организационно-технического уровня.

Так же видно, что в 2010г. объем производства возрос на 8,2%, по сравнению с 2009г., а объем реализации — на 8,4%. В 2011г. объем производства возрос на 0,4% по сравнению с 2010г., а объем реализации на 0,2%. Темпы роста производства и реализации примерно совпали, что говорит о хорошем спросе продукции в ресторане, который обусловлен высоким качеством продукции, высококвалифицированным и внимательным обслуживанием, удобным для посетителей графиком работы.

В 2011г. произошло увеличение товарооборота в  абсолютном выражении на 350,2 т. руб., так же увеличение произошло по всем сегментным группам за исключением горячих блюд.

Мы видим, что произошли изменения в структуре товарооборота. В 2010г по сравнению с 2009г увеличилась доля горячих блюд и закусок с 44% до 45%. Доля холодных блюд и закусок наоборот уменьшилась в 2010г. с 31% до 30%, по сравнению с 2009г. В 2011 г. по сравнению с 2010 г. увеличилась доля реализации напитков с 20% до 25%, в то время как доля реализации горячих и холодных блюд и закусок уменьшилась. Учитывая это можно сделать вывод, что расширение ассортимента напитков позволит получить дополнительную прибыль ресторану.

В динамике доходы ресторана возрастают на 93,2% в 2010г и на 10,7% в 2011г, что обусловлено значительным ростом выручки от реализации товаров, работ, услуг, т.е. от основной деятельности. Прочие доходы в предприятии также имеют место, но их доля в общем объеме доходов не превышает за рассматриваемый период 2,1% и к 2010г. снижается на один процентный пункт, а в 2011г. остается неизменным.

Так же в динамике наблюдается повышение зарплатоемкости и материалоемкости продаж. В наибольшей степени возросла материалоемкость продаж, которая показывает, что в 2009г. на 1 руб. продаж приходилось 0,34 руб. материальных затрат, а в 2010г. – на 0,04 руб. больше, т.е. наблюдается снижение эффективности использования материальных затрат. В 2011г. они увеличились еще на 0,03руб.

Таким образом, можно сделать вывод, что основное негативное влияние на показатель прибыли ресторана «Александр» оказало снижение эффективности использования материальных ресурсов, а также повышение затрат на оплату труда и социальные нужды.

Рентабельность активов имеет тенденцию к росту в 2010 году по сравнению с 2009 годом. И продолжает увеличиваться в 2011г. Это говорит о том, что средняя стоимость активов растет медленнее чистой прибыли. Рентабельность продаж в 2010 году уменьшилась на 7,2%, что может означать падение спроса на продукцию или услуги кафе. Рентабельность имущества увеличилась в 2010 году на 1,2% по сравнению с 2009 годом. Это означает, что растет прибыль, получаемая с каждого рубля, вложенного в активы.


Информация о работе Анализ рентабельности и производственной деятельности