Анализ распределения и использования прибыли предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 20:17, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является исследование теоретических и практических аспектов анализа распределения и использования прибыли предприятия. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
-исследовать сущность и экономическое содержание прибыли; -рассмотреть особенности формирования прибыли;
-определить порядок распределения и использования прибыли, -остающейся в распоряжении предприятия;
-провести анализ распределения и использования чистый прибыли на примере конкретного предприятия (ООО «Восход»);
-подвести итоги исследования.

Файлы: 1 файл

Экономическая сущность прибыли.docx

— 133.87 Кб (Скачать файл)

                                      Введение

 
Величина прибыли складывается под  воздействием многих внешних и внутренних факторов и отражает практически  все стороны деятельности хозяйствующего субъекта. В связи с этим прибыль можно рассматривать, как управляемый объект, который может подвергаться планированию и прогнозированию, учету и анализу, контролю и регулированию. Анализ прибыли предприятия позволяет обнаружить ошибки в хозяйственной деятельности, выявить резервы роста прибыли, определить тенденции дальнейшего развития, что в конечном счете, позволяет предприятию более успешно осуществлять свою деятельность.

 Таким образом, актуальность данной темы определяется том, что прибыль предприятия является основным показателем эффективности деятельности предприятия, его основной целью. Только на основе продуманной политики распределения и использования прибыли, предприятие может не только максимизировать прибыль, но и улучшить качество прибыли предприятия. 
 
Целью данной курсовой работы является исследование теоретических и практических аспектов анализа распределения и использования прибыли предприятия. 
 
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

-исследовать сущность и экономическое содержание прибыли;

-рассмотреть особенности формирования прибыли;

   -определить порядок распределения и использования прибыли,                                  

           остающейся в распоряжении  предприятия;

         -провести анализ распределения и использования чистый прибыли

           на примере конкретного предприятия (ООО «Восход»);

           -подвести итоги исследования.

Объектом исследования является финансово-хозяйственная деятельность ООО «Восход». Предметом исследования является распределение и использование прибыли.

ГЛАВА 1. Теоретические аспекты распределения и использования прибыли предприятия.

 

1.1 Сущность и  экономическое содержание прибыли.

Экономическая сущность прибыли  – одна из сложных и дискуссионных  проблем в современной экономической  теории.

С экономической точки  зрения прибыль это разница между  денежными поступлениями и денежными выплатами.[1;196]

С хозяйственной точки  зрения прибыль – это разность между имущественным состоянием на конец и на начало отчетного  периода.[1;196]

Прибыль как экономическая  категория отражает чистый доход, создаваемый  в сфере материального производства в процессе предпринимательской  деятельности.

Сущность прибыли наиболее полно отражается в ее функциях. Можно выделить 3 функции прибыли:

1.Функция обобщенного  оценочного показателя деятельности;

2.Воспроизводственная функция;

3.Стимулирующая функция.

В соответствии с первой функцией прибыль характеризует  результат деятельности хозяйствующего субъекта. Прибыль представляет собой итог его деятельности, который зависит от себестоимости, качества и количества выпускаемой продукции, производительности труда, степени использования производственных фондов, организации управления, материально-технического снабжения, а главное – от того, насколько эта продукция удовлетворяет потребностям потребителя, то есть, имеет ли она спрос. Величина прибыли складывается под воздействием многих факторов и отражает практически все стороны деятельности хозяйствующего субъекта.[1;197]  
 
Необходимо, однако, подчеркнуть противоречивость прибыли как обобщающего показателя деятельности. Как отечественная, так и зарубежная практика показывает, что рост прибыли может являться не только следствием эффективной экономической деятельности. Он, может быть достигнут, например, за счёт монопольного положения производителя. 

Еще одной функцией является воспроизводственная функция, в  которой она выступает как  один из основных источников ресурсов расширенного воспроизводства.

Стимулирующая функция прибыли  проявляется не только в направлении  ее части на экономическое стимулирование, а связана со всем процессом формирования, распределения и использования  прибыли.

Выделяют бухгалтерскую  и экономическую прибыль.

В настоящее время в  бухгалтерском учете выделяют пять видов прибыли: валовая прибыль, прибыль (убыток) от продаж, прибыль (убыток) до налогообложения, прибыль (убыток) от обычной деятельности, чистая прибыль (нераспределённая прибыль (убыток) отчётного  периода). 
 
Валовая прибыль определяется как разница между выручкой от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей) и себестоимостью проданных товаров, продукции, работ и услуг.[1;198] Выручку от реализации товаров, продукции, работ и услуг называют доходами от обычных видов деятельности. Затраты на производство продукции, товаров, работ и услуг считают расходами по обычным видам деятельности.

Бухгалтерская прибыль как  конечный финансовый результат выявляется за отчетный период на основании бухгалтерского учета всех хозяйственных операций и оценки статей бухгалтерского баланса.[1;198]. Так как понятия доходов и расходов могут быть определены как по существу, так и количественно, то на практике чаще всего используется понятие бухгалтерской прибыли, позволяющее более обоснованно определить прибыль. 
Но, тем не менее, показатель бухгалтерской прибыли имеет ряд недостатков, основными из которых являются:

 
-допущения различных подходов, используемые  предприятиями при определении  доходов и расходов, приводят  к несопоставимости показателей  прибыли;

 
-влияние инфляции не позволяет  сравнивать показатели прибыли,  определенные за разные отчетные  периоды;

 
-бухгалтерская прибыль не отражает  изменение капитала организации  за отчетный период.

 
Стремление к оценке эффективности  использования капитала компании привело  к активному использованию показателя экономической прибыли. 
 
Экономическая прибыль – результат «работы» капитала, она характеризует прирост экономической стоимости предприятия.[1;199].  Она может быть определена как разность между рентабельностью инвестированного капитала и проведением средневзвешенной стоимости капитала на величину инвестируемого капитала. Экономическая прибыль отличается от бухгалтерской прибыли тем, что при ее расчете учитывается стоимость не только уплаты процентов по заемным средствам, как при расчете бухгалтерской прибыли,  но и использования всех долгосрочных и иных процентных обязательств. Таким образом, бухгалтерская прибыль превышает экономическую на величину альтернативных затрат, или затрат отвергнутых возможностей. 
 
Именно экономическая прибыль является критерием эффективности использования ресурсов, так как ее положительное значение характеризует превышение заработанных средств над стоимостью используемых ресурсов. 
 
С другой стороны, количественная оценка экономической прибыли весьма условна, так как существует вероятность субъективного подхода к выбору исходной базы для расчета. Кроме того, определение экономической прибыли весьма трудоемко. Это объясняется тем, что ее расчет осуществляется в основном для компаний, чьи акции торгуются на бирже, что позволяет получить данные об изменении капитала собственников. 
Но несмотря на различия между бухгалтерской и экономической прибылью, эти виды прибылей следует использовать как взаимодополняющие показатели.

 Экономическая прибыль  полезна для понимания сущности  прибыли, бухгалтерская – для  понимания логики и порядка  ее практического расчета. 
 
В условиях рыночной экономики значение прибыли огромно. Стремление к получению прибыли ориентирует товаропроизводителей на увеличение объема производства продукции, нужной потребителю, снижение затрат на производство. При развитой конкуренции этим достигается не только цель предпринимательства, но и удовлетворение общественных потребностей. Для предпринимателя прибыль является сигналом, указывающим, где можно добиться наибольшего прироста стоимости, создает стимул для инвестирования в эти сферы. Свою роль играют и убытки. Они высвечивают ошибки и просчеты в направлении средств, организации производства и сбыта продукции.

 

1.2 Планирование  и особенности формирования прибыли.

  Планирование прибыли  - это сложный и многогранный  процесс, который включает глубокий  экономический анализ производственных  и финансовых показателей за  период предшествующий планируемому, с целью достижения согласованности планов производства и реализации продукции, себестоимости и рентабельности. Качественно разработанный план по прибыли позволяет правильно оценить денежные поступления, определить платежи в бюджет, а также накопления, которые остаются в распоряжении предприятия.[4;128]

Прибыль является основным фактором экономического и социального  развития не только для предприятия, но и для экономики страны в  целом. Поэтому экономически обоснованное планирование прибыли на предприятиях имеет очень большое значение.

Прибыль планируется раздельно  по видам, а именно:

· прибыль от продажи продукции  и товаров;

· прибыль от реализации прочей продукции и услуг нетоварного  характера;

· прибыль от реализации основных средств;

· прибыль от реализации другого имущества и имущественных  прав;

· прибыль от оплаты выполненных  работ и оказанных услуг и  т.д.;

· прибыль (убыток) от внереализационных  операций.

Основными методами планирования прибыли являются:

· метод прямого счета;

· аналитический метод;

· метод совмещенного расчета.

Метод прямого счета

Данный метод наиболее распространен на предприятиях в  современных условиях хозяйствования. Он применяется, как правило, при  небольшом ассортименте выпускаемой  продукции. Сущность его в том, что  прибыль исчисляется как разница  между выручкой от реализации продукции  в соответствующих ценах за вычетом  НДС и акцизов и полной ее себестоимостью. Расчет плановой прибыли (П) ведется по формуле :

                                 П = (О Ч Ц) - (О Ч С),(4;130)

где О — объем выпуска продукции в планируемом периоде в натуральном выражении;

Ц — цена на единицу продукции (за вычетом НДС и акцизов);

С — полная себестоимость единицы продукции.

Прибыль по товарному выпуску (Птп) планируется на основе сметы затрат на производство и реализацию продукции, в которой определяется себестоимость товарного выпуска планируемого периода :

                                          Птп = Цтп - Стп,(4;130)

где Цтп — стоимость товарного выпуска планируемого периода в действующих ценах реализации (без НДС, акцизов, торговых и сбытовых скидок);

Стп — полная себестоимость товарной продукции планируемого периода.

Следует отличать плановый размер прибыли в расчете на товарный выпуск от прибыли, планируемой на объем  реализуемой продукции. Прибыль  на реализуемую продукцию (Прп) в общем виде рассчитывается по формуле:

                                         Прп = Врп - Срп,(4;130)

где Врп — планируемая выручка от реализации продукции в действующих ценах (без НДС, акцизов, торговых и сбытовых скидок);

Срп — полная себестоимость реализуемой в предстоящем периоде продукции.

Более детально прибыль от объема реализуемой продукции в  плановом периоде определяется по формуле:

                                         Прп = Пон + Птп - Пок,(4;131)

где Пон — сумма прибыли остатков нереализованной продукции на начало планового периода;

Птп — прибыль от объема выпуска товарной продукции в плановом периоде;

Пок — прибыль от остатков нереализованной продукции в конце планового периода.

Данная методика расчета  применима для укрупненного прямого  метода планирования прибыли, когда  легко определить объем реализуемой  продукции в ценах и по себестоимости.

Разновидностью метода прямого  счета является метод поассортиментного планирования прибыли. При этом методе прибыль суммируется по всем ассортиментным позициям. К полученному результату прибавляется прибыль в остатках готовой продукции, не реализованных на начало планируемого периода.

Аналитический метод

Этот метод применяется  при большом ассортименте выпускаемой  продукции, а также как дополнение к прямому методу, так как он позволяет выявить влияние отдельных  факторов на плановую прибыль. При аналитическом  методе прибыль рассчитывается не по каждому виду выпускаемой в планируемом  году продукции, а по всей сравнимой  продукции в целом. Прибыль по несравнимой продукции определяется отдельно. Исчисление прибыли аналитическим  методом включает три последовательных этапа:

1) определение базовой  рентабельности как частного  от деления ожидаемой прибыли  за отчетный год на полную  себестоимость сравнимой товарной  продукции за тот же период;

2) исчисление объема товарной  продукции в планируемом периоде  по себестоимости отчетного года  и определение прибыли на товарную продукцию исходя из базовой рентабельности;

Информация о работе Анализ распределения и использования прибыли предприятия