Анализ прибыли на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 21:30, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования. Главной задачей предприятия в условиях рыночной экономики является всемерное удовлетворение потребностей народного хозяйства и граждан в его продукции, работах и услугах с высокими потребительскими свойствами и качеством при минимальных затратах, увеличение вклада в ускорение социально-экономического развития страны. Для осуществления своей главной задачи предприятие обеспечивает увеличение прибыли.
Прибыль является первоочередным стимулом к созданию новых или развитию уже действующих предприятий. Возможность получения прибыли побуждает людей искать более эффективные способы сочетания ресурсов, изобретать новые продукты, на которые может возникнуть спрос, применять организационные и технические нововведения, которые обещают повысить эффективность производства. Работая прибыльно, каждое предприятие вносит свой вклад в экономическое развитие общества, способствует созданию и приумножению общественного богатства и росту благосостояния народа.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1.ПРИБЫЛЬ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ……………………5
1.1 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ПРИБЫЛИ И ОСОБЕННОСТИ
ЕЕ ФОРМИРОВАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ……………….......5
1.2 ВЛИЯНИЕ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ НА ВЕЛИЧИНУ ПРИБЫЛИ………………………………………………………………………..10
2. АНАЛИЗ ПРИБЫЛИ НА ПРЕДПРИЯТИИ……………………………...…14
2.1 АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ, УЧЕТА И РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ПРИБЫЛИ В УСЛОВИЯХ СВОБОДНЫХ РЫНОЧНЫХ ЦЕН………………………………………………………..….....14
2.2 МЕТОДИКА РАСЧЕТА И КОРРЕКТИРОВКИ ПРИБЫЛИ В УСЛОВИЯХ СВОБОДНЫХ РЫНОЧНЫХ ЦЕН……………………………………………………………………………….19
3. ПУТИ УВЕЛИЧЕНИЯ ПРИБЫЛИ НА ПРЕДПРИЯТИИ………..………...23
3.1 ПУТИ СНИЖЕНИЯ НЕПРОИЗВОДСТВЕННЫХ РАСХОДОВ И ПОТЕРЬ………………………………………………………………………......23
3.2 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ПРИБЫЛЬЮ В УСЛОВИЯХ
РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ…………………………………………………..27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………….…………………34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………..................36

Файлы: 1 файл

курсовая работа по экономическому анализу.docx

— 67.56 Кб (Скачать файл)

Таким образом, можно сделать вывод, что  одни и те же элементы процесса производства, именно средства труда, предметы труда  и труд, рассматриваются, с одной  стороны, как основные первичные  факторы увеличения объема промышленной продукции, а с другой – как  основные первичные факторы, определяющие издержки производства.

Поскольку прибыль представляет собой разность между объемом произведенной  продукции и ее себестоимостью, то ее величина и темпы роста зависят  от тех же трех первичных факторов производства, которые воздействуют на прибыль через систему показателей  объема промышленной продукции и  издержек производства.

 

 

 

 

 

10

1.2 ВЛИЯНИЕ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ  НА ВЕЛИЧИНУ ПРИБЫЛИ.

В условиях перехода от преимущественно централизованно  планируемой экономики к рыночной, существенно изменяются методы воздействия

государства на социально-экономическое  развитие. Одним из сильнейших рычагов, регулирующих экономические взаимоотношения  товаропроизводителей с государством, становится налоговая система, которая  строится так, чтобы отвечать принятым требованиям благоприятного развития рыночной экономики. От прогрессивности  этой системы, ее четкой направленности на поощрение предпринимательской  деятельности в значительной мере зависят  темпы экономического роста. Налоговая  система является важным инструментом проводимой экономической реформы. Она должна быть гибкой, стимулировать  развитие передовых, эффективных производств  и, в то же время, не быть тяжелым  бременем ни для предпринимателей, ни для населения. Налоги являются одним  из наиболее эффективных инструментов косвенного регулирования экономических  процессов. Обоснованный, с учетом экономических  реальностей, характеризующих текущую  ситуацию, комплекс налоговых мер, способен оказать существенное влияние на экономическое поведение хозяйствующих  субъектов, усиливать экономическую  и инвестиционную активность. Государственное  регулирование экономики посредством  использования налоговых рычагов  в первую очередь должно быть направленно  на обеспечение и поддержание  сбалансированного роста, эффективное  использование ресурсов, стимулирование инвестиционной и предпринимательской  активности. Эффективной может считаться  только та налоговая политика, которая  стимулирует накопление и инвестиции. Формирование налоговой политики должны строиться на соблюдении следующих  принципов: - стабильность налоговой  системы; - одинакового налогообложения производителей, независимо от отраслевой принадлежности предприятия и формы собственности; - одинаковых условий

11

налогообложения для предпринимателей, занятых в производстве и потребителей. Средством достижения этих целей может стать существенное понижение совокупного уровня налогового изъятия посредством снижения

предельных предельных ставок налогов и прогрессивности шкалы налогообложения. В этом случае воздействие на производство осуществлялось бы через изменение величины налоговой ставки и систему целевых налоговых льгот. Осуществляемая ныне правительством налоговая политика характеризуется стремлением, прежде всего за счет усиления налогового бремени предприятий решить проблему наполнения бюджета. Такие меры, если и принесут успех, то только в очень ограниченном промежутке времени. В целом же подобная направленность налоговой стратегии представляется неперспективной. Высокий уровень налогообложения неизбежно вызывает у предприятия стремление переложить тяжесть налогового бремени на конечного потребителя, включив всю сумму налогов в цену товаров. В результате цена производителя (включающая в себя издержки, налоги и минимальную прибыль, остающуюся после уплаты налогов) нередко превышает ту, которую может заплатить покупатель. Следствием увеличения ставок и массы, излагаемых государством налогов фактически всегда является усиление инфляционных тенденций. Основные законы регламентируют взимание платежей, как с юридических, так и с физических лиц. Это налоги на прибыль, на добавленную стоимость и акцизы. Новое налоговое законодательство не содержит дифференциации ставок налогов в зависимости от уровня рентабельности предприятия. Такой подход вполне обоснован, поскольку рентабельность в условиях рынка является характеристикой эффективности функционирования предприятия. Высокий уровень рентабельности при наличии свободной конкуренции служит символом для прилива капитала и вложения средств в отрасли с более высокой нормой прибыли. Раньше, на союзном уровне рентабельность регулировалась через налогообложение.

12

Если она превышала  установленный уровень, налоги повышались. Теперь же превышение предельного уровня рентабельности будет считаться  наращением цен, и взиматься в бюджет. В настоящее время все предприятия

уплачивают одинаковые налоги. Основным является налог на прибыль. Согласно закону России “О налоге на прибыль предприятий и иностранных  юридических лиц” налог на прибыль  составляет 38%, брокерских контор и  инвестиционных институтов – 45%, на посреднеческую деятельность – 50%, облагаемая налогом прибыль определяется исходя из валовой прибыли представляющей сумму прибыли (убытка) от реализации продукции (работ, услуг), товаров, основных средств, иного имущества предприятий и доходов от внереализационных мероприятий, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям. Закон предусматривает определенные льготы. Так, при исчислении налога на прибыль облагаемая сумма уменьшается на сумму прибыли, направленную на техническое перевооружение, реконструкцию, расширение, освоение производства, сумму взносов на благотворительные цели, в экологические и оздоровительные фонды и т. д. Причем общая сумма налоговых льгот не должна уменьшать сумму налога на прибыль более чем на 50%. Предприятия отдельно от налога на прибыль уплачивают также налоги с доходов (дивидендов, процентов, полученных по акциям, облигациям, и иным, выпущенным в РФ ценным бумагам, от долевого участия в других предприятиях, от казино, видеосалонов и др.). Ставки по доходам на вышеуказанные виды деятельности и порядок уплаты налога регламентируется специальными нормативными актами. Взамен действующего ранее пятипроцентного налога с продаж с 1 января 1992г. был введен в действие 28% налог на добавленную стоимость. В результате этого значительно повысился, как уровень косвенного налогообложения, так и общий уровень налогового изъятия. Столь высокая ставка налога на добавленную стоимость (НДС) спровоцировала дальнейший рост цен, явившись одной из причин усиления инфляции. Величина НДС снижена,

13

даны многие льготы предпринимателям по налогам на прибыль (техническое перевооружение, строительство  и реконструкция объектов социально-культурного  назначения). В целом можно отметить, что налоговое 

регулирование в Российской Федерации находится на стадии становления  и от того, насколько быстро и  активно оно окажется в процессе формирования Федеральных и региональных отношений будет зависеть стабилизация экономики и ее экономический  рост. Вместе с тем закон содержит ряд существенных недостатков, главными из которых являются: - наличие объектов двойного (тройного) налогообложения; - значительное повышение общего уровня косвенного налогообложения, посредством введения чрезмерно высоких ставок налога на добавленную стоимость и акцизов, заменивших собой менее жесткий налог с продаж и налог с оборота. Однако повышение налога на имущество предприятий преждевременно и с практической точки зрения нерационально, поскольку не учитывает реального состояния экономики и финансов их подавляющего числа. Результат анализа основных сегодняшних законодательных актов в области налогообложения юридических и физических лиц подводят к выводу о необходимости срочной либерализации существующей налоговой системы и изменения приоритетов в налоговой политике. Только комплексное использование налогов позволит оказать правильное воздействие на хозяйственные процессы.

 

 

 

 

 

 

 

 

14

2. АНАЛИЗ  ПРИБЫЛИ НА ПРЕДПРИЯТИИ.

2.1 АНАЛИЗ  СОСТОЯНИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ, УЧЕТА И  РАПРЕДЕЛЕНИЕ ПРИБЫЛИ.

В рыночной экономике хозяйствующие  субъекты, независимо от форм собственности, сами планируют свою деятельность и  перспективы развития, исходя из разработанных  ими социальных и хозяйственных  задач, спроса и предложения товаров  и услуг, предполагаемых инвестиций. Самостоятельно планируемым показателем  в числе других стала прибыль  и рентабельность.

В современных условиях без  давления “сверху” при сильной  инфляции интерес предприятий к  достоверному планированию прибыли  значительно упал. Финансовый план предприятия в форме баланса  доходов и расходов, на который  опиралось бюджетное планирование, потерял былое значение. Предпочтение было отдано плановым расчетам “на  случай”, при разовой необходимости, вне связи с поставленными  задачами и целями (например, для  определения авансовых платежей налога на прибыль).

В прошлые года основным методом планирования прибыли был  прямой расчет, предполагающий наличие  у предприятий однозначной информации о себестоимости и ценах. Прибыль  определялась не как первичный, а  как производственный показатель: в  виде разницы между планируемым  объемом реализуемой продукции  в оптовых ценах предприятия  и ее себестоимостью. В условиях директивных заданий и стабильных цен такой метод был наиболее точным и предсказуемым: он не требовал перебора различных вариантов.

Новая хозяйственная ситуация обесценила метод прямого расчета, сделала его непригодным. Перспективной  стала дальнейшая разработка программного факторного метода планирования. Принципиальные установки этого метода таковы:

  1. Программный метод планирования.

 

15

  1. Применение достаточно гибких показателей с определенной степенью отклонения от избранной величины.
  2. Полный учет информационных изменений.
  3. Использование базовых показателей за предыдущий год (период).
  4. Четкая система факторов, влияющих на планируемый показатель.
  5. Выбор оптимальной величины показателя из ряда вариантов, в результате чего прибыль и рентабельность приобретают значение исходных целевых показателей, на основе которых разворачивается процесс планирования.

Факторный метод планирования прибыли и рентабельности включает в себя пять последовательных этапов:

1. Расчет базовых показателей  за предшествующий год.

2. Постановка целей хозяйственной  деятельности на планируемый  период.

3. Программирование индексов  инфляции

4. Расчет плановой прибыли  и рентабельности по вариантам.

5. Выбор оптимального  варианта.

Базовые показатели за предшествующий год – это отчетные показатели, но скорректированные на условия, действующие  к началу года и сопоставимые с  ними, освобожденные от случайных  факторов.

На втором этапе предприятие  должно определить целевые варианты путей хозяйствования в следующем  году. Цели должны быть четко сформулированными  согласованными с потребностями  рынка и ресурсными ограниченными  и в дальнейшем сгруппированы  в факторы. Выбор последних обусловлен непосредственным воздействием на величину прибыли и рентабельности.

Такими укрупненными факторами  являются:

  1. Рост (снижение) выручки от реализации сравнимой продукции в сопоставимых ценах.

16

  1. Изменение себестоимости сравнимой продукции.
  2. Выпуск несравнимой продукции.
  3. Изменение цен на продукцию предприятия.
  4. Изменение цен на покупные товарно-материальные ценности.
  5. Изменение оценки основных средств и капитальных вложений предприятия.
  6. Изменение оплаты труда в связи с инфляцией.
  7. Изменение прибыли от прочей реализации и внереализационных операций.
  8. Изменение стоимости активов предприятия
  9. Рост (снижение) величины собственного капитала предприятия.

Предлагаемые  данные инфляции на планируемый год  предприятием определяются на основе собственной информации о движении цен и неизменной структуры продукции  или затрат. Важно ввести постоянные наблюдения за индексами цен с  выделением для этого достаточно представительной группы товаров или  затрат. При этом даже несовершенные  индексы инфляции лучше, чем их полное отсутствие.

Для факторного метода планирования прибыли и рентабельности необходимы четыре индекса инфляции:

        1. Изменение “продажных” цен для продукции (работ, услуг) производимых предприятием (И-1).
        2. Изменение “покупных” цен для товарно-материальных ценностей, приобретаемых предприятием. (И-2)
        3. Изменение стоимости основных средств и капитальных вложений по балансовой оценке (И-3)

Факторный метод позволяет  достаточно достоверно планировать  финансовую деятельность предприятия  и оценивать ее результаты в условиях нестабильности экономики и инфляционного  роста цен. В дальнейшем он

 

17

может стать основой для  перехода к нормативным методам  планирования финансовых показателей. Сегодня частные, коллективные акционерные иностранные предприятия функционируют на началах коммерческого расчета, не допускают централизованного вмешательства в процесс распределения дохода, остающегося после внесения платежей в бюджет и возврата кредитов. Они самостоятельно определяют части дохода, направленные на оплату труда и премирование работников, на выплату дивидендов, на производственные инвестиции. Государственным предприятиям, которые в большей или меньшей степени сохраняются и при переходе к рынку, следует представить такие же права в области распределения доходов, что и предприятиям, базирующимся на других видах форм собственности.

Таким образом, в новых  условиях хозяйствования повышается роль распределительной функции прибыли, формирование и использование которой  является единственным взаимосвязанным  процессом.

Теоретической базой экономического анализа финансовых результатов  деятельности предприятия является принятая для всех предприятий, независимо от форм собственности, единая модель хозяйственного механизма предприятия, основанная на налогообложении прибыли  в условиях рыночных отношений, которая  по сути дела является моделью формирования и распределения финансовых результатов.

Распределение прибыли выступает  одним из направлений внутрифирменного планирования имеющегося особенно важное значение в условиях рыночной экономики. Государство не устанавливает нормативов распределения прибыли, предприятие  самостоятельно определяет направление  и пропорции, формирует необходимые  ему фонды и резервы.

Информация о работе Анализ прибыли на предприятии