Анализ прибыли и рентабельности по системе "Директ-костинг"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 22:37, реферат

Описание работы

Сущность методики анализа прибыли по системе директ-костинг. Алгоритмы расчета влияния факторов на изменение суммы прибыли на основе маржинального анализа. Сравнительный анализ полученных результатов.
Последнее время все больший интерес проявляется к методике анализа прибыли, которая базируется на делении производственных и сбытовых затрат на переменные и постоянные и категории маржинального дохода.

Файлы: 1 файл

21.docx

— 911.87 Кб (Скачать файл)

количества реализованной  продукции

к = 18,75 - 25 = -6,25 %;

цены реализации

ц = 23,5 - 18,75 = 4,75 %;

удельных переменных затрат

v = 15,29 - 23,5 = -8,21 %;

суммы постоянных затрат

н = 15,55 - 15,29 = +0,26 %.

Сравнение полученных результатов с данными табл. 20.11 показывает, что они значительно  различаются. По формуле (20.2) объем продаж не влияет на изменение уровня рентабельности. По данной же методике за счет спада  производства и уменьшения объема реализации продукции рентабельность снизилась  на 6,25 %. Это более правильные результаты, так как они учитывают взаимосвязь  объема продаж, себестоимости и прибыли.

Для анализа рентабельности издержек в целом по предприятию используем следующую факторную модель:

Прибыль (числитель  дроби) при разных значениях факторов приведена в табл. 21.4, а издержки - в табл. 21.6.

Последовательно заменяя  плановый (базисный) уровень каждого  факторного показателя на фактический  и сравнивая результат расчета  до и после замены каждого фактора, можно определить, как изменился  уровень рентабельности за счет объема реализованной  продукции(Кобщ), ее структуры (Удi), отпускных цен (Ц), удельных переменных расходов (V) и суммы постоянных затрат (Н):

Сравнение результатов  фактического анализа рентабельности по формулам (20.1)и (21.6) показывает преимущество рассмотренной методики, учитывающей  влияние объема продаж (табл. 21.7). На анализируемом предприятии план по реализации продукции в условно-натуральном  выражении выполнен на 99,12%, что привело  к увеличению доли постоянный затрат от 31,87 ло 32,85% и снижению рентабельности на 0,35%.

Аналогичным образом проводится анализ рентабельности продаж:

По данным табл. 21.2 и 21.4 методом цепной подстановки  рассчитаем влияние факторов на изменение  уровня данного показателя:

Рентабельность  продаж (оборота) в целом возросла на 1,14 % (19,94-18,8), в том числе за счет изменения:

Анализ рентабельности совокупного  капитала проводится по следующей факторной модели:

где БП - балансовая сумма прибыли; KL - среднегодовая сумма капитала; В - выручка от реализации продукции; Коб - коэффициент оборачиваемости капитала (отношение выручки к среднегодовой сумме капитала), ВФР - внереализационные финансовые результаты.

Для расчета влияния  факторов на изменение рентабельности капитала используем информацию табл. 21.2 и 21.4, а также приведенные ниже данные:

В целом фактический  уровень рентабельности инвестированного капитала выше планового на 2,1 % (40-37,9), в том числе за счет изменения:

Преимущество рассмотренной  методики анализа показателей рентабельности состоит в том, что при ее использовании  учитывается взаимосвязь элементов  модели, в частности объема продаж, издержек и прибыли. Это обеспечивает более точное определение влияния  факторов и как следствие более  высокий уровень планирования и  прогнозирования финансовых результатов.

21.3. Предельный  анализ и оптимизация прибыли

Сущность  предельного анализа. Способы оптимизации  прибыли.

Максимизация прибыли  является доминирующей проблемой любого субъекта хозяйствования. Получение  максимальной прибыли возможно при  определенном сочетании объема производства, цены продукта и издержек на его  производство и реализацию.Максимизация прибыли заключается в выборе такого объема производства (реализации) продукции, при котором предельные издержки на производство и реализацию продукции равны предельному доходу.

Предельный доход - это прирост выручки на единицу прироста количества произведенной продукции. Соответственно предельные издержки равны приросту затрат на единицу прироста количества производимой продукции.

При этом следует  учитывать, что не всякое расширение производства ведет к адекватному  росту прибыли, так как:

а) по-разному выглядит динамика издержек;

б) происходит снижение цен при росте объема выпуска  продукции.

Значит, предприятие  должно найти такой объем производства продукции, при котором оно извлекло бы наибольший доход. Существует несколько  способов определения оптимального объема производства:

бухгалтерско-аналитический;

графический;

статистический.

Сущность бухгалтерско-аналитического способа состоит в сопоставлении предельного дохода и предельных издержек. Если предельный доход больше предельных издержек, то дальнейший рост выпуска увеличивает общую сумму прибыли, и наоборот. Следовательно, для максимизации прибыли предприятие должно расширять объем производства до тех пор, пока предельный доход выше предельных издержек, и прекратить расширение производства как только предельные издержки начнут превосходить предельный доход.

Таблица 21.8

Максимизация прибыли на основе предельного подхода

Объем продукции, тыс.руб.

Цена, тыс. руб.

Общий доход (выручка), млн руб.

Общие издержки, млн  руб.

Прибыль, млн руб.

Предельный

ДОХОД,

млн руб.

Предельные издержки, млн руб.

0

250

0

210

-210

-

-

1

240

240

350

-110

240

140

2

230

460

480

-20

220

130

3

220

660

600

+60

200

120

4

210

840

710

+130

180

110

5

200

1000

810

+190

160

100

6

190

1140

915

+225

140

105

7

180

1260

1030

+230

120

115

8

170

1360

1155

+205

100

125

9

160

1440

1300

+140

80

140

10

150

1500

1450

+45

60

155


Согласно данным табл. 21.8, самый выгодный объем производства — при 7 тыс. ед. Затем предельные издержки уже превосходят предельный доход, что явно неблагоприятно для  предприятия. Следовательно, до 7 тыс. ед. предприятию выгодно производить  продукцию, но сверх этой величины производство неэффективно.

Этот же результат  можно получить и графическим методом (рис. 21.1). До 7 тыс. ед. кривая предельных издержек ниже кривой предельного дохода и поэтому каждая дополнительная единица выпускаемой продукции увеличивает сумму прибыли. Максимальная прибыль — это точка пересечения кривой предельных издержек с кривой предельного дохода. После этой точки кривая предельных издержек располагается выше кривой предельного дохода, из чего следует, что каждая дополнительная единица продукции уменьшает прибыль и ее производство неэффективно для предприятия.

Сущность статистического метода заключается в том, что на основании массовых данных исследуется зависимость предельного дохода и предельных издержек от объема реализации продукции.

Данные табл. 21.8 позволяют сделать вывод, что  зависимость между предельным доходом  и количеством реализованной  продукции может быть описана  уравнением прямой:

MR = а + bх,

где MR - предельный доход на единицу продукции; х - количество продукции в натуральном выражении.

Найдя неизвестные  параметры а и b по методу наименьших

квадратов, получаем

MR = 250 - 20х.

Зависимость предельных издержек от объема производства продукции  можно описать уравнением параболы:

МС = а + bх + сх2

В нашем примере  оно будет иметь следующий  вид:

МС = 163,16 - 22,235х + 2,159х2.

Зависимость общей  суммы издержек от объема продаж получила следующее выражение:

3 = а + bх = 229 + 115х.

Приравняем предельный доход и предельные издержки и  найдем величину оптимального объема производства продукции, который обеспечит  максимальную сумму прибыли:

260 - 20х = 163,16 - 22,235х + 2,159х2,

2,159х- 2,235х - 96,84 = 0,

Рх = 250х -10х2;

 тыс. шт.

Приведенные расчеты  показывают, что оптимальный объем  производства составляет 7230 ед.

При таком объеме выручка составит:

В = Р х х = 180 х 7,23 = 1300 млн руб.

Издержки производства:

3 = 229 + 115 х 7,23 = 1060 млн руб.

Прибыль:

П = В - 3 = 1300 - 1060 = 240 млн руб.

Следовательно, данному  прдприятию можно придерживаться стратегии  наращивания объема производства до 7200 ед. при условии, что себестоимость  его продукции существенно не повысится в ближайшей перспективе.


Информация о работе Анализ прибыли и рентабельности по системе "Директ-костинг"