Анализ поведения затрат и взаимосвязи объема производства, прибыли и затрат (система «директ-костинг»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2014 в 10:17, курсовая работа

Описание работы

Целью контрольной работы является анализ поведения затрат и взаимосвязи объема производства, прибыли и затрат в системе «директ-костинг».
Задачами контрольной работы являются:
- характеристика сущности системы «Директ-костинг»;
- анализ метода высшей и низшей точки объема производства за период;
- рассмотрение графического метода анализа учета «Директ-костинг».

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………с.3
1. Основные положения системы «директ-костинг»………………...с.6
2. Метод высшей и низшей точки объема производства за период………………………………………………………………………..с.17
3. Графический метод……………………………………………....…с.21
Заключение……………………………………………………………...с.26
Список используемой литературы…………………………………….с.29

Файлы: 1 файл

контр. раб.Анализ поведения затрат и взаимосвязи объема производства, прибыли и затрат (система «директ-костинг»)..doc

— 444.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

кафедра «Организации и стратегии развития промышленного производства»

 

 

 

 

 

Контрольная работа 

 

по  курсу  «Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия»

 Тема 8. Анализ поведения затрат и взаимосвязи объема производства, прибыли и затрат (система «директ-костинг»).

 

 

 

 

 

Выполнил:      

Студент 2 курса

Направление «Экономика» 

Профиль «Экономика предприятия»

факультета ВВиДО

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самара 2013

 

Содержание.

        Введение…………………………………………………………………с.3

  1. Основные положения системы «директ-костинг»………………...с.6
  2. Метод высшей и низшей точки объема производства за                    период………………………………………………………………………..с.17
  3. Графический метод……………………………………………....…с.21

       Заключение……………………………………………………………...с.26

       Список используемой литературы…………………………………….с.29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

В условиях развивающихся рыночных отношений эффективное управление производственной деятельностью предприятия все более зависит от уровня его информационного обеспечения. Существующая в настоящее время отечественная система бухгалтерского учета во многом еще остается учетом директивной экономики и выполняет функции расчета налогооблагаемой базы. До сих пор на наших предприятиях применяется затратный метод бухгалтерского учета, предусматривающий учет и исчисление полной фактической себестоимости единицы продукции (работ, услуг). Однако весь мировой опыт свидетельствует об эффективности использования маржинального метода бухгалтерского учета – системы учета «директ-костинг», в основе которого лежит исчисление сокращенной себестоимости продукции и определение маржинального дохода.

В настоящее время с развитием рыночных отношений увеличивается самостоятельность организаций, в том числе и в вопросах установления цен на свою продукцию с учетом складывающихся на рынке спроса и предложения, что является одной из характеристик этих отношений, в результате чего изменяются задачи, стоящие перед бухгалтерским учетом и его подсистемой – калькулированием. В этих условиях актуальна следующая задача калькулирования – не просто обеспечить фактическую себестоимость изделия, а рассчитать такую себестоимость, которая в сегодняшних условиях работы предприятия на рынке могла бы обеспечить ему определенную прибыль.

Одним из альтернативных традиционному отечественному подходу к калькулированию полной себестоимости является подход, когда в разрезе объектов калькулирования планируются и учитываются сокращенная себестоимость, при которой на себестоимость относятся только переменные издержки производства, а постоянные полностью переносятся на продажу. В этом основная отличительная особенность системы учета неполной себестоимости – система директ-костинг.

С помощью директ-костинга обосновываются важные управленческие решения, в том числе по оптимизации производственной программы, о целесообразности принятия к исполнению определенного заказа, о приобретении или замене оборудования. О производстве полуфабрикатов или заказе их на стороне, по вопросам ценообразования на новую продукцию.

"Директ-костинг" (метод прямого счета) – метод учета издержек производства, основу которого составляет их деление на постоянные и переменные. При применении метода "Директ-кост" появляется возможность проводить эффективную ценовую и ассортиментную политику, управлять прибылью предприятия. Отказ от распределения косвенных расходов между изделиями позволяет более достоверно оценить, во что обходится предприятию производство продукции.

Таким образом, внедрение системы "Директ-костинг" является достаточно актуальным для современных предприятий и дает новые возможности.

Целью контрольной работы является анализ поведения затрат и взаимосвязи объема производства, прибыли и затрат в системе «директ-костинг».

Задачами контрольной работы являются:

-   характеристика сущности системы «Директ-костинг»;

- анализ метода высшей и низшей точки объема производства за период;

- рассмотрение графического метода анализа учета «Директ-костинг».

Предметом исследования является система «директ-костинг».

Методической основой послужили научно-практические публикации в области управленческого учета и калькулирования себестоимости, законодательные, нормативные и методические материалы. В процессе исследования применялись общие методы исследования: наблюдение, формализация, абстрагирование, монографический метод и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Основные положения системы «директ-костинг».

 

Как известно, себестоимостью продукции называется денежное выражение суммы затрат, необходимых на производство и сбыт единицы данной продукции. Себестоимость является синтетическим показателем. План по себестоимости продукции разрабатывается на основе прогрессивных норм использования оборудования, расхода сырья, топлива, материалов, заработной платы и так далее.

В целях анализа производственной деятельности и разработки рациональной и эффективной концепции развития предприятия в процессе изготовления продукции исчисляется и ее фактическая себестоимость.

Сравнение же плановой и фактической себестоимости позволяет объективно оценить степень рентабельности предприятия и рациональность использования как материальных, так и интеллектуальных его ресурсов.

Например, если себестоимость такого же или аналогичного продукта конкурентов ниже, то это означает, что производство и сбыт на данном предприятии организованы нерационально. Следовательно, необходимы определенные изменения.

Себестоимость поможет решить, какие именно изменения нужны предприятию, так как она является основным ценообразующим фактором и одним из факторов формирования ассортимента. Естественно, что чем больше себестоимость – тем выше цена продукта при прочих равных условиях.

Прибыль является разницей между ценой и себестоимостью продукта. Следовательно, для того, чтобы увеличить прибыль, необходимо либо повысить цену, либо снизить себестоимость.

Первый вариант по понятным причинам является крайне непопулярным. Рассмотрим второй вариант развития ситуации, как наиболее приемлемый в данном случае. Итак, снизить себестоимость можно путем сокращения включенных в нее затрат. То, какие затраты и в какой степени включаются в себестоимость, зависит от метода ее калькулирования. Например, себестоимость может включать только прямые затраты, или может калькулироваться на основе только производственных расходов, то есть расходов, непосредственно связанных с производством продукции, даже если они и косвенные. Конечно же, в каждом случае полнота включения затрат в себестоимость будет разной.

В приведенном выше примере оптимальным является использование подхода, при котором планируется и учитывается неполная, ограниченная себестоимость. Такой подход является одним из альтернативных традиционному отечественному подходу к калькулированию в бухгалтерском управленческом учете. Характерной чертой этого подхода является то, что некоторые виды издержек, имеющие отношение к производству и реализации продукции, не включаются в калькуляцию, а возмещаются общей суммой из выручки. В целом, в этом и состоит сущность системы учета неполной себестоимости.

Одним из вариантов такой системы и является система «Директ–костинг». Ее суть состоит в том, что себестоимость учитывается и планируется только в части переменных затрат, то есть лишь переменные издержки распределяются по носителям затрат. Оставшуюся часть издержек (постоянные расходы) собирают на отдельном счете, не включают в калькуляцию и периодически списывают на финансовые результаты, то есть учитывают при расчете прибылей и убытков за отчетный период. По переменным расходам при таком подходе оценивают и запасы – остатки готовой продукции на складах и незавершенное производство1.

       Наименование "директ-костинг" (direct costing), введенное в 1936 г. американцем Д. Харрисом и буквально означающее "учет прямых затрат", в некотором смысле условно. В настоящее время "директ-костинг" предусматривает учет себестоимости не только в части прямых переменных, но и в части косвенных переменных затрат. При анализе информации, полученной на основе системы "директ-костинг'', условно принимается, что объем производства равен объему продаж. Понятно, что с учетом российских реалий этой условности надо придавать особое значение.

        Безубыточность - такое состояние, когда бизнес не приносит ни прибыли, ни убытков. Разность между фактическим количеством реализованной продукции и безубыточным объемом продаж - это зона безопасности (зона прибыли), и чем она больше, тем прочнее финансовое состояние предприятия.

          Основные  возможности маржинального анализа заключаются в определении:

         ♦ безубыточного объема продаж (порога рентабельности, окупаемости издержек) при заданных соотношениях цены, постоянных и переменных затрат:

         ♦ зоны безопасности (безубыточности) предприятия;

         ♦ необходимого объема продаж для получения заданной величины прибыли;

         ♦ критического уровня постоянных затрат при заданном уровне маржинального дохода;

         ♦ критической цены реализации при заданном объеме продаж и уровне переменных и постоянных затрат.    

Распределение затрат в зависимости от изменения объемов производства позволяет:

        ♦ проводить анализ безубыточности и ассортимента продукции;

        ♦ анализировать изменение рентабельности при изменении условий  производства;

        ♦ оценивать уровень предпринимательского риска;

        ♦ оптимизировать объем производства, прибыль и издержки с учетом спроса на продукцию предприятия.

            Система «директ-костинг» предполагает оценку расходов непосредственно связанных с производственной деятельностью и поддающихся контролю. Определение прямых издержек позволяет более рационально увязывать производственную и сбытовую деятельность,  поскольку дает ясное представление о связи между издержками, объемом производства и прибылью. Исчисление прямых издержек помогает разрабатывать эффективный план прибылей, сбытовые аланы и на их основе производственный план, при составлении которого для каждого вида продукции находят прямые затраты и максимально возможную прибыль.

            Частичная, рассчитанная по переменным издержкам себестоимость служит более надежным ориентиром при принятии управленческих решений, в силу того что деление расходов на постоянные и переменные позволяет оценить издержки будущего периода, что необходимо для формирования ассортимента продукции, выбора между производством и закупкой отдельных компонентов изделия. Кроме того, такое деление требуется для сопоставления затрат при различной производительности (объеме производства). Еще одно преимущество частичной калькуляции заключается в том, что она позволяет при оценке прибыли абстрагироваться от влияния изменений запасов, так как в этом случае прибыль зависит только от объема реализации, а при полном исчислении затрат - от объемов реализации и производства2.

            Рассмотрим основные этапы маржинального анализа:

                   1) сбор, подготовка и обработка исходной информации, необходимой для проведения анализа;

                   2) определение суммы постоянных и переменных издержек на производство и реализацию продукции;

                   3) расчет величины исследуемых показателей;

                   4) сравнительный анализ уровня исследуемых показателей;

                  5) факторный анализ изменения уровня исследуемых показателей;

             Главное внимание в этой системе уделяется изучению поведения затрат ресурсов в зависимости от изменения объемов производства, что позволяет гибко и оперативно принимать решение по нормализации финансового состояния предприятия. Назовем наиболее важные аналитические возможности системы "директ-костинг" :

             ♦ оптимизация прибыли и ассортимента выпускаемой продукции;

             ♦ определение цены на новую продукцию;

             ♦ просчет вариантов изменения производственной мощности предприятия;

            ♦ оценка     эффективности     производства (приобретения) полуфабрикатов;

            ♦ оценка эффективности предприятия дополнительного заказа, замены оборудования и др.

         Известно, что для целей управления прибылью и себестоимостью затраты классифицируются по различным признакам. Сущностью системы "директ-костинг" является разделение производственных затрат на переменные и постоянные в зависимости от изменений объема производства.

          Следует отметить, что разделение затрат на постоянные и переменные несколько условно, поскольку многие виды затрат носят полупеременный (полупостоянный) характер. Однако недостатки условности разделения затрат многократно перекрываются аналитическими преимуществами системы «директ-костинг».

       Рассмотрим основные положения системы «директ-костинг».

      Как уже отмечалось ранее, система «директ-костинг» базируется на делении производственных и сбытовых затрат на переменные и постоянные и категории маржинального дохода:

                                                 

            где MD - маржинальный доход; П - прибыль;

Cconst -  постоянные затраты предприятия.

                                           

где С - величина всех затрат;

Сvar- удельные переменные затраты на единицу продукции;

Информация о работе Анализ поведения затрат и взаимосвязи объема производства, прибыли и затрат (система «директ-костинг»)