Анализ показательной рентабельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 03:06, курсовая работа

Описание работы

В рыночной экономике развитие и выживание предприятия во многом зависит от внешних факторов. Отсюда необходимы постоянные изменения и обновления производства – технологические, организационные, экономические и т.п. Эти все мероприятия могут быть осуществлены за счет прибыли.
Рынок предъявляет жестокие требования к деятельности хозяйствующего субъекта, через механизм конкуренции здесь происходит отбор наиболее эффективных форм производства. Поэтому, каждое предприятие стремится к тому, чтобы иметь устойчивый рост дохода, а, следовательно, возможность развиваться дальше, ведь прибыль обеспечивает сложное воспроизводство в коммерческих компаниях. Отсутствие прибыли и, следовательно, возможностей постоянного совершенствования производства, ведёт к финансовой несостоятельности, банкротству.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретический анализ рентабельности предприятия
1.1 Роль и значение рентабельности в предприятия
1.2 Показатели рентабельности
1.3 Методы повышения рентабельности производства
Глава 2. Анализ показателей рентабельности предприятия
2.1 Краткая характеристика предприятия
2.2 Технико-экономическая характеристика
2.3 Анализ показателей рентабельности предприятия
2.4 Анализ порога прибыли
2.5 Резервы увеличения рентабельности
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

kursovoy esayan.docx

— 96.79 Кб (Скачать файл)

 

Из  данных таблицы 2.1. видно, что в 2003 году по сравнению с 2004 годом значения основных технико-экономических показателей, характеризующих деятельность предприятия, улучшилось. В 2004 году положение предприятия по сравнению с 2003 годом – ухудшилось. Объем товарной продукции увеличился на 93,3 % (15695 тыс. рублей) в 2003 году по сравнению с 2004 годом, а в 2004г. по сравнению с 2003г. – на 50,7% (16501 тыс. рублей). Затраты на 1 рубль товарной продукции растут в 2003году по сравнению с 2004 годом на 4,81% за счет увеличения переменных и постоянных затрат, рост последних связан с затратами на ремонт оборудования, а в 2004г. по сравнению с 2003 годом они уменьшаются на 1,1%. Выручка то реализации неуклонно растет, что связано с увеличением объемов реализации. Рост себестоимости связан с увеличением объемов производства и ростом цен на основное сырье каучук, повышением среднегодовой заработной платы одного работающего. Прибыль от реализации готовой продукции в 2003 году по сравнению с2004 годом увеличилась на 64,2% и составила 2348 тыс. рублей, а в 2004году она снизилась до 1510 тыс. рублей и снижение составило 35,7%. Аналогичная ситуация сложилась с балансовой прибылью, которая в 2003 году увеличилась на 62,63% по сравнению с2004 годом. В 2004 году по сравнению с предыдущим годом она снизилась на 57,8% за счет сокращения прибыли от реализации продукции и роста себестоимости продукции, большая часть из которой составляет низкорентабельная. Если рассматривать Фонд оплаты труда в 2003 году по сравнению с 2004 годом он увеличился на 139,56% и составил 7227 рублей, в 2004 году – на 53,6% по сравнению с2003 годом. Это связано с колебаниями численности и ростом зарплаты одного работающего. Численность промышленно-производственного персонала (ППП) в 2003 году по сравнению с 2004 годом снизилась на 0,74% и составила 268 человек, а в 2004 году по сравнению с 2003 годом увеличилась на 12 человек или 4,5%. В 2003 году по сравнению с 2004 годом произошло увеличение производительности труда на 94,8%, в 2004 году по сравнению с 2003 годом – на 44,3%. На это повлияло изменение численности промышленно – производственного персонала и выручки от реализации. Величина ОПФ в 2003 году по сравнению с 2004 годом снизилась на 13%, что составило 20578 тыс. руб., а в 2004 году по сравнению с 2003 годом – на 5,01% и составила 19547 тыс. рублей. Это можно назвать следствием сильной изношенности и малого обновления оборудования на заводе. Общая рентабельность с каждым годом снижается, что свидетельствует о меньшей эффективности работы предприятия, что в свою очередь является следствием снижения рентабельности реализованной продукции. То есть на каждый вложенный рубль приходится все меньше прибыли. Наилучший показатель фондоотдачи наблюдается в 2003 году, по сравнению с 2004 годом произошло увеличение на 123%, а в 2004 году по сравнению с 2003 годом – на 58,9%. Фондоемкость в 2004 году достигла своей наименьшей величины, а в 2003 г. производство было наиболее фондоемким. Фондовооруженность в 2003 году по сравнению с 2004 годом уменьшилась на 12%, что составило в долях 76,78 соответственно, а в 2004 году по сравнению с 2003 годом – на 6,4%.

Из  всего выше изложенного можно  сделать вывод, что за последние  три года деятельности ОАО «АзРТИ»  наиболее успешно предприятие проработало  в 2003 году.

2.3 Анализ показателей рентабельности предприятия

 

Показатели  рентабельности характеризуют эффективность  работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной, предпринимательской, инвестиционной), окупаемость затрат и т.д. Они более полно, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта  с наличными или использованными  ресурсами. Их применяют для оценки деятельности предприятия и как  инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании.

Показатели  рентабельности можно объединить в  несколько групп:

  1. показатели, характеризующие рентабельность (окупаемость) издержек производства и инвестиционных проектов;
  2. показатели, характеризующие рентабельность продаж;
  3. показатели, характеризующие доходность капитала и его частей.

Все эти показатели могут рассчитываться на основе балансовой прибыли, прибыли  от реализации продукции и чистой прибыли.

Рентабельность  производственной деятельности (окупаемость  издержек) исчисляется путем отношения  валовой (Прп) или чистой прибыли (ЧП) к сумме затрат по реализованной или произведенной продукции (И):

 

, или  (3)

 

Она показывает, сколько предприятие  имеет прибыли с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции. Может рассчитываться в  целом по предприятию, отдельным  его подразделениям и видам продукции.

Рентабельность  продаж рассчитывается делением прибыли  от реализации продукции, работ и  услуг или чистой прибыли на сумму  полученной выручки (ВР). Характеризует  эффективность предпринимательской  деятельности: показывает, сколько  прибыли имеет предприятие с  рубля продаж. Широкое применение этот показатель получил в рыночной экономике. Рассчитывается в целом  по предприятию и отдельным видам  продукции.

 

, или  (3.5)

 

В процессе анализа следует изучить  динамику перечисленных показателей  рентабельности, выполнение плана по их уровню и провести межхозяйственные сравнения с предприятиями-конкурентами.

Уровень рентабельности производственной деятельности (окупаемость затрат), исчисленный  в целом по предприятию, зависит  от трех основных факторов первого  порядка: изменения структуры реализованной  продукции, ее себестоимости и средних  цен реализации.

Факторная модель этого показателя имеет вид:

 

(4)

 

где

R- Уровень рентабельности производственной предприятия

П- прибыль от реализации продукции

VPПобщ- объем резерв роста прибыли от реализации продукции

УДi- удельный весь i-видов продукции

Цi- средних цена реализации i-видов продукции

Сi- себестоимости i-видов продукции

Составим таблицу, в которой покажем влияние каждого фактора на изменение уровня рентабельности (табл.2.2).

 

Таблица 2.2

Расчет  влияния факторов на изменение уровня рентабельности производственной деятельности в отчетном году по сравнению с предыдущим

Показатель

Условия расчета

Порядок расчета

Уровень рентабельности, %.

выручка, тыс. руб.

Себестоимость продукции, тыс. руб.

База

36107

33759

(В01-С01)/С01

7%

Усл

52334

33759

(В02-С01)/С01

55%

Отчет

52334

50824

(В02-С02)/С02

2,97%


 

  1. Изменение уровня рентабельности за счет изменения объема реализованной  продукции:

 

DRvрп = Rусл – Rбаз = 55% - 7% = 48%.

 

  1. Изменение уровня рентабельности за счет изменения себестоимости продукции:

 

DRс = Rотч – Rусл = 2,97% - 55% = - 52,03%.

 

  1. Общее изменение уровня рентабельности:

 

DR = Rотч – Rбаз = 2,97% - 7% = -4,03%.1

 

Тот же результат можно получить как  сумму изменений за счет влияния  каждого фактора:

 

DR = 48 – 52,03 = -4,03 %

 

Полученные  результаты свидетельствуют о том, что уменьшение уровня рентабельности произошло в связи с повышением себестоимости продукции. При увеличении себестоимости продукции с 33759 тыс. руб. до 50824 тыс. руб. рентабельность уменьшилась  на 52,03%.

Рост  выручки реализованной продукции  на 16227 тыс. руб. вызвал увеличение уровня рентабельности на 48%.

В итоге общее изменение уровня рентабельности в 2002 г. по сравнению  с 2001 г. составило -4,03%. Т.е. с каждого  рубля, затраченного на производство и  реализацию продукции, предприятие  стало получать прибыли на 4,03 коп. меньше в отчетном году по сравнению  с предыдущим.

Проведем  анализ рентабельности производственного  капитала(П), исчисляемой как отношение  балансовой прибыли к среднегодовой  стоимости основных средств(F) и материальных оборотных фондов(E):

 

(5)

 

Анализ  будем проводить аналогично факторному анализу рентабельности в предыдущих пунктах, т.е. методом цепных подстановок.

Изменение уровня рентабельности производственной деятельности за счет изменения величины балансовой прибыли:

 

DRп = Rусл1 – Rбаз = 2,14% - 5% = -2,86%.

Изменение уровня рентабельности за счет изменения  среднегодовой стоимости ОПФ:

 

DRф = Rусл2 – Rусл1 = 2,2% - 2,14% = 0,06%

 

Изменение уровня рентабельности за счет изменения  среднегодовой стоимости остатков оборотных средств:

 

DRс = Rотч – Rусл2 = 2% - 2,2% = -0,2%

 

Общее изменение уровня рентабельности производственной деятельности:

 

DR = Rотч – Rбаз = 2% - 5% = -3%.

 

Тот же результат можно получить как  сумму изменений за счет влияния  каждого фактора:

 

DR = -2,86 + 0,06 +(-0,2) = -3 %

 

Таблица 2.3

Расчет  влияния факторов на изменение уровня рентабельности производственного  капитала в отчетном году по сравнению  с предыдущим

Показатель

Условия расчета

Порядок расчета

Уровень рентабельности, %.

Балансовая прибыль, тыс. руб..

Среднегодовая стоимость основных средств, тыс. руб.

Среднегодовая стоимость остатков оборотных  средств

База

1815

20578

15208

П1/(F1+E1)

5%

Усл1

766

20578

15208

П2/(F1+E1)

2,14%

Усл2

766

19547

15208

П2/(F2+E1)

2,2%

Отчет

766

19547

18560,5

П2/(F2+E2)

2%


 

По  результатам проведенного анализа  можно сделать следующие выводы:

Наибольшее  уменьшение уровня рентабельности производственной деятельности произошло в связи  с уменьшением величины балансовой прибыли. При снижении величины прибыли  на 1049 тыс. руб. уровень рентабельности снизился на 2,86%.

За  счет уменьшения среднегодовой стоимости  ОПФ на 1031 тыс. руб. уровень рентабельности увеличился на 0,06%.

Увеличение  среднегодовой стоимости остатков оборотных средств на 3352,5 тыс. руб. привело к уменьшению рентабельности за счет влияния этого фактора  на 0,2%

В итоге общее изменение уровня рентабельности производственной деятельности в 2002 г. по сравнению с 2001 г. составило -3%. Т.е. с каждого рубля стоимости  ОПФ и ОС, предприятие стало  получать прибыли на 3 коп., меньше в  отчетном году по сравнению с предыдущим.

2.4 Анализ порога прибыли

 

Снижение  уровня рентабельности произошло за счёт роста уровня себестоимости. На величину себестоимости влияют различные  факторы, которые можно свести в  две группы.

Первая  группа – внешние факторы, отражающие общий уровень развития экономики  страны и независящие от деятельности хозяйствующего субъекта.

Вторая  группа – внутренние факторы, непосредственно  связанные с результатами деятельности хозяйствующего субъекта, с предпринимательской  активностью. К этим факторам относится  объём выручки от реализации продукции, формы и системы оплаты труда, повышение производительности труда, улучшение использования основных фондов и оборотных средств и т.п.На уровень себестоимости продукции большое влияние оказывает выручка от реализации продукции. Все затраты по отношению к выручке, к объёму выручки, можно разделить на две группы: условно-постоянные и условно-переменные.

Условно-постоянными  являются затраты, сумма которых  не меняется при изменении выручки  от реализации продукции. К этой группе относятся: арендная плата, амортизация  основных фондов, износ нематериальных активов, износ малоценных и быстро изнашивающихся предметов и т.д. Условно-постоянные затраты анализируются  по абсолютной сумме.

Условно-переменные затраты – это затраты, сумма  которых изменяется пропорционально  изменению объёма выручки от реализации продукции. Эта группа включает: расходы  на сырьё, транспортные расходы, расходы  на оплату труда и т.д. Переменные затраты анализируются путём  сопоставления уровней затрат в  процентах к объёму выручки.

Деление затрат на условно-постоянные и условно-переменные позволяет чётко показать зависимость  между выручкой от реализации продукции, себестоимостью и размером прибыли  от реализации продукции. Эта зависимость  выражается с помощью графика  рентабельности, который строится по данным таблицы:

 

Таблица 2.4

Показатель

2002 год

Выручка

52334

Себестоимость

50824

Постоянные издержки

17159

Переменные издержки

33665


 

Кроме того, для построения графика, необходимо рассчитать точку безубыточности. То есть определить минимальный объём  выручки от реализации продукции, при котором уровень рентабельности хозяйствующего субъекта будет равен 0,00%.

 

Тмин = (Ипост * Т) / (Т - Ипер)

 

Где: Тмин – минимальный объём выручки, при котором рентабельность равна 0,00%,

Ипост – сумма условно-постоянных затрат,

Ипер  – сумма условно-переменных затрат,

Т – выручка от реализации продукции.

В нашем случае точка безубыточности будет следующей:

 

Тмин=(17159*52334)/(52334-33665)=48101 тыс.руб.

 

На  рисунке:

FC-условно-постоянные затраты;

Информация о работе Анализ показательной рентабельности