Анализ кредиторской задолженности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2012 в 19:59, курсовая работа

Описание работы

В процессе своей финансово-хозяйственной деятельности организация вступает в многочисленные и многообразные взаимоотношения с другими участниками этой деятельности. При этом у организации возникают расчетные отношения, отражающие взаимные обязательства с другими юридическими и физическими лицами по расчетам, вытекающие из норм, установленных законодательством или условиями договоров по взаимным услугам, а также взаиморасчеты с бюджетом по налогам, с банками по кредитам, с органами социального обеспечения и страхования по отчислениям.

Файлы: 1 файл

1.docx

— 90.71 Кб (Скачать файл)

     Кредиторскую  задолженность можно рассматривать  с двух позиций. С одной стороны, она относится к краткосрочным  обязательствам, а ее остатки по группам кредиторов характеризуют  их преимущественное право на имущество организации. Это означает, что в любое время кредиторы могут потребовать погашения долгов. При неудовлетворительной структуре актива баланса, проявляющейся в увеличении доли сомнительной дебиторской задолженности, возможна ситуация, когда организация будет неспособна отвечать по своим обязательствам, что может привести к банкротству.

     С другой стороны, кредиторскую задолженность  можно оценивать как источник краткосрочного привлечения денежных средств. Стратегия организации  в этом случае должна предусматривать  возможность их скорейшего вовлечения в оборот с целью рационального  вложения в наиболее ликвидные виды активов, приносящие наибольший доход[9, с.53].

     Как показывает практическая деятельность, ни одно предприятие не может обойтись без, хотя бы незначительной, кредиторской задолженности, которая всегда существует в связи с особенностями бюджетных, арендных и периодических платежей: оплаты труда, поставки товарно-материальных ценностей без предварительной  оплаты и т.д. Данный вид кредиторской задолженности нужно рассматривать  как «неизбежный». Он хотя и позволяет  временно использовать средства в собственном  коммерческом обороте, но не имеет принципиального  значения, если такие платежи будут  осуществлены в установленные сроки. Необходимо оценивать «возможности»  каждого отдельного вида платежей индивидуально, поскольку такие «отсрочки» могут  иметь различные последствия  не только в зависимости от вида платежа, но и в зависимости от конкретного «невольного» кредитора.

     Одной из наиболее значимых составляющих кредиторской задолженности является задолженность  перед поставщиками и подрядчиками (коммерческий кредит). Основной положительной  чертой данной разновидности получения  заемных средств является наиболее простой (незаформализированный) способ привлечения. Коммерческий кредит, как  правило, не требует (в отличие от банковского) привлечения залога и  не связан со значительными расходами  и продолжительностью оформления (в  отличие от инвестиций). В отечественных условиях коммерческий кредит между юридическими лицами чаще всего представляет собой поставку товаров (работ, услуг) па договору купли-продажи с отсрочкой платежа. При этом, на первый взгляд, может показаться, что данный «кредит» предоставляется бесплатно, так как договор не предусматривает необходимости начисления и уплаты процентного (или какого-либо иного) дохода в пользу поставщика. Однако следует заметить, что поставщики прекрасно понимают принципы изменения стоимости денег во времени, а также способны достаточно точно оценивать размеры «упущенной выгоды» от торможения оборачиваемости активов, замороженных в дебиторской задолженности предприятия. Поэтому компенсация таких потерь закладывается в цену товаров, которая может колебаться в зависимости от сроков предоставленной отсрочки[6, с.396].

     Там, где контроль над недополученной прибылью значительно ослаблен (государственные  предприятия, крупные акционерные  и промышленные компании), потери, связанные  с товарным кредитованием, зачастую компенсируются за счет «неформальных» платежей руководству или служащим компании.

     Белорусское законодательство, помимо беспроцентных  товарно-кредитных отношений между  предприятиями, содержит возможность  предоставления (получения) коммерческого  кредита и под процент. Корпоративный  же менталитет наших предпринимателей, в основном, пока не готов «смириться»  с необходимостью платить проценты за «висящую» кредиторскую задолженность, поэтому гораздо проще продать  товар по «завышенной» цене, чем  вести речь о каких-то процентах, которые являются более «справедливой» формой компенсации, так как зависят  от сроков оплаты.

   Таким образом, наличие кредиторской задолженности  с одной стороны показывает несостоятельность  предприятия вовремя оплатить текущие  расходы, а с другой – является важнейшим источником покрытия нехватки собственных средств для деятельности в динамичных условиях рынка.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА  2

    ЭКОНОМИКО-ФИНАНСОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАНИЗАЦИИ 

   Барановичский хлебокомбинат начал свою деятельность со времени воссоединения Западной Белоруссии в едином социалистическом государстве, т.е. с октября 1939 года. Он имел в своем подчинении три  пекарни. В июне 1941 года в связи  с началом Великой Отечественной  войны, деятельность хлебокомбината была прекращена. Возобновилась она после  освобождения города от немецко-фашистских захватчиков в июле 1944 года на основании  приказа №127 от 19 августа 1944 года. Народного комиссариата пищевой промышленности БССР от 15 июля 1944 года и приказа Главного управления хлебопекарной промышленности    

   В 1967 году хлебокомбинату была поставлена задача: освоить производство кондитерских изделий. Доведен план в одну тонну. В последствии из-за роста спроса на кондитерские изделия выработка  доходила до трех тонн в сутки. В  настоящее время здесь работает 53 человека и ежедневно выпускается  более одной тонны кондитерских изделий в широком ассортименте.

     В 1976 году произошло переименование хлебокомбината в хлебозавод, а завода и пекарен соответственно в цеха №1,2,3.

   В настоящее время Барановичский хлебозавод входит в состав Республиканского унитарного производственного предприятия «Брестхлебпром» на правах филиала. Предприятие включает в себя хлебный, булочный, кондитерский цеха, сухарный участок. Имеет три фирменных магазина и цех по ремонту и изготовлению нестандартного оборудования. Ежедневно предлагает потребителям 12 наименований хлеба, до 20-ти наименований булочных изделий, 7 наименований сушек и 4 наименования сухарей сдобных, более 50-ти наименований кондитерских изделий.

       Барановичский хлебозавод входит в состав РУПП «Брестхлебпром» на       правах обособленного подразделения без права юридического лица. Деятельность филиала осуществляется на основании «Положения о филиале Республиканского унитарного производственного предприятия хлебопекарной промышленности «Брестхлебпром», утвержденного 30.10.2001 и по Доверенности № 1723 от 15.06.2005, выданной Генеральным директором РУПП «Брестхлебпром». Свидетельство о государственной регистрации организации №200127089 зарегистрировано Брестским областным исполнительным комитетом 30 июня 2001 года.

     Унитарное предприятие реорганизовано путем  присоединения Республиканского унитарного производственного предприятия  «Барановичский опытно-механический завод», зарегистрированного Брестским  областным исполнительным комитетом 30.06.2001 № 3419, расположенного по адресу 225320г. Барановичи, ул. Текстильная, 24, в  соответствии с актом приема-передачи, утвержденным Министром сельского  хозяйства и продовольствия 26.10.2005, и присоединено к филиалу Барановичскому хлебозаводу как цех по ремонту  и изготовлению нестандартного оборудования. РУПП «Брестхлебпром» является правопреемником  всех прав и обязанностей в отношении  кредиторов и должников в соответствии с передаточным актом.

     Продукция, выпускаемая Барановичским хлебозаводом, филиалом РУПП «Брестхлебпром», принадлежит  к категории «товары народного  потребления», что говорит о наличии  постоянной потребности покупателя в данном товаре. Продукцию недостаточно произвести, ее необходимо умело и  эффективно продать. От рынков сбыта  зависит объем продаж, средний  уровень цен, выручка от реализации продукции, сумма полученной прибыли. Барановичский хлебозавод зарекомендовал себя на рынке хлебобулочных и кондитерских изделий как производитель высококачественной и экологически чистой продукции, и таким образом, занял лидирующую позицию на территории г. Барановичи, Барановичского района и некоторых регионов Брестской области, жители которых являются основными потребителями нашей продукции. Для увеличения объемов реализации продукции Барановичского хлебозавода разработана стратегия маркетинга, которая направлена не только на увеличение доли рынка, расширение границ существующего, но и освоение новых рынков сбыта. За пределы Брестской области также поставляется продукция. Налажены поставки хлебобулочной продукции и в ближнее зарубежье, т.е. Российскую Федерацию[данные организации].

   Чтобы определить место каждого вида реализуемой  продукции в отрасли промышленного  производства, необходимо рассчитать удельный вес в объеме реализации. Для этого необходимо рассмотреть  состав и структуру товарной продукции  промышленного производства на Барановичском  хлебозаводе, филиале РУПП «Брестхлебпром», которые отражены в таблице 2.1

Таблица 2.1 – Состав и структура произведенной  продукции промышленного производства на Барановичском хлебозаводе, филиале РУПП «Брестхлебпром» за 2008-2010 года

Вид продукции Товарная  продукция,

млн. руб.

Структура товарной продукции, % 2010г. в  % к 2008г.
Год
2008 2009 2010 2008 2009 2010
А 1 2 3 4 5 6 7
Хлеб, хлебобулочные и мучные кондитерские изделия 11920 12778 12484 65,6 61,9 61,1 104,7
Диетические изделия 5815 7410 7410 32 35,9 36,3 127,4
Сухари  ,торты и пирожные 315,3 330,1 391,9 1,7 1,6 1,9 124,3
Коврижки, печенье сладкое, кексы, рулеты 110 108 127 0,6 0,5 0,6 115,5
Замороженное  тесто 13,6 14,2 15,7 0,07 0,07 0,07 115,4
Итого: 18173,9 20640,3 20428,6 100 100 100 587,3

Примечание:1. Источник- Приложение А (документ- итоги производственно-   хозяйственной деятельности организации)

                       2.Источник- собственная разработка

          Анализируя структуру товарной продукции на Барановичском хлебозаводе, филиале РУПП «Брестхлебпром», следует отметить то, что она ежегодно изменяется. Но вместе с тем наибольший удельный вес на протяжении исследуемого периода занимает такая продукция, как сухари, торты, пирожные и диетические изделия. Так, в 2011 году их доля в общем объеме реализованной продукции составила 1,9% и 36,3% соответственно. Одинаковый удельный вес в общем объеме занимает замороженное тесто. Проанализировав остальные виды продукции видно, что структура изделий хлеба, хлебобулочных и мучных кондитерских изделий в 2008 году уменьшилась по сравнению с 2011 годом на 4,5%.

                Отдельное внимание нужно уделить  трудовым ресурсам, используемым  для производства продукции. Трудовые  ресурсы – это один из важнейших  факторов развития производства. Состав и структура трудовых  ресурсов (по видам экономической  деятельности) на Барановичском  хлебозаводе, филиале РУПП «Брестхлебпром» отражены в таблице 2.2. 

Таблица 2.2 – Состав и структура рабочей  силы на Барановичском хлебозаводе, филиале РУПП «Брестхлебпром» за 2008-2010 года

Группы  работников по видам экономической  деятельности Год 2011 г.  в % к 2009 г.
2009 2010 2011
чел. % чел. % чел. %
Всего по организации 523 100,0 529 100,0 531 100,0 101,3
в том  числе по видам экономической  деятельности:

  

хлебобулочные изделия

 
 
 
411
 
 
 
78
 
 
 
416
 
 
 
78,6
 
 
 
421
 
 
 
79,3
 
 
 
102,4
кондитерские  изделия 48 9,2 43 8,1 44 8,3 91,6
прочая  пищевая продукция  
5
 
1
 
5
 
1
 
4
 
0,8
 
80
швейные изделия 4 0,9 4 0,7 4 0,8 100
техн. обор. и проч. метал. изд.  
17
 
3,4
 
20
 
3,8
 
17
 
3,2
 
100
розничная торговля 38 7,5 40 7,6 40 7,5 105,3
прочая  деят. по орг. отдыха и развлечений, не включ. в другие группировки  
 
 
-
 
 
 
-
 
 
 
1
 
 
 
0,2
 
 
 
1
 
 
 
0,1
 
 
 
-

Информация о работе Анализ кредиторской задолженности