Анализ издержек производства с целью выявления внутренних резервов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 17:48, контрольная работа

Описание работы

Затраты живого и овеществленного труда в процессе производства составляют издержки производства. В условиях товарно-денежных отношений и хозяйственной обособленности предприятия неизбежно сохраняются различия между общественными издержками производства и издержками предприятия. Общественные издержки производства - это совокупность живого и овеществленного труда, находящая выражение в стоимости продукции. Издержки предприятия состоят из всей суммы расходов предприятия на производство продукции и ее реализацию. Эти издержки, выраженные в денежной форме, называются себестоимостью и являются частью стоимости продукта. В нее включают стоимость сырья, материалов, топлива, электроэнергии и других предметов труда, амортизационные отчисления, заработная плата производственного персонала и прочие денежные расходы.

Содержание работы

1. Анализ издержек производства с целью выявления
внутренних резервов 3
2. Финансовая и экономическая устойчивость предприятия. Показатели устойчивости 6

Файлы: 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ.docx

— 22.98 Кб (Скачать файл)

Содержание:

1. Анализ издержек производства с целью выявления

внутренних резервов         3

2. Финансовая и экономическая  устойчивость предприятия. Показатели  устойчивости          6

 

 

1. Анализ издержек производства  с целью выявления внутренних  резервов

Затраты живого и овеществленного  труда в процессе производства составляют издержки производства. В условиях товарно-денежных отношений и хозяйственной  обособленности предприятия неизбежно  сохраняются различия между общественными  издержками производства и издержками предприятия. Общественные издержки производства - это совокупность живого и овеществленного  труда, находящая выражение в  стоимости продукции. Издержки предприятия  состоят из всей суммы расходов предприятия  на производство продукции и ее реализацию. Эти издержки, выраженные в денежной форме, называются себестоимостью и  являются частью стоимости продукта. В нее включают стоимость сырья, материалов, топлива, электроэнергии и  других предметов труда, амортизационные  отчисления, заработная плата производственного  персонала и прочие денежные расходы. Снижение себестоимости продукции  означает экономию овеществленного  и живого труда и является важнейшим  фактором повышения эффективности  производства, роста накоплений.

Наибольшая доля в затратах на производство промышленной продукции приходится на сырье и основные материалы, а  затем на заработную плату и амортизационные  отчисления. В легкой промышленности доля сырья и основных материалов составляет 86%, а заработной платы  с отчислениями на социальное страхование - около 9%.

Себестоимость продукции находится  во взаимосвязи с показателями эффективности  производства. Она отражает большую  часть стоимости продукции и  зависит от изменения условий  производства и реализации продукции. Существенное влияние на уровень  затрат оказывают технико-экономические  факторы производства. Это влияние  проявляется в зависимости от изменений в технике, технологии, организации производства, в структуре  и качестве продукции и от величины затрат на ее производство. Анализ затрат, как правило, проводится систематически в течение года в целях выявления  внутрипроизводственных резервов их снижения.

Для анализа уровня и динамики изменения  стоимости продукции используется ряд показателей. К ним относятся: смета затрат на производство, себестоимость  товарной  и реализуемой продукции, снижение себестоимости сравнимой  товарной продукции и затраты  на один рубль товарной (реализованной) продукции.

Смета затрат на производство - наиболее общий показатель, который отражает всю сумму расходов предприятия по его производственной деятельности в разрезе экономических элементов. В ней отражены, во-первых, все расходы основного и вспомогательного производства, связанные с выпуском товарной и валовой продукции; во-вторых, затраты на работы и услуги непромышленного характера (строительно-монтажные, транспортные, научно-исследовательские и проектные и др.); в-третьих, затраты на освоение производства новых изделий независимо от источника их возмещений. Эти расходы исчисляют, как правило, без учета внутризаводского оборота.

В себестоимость товарной продукции включают все затраты предприятия на производство и сбыт товарной продукции в разрезе калькуляционных статей расходов. Себестоимость реализуемой продукции равна себестоимости товарной за вычетом повышенных затрат первого года массового производства новых изделий, возмещаемых за счет фонда освоения новой техники, плюс производственная себестоимость продукции, реализованной из остатков прошлого года. Затраты, возмещаемые за счет фонда освоения новой техники, включаются в себестоимость товарной, но не входят в себестоимость реализуемой продукции. Они определяются как разница между плановой себестоимостью первого года массового производства изделий и себестоимостью, принятой при утверждении цен:

                             СР = СТ - ЗН + (СП2 - СП1),                                     

где СР - себестоимость реализованной продукции;

СТ - себестоимость товарной продукции;

ЗН - повышенные затраты первого года массового производства новых изделий, возмещаемые за счет фонда освоения новой техники;

СП1, СП2 - производственная себестоимость остатков нереализованной (на складах и отгруженной) продукции соответственно на начало и конец года.

Для анализа  уровня себестоимости на различных  предприятиях или ее динамики за разные периоды времени затраты на производство должны приводиться к одному объему. Себестоимость единицы продукции (калькуляция) показывает затраты предприятия на производство и реализацию конкретного вида продукции в расчете на одну натуральную единицу. Калькуляция себестоимости широко используется в ценообразовании, хозяйственном расчете, планировании и сравнительном анализе.

Показатель  снижения себестоимости сравнимой  товарной продукции применяется для анализа изменения себестоимости во времени при сопоставимом объеме и структуре товарной продукции на тех предприятиях, которые имеют устойчивый по времени ассортимент изделий. Под сравнимой понимают такую продукцию, которая производилась серийно или массово в предшествующем году. К ней относится и частично модернизированная продукция, если эти изменения не привели к введению новых моделей, стандартов и технических условий.

Затраты на один рубль товарной (реализованной) продукции - наиболее известный на практике обобщающий показатель, который отражает себестоимость единицы продукции в стоимостном выражении обезличенно, без разграничения ее по конкретным видам. Он широко используется при анализе снижения себестоимости и позволяет, в частности, характеризовать уровень и динамику затрат на производство продукции в целом по промышленности.

 

 

 

 

2. Финансовая  и экономическая устойчивость  предприятия. Показатели устойчивости

Финансовая  устойчивость служит залогом выживаемости и основой стабильного положения  предприятия, т.е. это такое состояние  финансов, которое если не гарантирует, то хотя бы создает предпосылки для  его постоянной платежеспособности.

Количественно финансовая устойчивость может оцениваться  двояко:

- с позиции структуры источников средств;

- с позиции расходов, связанных с обслуживанием внешних источников.

Соответственно  выделяют две группы показателей, называемые условно коэффициентами капитализации  и коэффициентами обслуживания внешних  источников финансирования.

В группе коэффициентов капитализации, которые  нашли более широкое распространение, выделяют, прежде всего, соотношение  заемных и собственных средств. Но этот показатель дает лишь общую  оценку финансовой устойчивости.

Этот  коэффициент равен отношению  суммы долгосрочных и краткосрочных  обязательств к собственному капиталу организации. Он показывает, сколько  заемных средств приходится на каждый рубль собственных средств, вложенных  в активы предприятия. Рост этого  показателя свидетельствует об усилении зависимости предприятия от заемного капитала, т.е. о некотором снижении финансовой устойчивости. Рекомендуемое  значение показателя – не менее 1.

Коэффициент автономии (финансовой независимости  или концентрации собственного капитала) равен доли собственных источников финансирования в итоге баланса  предприятия и показывает удельный вес собственных средств в  общей сумме источников финансирования. Рост коэффициента означает рост финансовой независимости.

Собственный капитал в оборотных средствах  вычисляется как разность между  собственным капиталом организации  и ее внеоборотными активами. Отсутствие собственного капитала в обороте организации свидетельствует о том, что все оборотные средства организации, а также, возможно, часть внеоборотных активов (в случае отрицательного значения показателя) сформированы за счет заемных средств.

Доля  собственного капитала в оборотных  средствах (коэффициент обеспеченности собственными средствами) рассчитывается как отношение собственных средств  в обороте ко всей величине оборотных  средств. Он характеризует соотношение  собственных и заемных  оборотных  средств и определяет степень  обеспеченности хозяйственной деятельности организации собственными оборотными средствами, необходимыми для его  финансовой устойчивости. Рекомендуемое  значение – более 0,1.

Коэффициент маневренности собственного капитала определяется как отношение собственного капитала в оборотных средствах  к сумме собственного капитала. Он показывает, какая его часть используется для финансирования текущей деятельности, т.е. вложена в оборотные средства, а какая часть капитализирована. Значение этого показателя может  значительно варьировать  в зависимости  от отраслевой принадлежности предприятия.

Коэффициент долгосрочного привлечения заемных  средств характеризует долю долгосрочных кредитов и займов, привлеченных для  финансирования деятельности предприятия, наряду с собственными средствами, в общем капитале организации, под  которым понимается общая величина долгосрочных источников средств. Рост этого показателя в динамике является в определенном смысле негативной тенденцией, означая, что предприятие все  сильнее и сильнее зависит  от внешних инвесторов.

Коэффициенты  обслуживания внешних источников финансирования позволяют сделать оценку того, в  состоянии ли организация поддерживать сложившуюся структуру источников средств. Сюда входят: коэффициент обеспеченности процентов (он должен быть больше единицы, иначе предприятие не может в  полном объеме рассчитаться с внешними инвесторами по текущим обязательствам) и коэффициент покрытия постоянных финансовых расходов.

Экономическая устойчивость предприятия – это  результат умелого, обоснованного  управления совокупностью внутренних факторов, определяющих результаты деятельности предприятия. Оценка экономической  устойчивости предприятия – это  комплекс действий, который позволяет  выявить динамику и тенденции  изменения во времени показателей, характеризующих результаты деятельности хозяйствующего субъекта.

Для оценки экономической устойчивости предприятия  многие экономисты применяют интегральные показатели, которые позволяют обобщить совокупность частных показателей (индикаторов) предприятия, всесторонне  характеризующих его деятельность. Удельный вес значимости каждого  индикатора определяется с помощь экспертной оценки.

При этом анализируемые показатели (включая  результативный) должны соответствовать  следующим требованиям: экономическая  обоснованность и объективность, возможность  формализации численного расчета, конкретность и однозначность толкования получаемых результатов, согласованное изменение  показателей взаимосвязанных групп  во времени, наличие четких граничных  значений, простота и доступность  методики расчета.

Чем выше уровень устойчивости, тем выше прибыль  предприятия и стабильнее его  показатели, полнее используется его  потенциал, и тем меньше издержки и незначительнее влияние факторов риска и неопределенности.

Основные  причины неустойчивого положения  хозяйствующего субъекта, как правило, находятся внутри него, поэтому, прежде всего, следует изучить внутреннюю среду предприятия и обратить внимание на следующие направления:

 

 

 

- снижение  издержек производства;

- повышение  конкурентоспособности производимой  продукции;

- повышение  управляемости и гибкости организации  производства;

- повышение  инвестиционной привлекательности;

- увеличение  инновационной активности и др.

На основании  результатов оценки принимают управленческие решения, обеспечивающие повышение  экономической устойчивости и реализацию намеченных целей предприятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

1. Айвазян З.С. Управление в  России. Менеджмент роста. - М: Экономика, 2006. - 326 с.

2. Белых Л.П. Реструктуризация  предприятия. - СПб.: Питер, 2007. - 420 с.

3. Беляев В.И. Маркетинг: основы  теории и практики. М: КНОРУС, 2005. - 671 с.

4. Демченко А. Реструктуризация  предприятия на основе маркетинговой  концепции// Маркетинг. - 2007. - №6. - С. 82-89.

5. Дойль П. Менеджмент: стратегия и тактика. - СПб.: ПИТЕР, 2004. - 347 с.

6. Котлер Ф. Основы маркетинга: пер. с англ. - М.: Прогресс, 2008. - 1200 с.

7. Кривоногова И.В. Антикризисное  управление на промышленном предприятии/  Материалы пятой всероссийской  научно-практической конференции  «Социально-экономические аспекты  современного развития России».  Пенза, 2008. - 212 с.

8. Мазур И. И. Реструктуризация предприятий и компаний. - М.: Высшая школа, 2010. - 587 с.

9. Маслов В. О роли маркетинга  в деятельности предприятия // Маркетинг в России и за  рубежом.- 2007.- №4. - С. 35-37.

Информация о работе Анализ издержек производства с целью выявления внутренних резервов