Анализ использования материальных ресурсов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 12:49, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – выявить проблемные вопросы анализа материальных ресурсов.
Для достижения цели курсовой работы поставлены следующие задачи:
рассмотрение материальных ресурсов с экономической точки зрения, выявление их роли и значения в процессе производства;
изучение методики анализа использования материальных ресурсов
рассмотреть анализ материальных ресурсов на предприятии, в том числе анализ эффективности их использования (по данным конкретного предприятия ОАО «Мясокомбинат Раменский».

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА.....................................
1.1. Понятие материальных ресурсов предприятия как экономической категории и их классификация.................................................
1.2. Методика проведения анализа использования ресурсов предприятия....................................................................................................
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МАТЕРИАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ ПО ДАННЫМ КОНКРЕТНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ.......................................
2.1 Общая характеристика предприятия и анализ основных финансовых показателей деятельности............................................................
2.2. Анализ эффективности использования материальных ресурсов
2.3. Разработка мероприятий по улучшению анализа использования материальных ресурсов ОАО «Мясокомбинат Раменское»...........................
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.................................................................................................. .
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.........................................

Файлы: 1 файл

ОГЛАВЛЕНИЕ.docx

— 76.21 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ  МАТЕРИАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ ПО ДАННЫМ КОНКРЕТНОГО  ПРЕДПРИЯТИЯ

             2.1 Общая характеристика предприятия и анализ основных финансовых показателей деятельности

ОАО "Мясокомбинат Раменский" занимается производство мясной продукции  с 1974 года. Это единственное в Московском регионе мясоперерабатывающее предприятие полного цикла, которое имеет собственные животноводческие фермы, находящиеся в экологически чистом районе Подмосковья. Предприятие создано в целях удовлетворения общественных потребностей в результате его деятельности и получения прибыли.

Компания  ОАО "Мясокомбинат Раменский" осуществляет следующие виды деятельности (в  соответствии с кодами ОКВЭД, указанными при  регистрации):

  • производство мяса и мясопродуктов;
  • производство продуктов из мяса и мяса птицы (Основной вид деятельности);
  • розничная торговля пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями в специализированных магазинах;
  • розничная торговля мясом, мясом птицы, продуктами и консервами из мяса и мяса птицы (Дополнительный вид деятельности);
  • оптовая торговля, включая торговлю через агентов, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами;
  • оптовая торговля пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями;
  • оптовая торговля мясом, мясом птицы, продуктами и консервами из мяса и мяса птицы (Дополнительный вид деятельности).

Использование традиционно российских рецептов, стандарты  которых не допускают  применения пищевых  наполнителей, консервантов или ускорителей  технологических  процессов при  изготовлении копченостей. Копчение идет на дыму опилок лиственной древесины, при изготовлении колбас высших сортов используется только натуральная оболочка. Продукция с маркой "Мясокомбинат Раменский" неоднократно отмечена дипломами  и медалями крупнейших московских выставок "Worldfood" и "Продэкспо". Комбинат в разное время становился лауреатом конкурсов "Золотой бизнес" и "Лидер российской экономики". ОАО "Мясокомбинат Раменский" сертифицирован по стандартам качества ИСО 9001.

Таблица 1

Анализ основных финансовых показателей деятельности предприятия

Отклонения в абсолютном

выражении, +/–

Отклонения в относительном выражении, %

Показатели

2010

2011

2012

2011 к 2010

2012 к 2011

2012 к 2010

2011

 К 2010

2012 к 2011

2012 к 2010

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Производ. мощность, шт.

1700

1700

1700

-

-

-

-

-

-

Коэф-т использования производ. мощности

0,54

0,56

0,54

0,02

-0,02

0

103

96

100

Товарная продукция тыс. руб.,

44935 

65156

71114

+20221

+5958

+26179

145

109,14

158,3

Реализованная продукция, тыс. руб.

64789

75678

87456

+10889

+11769

+22667

116,8

115,5

158,2

Среднемесячная оплата труда, руб.

23567

38005

59765

+14438

+21760

+36198

161,2

157,2

253,6

Полная себестоимость реализованной  продукции, тыс. руб.

65043

68376

75676

+3332

+7300

+10633

105,1

110,67

116,3

Прибыль (убыток) от реализованной продукции,

тыс. руб

2345

5123

12713

+2778

+7590

+10368

218,4

248,17

542,1

Численность промышленно-производственного  персонала, чел.

834

789

851

-45

+68

+17

94,6

107,8

102

Фондоотдача, руб.

0,78

0,83

0,90

+0,05

+0,07

+0,12

106,4

108,4

115,3

Производ.-ть труда,

 тыс. руб.

176,5

184,6

209,6

+8,1

+25

+33,1

104,5

113,5

118,5

Затраты на рубль реализованной продукции, руб.

0,76

0,65

0,56

+0,1

-0,2

-0,2

85,5

86,1

73,6

Рентабельность продукции, %

4,6

7,4

13,6

+2,8

+6,2

+9

160,8

183,7

295,6


 

Из данных таблицы 1 видно, что  производственная мощность за 2010–2012г.г. осталась без изменений 1700 шт. Это говорит  о том, что нового производственного  оборудования в этот период времени установлено  не было.

Коэффициент использования производственной мощности составляет 54% в 2010 г., 56% в 2011 г., и 54% в 2012 г., предприятие не использует полностью свою производственную мощность, т.к. существуют проблемы с использованием основных производственных фондов. Оборудование изношено, но достаточного финансирования на ремонт не производится.

Товарной  продукции было произведено  в 2011 г. на 20221 тыс.шт. больше чем в 2010 г. По сравнению с 2011 г. товарная продукция  2012 г увеличилась  на 7,2% и 5958 тыс. руб. соответственно.

Объем реализованной  продукции, несмотря на снижении ее выпуска, так же увеличился в 2011 г. на 10889 тыс. руб. по сравнению с 2011 г. и в 2012 г. на 22667 тыс. руб. по сравнению  с 2010 г. Стоимость  реализованной продукции  превышает стоимость  товарной продукции, что объясняется  повышенным спросом  на определенные изделия, вследствие чего проведена  переоценка стоимости, и продукция была продана по увеличенным  ценам.

Среднемесячная  оплата труда так  же выросла за анализируемый  период. В 2010 г. она  составляла 23567  руб., в 2011 г. увеличилась  на 14438 руб. , а в 2012г. по сравнению с 2010 г. она увеличилась  на 36198 руб.  Это  отразилось на себестоимости  продукции.

 Численность  персонала за анализируемый  период изменилась  незначительно, не  смотря на многочисленные  жалобы на руководителей  из за того, что  выплачивают заработную  плату не в срок  указанной в договоре  даты.  Текучесть  кадров низкая, т.к.  на предприятии  созданы благоприятные  условия для работы.

Фондоотдача выросла на 6,4% в 2011 г. по сравнению с 2010 г. и на 15,3% в 2012 г. по сравнению с 2010 г. Это связано с уменьшением балансовой стоимости основных производственных фондов. Производительность труда так же увеличилась в 2011 г. и составила 184,6 тыс. руб., а в 2012 г. она составила 209,6 тыс. руб.

Затраты на рубль реализованной  продукции в 2011 г. снизились на 0,1 руб. по сравнению с 2010 г. и в 2012 г. они  снизились 0,2 руб. по сравнению с 2011 г. Это связано с  увеличением стоимости  реализованной продукции.

Себестоимость реализованной продукции  за анализируемый  период так же увеличилась. Если в 2010 г. она составляла 65043 тыс. руб., то в 2011 г. она  увеличилась до 68376 тыс. руб., а в 2012 г. она возросла еще  на 7300 тыс. руб., и  составила 75676 тыс. руб. Рост себестоимости  обусловлен ростом заработной платы и увеличением  стоимости закупочных материалов для производства готовой продукции.

Прибыль от реализации готовой  продукции так  же увеличилась за анализируемый период. В 2010 г. она составила 2345 тыс. руб., в 2011 г. прибыль увеличилась более чем в два раза, а в 2012 г. по сравнению с 2010 г. на 10368 тыс руб. Увеличение прибыли произошло за счет значительного увеличения реализованной продукции.

В общем и целом  рентабельность продукции  выросла и уже  можно говорить о  ее увеличении к 2012 г. до 13,6. Этот показатель выше, чем в 2011 г. на 6,2 и выше чем в 2010 г. на 9. Рентабельность повысилась за счет увеличения прибыли.

В своей совокупности эти показатели отражают общее состояние  дел на предприятии  в производственно-технической, хозяйственно-финансовой, инновационной, коммерческой, социальной сферах. Каждый показатель в  отдельности обобщенно  характеризует одно из направлений (сторон) его внутренней или  внешней деятельности.

2.2. Анализ эффективности использования материальных ресурсов

Система обобщающих и частных  показателей, применяемых  для оценки эффективности  использования материальных ресурсов. Методика их расчета и анализа. Факторы изменения общей, частной и удельной материалоемкости продукции. Определение их влияния на материалоемкость и выпуск продукции.

Для характеристики эффективности  использования материальных ресурсов применяется  система обобщающих и частных показателей.

К обобщающим показателям  относятся прибыль  на рубль материальных затрат, материалоотдача, материалоемкость, коэффициент соотношений темпов роста объема производства и материальных затрат, удельный вес материальных затрат в себестоимости продукции, коэффициент использования материалов.

Материалоотдача определяется делением стоимости произведенной продукции на сумму материальных затрат. Этот показатель характеризует отдачу материалов, т.е. сколько произведено продукции с каждого рубля потребленных материальных ресурсов (сырья, материалов, топлива, энергии и т.д.).

Материалоемкость  продукции - отношение  суммы материальных затрат к стоимости  произведенной продукции - показывает, сколько  материальных затрат необходимо произвести или фактически приходится на производство единицы  продукции.

Коэффициент соотношения темпов роста объема производства и материальных затрат определяется отношением индекса валовой  или товарной продукции  к индексу материальных затрат. Он характеризует  в относительном выражении динамику материалоотдачи и одновременно раскрывает факторы ее роста.

Удельный  вес материальных затрат в себестоимости  продукции исчисляется  отношением суммы  материальных затрат к полной себестоимости  произведенной продукции. Динамика этого показателя характеризует изменение  материалоемкости продукции.

Коэффициент материальных затрат представляет собой  отношение фактической  суммы материальных затрат к плановой, пересчитанной на фактический объем  выпущенной продукции. Он показывает насколько  экономно используются материалы в процессе производства, нет  ли их перерасхода  по сравнению с  установленными нормами. Если коэффициент  больше 1, то это свидетельствует  о перерасходе  материальных ресурсов на производство продукции, и наоборот, если меньше 1, то материальные ресурсы использовались более экономно.

Частные показатели материалоемкости применяются для  характеристики эффективности  использования отдельных  видов материальных ресурсов (сырьеемкость, металлоемкость, топливоемкость, энергоемкость и др.), а также для характеристики уровня материалоемкости отдельных изделий.

Удельная  материалоемкость может  быть исчислена как  в стоимостном  выражении (отношение  стоимости всех потребленных материалов на единицу  продукции к ее оптовой цене), так  и в натуральном  или условно-натуральном  выражении (отношение  количества или массы  израсходованных  материальных ресурсов на производство 1-го вида продукции к количеству выпущенной продукции этого вида).

В процессе анализа  фактический уровень  показателей эффективности  использования материалов сравнивают с плановым, изучают их динамику и причины изменения (рис. 3), а также влияние на объем производства продукции.

Рис.3Структурно-логическая схема факторного анализа материалоемкости

Материалоемкость, как и материалоотдача, в первую очередь зависит от объема выпуска продукции и суммы материальных затрат на ее производство. Объем же валовой (товарной) продукции в стоимостном выражении (ТП) может измениться за счет количества произведенной продукции (VBП), ее структуры (Удi) и уровня отпускных цен (ЦП). Сумма материальных затрат (МЗ) также зависит от объема произведенной продукции, ее структуры, расхода материалов на единицу продукции (УР), стоимости материалов (ЦМ) и суммы постоянных материальных затрат (Н), которая в свою очередь зависит от количества расходованных материалов и их стоимости. В итоге общая материалоемкость зависит от объема произведенной продукции, ее структуры, норм расхода материалов на единицу продукции, цен на материальные ресурсы и отпускных цен на продукцию.

  Факторную модель  материалоемкости  можно представить  в виде:

 

 

 

 

 

 

 

 

На  ОАО «Мясокомбинат  Раменский » используется метод анализа  стоимости сырья  и материалов. Рассмотрим его более  подробно.

Сейчас  на предприятии изготавливаются  экологически чистые мясопродукты, обладающее современным технологическим  комплексом и самостоятельно осуществляющее весь процесс переработки, от забоя скота, выпуска колбас и деликатесов до отгрузки готовой продукции под заказ конкретного потребителя.

Развитие  рыночных отношений  заставило искать новые формы сотрудничества с партнерами. В 2012 году открыли новые  складские помещения  в Москвойвской области, в частности в г.Химки . Предприятие работает с перспективой на будущее. Важнейшей задачей остается модернизация действующих производств. Она успешно развивается и осуществляется.

Общая стратегия ОАО «Мясокомбинат Раменский»  направлена на дальнейшую трансформацию  в компанию международного уровня, которая по уровню рыночной стоимости  и основным финансово-экономическим  показателям будет соответствовать ведущим химическим компаниям мира.

Проведение  намеченных преобразований требует повышения эффективности деятельности во всех сферах управления компанией: совершенствование системы управленческого учёта и анализа, оптимизации имущественного комплекса, дебиторской кредиторской задолженности, повышения эффективности снабженческой и сбытовой работы, повышения эффективности ремонтных и вспомогательных подразделений, эффективного использования материальных ресурсов и др.

Таблица 3 - SWOT-анализ для предприятия ОАО «Мясокомбинат Раменский ».

Сильные стороны

  1. Присутствие во всех ценовых сегментах товарных групп.
  2. Постоянная работа по обновлению и оптимизации ассортимента
  3. Лидерство на местном рынке полуфабрикатов
  4. Нахождение торговой площадки в г. Раменское
  5. Присутствие торговой базы на севере области.
  6. Продажи в соседних регионах
  7. Работа с крупными сетевыми клиентами
  8. Известность бренда и наличие лояльных потребителей
  9. Высокая маржинальная рентабельность

Слабые стороны

  1. Ограниченные производственные возможности для выпуска продукции стабильного потребительского качества.
  2. Более высокие цены на продукцию, чем у основного конкурента (ОАО «РАМфуд»)
  3. Отсутствие единого стиля в дизайне оболочки и упаковки продукции. Одновременное использование старого и нового логотипа.
  4. Цены на продукцию выше средних цен по региону.
  5. Конкуренты устанавливают цены ниже цен на продукцию ОАО "Мясокомбинат Раменский".

Возможности

  1. Развитие производства замороженных полуфабрикатов.
  2. Перспективы внедрения и развития новых продукто
  3. Лояльность потребителей к местным производителям.
  4. Более полный охват Пермской области.
  5. Выход на региональные рынки.
  6. Развитие сетевой торговли
  7. Лояльность потребителей к местным производителям
  8. Снижение затрат за счет использования сырьевых резервов холдинга, модернизация производства.
  9. Отстройка от конкурентов за счет смены дизайна упаковки продукции.

Угрозы

  1. Установка конкурентами более высокотехнологичного оборудования
  2. Стратегия конкурентов создание собственной сырьевой базы.
  3. Переход потребителей на продукты-субституты: мясо птицы
  4. Выход на рынок производителей из других регионов, предлагающих более выгодные условия сотрудничества.
  5. Снижение лояльности к продукции ОАО "Мясокомбинат Раменский " по причине высоких цен, снижения качества.
  6. Повышение маркетинговой активности конкурентов.
  7. Снижение объемов продаж из-за высоких цен
  8. Рост цен на сырье

Информация о работе Анализ использования материальных ресурсов