Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2012 в 14:20, реферат
В условиях рыночной экономки и новых форм хозяйствования организации сталкиваются с рядом ранее не возникавших проблем. Одна из них квалифицированный выбор партнера на внутреннем и внешнем рынке, поскольку от этого зависит эффективность будущего сотрудничества. По данным отчетности проводится анализ результатов хозяйственной деятельности и на основании полученных результатов делается вывод об эффективности дальнейшего сотрудничества с этим партнером.
Для анализа и оценки уровня и динамики прибыли организации составляется следующая таблица (таблица 1).
Таблица 1.
Анализ уровня и динамики показателей
прибылей и убытков организации
тыс.руб.
| 
 Показатель | За прошлый период | За отчетный период | % к базисному значению | 
| Выручка от реализации продукции, товаров (работ, услуг) без налога на добавленную стоимость и акцизов | 2604,0 | 3232,6 | 124,1 | 
| Полная себестоимость реализованной продукции, товаров (работ, услуг) | 2090,0 | 2524,0 | 120,8 | 
| Прибыль от реализации продукции, товаров (работ, услуг) | 514,0 | 708,6 | 139,7 | 
| Результат от операционной и финансовой деятельности | 2,0 | - | - | 
| Сальдо доходов и расходов от прочих внереализационных операций | 8,0 | -2,0 | - | 
| Бухгалтерская прибыль | 524,0 | 706,6 | 134,8 | 
| Чистая прибыль, оставшаяся в распоряжении организации | 344,0 | 480,6 | 139,7 | 
Эти данные показывают, что в отчетном периоде организация достигла высоких результатов в своей деятельности. Бухгалтерская прибыль возросла на 134,8%, и на 139,7% повысился показатель чистой прибыли, оставшейся в распоряжении организации. Положительным фактором роста балансовой прибыли явилось увеличение прибыли от реализации продукции за счет роста объема реализации и относительного снижения затрат на производство продукции.
Дальнейший анализ должен вскрыть конкретные причины изменения прибыли от реализации продукции по каждому фактору.
Бухгалтерская прибыль 
отражает общий финансовый результат 
производственно-хозяйственной 
Прибыль от реализации продукции в общем случае изменяется под воздействием таких факторов, как изменение: объема реализации; структуры продукции; продажных цен; цен на сырье, материалы, топливо, тарифов на энергию и перевозки; уровня затрат материальных и трудовых ресурсов. Приведем методику формализованного расчета факторных влияний на прибыль от реализации продукции.
1. Расчет общего изменения прибыли (DР) от реализации продукции:
, где
Р1 прибыль отчетного года;
Р0 прибыль базисного года.
2. Расчет влияния 
на прибыль изменений 
, где
реализация в отчетном году в ценах отчетного года
(р цена изделия; q количество изделий);
реализация в отчетном году в ценах базисного года.
3. Расчет влияния на прибыль изменений в объеме продукции (DР2) (собственно объема продукции в оценке по базовой себестоимости):
, где
Р0 прибыль базисного года;
К1 коэффициент роста объема реализации продукции по базовой
себестоимости;
, где
S1,0 фактическая себестоимость реализованной продукции за отчетный
период в ценах и тарифах базисного периода;
S0 себестоимость базисного года (периода).
4. Расчет влияния на прибыль изменений в объеме продукции, обусловленных изменениями в структуре продукции (DР3):
, где
К2 коэффициент роста объема реализации в оценке по продажным ценам;
N1,0 реализация в отчетном периоде по ценам базисного периода;
N0 реализация в базисном периоде.
5. Расчет влияния 
на прибыль изменений 
, где
S1,0 себестоимость реализованной продукции отчетного периода в ценах и условиях базисного периода;
S0 фактическая себестоимость реализованной продукции отчетного периода.
6. Расчет влияния 
на прибыль изменений 
.
Отдельным расчетом по данным бухгалтерского учета определяется влияние на прибыль изменений цен на материалы и тарифов на услуги (DР6), а также экономии, вызванной нарушениями хозяйственной дисциплины (DР7). Сумма факторных отклонений дает общее изменение прибыли от реализации за отчетный период, что выражается следующей формулой:
или
, где
DР общее изменение прибыли;
DРi изменение прибыли за счет i-го фактора.
В табл. 2 приводятся исходные данные и цифровой пример факторного анализа прибыли от реализации продукции.
Таблица 2.
Анализ прибыли по факторам
| Слагаемые прибыли | По базису (плану) | По базису на фактически реализованную продукцию | Фактические данные по отчету | Фактические данные с корректировкой на изменение цен и пр. | 
| Реализация продукции в продажные ценах | 1580,7 | 2000 | 3232,6 | 2000 | 
| Полная себестоимость продукции | 1253,2 | 1682 | 2524,0 | 1524 | 
| Прибыль | 327,5 | 318 | 708,6 | 476 | 
Определим степень влияния на прибыль факторов:
а) изменения продажных цен на продукцию; рассчитывается разность между выручкой от реализации в отчетном году в ценах базисного года. В нашем примере она равна +1232,6 тыс.руб. (3232,6 2000). Дополнительная прибыль (1232,6 тыс.руб.) получена в основном в результате инфляции. Анализ данных бухгалтерского учета раскроет причины и величину увеличения цен в каждом конкретном случае;
б) изменения цен на материалы, тарифов на энергию и перевозки, тарифных ставок (окладов) оплаты труда; для этого используют сведения о себестоимости продукции. В данном случае возросли цены на материалы, тарифы на энергию и перевозки, оплата труда и амортизационные отчисления, что дало снижение прибыли в сумме 1110,0 тыс.руб.;
в) нарушений хозяйственной дисциплины; устанавливается с помощью анализа экономии, образовавшейся вследствие нарушения стандартов, технических условий, невыполнения плана мероприятий по охране труда, технике безопасности и др.
В данном примере выявлено 110,0 тыс.руб. дополнительной прибыли, полученной за счет аналогичных причин;
г) увеличения объема продукции в оценке по базисной полной себестоимости (собственно объема продукции); исчисляют коэффициент роста объема реализации продукции в оценке по базисной себестоимости.
В нашем примере он равен 1,342164 (1682 : 1253,2). Затем корректируют базисную прибыль на полученный коэффициент и вычитают из нее базисную величину прибыли: 327,5 * 1,234164 327,5 = +112,1 тыс.руб.;
д) уменьшения объема продукции за счет структурных сдвигов в составе продукции; подсчет сводится к определению разницы коэффициента роста объема реализации продукции в оценке по продажным ценам и коэффициента роста объема реализации продукции в оценке по базисной себестоимости. Результат рассчитывают следующим образом:
тыс.руб.”
е) уменьшения затрат на 
1 руб. продукции за счет режима экономии; 
выражается разницей между базисной 
полной себестоимостью фактически реализованной 
продукции и фактической 
В нашем примере это влияние составило 158,0 тыс.руб. (1682,0 1524,0);
ж) изменения себестоимости за счет структурных сдвигов в составе продукции; исчисляется сравнением базисной полной себестоимости, скорректированной на коэффициент роста объема продукции, с базисной полной себестоимостью фактически реализованной продукции: 1253,2 * 1,265262 1682 = -96,4 тыс.руб.
Общее отклонение по прибыли составляет 381,1 тыс.руб. (708,6 327,5), что соответствует сумме влияния различных факторов.
Результаты расчетов представлены в сводке влияния факторов на прибыль от реализации продукции (тыс.руб.):
| Показатели | Сумма | |
| Отклонение прибыли всего | 381,1 | |
| В том числе за счет факторов: | ||
| а) изменения цен на продукцию | 1232,6 | |
| б) изменения цен на материалы и тарифов | -1110,0 | |
| в) нарушений хозяйственной дисциплины | +110,0 | |
| г) изменения объема продукции | +112,1 | |
| д) изменения структуры продукции | -25,2 | |
| е) изменения уровня затрат (режима экономии) | +158,0 | |
| ж) изменения структуры затрат | -96,4 | |
Методику анализа 
Влияние факторов, воздействующих на показатель рентабельности организации, изучается в динамике (в сравнении с данными плана или за предыдущий год). К числу таких факторов относятся рентабельность реализованной продукции, коэффициент фондоемкости продукции и коэффициент закрепления оборотных средств. По данных планов и годовых отчетов составляется таблица (таблица 3).
Таблица 3.
Анализ уровня рентабельности производства
| № строки | Показатели | По базису (плану) | Фактически | 
| 1 | Бухгалтерская прибыль, тыс.руб. | 335,7 | 706,6 | 
| 2 | Реализация продукции в ценах без налога на добавленную стоимость (оборот), тыс.руб. | 1580,7 | 3232,6 | 
| 3 | Среднегодовая стоимость основных средств, тыс.руб. | 810 | 1778,5 | 
| 4 | Среднегодовые остатки производственных запасов, тыс.руб. | 340 | 691 | 
| 5 | Среднегодовые остатки производственных фондов, тыс.руб. | 1150 | 2469,5 | 
| 6 | Коэффициент фондоемкости продукции (стр.3 : стр.2), коп. | 51,24 | 55,02 | 
| 7 | Коэффициент закрепления оборотных средств (стр.4 : стр.2), коп. | 21,51 | 21,38 | 
| 8 | Прибыль на рубль реализованной продукции (стр.1 : стр.2), коп. | 21,24 | 21,86 | 
| 9 | Уровень рентабельности организации (стр.1 : стр.5) * 100, % | 29,19 | 28,61 | 
Информация о работе Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия-партнера