Анализ доходов и расходов организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 22:03, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является – изучение теоретических, нормативно-правовых и практических вопросов анализа доходов и расходов предприятия, разработка и обоснование мероприятий по улучшению финансового результата организации, а именно ОАО «Хлебозавод №7». Данная организация занимается производством хлебобулочных изделий. Информационной базой послужили отчётные данные за период с 1 января по 30 июня 2009г.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Теоретические основы анализа доходов и расходов организации
1.1. Экономическая природа и сущность доходов и расходов организации, их классификация…………………………………………………..……………..5
1.2. Цель, задачи, информационная база и методы анализа доходов и расходов организации………...…………………………………………………..9
1.3. Аналитические возможности Отчета о прибылях и убытках (форма №2)…… ………………………………………………………………………….13
2. Экономический анализ доходов и расходов организации (на примере ОАО «Хлебозавод №7»)
2.1. Анализ состава, структуры и динамики организации…………….......17
2.2. Анализ прибыли от продаж……………………………………...……...20
2.3. Анализ рентабельности обычных видов деятельности……………….27
Заключение………………………………………………………..……………...32
Список литературы……………………………………….…………………..….34

Файлы: 1 файл

курсяк Альбины.doc

— 308.50 Кб (Скачать файл)
 

   Данные  табл. 1.5 свидетельствуют о том, что в отчетном году по сравнению с предыдущим уменьшился порог рентабельности (критическая точка объема продаж) ОАО «Хлебозавод №7» на 622 тыс. руб. Возрос запас финансовой прочности — на 2897 тыс. руб. Положительным моментом является то, что его доля в выручке увеличилась с 26,19 до 28,32%, что свидетельствует о повышении эффективности обычной деятельности. Вместе с тем у организации есть возможности снижения порога рентабельности и повышения запаса финансовой прочности за счет снижения постоянных расходов, которые в отчетном году по сравнению с предыдущим выросли на 298 тыс. руб. Полученные выводы найдут свое подтверждение при анализе рентабельности обычных видов деятельности. 

    2.3. Анализ рентабельности обычных видов деятельности 

    Аналитические возможности Отчета о прибылях и  убытках позволяют оценить рентабельность обычных видов деятельности организации.

   Для расчета показателей рентабельности, как правило, используется прибыль от продаж. Однако в отдельных случаях, например, при оценке рентабельности отдельных операционных сегментов (видов деятельности), целесообразно использовать валовую прибыль (стр. 029).

   Для оценки рентабельности обычных видов  деятельности рассчитывают и анализируют  в динамике следующие показатели:

   1) рентабельность продаж (pN) – отражает величину прибыли, полученной с каждого рубля выручки от продаж товаров, продукции, работ, услуг:

   p N= Pп / N     (5)

где Pп – прибыль от продаж товаров, продукции, работ, услуг (стр. 050), тыс. руб.;

     2) рентабельность расходов по обычным видам деятельности (рS) - позволяет оценить, сколько прибыли получено организацией с каждого рубля затрат на производство и продажу продукции, работ услуг:

   р S = Pп / S     (6)

где S – общая сумма расходов по обычным видам деятельности (полная себестоимость проданных товаров, продукция, работ, услуг) (сумма стр. 020, 030 и 040), тыс. руб.;

   3) рентабельность производственных  расходов (psп) - характеризует величину прибыли с каждого рубля расходов, связанных с производством продукции, работ, услуг:

   psп = Рп / S п     (7)

где, S п себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг, которая включает расходы, связанные с производством и его организацией (стр. 020), тыс. руб.;

    4) рентабельность управленческих расходов (рур) – показывает величину прибыли, полученную с каждого рубля управленческих расходов:

    рур = Рп / УР     (8)

    5) рентабельность коммерческих расходов (ркр) — позволяет оценить величину прибыли, полученную с каждого рубля коммерческих расходов:

    ркр = Рп / КР    (9)

    В случае, если организация раскрывает в Отчете о прибылях и убытках  выручку от продаж и себестоимость  проданных товаров, продукции, работ, услуг развернуто ( в разрезе отдельных  видов (сегментов) деятельности), можно  рассчитать рентабельность каждого сегмента ( р сегм) по формуле:

    р сегм = Р сегмвал / N сегм = N сегм – S сегм / N сегм     (10)

где Р  сегмвал – валовая прибыль операционного сегмента деятельности организации;

       N сегм – выручка от продаж операционного сегиента деятельности организации, тыс. руб.;

       S сегм – себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг операционного сегмента деятельности организации, тыс. руб.

   Проанализируем  динамику показателей рентабельности обычных видов деятельности с  помощью табл. 1.6.

   Полученные результаты позволяют увидеть, что в отчетном году по сравнению с предыдущим произошло повышение рентабельности обычной деятельности. В частности, рентабельность продаж возросла с 4,68 до 5,22%, рентабельность затрат на производство и продажу продукции — с 4,91 до 5,52%. Аналогичная тенденция сложилась в отношении частных показателей прибыльности обычной деятельности (рентабельности производственных, коммерческих). Невысокие значения показателей рентабельности продаж и затрат связаны с отраслевыми особенностями. В целом рост рентабельности продаж способствовал повышению рентабельности капитала анализируемой организации.

   В ходе анализа необходимо выявить  влияние различных факторов на рентабельность обычных видов деятельности. Для этого используется следующая факторная модель:

   рs = Рп / S = Рп / N : S / N = pN : Z     (11)

   где Z - затраты на один рубль проданной продукции, руб.

Таблица 1.6

Динамика  показателей рентабельности обычных  видов деятельности

Показатель Предыдущий  год Отчетный год Отклонение (+,-)
Исходные  данные для анализа
1. Выручка  (нетто) от продаж товаров, продукции,  работ, услуг, тыс. руб. 105 429 107 704 + 2275
2. Себестоимость  проданных товаров, продукции,  работ, услуг, тыс. руб. 86 582 87 582 + 1291
3. Коммерческие  расходы, тыс. руб. 13 914 14 212 + 298
4. Управленческие  расходы, тыс. руб. - - -
5. Полная  себестоимость проданных товаров,  продукции, работ, услуг, тыс.  руб. 100 496 101 794 + 1298
6. Прибыль  от продаж, тыс. руб. 4933 5619 + 686
Показатели  рентабельности обычной деятельности
7. Рентабельность  продаж, % (п.6:п.1) 4, 68 5,22 + 0,54
8. Рентабельность  расходов по обычным видам  деятельности ( затрат на производство  и продажу продукции), % (п.6:п.5) 4,91 5,52 + 0,61
9. Рентабельность  производственных расходов, % (п.6:п.2) 5,7 6,42 + 0,72
10. Рентабельность  коммерческих расходов, % (п.6:п.3) 35,45 39,54 + 4,09
11. Рентабельность  управленческих расходов, % (п.6:п.4) - - -
 

  Расчет  влияния факторов на исследуемый  показатель можно осуществить интегральным методом или методом цепных подстановок:

  Δр s (pN) = pN1 / Z0 - pN0 / Z0 = 5,22 / 95,32 – 4,68 / 95,32 = 0,0057 или 0,57 %

  Δр S (Z) = pN1 / Z1 - pN1 / Z0 = 5,22 / 94,51 - 5,22 / 95,32 = 0,0004 или 0,04 %

  Таким образом, рентабельность затрат возросла в большей степени за счет повышения рентабельности продаж и в меньшей за счет снижения затратоемкости реализуемой продукции.

   Таблица 1.7

   Исходные  данные для факторного анализа рентабельности обычных видов деятельности организации

Показатель Предыдущий  год Отчетный год Отклонение (+,-)
1. Выручка (нетто) от продаж товаров, продукции, работ, услуг, тыс. руб. 105 429 107 704 + 2275
2. Полная  себестоимость проданных товаров,  продукции, работ, услуг, тыс.  руб. 100 496 101 794 + 1298
3. Прибыль  от продаж, тыс. руб. 4933 5619 + 686
4. Рентабельность  продаж, % 4, 68 5,22 + 0,54
5. Рентабельность  затрат на производство и продажу  продукции, % 4,91 5,52 + 0,61
6. Затраты  на 1 рубль проданной продукции  (работ, услуг), коп. (п.2:п.1) 95,32 94,51 - 0,81
 

  В завершение анализа следует рассчитать влияние рентабельности обычных видов деятельности на изменение прибыли от продаж, используя следующую факторную модель:

  Pп = N x pN

  Используя данные табл. 1.7, с помощью приема абсолютных разностей получаем следующие  результаты:

  Δр п(N) = ΔN x pN0 =  2275 х 1,0468 = 106 (тыс. руб.)

  Δ р п(pN) = Δ pN x N1 = 0,0054 х 107704 = 582 (тыс. руб.)

  Из  выполненных расчетов видно, что  основной причиной роста прибыли от продаж (на тыс. руб.) явилось увеличение рентабельности (на 582 тыс. руб.). Влияние выручки было менее значительным — ее повышение привело к росту прибыли на 106 тыс. руб.  
 
 

    Заключение

    В курсовой работе достигнута поставленная цель и решены все необходимые задачи.

  Нами  была раскрыта экономическая природа  и сущность доходов и расходов организации. Изучена их классификация, на основании которой можно сказать, что все доходы и расходы организации в отчете подразделяются на доходы и расходы по обычным видам деятельности и прочие доходы и расходы. Была определена информационная база и методы анализа доходов и расходов. А также были раскрыты аналитические возможности Отчета о прибылях и убытках.

    По  результатам данных проведенного анализа можно сделать вывод, что в целом экономическое состояние организации за отчётный период улучшилось, т.к. произошло увеличение прибыли от продаж на 686 тыс. руб., прибыли до налогообложения – на 1040 тыс. руб., чистой прибыли на 1461тыс. руб. Положительная динамика результата от обычных видов деятельности сложилась вследствие опережения роста выручки (на 2,16 пункта) по сравнению с коммерческими расходами (их прирост составил 2,14 пункта).

    Также, положительным моментом является рост прочих доходов на 29 тыс. руб. Одновременно наблюдается сокращение прочих расходов на 312 тыс. руб. При этом прочие расходы  превышают соответствующие доходы.

    Обращает  на себя внимание тот факт, что темп прироста прибыли до налогообложения  составляет 24,66 пункта, а чистой прибыли  – 18,92 пункта. Это означает, что в  отчетном году налоговое бремя по уплате налога на прибыль стало больше по сравнению с предыдущим годом. Таким образом, рост чистой прибыли сдерживает снижение прочих доходов, увеличение прочих расходов, а также факторы, связанные с налогообложением прибыли.

   Также необходимо отметить, что в отчетном году по сравнению с предыдущим уменьшился порог рентабельности (критическая точка объема продаж) ОАО «Хлебозавод №7» на 622 тыс. руб., т.е. можно сказать, что тот объем продукции, работ, услуг, реализация которого обеспечивает организации покрытие всех затрат, связанных с их производством и продаже не достигнут. Возрос запас финансовой прочности — на 2897 тыс. руб. Положительным моментом является то, что его доля в выручке увеличилась с 26,19 до 28,32%, что свидетельствует о повышении эффективности обычной деятельности. Вместе с тем у организации есть возможности снижения порога рентабельности и повышения запаса финансовой прочности за счет снижения постоянных расходов, которые в отчетном году по сравнению с предыдущим выросли на 298 тыс. руб. В целом, финансовое состояние организации улучшается. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Анализ доходов и расходов организации