Зарубежный опыт проведения региональной политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2013 в 15:08, курсовая работа

Описание работы

Цель:
Определить, какая региональная экономика в зарубежных странах, провести сравнительный анализ с российской экономикой.
Задачи:
.Выяснить принципы региональной политики в странах Европейского Союза.
.Определить механизмы и цели региональной политики в странах Европейского Союза
.Сравнить региональную политику России и зарубежных стран.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ…….5
1.1 Инструменты ………………………………………………………….6
Глава 2. ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ПРОВЕДЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ……………………………………………………………………..13
2.1 Принципы региональной политики Европейского Союза………..13
2.2 Политические задачи………………………………………………..17
Глава 3. ВОЗМОЖНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОГРАМННЫХ МЕХАНИЗМОВ В РОССИИ…………………………………………………..21
3.1 Функционирование программных механизмов в Российских условиях………………………………………………………………………….21
3.2. Стабильная экономическая обстановка………………………………………………………………………..23
Глава 4. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РОССИЙСКОГО И ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА…………………………………………………………………………...25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………………...33

Файлы: 1 файл

16.docx

— 58.63 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………………….3

Глава 1. ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ…….5

          1.1 Инструменты ………………………………………………………….6

Глава 2. ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ПРОВЕДЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ……………………………………………………………………..13

2.1 Принципы региональной политики Европейского Союза………..13

2.2  Политические задачи………………………………………………..17

Глава 3. ВОЗМОЖНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОГРАМННЫХ МЕХАНИЗМОВ В РОССИИ…………………………………………………..21

  3.1 Функционирование программных механизмов в Российских условиях………………………………………………………………………….21

               3.2. Стабильная экономическая обстановка………………………………………………………………………..23

Глава 4. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РОССИЙСКОГО И ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА…………………………………………………………………………...25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….31

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………………...33

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Развитие любого общества всегда связано с определенной территорией.

Изучением пространственных аспектов развития общества занимается множество наук, а именно география, демография, социология, регионология и др. Как известно, среди многих проблем регионального развития наиболее сложными и важными являются экономические проблемы. Региональная экономика призвана изучать закономерности и проблемы функционирования и развития экономики страны как системы взаимодействующих регионов (экономических зон, крупных экономических районов, субъектов Федерации, территориально-производственных комплексов, промышленных узлов, городских агломераций и других территориальных экономических подсистем).

Региональная экономика - сравнительно молодая наука и  учебная дисциплина. На Западе данная отрасль знаний, которая более  известна там как региональная наука, сформировалась в 50-х гг. XX в. Идеологом  и непосредственным организатором  ее признан У. Айзард. Как о науке в нашей стране о ней заговорили в 70-х гг. XX в., а как об учебном предмете - лишь в конце 1980-х - начале 1990-х гг.

Курс региональной экономики  взаимосвязан со многими другими  экономическими и иными науками. Он затрагивает области экономической  теории, региональной демографии, социологии, культурологии, политологии и прочих наук. По мнению академика А. Г. Гранберга, региональная экономика но своей значимости должна занять одно из центральных мест в экономической науке в целом: «...ядро экономической науки будет строиться как трехполюсная система: макроэкономика, микроэкономика, региональная экономика»

Цель:

Определить, какая региональная экономика в зарубежных странах, провести сравнительный анализ с  российской экономикой.

Задачи:

.Выяснить принципы региональной  политики в странах Европейского  Союза.

.Определить механизмы  и цели региональной политики  в странах Европейского Союза

.Сравнить региональную  политику России и зарубежных  стран.

Объектом курсовой работы является сравнительный анализ региональной политики стран Европейского Союза  и России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1 ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

Первые шаги в области  регулирования развития регионов были предприняты еще в середине девятнадцатого века. Основу региональной политики составляло соотношение «центр - периферия». В  литературе выделяют несколько этапов развития регионального управления в западных странах:

Начальный этап приходится на 30-е гг. XX в. После разрушительного кризиса 1929-1933 гг. важность и необходимость изучения проблем регионального развития экономики не оставляла сомнений. Программы по развитию регионов получили наибольшее распространение в Великобритании и США. Например, в Великобритании в 1933 году для проведения антикризисной политики государства были выделены «специальные районы», так как спад производства наблюдался в области традиционных отраслей промышленности и в некоторых аграрных районах.

Второй этап приходится на 40-50-е гг. Данный период характеризуется  также спадом производства, в основном в традиционных отраслях промышленности, что явилось последствием послевоенного  экономического кризиса. Последствия  этого кризиса в наибольшей степени  проявились в странах Западной Европы (Новая Англия, Эльзас, Лотарингия, Северные районы Франции и др.). Однако спад производства наблюдался в некоторых  штатах в США, что подтолкнуло  правительство к активному освоению слаборазвитых районов: Аляски, северных районов Скандинавии и Канады.

Третий период: 60-70-е гг. Именно в этот период была признана эффективность формирования системы  региональной политики, которая получила свое распространение в развитых странах Запада.

Четвертый этап приходится на середину 70-х гг.-1993 г. После кризиса 1974 г. на первый план выходят цели, носящие  макроэкономический характер, нежели региональный. Иными словами, программы  регионального развития отходят  на второй план. В 1993 г. были подписаны  Маастрихтские соглашения, что дало основу для осуществления новой «наднациональной» региональной политики в рамках Европейского Союза.

Пятый этап: 1993 г. - по настоящее  время. После подписания Маастрихтских  соглашений происходит активное развитие интеграционных процессов (в основном на территории ЕС), что характеризует  превращение «Европы национальных государств» в «Европу регионов».

1.1 Инструменты региональной политики

Существует целый ряд инструментов, которые имеют разное значение для  различных стран. С точки зрения исторического развития выделяют пять больших классов политических инструментов:

— средства, идущие на сдерживание  размещения новых предприятий в  перенаселенных регионах;

— пространственное распределение  деятельности государства в области  экономического развития;

— стимулирование деятельности компаний путем финансовой поддержки;

— формирование инфраструктуры;

— “мягкие” меры по стимулированию развития.

В настоящее время роль средств, идущих на сдерживание и “пространственное  распределение деятельности государства  в области экономического развития”, существенно сократилась. Средства сдерживания использовались во Франции (в отношении Парижа и его пригородов), Соединенным Королевством (в отношении  Лондона и Юго-восточного региона). Но в 1970 году Соединенное Королевство  отказалось от этой политики. В Париже в последующие годы применялась  политика в отношении стимулирования развития бизнеса в основном за пределами столичного региона и перемещения предприятий за пределы столицы Франции. В настоящее время только Франция и Греция стимулируют развитие промышленности, которая расположена вдали от перенаселенных столиц.

За последние десятилетия роль экономической деятельности государства  в качестве инструмента региональной политики существенно снизилось. Приватизация в области производства лишила правительство  возможности оказывать влияние  путем принятия решений об инвестициях  в указанные производства. Существует еще один важный аспект, касающийся экономической деятельности государства, который со временем утратил свою роль в качестве инструмента региональной политики: общественные закупки. В некоторых  странах ЕС (Италия, Германия, Соединенное  Королевство) проводилась политика по схемам предпочтительных закупок  продукции у поставщиков из определенных районов. Впоследствии Европейский  Суд назвал эти меры противозаконными, так как они являются причиной национальной дискриминации.

В настоящее время большинство  стран-членов ЕС в качестве инструментов региональной политики используют три  последние группы. Финансовое стимулирование включает в себя дотации на определенные суммы инвестиций, кредиты, субсидии в связи с созданием рабочих  мест и т.п. Данные методы призваны заинтересовать фирмы размещать производство или  инвестировать средства в проблемные регионы. Данные инструменты находят  широкое применение практически  во всех странах ЕС. К “мягким” элементами инфраструктуры относятся поддержка  информационных сетей, консалтинговая деятельность, научные исследования и т.д.

В “интегрированных” странах набор  политических инструментов существенно  шире. Такой широкий подход отражает большую глубину региональных проблем. Для стимулирования развития региональной политики созданы фонды: Структурные Фонды и Интеграционный. Данные структурные фонды занимаются вопросами, которые выходят за рамки инвестирования в производство, а именно оказание поддержки в развитии инфраструктуры и создание благоприятной среды для эффективного развития бизнеса. Интеграционный Фонд занимается крупными проектами в отношении развития инфраструктуры, которые находятся в прямой связи с транспортом и окружающей средой.

Структурные Фонды оказывают наибольшее влияние на региональную политику Германии и Италии. В 1992 году был предпринят пересмотр региональной политики Италии для того, чтобы обеспечить возможность  совместного финансирования со стороны  Структурных Фондов. В Германии региональная политика проводится в рамках Совместной оперативной группы (GA), которая базируется на оказании помощи регионам в комплексе  с мерами поддержки бизнеса. Приоритетным направлением затрат Совместной оперативной  группы является поддержка производственных инвестиций для создания благоприятной  бизнес-среды.

В отношении скандинавских стран  существуют следующие различия на “узкий”  и “широкий” аспект региональной политики. В узком смысле слова  такая политика включает в себя мероприятия  по развитию бизнеса и экономики. Широкий же аспект политики регионов предполагает комплекс действий со стороны  правительства в области связи, транспорта, образования и здравоохранения, имеющих важное значение для поддержания жизнедеятельности сообществ в малонаселенных регионах. Например, в Финляндии, в период с I960 по 1970 годы, была расширена сфера общественного обслуживания для достижения равного уровня услуг во всех регионах. В северных районах потребности были наиболее высокими по сравнению с другими. В этих регионах строилось много больниц, оздоровительных центров и начальных школ для обеспечения большей занятости населения. В Швеции политические программы, которые напрямую не относятся к региональной политике, иногда составлялись с учетом интересов регионального развития. В качестве примера можно привести программу в области образования, которая предполагает уделение большого внимания развитию малых и средних колледжей. Также фирмы, принимающие участие в долгосрочных программах строительства стратегических транспортных магистралей, обязаны предоставлять подробный отчет каждые три года, в котором указываются последствия их деятельности для близлежащих регионов. Важным отличием скандинавских стран является то, что региональная политика даже в узком аспекте подразумевает более широкое содержание, чем в остальных странах ЕС. Например, если учесть специфические особенности проблемных регионов, в особенности их суровые климатические условия, то здесь существуют такие формы долгосрочной поддержки, которые не находят применения в странах ЕС (концессия в области транспорта и социального обеспечения).

Страны Северной Европы принимают  меры по расширению области действия региональной политики. Например, во Франции  региональная политика имеет широкую  трактовку, понятие “управления  территорией” включает в себя большой  спектр политических мер регионального  развития. Один из законов в области  регионального развития формирует  широкий спектр политических инструментов: регионально дифференцированное налогообложение, инфраструктуру, меры по стимулированию развития регионов и т.д. Также существует государственная система контрактов по планированию регионов, которая  оказывает помощь наиболее бедным регионам. Нидерланды и Австрия отличаются низкой значимостью региональной политики, однако эти страны стараются проводить  региональную политику, выходящую за рамки оказания финансовой помощи фирмам. В Нидерландах базисом региональной политики в узком смысле являются капиталовложения, а в более широком  — комплекс мероприятий по созданию благоприятной бизнес-среды и развитию инфраструктуры. В Австрии принимаются широкие политические меры по развитию региональной политики, которые отражают существующую здесь точку зрения: политика экономического развития регионов должна включать поддержку в отношении развития бизнес-среды и таких локальных факторов, как транспорт, образование и уровень жизни.

В Дании основной вопрос региональной политики установлен в области “рамочных  мер”, включающих в себя перечень услуг, которыми могут воспользоваться  фирмы, но которые не предусматривают  передачу денежных средств или оказание поддержки какой-либо фирме. Такие  меры, включающие широкий доступ к  набору технических и коммерческих услуг, проводятся по всей стране. Дания  — это единственная из стран ЕС, которая с 1991 года не проводила программу  относительно стимулирования развития отдельных регионов. Такой отказ  объясняется целым рядом причин: безработица в Копенгагене достигла размеров среднего уровня по стране, размер бюджетного дефицита наложил ограничение  на уровень государственных расходов, находящееся в то время у власти правоцентристское коалиционное правительство  в качестве решения проблем выбрало  “рыночный” подход. В Дании существует единая государственная система  социального обеспечения, также  функционирование финансовых механизмов направлено на то, чтобы избежать неравенства  в экономическом развитии отдельных  регионов, которое может повлечь  за собой различия в уровнях доходов  и социальных возможностей.

Региональная политика таких стран, как Бельгия, Люксембург и Соединенное  Королевство является политикой  стимулирования. Меры по созданию благоприятной  бизнес-среды являются скорее частью общенациональной, а не региональной политики. В Великобритании политические меры пространственного развития делятся на две категории:

Информация о работе Зарубежный опыт проведения региональной политики