Взаимоотношение политики с наукой, религией и искусством

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2014 в 17:57, контрольная работа

Описание работы

Актуальность работы обусловлена наличием большого количества теоретически несогласованных позиций и практических проблем по вопросам взаимоотношения политики с наукой, религией и искусством.
Как известно, взаимоотношения политики с наукой, религией, и искусством складываются несравненно сложнее, ибо отнюдь не однозначны их характеристики и общественные функции. Политика отнюдь не сводится к точной реализации разработанных наукой решений, открытых ею законов. Она не равнозначна науке, политика – это и искусство, и проявление воли, это мировоззрение и идеология, столкновение мнений и сфера субъективных взглядов, настроений, намерений, область множества непознанных, неизвестных факторов, определяющих развитие общества, которые остаются вне знания, открытого для политики наукой.

Файлы: 1 файл

политология.docx

— 47.26 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«СИБИРСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ»

 

 

Кафедра политических наук и технологий

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине: «Политология»

на тему: «Взаимоотношение политики с наукой, религией и искусством»

 

 

 

 

Выполнила:

 

 

Новосибирск 2011 

Оглавление

 

 

 

Введение

Актуальность работы обусловлена наличием большого количества теоретически несогласованных позиций и практических проблем по вопросам взаимоотношения политики с наукой, религией и искусством.

Как известно, взаимоотношения политики с наукой, религией, и искусством складываются несравненно сложнее, ибо отнюдь не однозначны их характеристики и общественные функции. Политика отнюдь не сводится к точной реализации разработанных наукой решений, открытых ею законов. Она не равнозначна науке, политика – это и искусство, и проявление воли, это мировоззрение и идеология, столкновение мнений и сфера субъективных взглядов, настроений, намерений, область множества непознанных, неизвестных факторов, определяющих развитие общества, которые остаются вне знания, открытого для политики наукой.

Кроме того, не всесильна и наука, познающая социальную действительность, особенно наука, которая прислуживает политике, а не взаимодействует с нею. Наша страна располагает относительно развитой системой общественных наук, в определенной мере и квалифицированными кадрами, но ни философия, ни политическая экономия, ни юриспруденция или другие отрасли обществознания не смогли предотвратить политического кризиса наших дней, причиной которого как раз и является отсутствие взаимодействия.

Цель данной работы - на основе опубликованных сведений и имеющейся практики проанализировать и определить понятие, сущность взаимоотношения политики с наукой, религией и искусством. Исходя из цели были поставлены следующие задачи:

- раскрыть сущность и  содержание взаимоотношения политики  и науки;

- выявить особенности взаимоотношения политики и религии;

- охарактеризовать взаимоотношения политики и искусства. 

1. Сущность взаимоотношения политики и науки.

 

Взаимоотношения политики с наукой, прежде всего это - поддержка высококачественной и эффективной научно-исследовательской структуры в стране. В задачу государства входит создание необходимых для этого условий и определение приоритетов. Каждый министр в правительстве отвечает за свою специфическую область. Министр образования и науки координирует политику в области науки. Он указывает те основные направления, в рамках которых определяется политика в области науки различных министерств. Кроме того, непосредственно оплачивает большую часть университетских исследований1. Окончательные решения в политике в области науки принимает парламент.

Научным исследованием занимаются университеты и исследовательские учреждения. И, наконец, все учреждения могут искать фонды в сфере производства или в международных организациях. Правительство не вмешивается в исследовательскую деятельность, но указывает путем целенаправленных программ и анализа, какие отрасли науки необходимо развивать2. Результаты анализа отражаются в двухгодичном бюджете науки, который также дает обзор политики в области науки каждого министерства в отдельности. России необходимо принимать активное участие в различных научных международных программах и исследовательских организациях.

Наука не должна вмешиваться в политику, а призвана заниматься чистой наукой. Однако не в нашей власти отделить одно от другого. Накопление научных знаний приводит к возникновению проблем, которые приходится решать экономистам, политикам и обществу в целом, а политические решения, несомненно, влияют на развитие науки, технологий и производства.

Вопросы развития российской науки многократно обсуждались, в рамках Госсовета и Совета безопасности России. Ставились задачи по реформированию отраслей, имеющих отношение к производству интеллектуального капитала, принимались соответствующие программы, однако в полном объеме они реализованы не были.

Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев неоднократно говорил о необходимости развития фундаментальных наук, без которых невозможны прикладные исследования, а также отмечал актуальность инвестиций в экономику знаний. Кроме того, уделил особое внимание информационным технологиям, которые становятся мощным рычагом обновления и повышения конкурентоспособности национальных производств, развития инновационной деятельности. Их вклад в ВВП ведущих стран мира неуклонно растет. Несмотря на то, что позиции России пока скромные (менее 1% мирового рынка), формирование современной инфраструктуры информационного сектора экономики может стать значимым национальным проектом3. Его реализация потребует эффективного партнерства и ответственности науки, бизнеса, государства и создания соответствующих правовых и организационных механизмов.

В 2005 г. ассигнования на науку в России выросли почти в четыре раза и к концу года достигли 46,2 млрд. рублей. Очевидно, движение есть, однако финансовых средств по-прежнему недостаточно, впрочем, их не хватает даже в развитых странах, таких как США, Великобритания и Япония. Президент неоднократно выступал, обращая внимание на значение науки, и обещал увеличить финансирование исследований в таких областях, как безопасность, медицина, космос. Фундаментальные науки оцениваются администрацией президента гораздо дешевле. Представленный бюджет предусматривает также уменьшение ассигнований в отдельных областях. Многие ученые считают, что администрация оказывает давление на научное сообщество, заполняя технические комитеты идеологами или лоббистами, игнорирующими научные данные, осуждающими тех, кто посвятил свою жизнь исследованиям. Можно выступать за запрещение использования эмбриональных стволовых клеток, исходя из морально-этических убеждений, но при этом нельзя игнорировать новые возможности для лечение заболеваний или не учитывать те данные, которые могли бы помочь в создании действительно надежной системы защиты4.

Наука всегда дает однозначные ответы, однако в спорных случаях должны рассматриваться все возможные решения той или иной проблемы. Ведь один неверный шаг - и наш густонаселенный технократический мир может оказаться на грани пропасти. Только трезвый научный анализ поможет человечеству выжить.

 

2. Особенности взаимоотношения политики и религии

 

В основе взаимоотношения политики и религии, как и в основе взаимоотношений любых других сфер общественной жизни, лежит комплексное соответствие противоречие отдельных аспектов этих сфер.

Само присутствие религии в общественной жизни человека в целом и в политике в частности указывает на наличие в человеческом сознании феномена веры, то есть способности человеческого сознания принимать информацию без доказательства, логически непротиворечивого обоснования. Именно на этой способности и базируется все религии, тесно связанные понятие веры с понятием доверия. А вот уже доверие и используется по отношению к личностям, общественным (в том числе и политическим) организациям, их действиям и информации от них исходящей. В свою очередь религия, будучи представлена церковью в структуре общества, как и все остальные структурные образования, подчиняется политической власти в лице государства.

В современном обществе религия реализуется в конкретной сфере общественных отношений, использующих и учитывающих специфические особенности религиозного сознания.

Так как и религиозная и политическая сфера общественных отношений, в конечном счете, имеют отношение к человеку, они неизбежно пересекаются и взаимодействуют друг на друга. Выступая мировоззрением и мироощущением, а также соответствующим поведением, основанным на вере в существование Бога (сверхъестественного), религия имеет противоречивое отношение с политикой. Эта противоречивость проявляется, с одной стороны, в их полном слиянии (царь — наместник Бога на земле), с другой стороны, в дистанцировании (отделение церкви от государства)5.

Роль религии в политической жизни общества не ограничивается только выработкой тех или иных моральных ценностей. Религия способна утверждать в общественном сознании и определенные идеологические представления о политике (о соотношении духовной и светской власти, обязанностях государства и т.д.), она может сама претендовать на роль универсальной политической доктрины, а церковь – на роль политической элиты, как это происходит, например, в исламском фундаментализме. На протяжении всей истории всегда находились люди, которые использовали религию в корыстных целях. Особенно это было удобно в Древневосточной культуре, где самой распространенной религией было язычество. Однако не стоит обольщаться, думая, что жрецы обманывали народ, заставляя приносить дорогие жертвы богам и правителям, или оправдывали политику главы государства, прибегая к авторитету богов. Если рассмотреть детально любую древнюю культуру, то станет очевидным, что религиозные знания не отделялись от естественнонаучных, а представляли единый комплекс знаний, которые описывали мир в глазах людей того времени.

В доантичные и античные времена самой главной линией соприкосновения религии и политики было божественное обоснование власти правителя6. Такая схема не вызывала вопросов и была понятна большинству: не сам человек являлся источником власти, а лишь пользовался властью богов, чью волю он и призван был выразить (Др. Вавилон). Или, как вариант, правитель отождествлялся с божеством, и сам мог творить свою волю (Др. Египет). Таким образом, религия укрепляла позиции правителя и являлась основой внутренней политики государства.

С наступлением Нового времени роль религии в жизни общества стала уменьшаться, из-за того, что общество стало постепенно переориентироваться на другие идеалы. Возможно, это обусловили объективные законы общественного развития, а так же самостоятельное развитие науки и техники, подкрепленное чередой фундаментальных изобретений и великих открытий. Именно в это время стал рождаться миф о противоборстве между наукой и религией. Роль религии в жизни общества стала приближаться к современному положению. При сохранении тенденции дальнейшего распространения, религия утратила свое влияние на политику так же вследствие наметившихся тенденций секуляризма – отделение церкви от государства. Можно сказать, что эта ситуация, не подвергаясь существенным изменениям, сохранилась и до нашего времени.

Можно выделить 4 основных типа взаимоотношений государства и религии:

Превращение государственной власти в центр религии. Такое положение было типично для языческих государств, и ярким примером может служить Римская империя, где императору поклонялись как Богу. Вообще, в различных языческих государствах складывались различные степени почитания и обожествления верховного правителя.

Подчинение государства церковным учреждениям. Подобная ситуация имела место в христианской Европе средневековья. Папа, считавшийся наместником Бога на Земле, по своему усмотрению раздавал короны, полностью подчиняя государственную власть церковью.

Союз государства с церковью, который был достигнут в России подчинением монарха религиозной идее и личной его принадлежностью к церкви, при независимости от церкви его государственной власти. Не следует путать это с теократией, которая проявляется во владычестве Бога в политике посредством правителя. Напомним, что теократией называют такую форму правления, когда глава государства и глава церкви – одно лицо (Папа Римский в Ватикане).

Отделение государства от церкви, крайняя форма которого была обязательной частью внутренней политики СССР, вплоть до полного подчинения церкви государству7. В других государствах наблюдаются более спокойные взаимонезависимые отношения власти и церкви, хотя полная независимость в чистом виде отсутствует везде.

Влияние политики на религию может проявляться в некоторых политических действиях или распространению некоторых идей, которые могут скомпрометировать отдельные религиозные образования или вполне конкретных людей. Разные политики в разные времена заимствовали из Библии идею богоизбранного народа, которая особенно ярко проявлялась в период расцвета этого национального государства. Одно из самых значительных направлений влияния политики на религию заключается в проявлениях усилившейся в последнее время тенденции к политизации религии в целом. Плохо знакомые атеисты всегда объясняли ее стремление к политике желанием поднять собственный престиж. В реальности мы можем заметить, что оформление церкви, как самостоятельного субъекта политики происходит из-за отделения церкви от государства. Самостоятельная политическая активность религиозных образований способствует расширению и укреплению их связей, в том числе и международных. В самом процессе политизации внутри самой религии проявляется противоречие среди верующих и религиозных лидеров. Одни религию политизируют, разрабатывают религиозно-политические доктрины, ищут религиозные обоснования политическим действиям. Другие противники политизации религии, считают, что религия ни в коем случае не должна превращаться в орудие идеологии или политики, а должна укреплять духовные основы общества. Это внутренне противоречие обуславливает развитие отношений между религией и политикой с целью преодолеть его.

Необходимо остановиться на некоторых функциях, которые реализует религия по отношению к политике.

Легитимная функция выполняется религией тогда, когда религиозная позиция поддерживает или наоборот осаждает власть, ее идеи или действия. Политики часто обращаются к религии, как к структуре, поддерживающей общечеловеческие ценности, обращая престиж религии в свою пользу8.

Представительная функция заключается в выражении и защите интересов некоторой группы людей религиозными организациями, которые выступают как субъекты политики.

Дифференцирующая функция обуславливает наличие границ раздела сфер влияния различных религий. Любое единое общественное образование может быть разбито на несколько разноконфессиональных частей.

Интегрирующая функция проявляется в реализации огромного интегрирующего потенциала религии. Не связанная государственными границами, религия, космополитическая и общепланитарная по своему характеру, в состоянии сближать разнородные социальные слои, силы, народы и страны. Под начало единой веры собираются люди, совершенно различные по многим критериям (в том числе и политическим).

Результат осуществления этих функций обуславливает наличие соответствующего направления религии на политику.

Информация о работе Взаимоотношение политики с наукой, религией и искусством