Взаимодействие общественных объединений избирательных комиссий в процессе идеологического обеспечения избирательных компаний

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 18:58, реферат

Описание работы

Дестют де Траси и Кондильяк пытались оказать влияние на политику, проводимую оказавшимся у власти Наполеоном, который счел, что они пытаются заменить политическую реальность абстрактными утверждениями, и негативно отнесся к выдвинутым предложениям. С легкой руки великого исторического деятеля слово «идеология» приобрело уничижительный смысл, который закрепился за ним вплоть до настоящего времени. В связи с тем, что проект де Траси и Кондильяка был отвергнут Наполеоном, понятие идеологии оказалось на некоторое время забытым.

Файлы: 1 файл

Referat_po_ideologii.docx

— 34.87 Кб (Скачать файл)

Министерство  здравоохранения  Республики Беларусь

Учреждение  Образования «Гродненский Государственный  Медицинский университет»

Кафедра социальных и гуманитарных наук

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат по курсу «Идеология»

на тему:

«Взаимодействие общественных объединений избирательных комиссий в процессе идеологического обеспечения избирательных компаний»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Студентки 1-го курса 10-ой группы лечебного факультета

Тарасюк Наталии

Научный руководитель Гресь Сергей Михайлович

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                Гродно, 2013

   Идеоло́гия — система концептуально оформленных взглядов и идей, выражающая интересы различных обществ, социальных классов и групп, в которой осознаются и оцениваются отношения людей друг к другу, а также либо санкционируются существующие в обществе формы господства и власти (консервативные идеологии), либо обосновываются их преобразования (радикальные, революционные идеологии).

   Идеология — не наука (хотя может включать в себя научные знания): в отличие от науки идеология не только представляет собой знание о социально-политической жизни, но также включает в себя оценку (степень желательности/нежелательности с точки зрения субъекта идеологии) тенденций, процессов и различных сил этой социально-политической жизни.

  Термин  «идеология» был введен во  Франции в конце XVIII века А. Дестютом де Траси, который вместе с Этьеном де Кондильяком пытался создать науку об общих принципах формирования идей и основах человеческого знания. Будучи последователем сенсуалистической гносеологии Джона Локка, де Траси ввёл данный термин для обозначения учения об идеях, понимаемого им как учение об общих закономерностях происхождения идей из содержания чувственного

опыта. Данное учение должно было выступать основными  принципами для руководства как  в науке, так и в социальной жизни. Поэтому Дестют де Траси видел  в идеологии систему знаний первооснов морали, политики, права.

     Дестют де Траси и Кондильяк  пытались оказать влияние на  политику, проводимую оказавшимся  у власти Наполеоном, который  счел, что они пытаются заменить  политическую реальность абстрактными  утверждениями, и негативно отнесся  к выдвинутым предложениям. С  легкой руки великого исторического  деятеля слово «идеология» приобрело  уничижительный смысл, который  закрепился за ним вплоть до  настоящего времени. В связи  с тем, что проект де Траси  и Кондильяка был отвергнут  Наполеоном, понятие идеологии оказалось  на некоторое время забытым.

  Структура идеологии 
Знания, идеи, взгляды. К ним относятся политические теории, учения, концепции, доктрины, благодаря которым происходит процесс формирования мировоззренческих и социально- политических ориентации людей. 
Ценности, нормы, идеалы, позволяющие не только идентифицировать социально-политическую действительность, но и оценить ее, выработать к ней определенное отношение. Ценность - это стандарт, на основе которого осуществляется деятельность. Норма - предписание, служащее общим указанием для социального действия. Идеалы выступают как образы желаемой действительности. Сюда входят также элементы политической утопии как совокупность самоценных идеалов, способных влиять на мотивацию деятельности человека в социальной сфере (коммунизм в марксизме-ленинизме, «американская мечта» в американском либерализме). 
Цели, убеждения, выраженные в проектах и программах политических действий, которые служат сплочению групп вокруг планов воплощения политических идеалов на практике. Помимо рациональных соображений, поведением людей могут управлять психологические, чувственные стимулы, определенные стереотипы, верования. Поэтому в структуре идеологии присутствует мифологическое начало. 
Функции идеологии: 
Когнитивная (познавательная). Способствует политическому просвещению граждан.  
Нормативная. Очерчивает критерии оценки политических явлений. 
Конструктивная. Служит постановке целей и задач, являющихся ориентирами для политических действий. 
Прогностическая. Способствует выработке прогнозов политического развития. 
Мобилизационная. Приводит социальные силы в движение, превращает идеи в действия. 
Интегративная.  
Коммуникационная. Организует общение, взаимопонимание внутри социальных групп и между ними. 
Компенсаторная. Создает социальный комфорт, компенсирует неудовлетворенность жизнью.

 Политика же, как практическая реализация интересов тех или иных обществ, социальных классов и групп, повсюду тесно связана с политической идеологией, как концептуальным, теоретическим отражением таких интересов. Политические программы основываются на определённых системах ценностей. Основополагающие политические идеологии — это либерализм (опора на свободу), социализм (опора на равенство) и консерватизм (опора на традиции).

   В  политических дискуссиях часто  встречается упрёк противника  в «идеологизации». Таким упрёком  как бы дают понять, что позиция  противника небезупречна, поскольку  базируется на какой-то политической  идеологии. Собственная же позиция  при этом (явно или скрыто) подаётся  как основанная на научном  анализе фактов, здравом человеческом  рассудке или на несомненных  этических принципах. Подобный  подход часто связан с тем,  что участники политической дискуссии  не осознают, какие идеологемы (элементы  идеологии) в действительности  определяют содержание дискуссии.

В белорусских социальных науках идеологии  в последние годы придается все  большее внимание. Значение этого  термина связывается в отечественном  обществоведении с некоторой  общезначимой системой ценностей, убеждений  и принципов, признаваемых подавляющим  большинством граждан и обеспечивающих осознание ими своей принадлежности к единому национально-государственному сообществу. Такого рода идеология  разрабатывается и распространяется в Беларуси при активной организующей роли государства. Вовлечению в этот процесс граждан призван способствовать учебный курс «Основы идеологии  белорусского государства». Его изучение позволит лучше осмыслить своеобразие  и перспективы развития белорусского общества и государства. 
Идеология белорусского государства – это система взглядов, соответствующая целям и особенностям белорусского пути общественного развития. 
Идеология белорусского государства базируется на следующих основах: 
Мировоззренческой основой идеологии белорусского государства является белорусская идеологическая доктрина, представленная в виде национальной идеи, которая включает в себя такие фундаментальные составляющие, как общечеловеческие и христианские ценности, национально-государственное сознание, гражданственность, патриотизм. 
Правовой основой идеологии белорусского государства служит Конституция Республики Беларусь, которая, в свою очередь, является главным идеологическим документом, где основным ценностям государства придан статус закона. 
Экономической основой идеологии белорусского государства является белорусская экономическая модель – социально ориентированная многоукладная рыночная экономика. 
Политическая основа идеологии белорусского государства – политическая система Республики Беларусь, принципы и компоненты которой отражены в Конституции.

Республика  Беларусь – демократическая республика, что обозначает формирование народом  органов власти. Глава государства избирается либо непосредственно народом, либо парламентом, либо специальной коллегией выборщиков. Периодически назначаются новые выборы, что позволяет гражданам обновлять властные структуры, оказывая доверие другим партиям и движениям. При необходимости проводятся референдумы - всенародные голосования по важнейшим вопросам государственной жизни.

В демократических государствах выборы являются важнейшей составляющей политического  процесса. Выборы — это главный  способ избрания пред-ставителей в  органы власти. Выборы предусматривают, что власть принадлежит самим людям, что она идет снизу вверх. Там, где этого нет, выборы и представительные учреждения могут существовать, но они не решают, кто и как будет управлять обществом.

В основу избирательного права в Республике Беларусь положены международные стандарты проведения выборов, зафиксированные в важнейших  международных документах, особое значение среди которых принадлежит Декларации о критериях свободных и справедливых выборов Межпарламентского союза (принята единогласно 112 странами на 154-й сессии Совета Межпарламентского союза в Париже 26 марта 1994 года), а также Руководству по наблюдению за выборами ОБСЕ/БДИПЧ (Бюро по демократическим институтам и правам человека, созданное в структуре ОБСЕ в 1990 г.). В последнем документе закреплены основные принципы демократических выборов, которые должны быть всеобщими, равными, справедливыми, тайными, свободными, открытыми, ответственными. Избирательные процессы должны быть основаны на принципах независимости, контроля и прозрачности. 
Кроме международных документов избирательный процесс в Республике Беларусь регулируется Конституцией, Избирательным кодексом (принят в 2000 году) и др. законодательством. Согласно Конституции, выборы в Республике Беларусь должны бытьвсеобщие, свободные, равные, прямые, тайные. Это означает, что все граждане государства независимо от национальных, социальных, профессиональных и др. признаков, достигшие избирательного возраста, могут непосредственно принимать (или не принимать) участие в тайном голосовании на основе равенства голосов. Чтобы участвовать в выборах, гражданин Республики Беларусь должен достичь 18 лет. Депутатом Палаты представителей может быть избран гражданин РБ с 21 года, Совета Республики – с 30 лет, местного Совета – с 18 лет, избираться на пост Президента может гражданин Республики Беларусь по рождению, постоянно проживающий в Беларуси не менее десяти лет непосредственно перед выборами, и достигший 35 лет. В Республике Беларусь закреплена мажоритарная избирательная система абсолютного большинства для президентских и парламентских выборов, и относительного большинства - для местных выборов.

Представители — это люди, которые  действуют от имени или во имя  других людей в процессе принятия решений. В отличие от королей  и вождей, представи-тели наделяются полномочиями избирателями, перед которыми они ответственны.

Проведеяие выборов в органы государственной власти связано  с нарастанием политической деятельности, когда претенденты вступают в  конкурентную борьбу и предпринимают  усилия, чтобы привлечь на свою сторону  потенциальных избирателей.

Таким образом, избирательная кампания — это совокупность действий, предпринимаемых партиями, избирательными объединениями, кандидатами и их командами для достижения предвыборных це-лей. Избирательная кампания — это конкурентный процесс, в ходе которого идет соперничество между его участниками за возможность влиять на массы, за право обладать престижными позициями в политич-ской иерархии. Для того чтобы соперничество не выливалось в острое противостояние и кризисы, в каждой стране принимаются законодательные нормы, регламентирующие ход избирателыюго процесса.

В Республике Беларусь действует Избирательный  кодекс, принятый в 2000 г. В нем закреплено положение о том, что подготовку и проведение выборов разного  уровня обеспечивают Центральная комиссия Республики Беларусь по выборам и  проведению ре-спубликанских референдумов, а также соответствен-но избирательные  комиссии по выборам Президента Республики Беларусь, по выборам депутатов Палаты представителей, по выборам депутатов  местных Советов депутатов, комиссия по референдуму. Центральная комиссия возглавляет систему избирательных  комиссий и комиссий по референдуму, действующих в период подготовки и проведения выборов и республиканских  референдумов.

Центральная комиссия — постоянно  действующий орган, являющийся юридическим  лицом. Она организует проведение выборов, осуществляет на всей территории республики контроль за исполнением законодательства о выборах, референдуме, отзыве депутатов, образует избирательные округа по выборам  депутатов Палаты представителей. Центральная  комиссия оказывает избирательным  комиссиям методическую и организационно-техническую  помощь, дает заключения о правомочности  выдвижения кандидатов в члены Совета Республики, регистрирует инициативные группы граждан и т. д. Она призвана обеспечивать соблюдение равных правовых условий предвыборной деятельности политических партий, других общественных объединений, кандидатов.

Политические партии, другие общественные объединения, трудовые коллективы из числа  своих членов, а также граждане путем подачи заявления могут  выдвигать в соответствующую  территориальную, окружную, участковую комиссию только по одному представителю. Лица, входящие в состав комиссии, не имеют права принимать участие в агитации за или против отзыва дедутата, за или против законопроекта или иного вопроса, вынесенного на референдум. Государственные органы, общественные объединения, организацйи, должностные лица обязаны содействовать комиссиям в осуществлении ими своих полномочий.

Избирательные комиссии должны обеспечить открытое, гласное, честное проведение выборов. Они знакомят население  с избирательными программами политических партий, сообщают гражданам сведения о кандидатах в депутаты, о результатах  голосования.

В соответствии с Избирательным  кодексом Республики Беларусь политические партии имеют право выдвигать  кандидатов в депутаты Палаты представителей, областных, Минского городского, районных, городских (городов областного подчинения) Советов

депутатов. Политическая партия вправе выдвинуть по каждому избирательному округу только одного кандидата из числа своих членов. Первичная  организация политической партии, выдвигающей  кандидата в депутаты, должна быть создана в установленном порядке  на территории соответствующего избирательного округа, района, города не позднее, чем  за шесть месяцев до выборов. Гражданам  Республики Беларусь, политическим партиям, другим общественным объединениям, трудовым коллективам, инициативным группам, доверенным лицам предоставляется право  свободного и всестороннего обсуждения предвыборных программ кандидатов, их политических, деловых и личных качеств.

Информация о работе Взаимодействие общественных объединений избирательных комиссий в процессе идеологического обеспечения избирательных компаний