Выборы и избирательная система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2014 в 14:02, контрольная работа

Описание работы

Выборы — это способ формирования органов государственной власти и местного самоуправления посредством голосования. Порядок участия избирателей в формировании органов государственной власти определяется правовыми нормами. Избирательное право - это:
1) совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения в области организации и проведения выборов, установления взаимоотношений избранных лиц с избирателями (в объективном смысле),
2) право граждан участвовать в конституционно-правовых отношениях, возникающих при проведении выборов (в субъективном смысле).

Содержание работы

Понятие и функции политических выборов………………………...............3
Основные принципы свободных демократических выборов….………......5
Типы современных избирательных систем. Избирательная система Республики Беларусь………………………………………………………....7
Список использованных источников……………………………................16

Файлы: 1 файл

контрольная по политологии.docx

— 41.69 Кб (Скачать файл)

Министерство образования Республики Беларусь

Учреждения образования

«Гомельский государственный университет

имени Франциска Скорины»

 

 

 

 

Заочный факультет

 

 

Кафедра политической социологии

 

 

 

ВЫБОРЫ И ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА

 

Контрольная работа

 

 

 

 

 

 

 

Исполнитель:

студентка группы БУ(б) – 31                                    Стукач И.И.

 

                                                                                     Домашний адрес:

г.Светлогорск

ул. Шоссейная, д. 6, кв. 77

 

 

 

 

Гомель 2014

Содержание

  1. Понятие и функции политических выборов………………………...............3
  2. Основные принципы свободных демократических выборов….………......5
  3. Типы современных избирательных систем. Избирательная система Республики Беларусь………………………………………………………....7
  4. Список использованных источников……………………………................16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие и функции политических выборов.

 
Выборы — это способ формирования органов государственной власти и местного самоуправления посредством  голосования. Порядок участия избирателей  в формировании органов государственной  власти определяется правовыми нормами. Избирательное право - это: 
1) совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения в области организации и проведения выборов, установления взаимоотношений избранных лиц с избирателями (в объективном смысле), 
2) право граждан участвовать в конституционно-правовых отношениях, возникающих при проведении выборов (в субъективном смысле). 
 
Различают активное избирательное право (право гражданина избирать) и пассивное избирательное право (право гражданина выдвигать свою кандидатуру для избрания в выборные органы). Совокупность всех граждан государства, обладающих активным избирательным правом и внесенных в избирательные списки, составляет избирательный корпус. Условия (возрастные, национальные, имущественные и т. д.) допущения граждан к пользованию избирательным правом — это избирательный ценз. 
 
Выборы дают возможность: 
1) обеспечить политическое представительство граждан; 
2) выразить их интересы; 
3) разрешить назревшие в обществе конфликты; 
4) обновить состав политической элиты; 
5) подтвердить или пересмотреть принципы распределения общественных благ; 
6) повлиять на политику государства, а при необходимости — определить направление дальнейшего пути общественного развития; 
7) интегрировать общество, усовершенствовать существующие в нем каналы коммуникации, укрепить легитимность власти; 
8) обеспечить политическое просвещение граждан.

 
Функции выборов: 
• Легитимация власти. 
• Определение содержания политики, выбор политического курса на период до следующих выборов. 
• Функция контроля: в день голосования граждане дают оценку деятельности должностных лиц, избранных на прошлых выборах. 
• Функция показателя состояния политической жизни в стране. 
 
Выполнение выборами своих функций в политической системе зависит: 
1) от правовых норм, которые в совокупности образуют избирательное право; 
2) от избирательного процесса, который включает: 
а) назначение выборов; 
б) регистрацию избирателей; 
в) организацию избирательных округов и образование избирательных участков; 
г) выдвижение кандидатов; 
д) проведение голосования; 
е) определение результатов голосования (подсчет голосов); 
ж) распределение депутатских мандатов. 
 
В ходе избирательного процесса реализуются нормы законодательства о выборах, испытывается эффективность различного рода политических структур, выявляются ценности политической культуры общества, идеологические предпочтения различных социальных групп, обсуждаются самые насущные проблемы общества и государства. В определенных исторических условиях при значительном расширении прав и свобод в короткие сроки происходит рост активности избирателей, и результаты выборов способны радикально изменить направление общественного развития. В таких случаях выборы принято называть «ошеломляющими». Роль выборов в каждой конкретной политической системе определяется не только их результатами, но также их ходом и последствиями (включая наличие или отсутствие массовых выступлений сторонников проигравших кандидатов, а также позицию наблюдателей относительно соответствия порядка подготовки и проведения выборов критериям демократичности). Важным фактором избирательного процесса является политическая культура граждан, их отношение к своему избирательному праву. Таким образом, любые выборы являются индикатором демократичности государства и политической зрелости общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Основные принципы  свободных демократических выборов.

 

Соответствовать своему социальному  назначению выборы могут лишь в том  случае, если они базируются на определенных принципах. Можно выделить две группы таких принципов: во-первых, принципы избирательного права, определяющие статус, положение каждого гражданина на выборах; во-вторых, общие принципы организации выборов, характеризующие основополагающие организационные, в том числе социальные, условия их демократичности.

 

Демократические принципы избирательного права включают:

 

1. Всеобщность — все граждане, независимо от пола, расовой, национальной, классовой или профессиональной принадлежности, языка, уровня дохода, богатства, образования, конфессии или политических убеждений, имеют активное (в качестве избирателя) и пассивное (в качестве кандидатов) право на участие в выборах. Всеобщность ограничивается лишь крайне небольшим количеством цензов, т.е. условий допуска граждан к участию в выборах. Возрастной ценз разрешает участие в выборах лишь с определенного возраста, как правило, по достижении совершеннолетия. Возраст кандидатов должен быть несколько выше. Ценз недееспособности ограничивает избирательные права психически больных, что должно быть подтверждено судебным решением. Моральный ценз ограничивает или лишает избирательных прав лиц, находящихся по приговору суда в местах лишения свободы. Широко распространен также ценз оседлости, выдвигающий в качестве условия допуска к выборам определенный срок проживания в данной местности или в стране. 
 
В странах Запада длительное время существовал имущественный и целый ряд других цензов, не допускавших к выборам лиц наемного труда, бедные слои населения, женщин (во Франции этот ценз отменен в 1944 г., Италии и Японии — 1945, Греции — 1956, Швейцарии — 1971, Португалии — в 1974 г.), негров (в США последние ограничения на их участие в выборах сняты в законах 50-х — 70-х гг.). Всеобщее избирательное право утвердилось в демократических странах мира непосредственно после второй мировой войны. Это открыло новый этап в развитии демократии, положило начало эпохе «массовой политики», привело к складыванию партийных и политических систем современного типа. 
 
2. Равенство — каждый избиратель имеет только один голос, который оценивается одинаково, независимо от его принадлежности тому или иному человеку. При этом ни имущественное положение, ни должность, ни какие-либо другие статусные или личные качества не должны влиять на положение гражданина как избирателя. Равенство избирательных прав предполагает также примерное равенство избирательных округов, которое необходимо, чтобы голоса избирателей имели приблизительно одинаковый вес при избрании депутата. На практике постоянно обеспечивать точное равенство избирательных округов достаточно сложно и дорого, поэтому некоторые отклонения от этого принципа допускаются. Так, по избирательному закону ФРГ избирательные округа могут отличаться по численности населения на одну треть. 
 
3. Тайна выборов — решение конкретного избирателя не должно быть кому-либо известно. Этот принцип обеспечивает свободу выбора, предохраняет граждан от возможных преследований, а также подкупа. Он действует применительно лишь к пассивному избирательному праву. Практически тайна выборов обеспечивается закрытой процедурой голосования, наличием специальных кабин для голосования, стандартной формой, одинаковостью бюллетеней для голосования, включением в них имен всех кандидатов или же использованием вместо бумажных бюллетеней специальных машин, сохраняющих тайну избирательного решения и облегчающих технику голосования и подсчет его результатов, опечатыванием избирательных урн, строгим наказанием за нарушение избирательной тайны и т.д. 
 
4. Прямое (непосредственное) голосование — избиратель принимает решение непосредственно о конкретном кандидате на выборную должность, голосует за реального человека. Между избирателями и кандидатами нет каких-либо инстанций, опосредующих их волеизъявление и непосредственно определяющих персональный состав депутатов. В случае, если граждане выбирают лишь выборщиков или специальный орган, непосредственно избирающий кандидата, имеют место непрямые (косвенные) выборы. Такие выборы из-за деперсонализации, абстрактности выбора гасят интерес граждан к участию в голосовании и способствуют развитию абсентеизма. Они искажают волю избирателей в пользу крупных партий или блоков, поскольку на каждом уровне выборов теряются голоса, полученные партиями-аутсайдерами. В наши дни непрямые выборы используются редко.

 

 

 

 

3. Типы современных избирательных систем. Избирательная система Республики Беларусь.

 

В широком смысле избирательная  система – это система общественных отношений, которые возникают в  связи с выборами и реализацией  норм избирательного права.

 

В узком – это закрепленные в законодательном порядке способы  выдвижения кандидатов, образования  избирательных округов, подсчета голосов  и распределения депутатских  мест в парламенте.

 

Избирательные системы, используемые в различных государствах существенно  отличаются друг от друга в силу исторических, политических и иных факторов. В целом принято выделять два основных типа избирательных систем: мажоритарную и пропорциональную системы.

 

Наиболее древней и  простой является мажоритарная система. Согласно данным на 1997г. она действовала  в 83 из 153 демократических государств. Свое название она получила от фран. слова «большинство».

Наиболее древней и простой  является мажоритарная система. Свое название она получила от фран. слова «большинство». 

 

Существует несколько  вариантов мажоритарной системы.

1)Мажоритарная система относительного большинства. В данном случаи избранным считается кандидат, получивший относительное большинство голосов в своем округе.  Обычно эта модель используется там, где выборы проводятся по одномандатным округам, т.е. страна делиться на избирательные округа по числу мест в парламенте. Данная система применяется в Великобритании, Канаде, США и других англосаксонских государствах.

 

Согласно  так называемому «закону Дюверже» мажоритарная система относительного большинства способствует становлению двухпартийной системы с чередованием независимых и стабильных партий у власти. Это связано с тем, что:

- от каждого одномандатного  округа место в парламенте  способна получить лишь крупная  партия; мелкие партии практически  не имеют шансов на победу. Система, таким образом, обеспечивает  крупным партиям больше мест, чем это соответствует доле  голосов, т.к. голоса подданные за мелкие партии «пропадают»;

- избиратели, которые стремятся  реально повлиять на исход  выборов, будут голосовать за  партию способную одержать победу  в округе. Они вряд ли отдадут голоса за малую партию, даже если симпатизируют ей.

Однако не все исследователи  согласны с таким утверждением. Они  указывают на те государство, где данная система используется и где в парламенте представлены от 3 до 9 партий (в канадском парламенте –7 различных партий, в Великобритании – 9, Австралии -4).

 

2)Мажоритарная система абсолютного большинства – она призвана предотвратить такую ситуацию, когда победителем становиться кандидат, избранный меньшинством. При такой системе для избрания кандидату необходимо набрать 50% +1 голос. Если в первом туре этого не происходит, проводиться второй тур. В него выходят два кандидата, набравшие большинство голосов. Победитель определяется по простому большинству.

В основе этого типа избирательной  системы лежит предположение, что  избиратели, голосовавшие за неперспективных  кандидатов, во втором туре поддержат  человека, позиция которого им наиболее близка. Также система стимулирует  создание межпартийных коалиций на последних  этапах выборов. В их рамках обычно «малоперспективная» партия ведет  агитацию среди своего электората за кандидатов партии-лидера. Вознаграждением  ей служат различные посты, бюджетные  средства и т.д. Данный тип мажоритарной системы используется на выборах  президента Франции, а также в  ряде государств СНГ. 

 

Мажоритарная система  имеет свои достоинства и недостатки. К числу достоинств относятся:

- позволяет сформировать  эффективно работающее и стабильное  правительство;

- между избирателями и  депутатами устанавливаются устойчивые  связи; народные избранники вынуждены  ориентироваться на свой электорат.

 

Недостатки системы:

- значительная часть избирателей  остается не представленной в  органах власти;

- возможна ситуация, когда  партия, пользующаяся меньшей поддержкой  избирателей, получает в целом  по стране большинство голосов;

- в таких условиях возможен  рост недоверия граждан к власти, политическая апатия, радикализм.

 

Второй основной вид избирательной  системы – пропорциональная. Она призвана обеспечить соответствие уровня представительства партии в органах власти той поддержке, которая ей оказана на выборах. Поэтому места в парламенте распределяются между партиями и блоками пропорционально числу голосов подданных за них.

 

На практике это происходит следующим образом. Предположим, что  в округе за 5 мандатов борются 4 крупные и ряд мелких партий. На выборы пришло 100 тыс. человек. Необходимо определить так называемый  «избирательный метр» - т.е. необходимый минимум голосов для получения одного депутатского мандата. В нашем случае он равен 20 тыс. человек. Эта цифра соотноситься с количеством голосов, полученных каждой партией. Соответственно, если она имеет не менее 20 тыс. голосов – получает один мандат. Возможна такая ситуация, когда некоторые партии не набрали нужного числа голосов, а получивших мандаты есть лишние (т.е. более 20тыс.). Поэтому необходимо распределить оставшиеся мандаты. Мандат получает та партия, у которой остаток, больше всех. Если имеется еще один нераспределенный мандат, он достается партии, которая занимает второе место по «остатку» голосов и т.д.

 

Нередко бывает, что и  после этого у партии остаются небольшие «остатки». В некоторых  государствах их суммируют в масштабах  всей страны и вычисляют избирательный  метр по всей стране. Это может предоставить партии дополнительно 1-2 мандата.

 

Пропорциональная система  связана с голосованием по партийным  спискам. Поэтому необходимо распределить мандаты внутри списка, который насчитывает  несколько фамилий. Существует несколько  возможных видов списков:

- жесткие списки -  мандаты  распределяются между кандидатами  в той последовательности, в которой  они находятся в списке. Если  партия получила один избирательный  метр (квоту) – депутатом становиться  первый в списке; если 2 квоты –  первые два и т.д. Система  «жестких списков» встречается  нечасто (Израиль).

- «полужесткий» список  – предполагает, что первое место  предназначено наиболее популярному  кандидату, который не может  быть изменен. В отношении других  фамилий в списке можно ставить  знаки предпочтения. Согласно ним  кандидаты и располагаются в  окончательном списке (Дания, Бельгия,  Австрия).

- «свободный» список –  избиратель по своему усмотрению  распределяет кандидатов в списке. Если избиратель согласен с  первоначальным  списком (фамилии  в нем идут чаще всего по  алфавиту) – он не ставит предпочтений. Если ставит одну цифру –  учитывается это предпочтение, а  остальные кандидаты рассматриваются  по мере расположения (Швейцария).

В некоторых странах используют метод «панашаж» (от фран. «смесь») – он означает право голосовать как за конкретный список партии, так и за кандидатов из разных списков (Швейцария, Люксембург).

В ряде стран с пропорциональной системой действует т.нз. избирательный порог.  Для того, чтобы попасть в парламент, партия должна получить определенный минимум голосов в масштабах всей страны. Например, в Дании – 2%, ФРГ – 5%, Турции – 10%. Партии не преодолевшие барьер не получают мест в парламенте.

 

Достоинство  пропорциональной системы – позволяет обеспечить представительство партий в парламенте в соответствии с их популярностью  у избирателей.

 

Недостатки: меньшая стабильность правительств; зависимость выдвижения кандидатов от позиции партийного аппарата; непосредственная связь депутатов  и избирателей слаба.

 

Для того, чтобы преодолеть недостатки мажоритарной и пропорциональной систем, сохранить их преимущества в ряде государств используются смешанные избирательные системы. Возможно два их варианта.

- Во-первых, в основном  применяется мажоритарная система,  но она дополняется пропорциональной. Так, нижняя палата парламента Мексики состоит из  - 300 депутатов, избираемых по мажоритарной системе относительного большинства по одномандатным округам, и из 100 депутатов – по пропорциональной системе по многомандатным округам.

Информация о работе Выборы и избирательная система