Возникновение политических идей и теорий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 05:45, контрольная работа

Описание работы

Этот процесс неразрывно связан со становлением первых государств как особой организации власти. Человечеству потребовалось почти два тысячелетия опыта государственного управления обществом, прежде чем сложились возможности первых теоретических обобщении и выводов относительно политической жизни как особой формы общественных отношений.

Содержание работы

Введение 3
1. Эволюция представлений о политике: основные этапы и парадигмы 5
Этические учения Древней Индии как предпосылки возникновения философско-правовых идей 5
Политические учения Древнего Китая 9
Политическая философия Древней Греции 11
Политические идеи Древнего Рима 15
Заключение 19
Список литературы 22

Файлы: 1 файл

Алиночка политология.docx

— 44.58 Кб (Скачать файл)

Великий мыслитель Древнего Китая Конфуций (551 - 479 гг. до нашей  эры) признает божественное происхождение власти императора, но отказывается от божественного происхождения государства. Конфуций считал, что государство возникло из объединения семей; это большая семья, где император - строгий, но справедливый отец, а подданные - его послушные дети. Основным регулятором поведения в государстве Конфуций считал мораль, а главной целью государственной политики объявлял воспитание хороших нравов. Политичecкие воззрения Конфуция производны от его моральных максим. Правление, основанное в большей степени на морали, на традиции и принуждении, — идеал Конфуция. Великий китайский моралист разработал патерналистскую концепцию государства, которая господствовала в мировой политической мысли на протяжении многих веков, а на Востоке — почти два тысячелетия. Искусство управления обществом, которое создал Конфуций, — богатейшая традиция. В современном мире страны, в которых сохраняются и развиваются конфуцианские традиции, добиваются поразительных успехов.

С конфуцианством соперничало  учение легистов, стремившееся достичь  гармонии и счастья путем введения системы строгих регламентов, за невыполнение, которых должны следовать  суровые наказания. Для этого  и нужен закон, его главный  смысл — в универсальности, жесткости  и обязательности для всех. Первым и наиболее ярким теоретиком легизма  был Шан Ян (400—338 гг. до н. э.). Он пытался  преодолеть упадок государства и  обеспечить порядок с помощью  закона (системы наказаний). Утверждая, что "основная цель закона - введение и закрепление жесткого стандарта, унификация, Шан Ян разработал ряд методов их достижения: материальное стимулирование, уравнение имуществ, награды и наказания. Причем на первое место он выдвигал, как наиболее эффективный, метод наказаний.

Легисты выступили с обоснованием таких идей, как государственная  монополия в области производства и торговли наделение административного  аппарата экономическими функциями. Наряду с принципом личной ответственности  за свои дела среди населения и  чиновничества легисты рекомендовали  систематический контроль государства  за поведением и умонастроением людей, экзаменационную систему замещения должностей в бюрократическом аппарате, цензорский надзор за бюрократией. Отбросив конфуцианские представления о государстве, как о большой семье, они рассматривали государственное управление как постоянную войну между правителями и подданными. Секретность намерений и действий правителя, обман подданных являются, согласно учению легистов, необходимым условием успехов в политике. Легистская доктрина политики и государства была воспринята официальной государственной идеологией и практикой в Китае на долгие годы.

Крупная школа Древнего Китая, в рамках которой изучались проблемы политики — даосизм (Лао-цзы (род. в 604 г.до н.э.), Чжуан-цзы (369-286 гг. до н.э.)). Ее сторонники решительно осуждали цивилизацию и государство, считая их очевидным злом, демонстративно призывали к уходу от политики к простоте первозданной природы, естественному существованию. Однако в трактатах даосов содержалось немало рекомендаций по проблемам управления в обществе. Согласно даосской концепции, основной метод, который должен использоваться администрацией, — недеяние. Чересчур деятельная власть с ее тяжелыми налогами приводит людей к бедам и несчастьям, а управление посредством недеяния — это стабильность, спокойствие, простота и справедливость.

 

    1. Политическая философия Древней Греции

 

В середине I тысячелетия  до н.э. в Греции завершается переход  к рабовладельческому строю. На характер и сроки этого перехода решающее воздействие оказала довольно рано возникшая у греков морская торговля - ее развитие стимулировало рост городов  и создание греческих колоний  вокруг Средиземного моря, ускорило имущественное  расслоение общества. Благодаря оживленным связям с другими странами торговые центры Греции превратились в мощные очаги культуры, куда стекались новейшие достижения в области техники, естествознания, письменности и права.

Социально-политический строй  Древней Греции представлял собой  своеобразную систему независимых  полисов, т. е. небольших, иногда даже крошечных  государств. Территория полиса состояла из города и прилегающих к нему селений. По подсчетам современных  историков численность свободного населения полиса редко достигала 100 тыс. человек.

Общей чертой полисной жизни VII-V вв. до н.э. являлась борьба между  родовой аристократией, перераставшей  в рабовладельческую наследственную знать, и торгово-ремесленными кругами, образовывавшими вместе с отдельными слоями крестьянства лагерь демократии. В зависимости от перевеса той  или иной стороны государственная  власть в полисах принимала форму  либо аристократического правления (например, в Спарте), либо демократии (Афины), либо переходного правления тиранов (тирания - власть одного или нескольких лиц, узурпировавших ее силой).

С превращением рабства в  господствующий способ эксплуатации росло  имущественное неравенство свободных, обострялись социальные противоречия древнегреческого общества. Богатые  рабовладельцы, оттесняя родовитую  знать и демократически настроенные  средние классы, устанавливали в  ряде полисов олигархические режимы. Борьбу среди свободного населения  усугубляли антагонистические отношения  рабовладельцев и рабов. Основанные на господстве аристократии или демократии государства-полисы объединялись в  военно-политические коалиции и государственные  союзы (Афинский морской союз, Пелопоннесский союз под гегемонией Спарты и др.). Противоборство этих коалиций порождало  политические перевороты в полисах  и междоусобные войны, самой масштабной из которых была Пелопоннесская война 431-404 гг. до н.э.

В результате продолжительных  междоусобных войн, подорвавших экономику, полисы приходят в упадок и переживают глубокий кризис. Во второй половине IV в. до н.э. древнегреческие государства  были покорены Македонией, а позже (II в. до н.э.) - Римом.

Политическая идеология  Древней Греции, как и других стран  древности, формировалась в процессе разложения мифа и выделения относительно самостоятельных форм общественного  сознания. Развитие этого процесса в античной Греции, где сложилось  рабовладельческое общество, имело  значительные особенности по сравнению  со странами Древнего Востока.

Интенсивная торговая деятельность греков, расширявшая их познавательный кругозор, совершенствование технических  навыков и умений, активное участие  граждан в делах полиса, особенно демократического, вызвали кризис мифологических представлений и побуждали искать новые приемы объяснения происходящего  в мире. На этой почве в Древней Греции зарождается философия как особая, теоретическая форма мировоззрения. Политико-правовые концепции начинают разрабатываться в рамках общефилософских учений.

В состав философского мировоззрения  входили тогда все формы теоретического сознания - натурфилософия, теология, этика, политическая теория и др. Политико-правовые учения Древней Греции складывались в результате сложных взаимодействий политической идеологии с иными  формами общественного сознания.

Для развития социально-политической теории первостепенное значение имело  расширение эмпирических знаний. Многообразие политического опыта, накопленного в государствах-полисах, стимулировало  теоретические обобщения практики осуществления власти и создание учений, в которых поднимались  проблемы возникновения государств, их классификации, наилучшей формы  устройства. Правовая мысль Древней  Греции постоянно обращалась к сравнительному изучению законов, которые установили в полисах первые законодатели (Ликург - в Спарте, Солон - в Афинах). В  произведениях греческих мыслителей была разработана классификация  форм государства (монархия, аристократия, демократия и др.), вошедшая в понятийный аппарат современной политической науки.

На содержание античных политико-правовых концепций огромное влияние оказало  также развитие этики, утверждение  в рабовладельческом обществе индивидуалистической морали. Частнособственнические отношения  и рабство подорвали патриархальные устои общинной жизни, сохранявшиеся  в полисах, противопоставили индивидов  друг другу. Если в этико-политических концепциях Древнего Востока речь шла  о той или иной интерпретации  общинной морали, то в античной Греции на передний план выдвигаются вопросы, связанные с положением индивида в обществе, возможностью морального выбора и субъективной стороной поведения  человека. Опираясь на идеи нравственной свободы индивида, представители  демократии разрабатывали учения о равенстве граждан и договорном происхождении закона и государства.

Начиная с III в. до н.э., когда  древнегреческие государства утратили свою независимость, в общественном сознании происходят глубокие изменения. Среди свободного населения нарастают  настроения безысходности и аполитизма, усиливаются религиозные искания. Теоретические исследования политики в этот период подменяются нравоучениями  индивидуалистического толка (стоицизм, школа Эпикура). Подлинной вершиной политической мысли Древнего Мира по праву считается философия Древней Греции. Она изначально развивалась как идеология свободных людей. Во многих городах-полисах граждане активно участвовали в отправлении власти, легитимность власти была светской, вся Эллада была ареной ожесточенной борьбы за власть.

Особенности географического  положения Эллады давали возможность  близкого сосуществования различных  форм правления. Во многих городах-полисах  граждане активно участвовали в управлении власти, легитимность власти была светской, вся Эллада была ареной ожесточенной борьбы за власть.

Первоначально у эллинов  тоже были мифологические представления  о политике (Гомер, Гесиод). Но к VI-V вв. до н. э. они были вытеснены философскими методами познания, рационалистическими  подходами, вершиной которых стали  логико-понятийный анализ (Сократ, Платон), начала эмпирических (Аристотель) и  исторических (Полибий) исследований.

Основу науки о политике заложили древнегреческие философы: Сократ (470 - 99 гг. до нашей эры); его  ученик Платон Афинский (427 - 347 гг. до нашей  эры.). Высоко ценя политическое знание, политическое искусство в управлении, они пытались создать модель идеального, совершенного государства, оптимально выражающего интересы всех слоев населения от демоса до аристократии. Были проанализированы различные типы существовавших политических режимов: олигархия, демократия, тирания. Аристотель, опираясь на результаты платоновской политической философии, первый выделил специальное научное изучение определенной области общественных отношений в самостоятельную науку о политике.

Политические идеи Платона Афинского изложены наиболее полно в диалоге «Государство». Участники диалога пытаются смоделировать облик государства, где царила бы полная справедливость. Побудительной причиной создания государства Платон считает многообразие материальных потребностей человека, невозможность удовлетворить их в одиночку. Залогом стабильности государства является разделение труда по склонности души. Управлять государством должно особое сословие философов, специально подготовленных для этой миссии. Защищать государство призвано сословие стражей. Третье сословие - земледельцы и ремесленники - обязано добросовестно трудиться на благо государства. В таком государстве достигается полная справедливость.

Другой великий мыслитель  Эллады Аристотель Стагирит (384-322 гг. до н. э.) был учеником Платона, но критически относился к его идеям. Он выдвинул предположение о естественном происхождении  государства, назвав человека политическим существом. Классифицируя формы  государственного устройства по числу  властвующих, правильными формами (монархия, аристократия, полития) он считал те, при  которых целью политики является общее благо, а неправильными (тирания, олигархия, демократия) - те, где преследуются лишь собственные интересы и цели власть имущих. Аристотель высказал немало гениальных догадок. Так, залогом стабильности государства он считал наличие в  обществе большого слоя средне обеспеченных граждан, высказывал идею верховенства закона, ввел понятие «естественного закона» и др.

 

    1. Политические идеи Древнего Рима

 

Римские философы интерпретировали идеи своих древнегреческих предшественников в духе условий своей страны. Двухтысячелетняя история Римского государства - это огромный по своим масштабам опыт политической жизни, которая прошла через смену нескольких форм правления, перевороты, народные восстания. Римские философы интерпретировали идеи своих древнегреческих предшественников в духе условий своей страны. Много сделали для развития политической мысли Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий, Светоний своей книгой «Жизнь двенадцати цезарей» положил начало традиции политических портретов.

Политические идеи римских  мыслителей были более оригинальными, чем греческие, что объясняется  совершенно иными формами политического  и экономического устройства. Впоследствии юриспруденция Древнего Рима становится самостоятельной дисциплиной.

Марк Туллий Цицерон (106—43 гг. до н. э.) был выдающимся римским  политиком, философом и оратором. Цицерон считал, что единственным источником счастья является добродетель (мудрость, справедливость). Он не отделял  искусного красноречия от его  высокого политико-правового и нравственного  содержания.

Цицерон полагал, что государство  возникает не в силу установления людьми, а берет начало из природного стремления людей жить вместе. Государство  представляет собой гарант соблюдения всеми гражданами закона. При этом законы имеют легальное основание, если соответствуют божественному  порядку, а охранять божественный естественный закон должны жрецы.

Государство Цицерон определял  как respublica (от лат. respublica, т. е. «общественное  дело»), а народ понимается как  соединение людей на основе общих  прав и интересов. Главные задачи государства Цицерон определял  как:

Информация о работе Возникновение политических идей и теорий