Возникновение и этапы развития политологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 17:07, реферат

Описание работы

Общественная жизнь представлена многочисленными и взаимосвязанными сферами. Крупнейшие из них – политическая, экономическая, социальная, культурная. Каждая из этих сфер представляет собой определенную систему со своим типом организации и управления, со своими законами развития и традициями.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Возникновение и этапы развития политологии………………………………4
2 .Предмет и метод политологии……………………………………………….10
Заключение……………………………………………………………………….22
Список использованных источников…………………………………………...23

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 41.41 Кб (Скачать файл)

 

2 Предмет и методы политологии

 

Предметом политологии  является политическая жизнь в целом, выявление ее основных компонентов, тенденций изменения и связей с другими сферами общественной жизни.

Объекты данной науки определяются конкретными  задачами, стоящими перед исследователем политики. Ими являются те области  политической жизни, которые непосредственно  изучаются, например политические отношения, политическая система, политическая культура, политические процессы и т.д.

Следует иметь  в виду, что политология представляет собой целую совокупность наук, отличающихся друг от друга методами, подходами, способами исследования политической жизни, но объединяемых предметом, которым  является или политика в целом, или  отдельные ее стороны.

В структуру  политологии как достаточно разветвленной  системы знаний о политике входят следующие науки:

- история политической мысли (история политических учений). Она изучает этапы эволюции представлений о политической жизни и ее компонентах (в первую очередь о государстве и праве), которые существовали в различные исторические эпохи;

- политическая философия (философия политики). Часть политологии, определяющая принципы исследования и представления о месте политики в системе социальных отношений; она осуществляет формирование категориального, понятийного аппарата политической науки;

- политическая социология. Наиболее разветвленная отрасль политического знания, занятая изучением конкретных политических явлений и процессов, построенным на сборе, обобщении и анализе эмпирических данных. В наше время служит рациональной базой реальной политики, используется для прогнозирования и принятия политических решений, при постановке задач и выборе тактики достижения политических целей;

- политическая психология. Она изучает политическое поведение и его мотивацию, особенно в массовых формах;

- политическая антропология.

Ее объект – человек, в той или иной форме занимающийся политической деятельностью. Она исследует предпосылки, условия вхождения людей в эту сферу социальной жизни, ее интересует личностное измерение политических отношений, она стремится установить «следы присутствия» человека в политике.

Политическое  включает в себя историческое, конкретно-эмпирическое и теоретическое начала. Политическое институты, отношения, процессы с политологической точки зрения, представляют интерес прежде всего в их наличном в данный момент состоянии. Здесь задача состоит в выявлении их структуры, составных элементов, функций, условий для нормального функционирования, того, как они соотносятся и взаимодействуют друг с другом. Но анализ этот был бы односторонним и, стало быть, не раскрывающим адекватно их сущность без учета их исторического фона, идейно-теоретической и социально-философской подоплеки. Здесь речь идет о мире политического как в рамках отельною взятой страны, так и мирового сообщества в целом.

Предметом политологии  в общей сложности является политическое в его тотальности, в контексте  исторического развития и реальной социальной действительности, а также  взаимодействие и переплетение социальных сил, социо-культурного и политико-культурного опыта.

Интегрируя  в себя отдельные аспекты этим дисциплин, политология располагается  как бы в точке их пересечения  и представляет собой междисциплинарную  науку.

Особенно большую  актуальность и значимость приобретает  вопрос о соотношении и разграничении  социологии, политической социологии и собственно политологии в силу очевидного совмещения их предмета исследования. Строго говоря, гражданское общество является объектом исследования социологии, а мир политический политологии. Промежуточное пространство между гражданским обществом и миром политического входит в сферы политической социологии, представляющей собой область пересечения политической науки и социологии. Естественно, такое разграничение, как и всякая другая классификация, носит условный характер, поскольку свае названные сферы немыслимы друг без друга. Политология в целом сформировалось как «государственная» дисциплина, призванная изучить предназначение и функции государственных и политических институтов. Политическая социология – это своеобразный синтез социологии и политологии. Первая, в большой степени, чем политология, концентрирует внимание на борьбе за власть между различными частями общества, социальных конфликтов и социальных изменениях, скрытых функциях, неформальных и диск функциональных аспектах политики. В мирском смысле слова в центре внимания политической социологии – социологическое измерение политических феноменов.

При изучении политических явлений и процессов политическая наука использует различные методы исследования, в первую очередь практически  все методы социальных наук. Общепризнано, что методы исследования – это средства анализа, а также способы проверки и оценки теории. Некоторые авторы полагают, будто нет специфических политологических методов, что исследование политической жизни характеризуется определенной эклектичностью, симбиозом методик гуманитарных исследований и техник эмпирических исследований. Известное течение в науковедении – сциентистское представление о единстве наук, – основано на позиции, что всем наукам свойственны одни и те же научно-логические и эмпирико-аналитические критерии.

Методов познания действительности довольно много, есть и их классификации. Например, о методике экспериментов, о методах обработки  эмпирических данных, построения научной  теории, изложения научных результатов и т.д. По другой классификации, методы делятся на философские, общенаучные и специально-научные. Методы, имеющие общенаучный характер – это сравнение, анализ и синтез, обобщение, восхождение от абстрактного к конкретному, индукция и дедукция, наблюдение. Третья классификация опирается на различие методов качественного и количественного изучения реальности. В настоящее время углубление взаимосвязи наук приводит к тому, что результаты, модели и методы одних наук все более широко используются в других, конкретизируясь в каждой отдельной науке.

В политологии  нет единой универсальной методологии. Политологическая методология содержится в каждой политической теории. Считается, что сколько мировоззренческих парадигм, столько и способов познания. Тем не менее, набор наиболее распространенных методов сбора, обработки, интерпретации информации довольно устойчив. Есть общенаучные методы: использование аппарата логики, в том числе индукции и дедукции, моделирования и эмпирического сбора документального и статистического материала, наблюдения и т.д. В прикладной политологии применяются методы конкретного социологического исследования и компьютеризация всех процессов сбора и обработки информации. Основные типы методов и уровни методологии политологических исследований сложились постепенно в ходе исторического развития политической мысли, когда на каждом из этапов доминировали те или иные методологические подходы (или их комбинации) и методические приемы. В связи с этим в известном американском учебнике «Методы политологического исследования: основы и техника» была предложена следующая периодизация развития методологии политической науки как применения той или иной комбинации и набора приоритетных средств политического познания:

- классический  период (до XIX в.), связанный в основном  с дедуктивным, логико-философским и морально-аксиологическим подходами;

- институциональный  период (XIX – начало XX в.), когда на передний план выходят историко-сравнительный и нормативно-институциональный методы;

- бихевиоралистский период (20-70-е годы ХХ в.), когда стали активно применяться количественные методы;

- постбихевиоралистский этап (последняя четверть XX в.), который характеризуется сочетанием традиционных и новых методов.

В политологии  представляется возможным разделить  исследовательские методы на две  группы: традиционные и новые. К первой группе относятся следующие:

- исторический  метод. Важность применения в  политическом анализе исторического  метода в огромной степени  обусловлена потребностями политической  практики, ибо своевременное и  правильное его применение позволит  избежать проявлений волюнтаризма  и субъективизма в политике. Кроме  того, точное и полное отражение  истории изучаемого политического  явления, события предполагает  также воспроизведение конкретных  черт и специфических особенностей, присущих им в конкретных исторических  условиях;

- метод сравнения.  С точки зрения формальной  логики всякое сравнение – это действие, направленное на установление признаков сходства или различия двух или более сопоставимых событий, явлений, так как «кто знает одно, не знает ни одного». Сравнительный метод в политике ориентирует прежде всего на раскрытие общих черт политической жизни разных стран, народов и эпох. Однако только этим он ограничиться не может, так как в политике мы имеем дело с системами особой сложности. К примеру, в политике, как нигде, большое значение имеют такие «подвижные переменные», как личность лидера, динамика политических ситуаций, процессов, соотношение и расстановка политических сил; как участников политических событий, характер внешних и внутриполитических конфликтов, разработка, принятие и реализация политических решений, поведение избирателей и др. Поэтому сравнительный метод не может фиксировать лишь общие черты политических систем, режимов, а должен выявлять и специфику их функционирования и развития;

- системный  подход. В настоящее время он  занимает одно из ведущих мест  в научном познании вообще. Наиболее  широкое применение системный  подход находит при исследовании  сложных развивающихся объектов – многоуровневых, как правило, самоорганизующихся. К ним, в частности, и относятся политические системы, организации, институты. При системном подходе объект рассматривается как множество элементов, взаимосвязь которых обусловливает целостные свойства этого множества. Например, среди политических институтов важное место принадлежит государству. При его анализе основной акцент делается на выявлении многообразия связей и отношений, имеющих место как внутри государства (системы), так и в его взаимоотношениях с внешним окружением (другими политическими институтами внутри страны, государствами). Государство структурно представлено многими элементами. Среди них основным является аппарат управления, состоящий, в свою очередь, из сотен элементов. Системный подход в политологии одним из первых применил Д. Истон (США);

- структурно-функциональный  анализ. Используя структурно-функциональный  подход, политолог определяет важнейшие  структуры и пытается проследить  их функции или же анализирует  определенные действия в обратном  порядке – вплоть до структур, породивших их, не руководствуясь при этом какой-то конкретной связью между данной структурой и функциями. Цель структурно-функционального анализа состоит в количественной оценке тех изменений, к которым данная система может приспособиться не в ущерб своим основным функциональным обязанностям. Этот метод целесообразен для исследования способов сохранения и регулирования системы, однако, максимальный его эффект проявляется в сравнительном исследовании политических систем. Структурно-функциональный метод позволяет раскрыть не только само строение и внутреннюю форму политической системы, но и описать функции каждого элемента, которые входят в их компетенцию. В анализе проблем политики используются и другие исследовательские процедуры, и в частности, моделирование;

- метод моделирования.  Потребность в этом методе  возникает тогда, когда исследование  реального политического явления,  события невозможно или затруднительно, слишком дорого или требует  длительного времени. Модель здесь  выступает как аналог реального  политического объекта. 

Кроме традиционных методов, политология использует и  свои средства познания политической реальности. К ним относятся:

- группа бихевиористских методик. Бихевиоризм (от англ. behaviourism – «поведение») в качестве объекта исследования рассматривает политическое поведение индивидуумов в различных ситуациях: при проведении выборов в условиях конкуренции разных партий; при принятии политического решения и др. В центре внимания последователей бихевиоризма – политическое действие, преобразование информации в воление, опирающееся на государственные механизмы. Политический процесс видится ими как взаимодействие и соперничество групп, заинтересованных в обладании ресурсами власти. Бихевиористы оперируют набором типов и форм поведения и потому обращаются к данным всех наук, в первую очередь психологии. На этой основе строятся модели поведения в типичной политической ситуации. Но во всех случаях объектом изучения является поведение реальных, конкретных людей. Задача же исследования заключается не только в том, чтобы дать точное реалистическое и формализованное описание причин и целей поведения, но и предложить ориентиры в практической политике. И объектами исследования являются не группы и тенденции, а конкретные мотивации индивидов, побудившие их к определенному поведению и решению. Акцент при этом делается лишь на том, что оказывает непосредственное влияние на индивида, то есть воздействие семьи, ближайшего окружения. Главной задачей политической науки бихевиористы считают систематическое наблюдение за политическими процессами, их повседневным воздействием на социальные и политические структуры.

- теория групп. Это общее название одного из распространенных подходов к политическому анализу. Артур Ф. Бентли и Е.Р. Херринг (США) выдвинули идею о том, что политика, в сущности, является борьбой групп. Концепция их соотечественника Д. Трумэна в принципе знаменует собой признание групповой парадигмы в политологии. В соответствии с его теорией, главное – это не общность позиций, а взаимодействие внутри группы на основе тех взглядов, которые разделяют ее члены. Это взаимодействие является ключом к пониманию групп интересов. Группы воздействуют на политическую практику и процессы. Это воздействие исследуется в свете целого ряда факторов:

а) общенационального  или регионального характера  групп;

б) их универсальности  или специфичности;

в) их структуры  и членства;

г) их лидеров  и ресурсов, методов мобилизации  общественного мнения;

д) их взаимоотношений с политическими партиями и другими квазиобщественными институтами;

з) по степени внутренней автономии и характеру внутренней организации;

- метод политической  коммуникации. Коммуникация – передача смыслов общественных явлений с помощью символов. Это процесс, посредством которого лицо или группа (лиц) дает знать другому лицу или группе (лиц) о своем отношении к конкретному вопросу. Коммуникация осуществляется посредством произведений живописи, музыки, математических символов, художественных произведений, жестов, мимики и т.д. Политолог К. Дойч в 1963 г. выпустил в свет книгу «Нервы управления», в которой описал «кибернетическую» модель политической системы как коммуникационной структуры;

- теория игр  и метод принятия решений. В  политологии теория игр представляет  большую ценность. На уровне политической  философии формальные игровые  модели помогают исследованию  таких категорий, как власть, свобода,  равенство. С точки зрения изучения  бюрократического процесса они  полезны при исследовании коммуникации, информатизации, а также централизации  и децентрализации. Модели (игровые)  также способствуют постановке  вопросов, связанных с общественной  и политической стабильностью.  Теория игр помогает ответить  на вопрос о достоверности,  адекватности формальных рациональных  моделей поведения политических  лидеров. В изучении процесса  политических переговоров и достижения  соглашений, теория игр помогает  выявить значение такого понятия  как, например, угроза. Составной  частью теории игр является  метод принятия решений. В любой  политической системе имеются  лица или организации, принимающие  решения. Они составляют элиту  данной политической системы.  В то же время бывают ситуации, когда официальные институты  превращаются в марионетки и  ответ на вопрос «кто принимает решения» оказывается не таким уж и простым. В подобных случаях следует выявлять конкретные лица, которые контролируют или оказывают влияние на формальные институты, принимающие решения. В целом следует отметить, что теория игр и методики принятия решений позволяют почти полностью охватить политические явления; они содержат в себе требования динамических изменений политической жизни; делают возможным формализованный: политологический анализ через локализацию центра принятия решений; интегрируют другие методы, используемые в науке о политике. Достоинство этой методики заключается в приближении науки к практике.

Информация о работе Возникновение и этапы развития политологии