Внутренняя политика М.Тэтчер

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2014 в 11:43, курсовая работа

Описание работы

За три срока своего правления Маргарет Тэтчер стала одной из самых главных фигур в истории Великобритании. Мы много знаем с истории о внешнеполитической деятельности Тэтчер и её величайшем вкладе в мировую политику, но при этом, забывая, что, придя к власти в 1979 году и управляя ей до 1990, правительство Тэтчер полностью изменило Великую Британию. За небольшой период правления Тэтчер Англия справилась с тяжелым социально-экономическим кризисом и до 1990 годов экономика устойчиво поднимется. Эти события иногда называют «английским чудом».

Содержание работы

Введение 3
Глава1 Краткая биография Тэтчер 4
Глава2 Экономическая политика Тэтчер 8
Глава3 Социальная политика 16
Глава 4 Национальная политика в отношении к Ирландии 23
Заключение 29
Список литературы

Файлы: 1 файл

(106565)Внутренняя политика М.Тэтчер.docx

— 63.32 Кб (Скачать файл)

Наряду с реформированием отношений собственности и ограничением прерогатив тред - юнионов важной целью тэтчеровскую наступления стала перестройка системы государственных социальных услуг . По мнению тетчеристив , коренная реорганизация этой системы призвана избавить соотечественников уравниловки в сфере услуг , способствовать утверждению свободы выбора и в социальной сфере. Это в свою очередь , будет стимулировать инициативу и предпринимательство , стремление во всем полагаться только на себя и на свои собственные силы .

Необходимо подчеркнуть , что ничего принципиально нового в этом не было. Часть мероприятий такого направления задолго до Маргарет Тэтчер вводил Е.Хит . Так же был тэтчеровскую правительство пионером в инициировании частного социального страхования , которое достаточно распространилось еще в 1950 - х годах. Вместе с тем течировська политика в этой области была не простым продолжением устоявшейся практики , поскольку в отличие от своих предшественников , цель ее правительства заключалась в достижении такого уровня разгосударствления , который предоставил бы социальным услугам нового качества .

Эта стратегия требовала , с одной стороны , последовательности и политической воли , а с другой - постепенности и даже осторожность , что обусловило длительный , а порой и болезненный характер перестройки социальной системы . Особенно серьезные усилия требовало реформирования системы здравоохранения и школьного образования , где пришлось не только искать новые подходы , и преодолевать сопротивление многочисленных оппонентов.

Тэтчер начала вводить «рыночные » принципы в медицине , активизировала процесс передачи частному капиталу на контрактной и конкурентной основе различного вспомогательных служб (стирка белья , уборка , уход за больными ) Стоимость этих услуг , по данным Национальной службы здоровья , составила в 1983 году 1 млрд. фунтов стерлингов , поэтому конкуренция оказалась весьма жестокой. Многие фирмы , стремясь закрепить за собой перспективный рынок , соглашались даже на низкие расценки услуг. По официальным данным , введение систем конкурентной контракта на вспомогательные медицинские услуги позволило государству сэкономить почти 100 млн. фунтов стерлингов ежегодно. Этот процесс углублялся и частные фирмы брали на себя другие виды услуг : охрану помещений , обслуживание пациентов дома , руководство хозяйством крупных больниц и поликлиник , содержание автостоянок. Мало того , они начали прибирать к своим рукам и основные медицинские службы: дежурство в палатах , медицинскую помощь на дому , отдельные виды лабораторных анализов и т.п. . Одним из негативных последствий стало сокращение медицинского персонала.

Важным нововведением тэтчеровскую правительства в деятельности НСЗ стала реформа его структур и руководства , перевод на рыночные основы , введение методов современного менеджмента . Распространялась практика передачи частным фирмам права на управление различными функциональными подразделениями и системе здравоохранения.

Кроме комерционализации государственной системы здравоохранения , правительство неоконсерваторов всячески поощрял развитие частных больниц , клиник , аптек и частного медицинского страхования. В результате , если 1979 ими пользовались 2 млн. человек (5% ) , то 1986 эти цифры выросли соответственно до 5 млн. (9% ) .8

Несколько иной путь разгосударствления прошла система школьного образования , состоянием которой были недовольны как родители , так и широкая общественность. Задача консерваторов состояла в том , чтобы не допустить реализации идеи всеобщего и равного среднего образования , которую вводили лейбористские правительства . Дело в том , что на базе двух основных типов школ , функционировавших в Англии - « грамматических » , в которые дети поступали на основании экзаменов и тестов , и после ее окончания могли вступать в высшие учебные заведения , и « современных » , которые не давали права поступления в высшую школу , лейбористы создавали так называемые «объединенные « школы .

Уже в первой программном заявлении «Правильный подход» , которая легла в основу « хартии родителей » , неоконсерваторы сформулировали свою программу в системе образования . Сводилась она к тому , чтобы предоставить родителям всю информацию о существующих школы , чтобы те имели свободу выбора , а также имели право участвовать в школьных советах и т.п. . Как один из вариантов запланированных изменений предлагалась система введения ваучеров , которые выдавали родителям с правом передачи их в любую выбранную ими школу. Количество набранных школой ваучеров должна была определить ее финансы , подбор учителей , оборудование , строительство помещений . Правда , впоследствии от « ваучеризации » школ консерваторы отказались. Зато , чтобы преподнести стандарты обучения , предполагалось восстановить « плюрализм » в школьном образовании , создать систему стипендий для одаренных детей. Так же родителям предоставлялось право , если ребенок не изъявила желания иметь среднее образование , забирать ее с школы и отдавать учеником на предприятие , или на курсы профессиональной подготовки. Все эти идеи были отражены в законах 1980, 1986 и 1988 рокив.9Передовсим было отменено Лейбористской законодательство о «объединенные » школы , таким образом 260 грамматических школ , которые еще остались (с 5 тыс. государственных ) получили шанс на выживание. Закон 1986 года был направлен на повышение стандартов образования , реорганизации управления школами и процессом обучением , расширение состава школьных советов с привлечением бизнес-структур . Согласно этому закону в объединенных школах вводилась более дифференцированная оценка знаний учащихся . Так , дети, достигшие 16 лет , получали по результатам экзаменов семь видов аттестатов , которые определяли их дальнейшее обучение или специализацию. Законом от 1988 предполагалось упорядочение всей системы учебно - воспитательной работы на базе единых школьных програм.

Необходимость структурной перестройки экономики , ее обновление на основе современного научно - технического развития остро поставила вопрос о насущной необходимости разноплановой и качественной технического образования. В связи с этим законы с 1986 и 1988 предусмотрели создание сети городских технологических колледжей. Их финансировали как государство , так и частный бизнес. Среди мероприятий , которые имели приблизить школьное образование с потребностями экономики , следует упомянуть организацию стажировки учителей на фирмах и предприятиях , прохождения учащимися производственной практики .

Необходимо отметить , что теоретическая модель реформирования школьного образования , которую предлагали неоконсерваторы , всегда корректировалась жизнью и тетчеризм действовал не путем отказа от старой практики , а через сочетание старой социал - реформистской , и новой неокосервативнои моделей.

Важным компонентом « государства благосостояния » наряду с продуманной организацией здравоохранения и образования была система социального страхования и помощи тем , кто в силу разных обстоятельств , не мог зарабатывать себе на життя.11

Правительство Маргарет Тэтчер ввел принцип свободы выбора и поощрения различных видов частного страхования . Одновременно ставилась задача повысить роль государственного социального страхования и сохранение его только для тех , кто не был в состоянии пользоваться услугами частного сектора . Через ряд законов консервативное правительство существенно сократил помощь безработным , главным образом путем отмены практики определения этой помощи в соответствии с размерами зарплаты и дальнейшего ее повышения в зависимости от роста цен . Что касается пенсий , то тэтчеровскую правительство отказалось от их периодического повышения в связи с ростом заработной платы и ввел систему « привязки » к уровню цен . Таким образом , разрыв между зарплатой и пенсиями заметно вырос . По такому же принципу были отменены и надбавки пенсий инвалидам , вдовам , матерям - одиночкам . По некоторым данным , только «экономия » государства на пенсиях составила в 1979-1988 годах 4 млрд. фунтов стерлингов.

Консерваторы ставили себе в заслугу то , что заметно выросли негосударственные источники доходов пенсионеров , поскольку ¾ из них показали , что имеют личные сбережения , благодаря чему их доходы увеличиваются ежегодно на 7 процентов. В целом в конце 1980- х годов процесс коммерциализации пенсионного обслуживания расширился и почти половина экономически активных британцев участвовала в пенсионных фондах своих предприятий. Что же касается самих пенсионеров , то на начало 1990 - х годов почти 90 процентов из них имели , кроме государственной пенсии , еще один источник существования .

Таким образом , в социальной сфере тетчеристы ввели своеобразный гибрид европейской и американской систем .

 

 

 

4. Национальная политика в отношении к Ирландии

Северная Ирландия, а точнее, Ольстер провинция на севере острова Ирландия, в раннее средневековье была самостоятельным королевством. В начале XVII в . процесс постепенного захвата англичанами ирландских территорий , начатый еще в XII в . наконец завершился и на ирландские земли пришли переселенцы - колонисты из Англии , Шотландии и Уэльса. Они принесли с собой свой ​​язык , традиции и религию - протестантизм . Ирландцы - преимущественно католики - оказались в униженном положении , что сочеталось с политическим бессилием и ниже социально - экономическим статусом , по сравнению с прибывшими протестантами , которые считали себя подданными Короны , призванными защищать "высшую " британскую культуру от " варваров " .

В начале XVIII в. Ольстер ( самая северная провинция Ирландии ) - а точнее шесть графств этой исторической территории - Антрим , Лондондерри , Тайрон , Дун , Арма тa Фермана - стал источником либерального движения протестантского национализма , целью которого стало получение независимости , превращения ирландского парламента в настоящую представительскую ассамблею и устранения гражданской и религиозной дискриминации. Как пишут британские источники, население Северной Ирландии составляет около 6% от общего числа населения Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии. Большинство жителей Северной Ирландии – 1 млн. из 1,6 млн. – составляют протестанты, которые согласны с тем, что Северная Ирландия является частью Соединенного Королевства и хотят остаться в его составе. Активисты католики выступают против этого. В основу их борьбы положен тезис об освобождении Северной Ирландии от британского присутствия и объединении с остальной частью острова Ирландия.

Ирландские боевики рассчитывают, что смогут при помощи террора заставить британское правительство отказаться от участия в делах Северной Ирландии, дать возможность католикам и протестантам дать самим договориться и в перспективе добиться объединения Ирландии. Лидеры ИРА уверены, что затраты на содержании армии в Северной Ирландии, международное давление на Лондон, страх англичан перед террором заставит наконец британское правительство вывести армию из Ольстера.

Развитие ольстерской проблемы можно разделить на три этапа :

1 ) с 1921 года до конца 60- х годов . - На этом этапе вся полнота власти в Северной Ирландии принадлежала протестантам , а отношения между двумя общинами все больше обострялись .

1921 был подписан англо - ирландский договор , согласно которому Югу предоставлялся статус доминиона . Договор подорвал позиции правительства Северной Ирландии и произвел чрезвычайно дестабилизирующее влияние на события в регионе. Согласно Договора , Северная Ирландия автоматически входила в новой Ирландии , и хотя за ней оставалось право "свободного выхода" , для этого необходимо пересмотреть ее границы Комиссией по вопросам Границ . Это формулировка давала надежду на отделение националистически настроенных графств Фермана , Тайрон и Дерри от Северной Ирландии. Премьер - министр Крэг обвинил Британское правительство в измене и дал понять , что его правительство будет игнорировать эту комиссию . В Северной Ирландии вспыхнула настоящая гражданская война между сторонниками Договора и его критиками. 1925 было подписано Ирландскую соглашение о границах , в которой правительство Свободного Государства Ирландии признавал границы 1920 г. в обмен на некоторые финансовые уступки со стороны Британского правительства. Совет Ирландии - последнее звено, официально связывала две Ирландии - был распущен.

Из всех регионов Великобритании, кроме, возможно , Уэльса , Северная Ирландия переживала самые экономические трудности , вызванные необъявленной " экономической войной " с Британией . Уровень безработицы в канун Второй мировой войны достигал 27-30 %. Три основные отрасли промышленности Северной Ирландии - кораблестроение , выращивания льна и сельское хозяйство - начали падать , а попытки привлечь внимание инвесторов к новым перспективных отраслей не имели успеха учитывая общую нестабильность в регионе . Экономический кризис обостряла массовое недовольство и вызывала волны протеста. После 1921 года католическая меньшинство на севере подвергалась все большей дискриминации от юнионистов на выборах , при распределении государственного жилья , в сфере занятости и образования.

2 ) конец 60- х годов - начало 90 - х годов - характерный интенсивной борьбой католического меньшинства за свои права и вмешательством британского правительства в урегулирование проблемы.

После войны была предпринята попытка улучшить экономическое положение Северной Ирландии: создана правительственная программа строительства жилья для рабочих , модернизации сельского хозяйства , расширения объема торговли с Британией . Однако националисты видели в этом лишь стремление имперского правительства обогатить восток за счет мероприятия.

В 1956-1962 гг , получив два места в Вестминстере на выборах 1955 г., Ирландская Республиканская Армия начала новую кампанию , направленную на освобождение Северной Ирландии от "британской оккупации".

Информация о работе Внутренняя политика М.Тэтчер