Власть

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2012 в 18:58, контрольная работа

Описание работы

Термин «власть» многозначен и открывает широкую возможность для самых различных толкований. Естествоиспытатели говорят о власти над природой, философы - о власти объективных законов общества, социологи - о власти общественной, экономисты - хозяйственной, юристы - государственной, психологи - о власти человека над самим собой, педагоги - о семейной власти и т.д.

Содержание работы

Введение……………………………………………………..…..…3

1. Социальный смысл и назначение власти ………………....…..4

2. Условия возникновения и существования власти ………...….8

3. Специфика политической власти ……………………………..11

4. Концепция разделения властей и ее особенности в России…15

Заключение ………………………………………………………..34

Литература ………………………………………………………...36

Файлы: 1 файл

КР Политология.docx

— 65.86 Кб (Скачать файл)

- легальностью использования силы  в пределах государства;

- публичностью, то есть всеобщностью  и безличностью. Это означает, что  политическая власть, в отличие  от других видов власти, обращается  от имени всего общества на  основе права ко всем гражданам;

- моноцентричностью, наличием единого центра принятия решений;

- верховенством, обязательностью  решений для всякой иной власти. Политическая власть может ограничить  влияние субъектов других видов  власти или вовсе ликвидировать  их;

- многообразием ресурсов, находящихся  в ее распоряжении.

Политическая власть всегда очень  тесно связана с властью государственной. Но понятие политической власти шире понятия власти государственной, ибо  политическая деятельность осуществляется не только в рамках государства, но и в рамках других составных частей политической системы общества: политических партий, движений, профсоюзов, общественных и международных организаций. Государственная  власть является ядром политической власти.

Государственная власть - это форма политической власти, характеризующаяся способностью государства влиять на характер, направления деятельности и поведение людей, социальных групп, классов посредством экономических, социальных, политических, духовных и организационно-правовых механизмов в целях обеспечения нормального функционирования общества.

Наряду с общими чертами, характеризующими политическую власть, к специфическим  признакам государственной власти относятся:

1. Суверенность, то есть верховная власть на определенной территории;

2. Обладание монопольным правом на легальное использование насилия;

3. Наличие специального аппарата (механизма) управления;

4. Право на взимание налогов и различного рода сборов;

5. Исключительное право на издание законов и норм, обязательных для всего населения.

Политическая власть призвана обеспечивать законные права граждан, их конституционные  свободы; утверждать право как стержень общественных отношений и самой  уметь подчиняться праву.

Политическая власть выполняет  ряд функций, основными из которых  являются следующие: формирование политической системы общества; организация политической жизни, политических отношений между  политическими институтами, партиями, общественными группами, классами, ассоциациями, гражданами и т.д.; управление делами общества и государства на разных уровнях и т.д.

Для того, чтобы политическая власть была способной выполнять возлагаемые на нее функции и обеспечивать стабильность в обществе, необходимо выполнение следующих условий:

  • соблюдение принципа разделения властей, то есть разделения государственной власти на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную, каждая из которых должна быть относительно самостоятельной и уравновешивать другие;
  • институциализация власти в форме политического господства. В отличие от обыденного негативного понимания господства, связывающего его с такими атрибутами, как угнетение, подавление, научная трактовка господства исходит из его понимания как структурирования, организационного оформления и закрепления в обществе политического порядка властвования и подчинения. Причем такой порядок может соответствовать не только интересам властвующих, но и всего общества;
  • легитимность политической власти, предполагающая признание в обществе обоснованности и необходимости данной политической власти и ее носителей. Власть в обществе по-разному оценивается людьми -- от безусловного признания до категорического ее игнорирования большинством населения. Положительная оценка власти населением, добровольное принятие ее - признак легитимности власти.

В политической истории сформировались и в науке описаны различные  типы легитимности власти:

легальный тип легитимности: власть узаконена установленными нормами  права, основана на признанных обществом  конституционных принципах государства  и подкрепляется деятельностью  соответствующих институтов, а также  санкциями, включая принудительные. Источник легальной легитимности - общее понимание норм, установленных законом;

идеологическая легитимность: власть признается обоснованной в силу внутренней убежденности или веры в правильность тех идеологических ценностей, которые ею провозглашены. Источник легитимности - идеологические ценности;

традиционная легитимность: власть признается легитимной, поскольку она  действует по правилам, укорененным  в традициях, и соответствует  традиционным ценностям масс. Источник легитимности - традиционное сознание;

харизматическая (персональная) легитимность: признание власти основывается на вере масс в особые способности политического  лидера, вождя. Источник легитимации - личный авторитет правителя;

легитимность, основанная на соглашении или навязанная обществу по мотивам  политической целесообразности. Практикуется, обычно, в переходные периоды, когда  утверждается новая политическая система.

В политической практике, как правило, описанные типы легитимности власти переплетаются и взаимно дополняют  друг друга. Доминирование того или  иного типа легитимности во многом связано с характером существующего  в обществе политического режима.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Концепция разделения  властей и ее особенности в  России.

 

Проблемы разделения властей в  новое время встали в ряд первоочередных вопросов переустройства общества на демократических началах. В XVIII веке выдающийся французский просветитель, правовед и философ Ш. Монтескье  активно выступал за осуществление  принципа «разделения властей» как  необходимого условия обеспечения  свободы в обществе и предотвращения деспотизма и тирании. В своём  труде «О духе законов» в 1748 г. он писал: «Для того чтобы предупредить… злоупотребление  властью, необходимо, как это вытекает из самой природы вещей, чтобы  одна власть сдерживала другую. Когда  законодательная и исполнительная власти объединяются в одном и  том же органе… не может быть свободы. С другой стороны, не может  быть свободы, если судебная власть не отделена от законодательной и исполнительной… И наступит конец всему, если одно и то же лицо или орган, дворянский или народный по своему характеру, станет осуществлять все три вида власти»1.

Основные положения теории разделения властей (по Монтескье). Во-первых, существует три рода власти: законодательная, исполнительная и судебная, которые должны быть распределены между разными государственными органами. Если же в руках одного органа сконцентрируется власть, различная по своему содержанию, то появится возможность для злоупотребления этой властью, а следовательно, свободы граждан будут нарушаться. Каждая ветвь власти предназначена для осуществления определенных функций государства. Основное назначение законодательной власти - «выявить право и сформулировать его в виде положительных законов, обязательных для всех граждан...»2. «Исполнительная власть в свободном государстве предназначена для исполнения законов, устанавливаемых законодательной властью»3. «Задача судей в том, чтобы решения и приговоры всегда были лишь точным применением закона. Судебная власть карает преступления и разрешает столкновения частных лиц»4. Однако, «хотя органы власти действуют самостоятельно, речь идет не об абсолютном обособлении, а лишь об относительной их самостоятельности и одновременном тесном взаимодействии друг с другом, осуществляемом в пределах их полномочий»5.

Во-вторых, должна действовать система  сдержек и противовесов, дабы власти контролировали действия друг друга. «Взаимовлияние законодательной и исполнительной властей гарантирует реальность права, которое, в конечном счете, отражает компромисс сталкивающихся воль и интересов различных социальных слоев и сил... За нарушение законов министры могут быть привлечены законодательным собранием к ответственности. В свою очередь, исполнительная власть в лице государя сдерживает от произвола законодательную власть, будучи наделена правом налагать вето на решения законодательного собрания, устанавливает регламент его работы и распускает собрание...»6. Безусловно, сейчас предусмотрен намного более разнообразный и эффективный механизм «сдержек и противовесов», чем тот, который мы видим в трудах Ш.Монтескье, однако уже в его работах были заложены основные принципы и институты, посредством которых взаимодействуют органы государственной власти. В наше время, как правило, законодательная власть ограничивается референдумом, президентским правом вето, Конституционным Судом, а внутренним ее ограничением является двухпалатное построение Парламента. Исполнительная власть ограничена ответственностью перед Парламентом и подзаконным характером издаваемых ею нормативных актов; должна сохраняться также внутренняя разделенность между Президентом и Правительством, федеральной и региональной властью. Судебная власть подчинена Конституции и закону, а ее внутреннее разделение воплощается в том, что Конституционный Суд выделяется из всей судебной системы, меняется круг полномочий прокуратуры, вводятся системы специальных судов, мировых судей»7.

Позднее теория разделения властей  получила сильное практическое и  теоретическое развитие. Прежде всего, следует упомянуть труды Ж.-Ж. Руссо. В отличие от Монтескье, Руссо  считал, что «законодательная, исполнительная и судебная власти - особые проявления единой власти народа» 8. После этого тезис о единстве власти использовался разными силами. При этом следует отметить, что речь идет не только о власти определенной социальной общности, даже если это компромисс различных классов, совместно осуществляющих политическое господство, политическое руководство обществом, но и об известной степени организационного единства: все органы государства проводят в конечном счете общую политическую линию, определяемую носителем реальной власти, и, как правило, строятся по вертикали. Как взгляды Монтескье, так и взгляды Руссо нашли свое наиболее полное и последовательное отражение в Конституции США 1787 года. Преамбула к этому документу гласит: «Мы, народ Соединенных Штатов...»9, отражая тем самым то, что народ является единственным источником власти. Наряду с утверждением единства источника власти, в Конституции США проводится очень четкое организационно-правовое разделение властей. Также в этом документе нашла свое отражение система сдержек и противовесов: были предусмотрены и процедура импичмента, и отлагательное вето президента, и многие другие институты, которые являются составной частью современного права. Джеймс Мэдисон - четвертый президент США, игравший, по-видимому, значительную роль в создании Конституции, утверждал: «Концентрацию всей власти - законодательной, исполнительной и юридической - в одних руках... можно с полным правом считать определением тирании»10.

В связи с концепцией, которая  предусматривает возможность отделения  президента от исполнительной власти и характеризует его как главу  государства, встает вопрос об особой ветви власти - арбитражной. Во французской  Конституции 1958 года, например, говорится, что президент своим арбитражем обеспечивает нормальное функционирование публичных властей. Аналогичные  формулировки включены в 90-х годах  в Конституции Румынии и некоторых  стран Африки. Речь идет об арбитраже  между властями, а не органами государства. Проект Конституции РФ принятый 12 декабря 1993года предусматривал именно такой подход. Также теория разделения властей иногда применяется относительно разделения власти между субъектом федерации и федеральными государственными органами, принимая за основу взаимоотношений органов различных уровней власти одно из положений теории разделения властей - наделение ветвей (здесь - органов определенного уровня) власти строго определенными полномочиями. Такой подход позволяет избежать национальных конфликтов.  Все эти «новшества» - это, скорее, попытка приспособить классическую теорию к реальным особенностям конкретных государств. Суть же теории при этом не меняется, так как не меняется главное - система сдержек и противовесов. Количество называемых или существующих властей не столь важно, сколь важно обеспечение механизма, не позволяющего узурпировать всю власть в руках одного государственного органа или одной ветви власти. Кроме тенденции роста «числа властей» можно отметить тенденцию к взаимопроникновению властей, чему есть масса подтверждений: утверждение палатами парламента многих должностных лиц, назначение (или предложение кандидатов на должность) судей президентом и утверждение их палатой парламента, полномочия Конституционного суда, совмещение мандата министра и парламентария. «Это взаимодействие властей выражается как в организационно-функциональном их сближении на основе Закона, так и в усилении элементов взаимоконтроля»11. Думается, подобная тенденция означает не отдаление от принципа разделения властей, а наоборот, дальнейшее развитие реализации принципа «сдержек и противовесов».

В связи с информатизацией общества в XX веке в современной теории государства  и права принято выделять еще  одну ветвь власти – «четвертую власть» - средства массовой информации. Дело в том, что телевидение, радио, печать и другие средства массовой информации, ставшие в наше время доступными почти всем слоям населения, не просто информируют общество о тех или иных политических событиях, но и навязывают людям свою оценку происходящего, свои идеалы, они имеют возможность манипулировать общественным мнением. Даже в недемократических государствах, где точка зрения «масс» проявляется лишь в критических ситуациях (революции и т.п.), правительства понимают всю значимость влияния «четвертой власти» на людей и пытаются регулировать и использовать эту власть в своих интересах (вспомнить хотя бы положение средств массовой информации в России в советский период, да и в более ранние периоды истории нашей страны). В демократических государствах "четвертая власть" - это реально действующая сила, не считаться с которой никто не может, нельзя просто запретить деятельность какой-либо газеты, телепрограммы и т.п. Нам трудно представить себе предвыборные кампании без участия средств массовой информации, ни один закон не будет действовать, пока он не опубликован, то есть «четвертая власть» является необходимой частью функционирования системы государственных органов. Средства массовой информации играют очень важную роль в системе «сдержек и противовесов», сдерживая действия органов государства. В результате столь широкого влияния на жизнедеятельность государства и общества можно с уверенностью назвать средства массовой информации «четвертой властью».

Таковы основные изменения (дополнения) которые претерпела концепция разделения властей за более чем двухсотлетнюю  историю своего существования, эта  теория нашла очень широкое применение в государственно-правовой практике многих стран. Каковы же результаты? Прежде всего, теория разделения властей явилась  одним из основных гарантов прав и  свобод человека, именно в тех странах, где реализация данной концепции  имеет наиболее прочные традиции, демократические принципы нашли  самое широкое применение. Второе преимущество государственной системы, основанной на принципе разделении властей - это относительная стабильность внутриполитического положения  государства, потому что разделение властей позволяет выходить из критических  ситуаций на основе норм конституции, посредством консенсуса социальных сил. Вообще, сейчас трудно судить о  результатах применения теории разделения властей на практике, потому что применение этого принципа невозможно отделить от других тенденций в развитии государств: стремление к демократии, созданию гражданского общества и правового государства. Поэтому некоторые перечисленные мной «результаты применения теории разделения властей» относятся, скорее, к результатам применения всех новых, прогрессивных государственно-правовых концепций, органично взаимосвязанных друг с другом.

Информация о работе Власть