Власть в обществе. Особенности политической власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 17:41, контрольная работа

Описание работы

Необходимость власти обусловлена сущностью человеческого общения, предполагающего подчинение всех участников общения единой воли с целью поддержания целостности и стабильности общества.
В данной работе я рассмотрю сущность власти и ее основные виды. Постараюсь дать наиболее полное определение понятию "власть". Рассмотрю особенности политической власти, ее формы и функции.
А так же рассмотрю множество подходов к определению сущности власти через основные концепции.

Содержание работы

Введение
Природа власти, ее разновидности и структура…………………………………………4
Политическая власть и ее особенности. Легитимность власти………………………...7
Принципы делегирования власти. Три «ветви» власти………………………………...10
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

политология.doc

— 103.50 Кб (Скачать файл)

Традиционная  легитимность опирается на традицию, на некогда установленный порядок. Сама традиционная власть имеет несколько видов:

    • геронтократия - власть старейшин;
    • патриархальная - власть племенных вождей;
    • патримониальная - власть монарха, которая в прошлом находила подкрепление не

только в традиции престолонаследия, но и обращалась к религиозной легитимации - монарх как помазанник Божий. Полубожественный образ монарха поддерживался  особыми символами: ритуалами, пышностью  одежд и трона, специальными изображениями;

    • султанизм (разновидность патримониальной власти), где традицией является использование насилия, а власть правителя освобождается от традиционных ограничений и характеризуется абсолютным произволом.
    • власть суверена над феодалами-вассалами, которая доминировала в средневековую эпоху. Современным проявлением этой власти является феномен клиентел (от лат. cliens - послушный) - власть руководителя над группой людей, которые проявляют личную преданность ему в обмен на доступ к каким-либо благам.

Харизматическая легитимность основана на вере в личные качества лидера. В харизматическом лидере видят воплощение таких качеств, как мудрость, святость, героизм. Харизматическая легитимность строится на эмоциональном заряде, на безоглядном доверии вождю.  
     Легальная (рациональная) легитимность имеет своим источником, рационально установленные правила, нормы (законы). В демократических странах - это основной тип легитимности, опирающийся на конституции и конкретные правовые нормы. Именно они выступают посредниками между властью и народом, являясь обязательными и для народа, и для руководства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Принципы делегирования власти. Три «ветви» власти

Делегирование власти - способность субъектов власти (отдельных людей, групп людей, партий, государства) передавать властные полномочия другим субъектам.      Определенными особенностями отличается политическая власть и соответственно способы ее делегирования. Политическая власть характеризуется такими признаками, как всеобщность, моноцентричность, общеобязательность для других видов власти. Государство может передавать часть своей политической власти в процессе создания различных государственных образований (федерации, конфедерации). На раннем этапе образования североамериканской федерации была разработана концепция дуалистического федерализма, нашедшая известное отражение в конституции Соединенных Штатов Америки. Суть этой концепции в том, что самостоятельные штаты по соглашению между собой создают федерацию. Органы федерации и органы штатов имеют самостоятельную компетенцию и не вмешиваются в дела друг друга. (Федерализм: Энцикл. слов.-М., 1997)

 

Делегирование – это способ разделения власти. В теории управления делегирование означает передачу задач и полномочий лицу, которое принимает на себя ответственность за их выполнение. В этом случае переданное право подчиненного работать за менеджера является временными и будет длиться на протяжении полученного задания. Подчиненный берет на себя обязательство выполнить задание и отвечает за успешное завершение работы. Одновременно с этим передаются и властные полномочия, необходимые для качественного и своевременного выполнения задания. Отсутствие достаточной компетенции для принятия решения у подчиненного приводит к снижению вероятности качественного выполнения задания. В данном случае требуется четкое понимание, в какой мере делегируется власть, чтобы избежать недопонимания и неудач в будущем. 
Делегирование позволяет создать сплоченную команду сотрудников (люди, которых наделили властью, ощущают свою силу и могущество и поэтому пожелают остаться в команде). Чем больше делегируется власть другим, тем более эффективным будет труд руководителя, который будет избавлен от рутинной работы.

Существуют  три ветви государственной власти:

· Законодательная;

· Исполнительная;

· Судебная.

 

Законодательная власть.

Федеральное Собрание –  это законодательный и представительный орган власти РФ. Федеральное Собрание состоит из двух палат – Совета Федерации и Государственной  Думы. В СФ входит по два представителя  от каждого субъекта РФ, т.е. по одному от законодательного собрания области и от губернатора. Таким образом, независимо от численности населения каждый субъект федерации имеет по два представителя в верхней палате российского парламента, это обстоятельство позволяет малочисленным народам иметь своих представителей в российском парламенте. Эта уступка малочисленным народам позволяет улаживать конфликты между многочисленными и малочисленными народами.

ГД избирается сроком на 5 лет. Депутатом ГД может быть избран гражданин РФ, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах. Принцип разделения властей диктует, чтобы депутат ГД не може5т находиться на государственной службе в исполнительной власти, т.е. один человек не может занимать должности одновременно в двух ветвях власти. Депутат ГД получает высокую заработную плату, сравнимую с заработной платой федерального министра. Чтобы предохранить депутатов ГД от подкупа, им запрещено заниматься любой другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельностью. Чтобы предохранить депутатов от давления со стороны исполнительной власти и судебной власти, от ареста и уголовного преследования, депутаты ФС обладают депутатской неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску. Вопрос о лишении депутатской неприкосновенности решается по представлению генерального прокурора соответствующей палатой ФС.

СФ и ГД выбирают из своего состава председателей и  их заместителей. ГД образует комитеты и комиссии, которые готовят новые законопроекты. ГД и СФ образуют Счётную Палату для контроля над исполнением федерального бюджета.

Полномочия  Совета Федерации:

· Утверждение изменения границ между субъектами РФ.

· Утверждение указа президента РФ о введении военного положения и чрезвычайного положения.

· Решение вопроса о возможности использования Вооружённых Сил за пределами страны, т.е. о начале войны с внешним врагом.

· Назначение выборов президента РФ и отрешение президента от должности в случае импичмента.

· Назначение на должность судей КС и генерального прокурора.

Полномочия  Государственной Думы:

· Дача согласия президенту РФ на назначение председателя правительства.

· Назначение на должность и освобождение от должности председателя ЦБ, Председателя СП, уполномоченного по правам человека.

· Объявление амнистии.

· Выдвижение обвинения против президента РФ для отрешения его от должности.

· Принятие федеральных законов большинством голосов от общего числа депутатов ГД.

Процедура принятия федеральных законов:

· Сначала Президент РФ, члены СФ, члены ГД, Правительство РФ, КС, Верховный Суд или Высший арбитражный Суд, которые имеют право законодательной инициативы, вносят законопроект на обсуждение ГД.

· Затем этот законопроект обсуждается в одной из комиссий ГД.

· Затем происходит голосование по этому законопроекту в ГД, в результате этот законопроект принимается или отвергается.

· Затем в течение 5 дней этот закон передаётся на утверждение в СФ. В случае отклонения федерального закона СФ две палаты могут создать согласительную комиссию для поиска компромиссного решения.

· Затем федеральный закон в течение 5 дней направляется на утверждение президента РФ для подписания и обнародования. Только опубликованные законы вступают в силу.

Таким образом, каждая из трёх ветвей власти имеет право «вето» («запрещаю») и три ветви власти вынуждены договариваться друг с другом, поэтому ни одна ветвь власти не может стать самой главной и тиранической, не может допускать произвол. В этом состоит сущность разделения властей.

Исполнительная власть.

В состав исполнительной ветви власти входят премьер-министр, губернаторы, мэры, сотрудники министерств, армии, полиции и т. д. Другое название исполнительной власти – это бюрократия. В России президент является главой государства. По Конституции исполнительную власть в РФ осуществляет правительство РФ. Оно состоит из председателя правительства, его заместителей и министров. Председатель правительства назначается президентом РФ с согласия ГД. После троекратного отклонения ГД представленных кандидатур на пост председателя правительства, президент назначает председателя правительства, распускает ГД и назначает новые выборы в ГД.

Полномочия  Правительства РФ:

· Разрабатывает и представляет ГД федеральный бюджет и обеспечивает его выполнение.

· Обеспечивает проведение единой финансовой политики, политики в области науки, культуры, образования, здравоохранения и социального обеспечения.

· Обеспечивает соблюдение законности

· Издаёт постановления.

ГД может высказать  недоверие правительству большинством голосов. После этого Президент РФ вправе отправить в отставку правительство или не согласиться с решением ГД. В случае повторного выражения недоверия правительству со стороны ГД в течение 3-х месяцев после первого президент объявляет об отставке правительства или о роспуске ГД.

Для сравнения: В США президент назначает высших чиновников с согласия Сената. По Конституции США главой исполнительной власти является президент, т.е., в отличие от Российской Федерации, в США не существует премьер-министра, и президент США не имеет права распускать парламент. В Российской Федерации президент – это глава государства, а в США не существует главы государства. Отсутствие главы государства более точно соответствует принципу разделения властей.

Судебная власть.

В состав судебной ветви власти входят конституционный суд, суды общей юрисдикции, арбитраж, прокуратура. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Судьями могут быть граждане РФ, достигшие 25 лет, имеющие юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее 5 лет. Судьи не зависят от исполнительной власти и подчиняются только конституции и федеральному закону. Судьи неприкосновенны и не могут быть привлечены к уголовной ответственности. Разбирательство дела в суде является открытым. Судопроизводство осуществляется на основе состязательности сторон между прокурором и адвокатом. Судопроизводство осуществляется с участием присяжных заседателей. КС РФ состоит из 19 судей. КС решает дела о соответствии Конституции РФ новых законов, указов президента и постановлений правительства, конституций республик, международных договоров и др. нормативных актов. КС даёт толкование Конституции РФ. Нормативные акты, признанные КС неконституционными, утрачивают силу. Верховный Суд является высшим судебным органом по гражданским, уголовным и административным делам. Высший Арбитражный Суд РФ – это высший судебный орган по разрешению экономических споров. Прокуратура РФ осуществляет надзор за соблюдением законов. Судьи этих трёх высших судов и Генеральный Прокурор назначаются СФ с согласия президента РФ.

 

 

Заключение

Власть и есть та основа, которая определяет политику; власть существует везде, где есть совместная деятельность; это необходимый атрибут общественных отношений, суть которого заключается в переводе материальных и духовных интересов и сил в совместное действие. Для того чтобы обеспечить совместность в любом деле, кто-то должен взять на себя инициативу распоряжения. Эта инициатива либо принимается, либо оспаривается. Такова абстрактная модель функционирования власти: господства, доминирования и согласия и подчинения. В реализации же действительного властного акта дело обстоит гораздо сложнее. Подчинение и сопротивление оказываются переплетенными между собою весьма сложным и для каждого отдельного случая специфическим образом.

Так же я хотел подчеркнуть  и то обстоятельство, что классическая постановка вопроса о власти исходит  из того, что она представляет собою  совокупность политических институтов, посредством функционирования которых одни социальные группы получают возможность навязывать свою волю другим и действовать в соответствии с так называемыми общими (общенародными общегосударственными) интересами. Центральное место среди этих институтов занимает государство, которое имеет право и обязанность говорить от имени народа или всего организуемого им сообщества. Государство — необходимый общественный институт. Специфика государства в том, что оно претендует на монополию легитимного политического насилия в пределах своей юрисдикции. Более того, сущностное определение государства, по Веберу, состоит в том, что это единственная инстанция, которая имеет право на применение насилия по отношению к своим гражданам и в пределах своей территории.

Нельзя не согласиться с мнением А. Здравомыслова, что власть является центром, своего рода, силового поля, напряжение в котором распространяется неравномерно. Можно сказать, что сама власть представляет собой определенную совокупность средств организации социального пространства через соответствующие точки напряжения, через линии искривления пространства. Там, где сопротивление власти минимально, наименьшим является и напряженность самого поля. Там, где появляются или существуют точки нелояльности, несогласия, неподчинения и протеста, возникает напряженность и необходимость концентрации властных усилий различного рода. Если напряженность накапливается в центрах, жизненно значимых для всей системы доминирования и подчинения, а не в периферийных областях, то возникает непосредственная угроза самим основаниям властных отношений.

Еще раз следует подчеркнуть, что любое совместное действие обязательно  предполагает определенное соотношение  между властью, авторитетом, с одной  стороны, и согласием с нею, ее легитимным признанием, с другой. С этой точки зрения “вездесущность” власти не является исключительным достоянием тоталитарного общества.

Информация о работе Власть в обществе. Особенности политической власти