Власть как социально политический феномен

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2013 в 07:36, контрольная работа

Описание работы

Субъект или объект характеризуют крайние полюса, активные начала структуры власти. Само деление людей на субъектов и объектов, начальников и подчиненных во многом релятивно и изменчиво: в одном отношении человек выступает начальником, в другом — подчиненным, причем со временем индивиды могут поменяться ролями. Применительно к политической власти взаимодействие ее агентов опосредуется целым комплексом средств или ресурсов и осуществляется в рамках специального институционального механизма, стабилизирующего и регулирующего процесс властвования. Целью данной контрольной является понять что же такое власть, какова ее структура, функции и что же она представляет как социально-политический феномен.

Содержание работы

1. Введение
2. Сущность власти
3. Структура политической власти и ее основные элементы
4. Функции и виды власти
5. Легитимность власти, взаимосвязь с эффективностью
6. Делегитимация
7. Политическая власть и ее легитимность в России
8. Заключение
9. Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

контр.раб. по политологии.docx

— 44.72 Кб (Скачать файл)

Процесс властвования упорядочивается  и регулируется с помощью специального механизма власти — системы организаций и норм их устройства и деятельности. Применительно к такому сложному социальному субъекту, как общество (народ), механизмом власти выступают государственные органы и другие политические институты и право.

 

Функции и виды власти, их классификация

Одной из наиболее содержательных классификаций власти является ее деление в соответствии с ресурсами, на которые она опирается, а именно, на экономическую, социальную, политическую, принудительную, духовно-информационную.

Экономическая власть - это контроль над экономическими ресурсами, собственность на различного рода материальные ценности.

Социальная  власть - это распределение положения в социальной структуре, статусов, должностей и привилегий.

Политическая  власть - всякая организованная воля одной  группы людей по отношению к другой, которая осуществляет подчинение во имя общих целей.

Политическая  власть характеризуется рядом признаков: легитимностью, верховенством, публичностью, моноцентричностью, многообразием ресурсов.

Особым  видом политической власти является государственная власть. Это социально  организованная власть, располагающая  монопольным правом издавать законы, обязательные для всего населения и опирающиеся на особый аппарат принуждения, как на одно из средств для соблюдения законов и распоряжений.

Духовно-информационная власть - это власть над людьми, осуществляемая с помощью научных знаний и  информации. В современном обществе без опоры на знания власть не может быть эффективной. Знания используются как для подготовки правительственных решений, так и для  непосредственного воздействия на сознание людей для обеспечение их  лояльности и поддержки правительства.

Существует классификация власти по функциям ее органов: законодательная, исполнительная и судебная. По способам взаимодействия субъекта и объекта власти существуют демократическая, авторитарная и т.п. власти.

 

Легитимность власти, взаимосвязь с эффективностью

Легитимность  – общественное признание законности, правомерности официальной власти. Речь идет о доверии и поддержке, которые оказывают ей общество, народ, а не о правовом, юридическом закреплении политической власти в соответствующих государственных документах.

В науку  понятие «легитимность власти» впервые было введено немецким ученым Максом Вебером. Он же показал, что легитимация (обретение властью законности) не есть во всех случаях однотипный процесс, имеющий одни и те же корни, одно основание.

В зависимости  от мотивов подчинения выделяются три  главных типа легитимности власти.

1. Традиционная легитимность. Она обретается благодаря обычаям, привычке повиноваться власти, вере в непоколебимость и священность издревле существующих порядков. Традиционное господство характерно для монархий. Традиционная легитимность отличается прочностью. Поэтому, считал Вебер, для стабильности демократии полезно сохранение наследственного монарха, подкрепляющего авторитет государства многовековыми традициями почитания власти.

2. Харизматическая легитимность. Она основана на вере в исключительные качества, чудесный дар, т.е. харизму, руководителя, которого иногда даже обожествляют, создают культ его личности. Харизматический способ легитимации часто наблюдается в периоды революционных перемен, когда новая власть для признания населением не может опереться на авторитет традиций или же демократически выраженной воли большинства. В этом случае сознательно культивируется величие самой личности вождя, авторитет которого освящает институты власти, способствует их признанию и принятию населением. Харизматическая легитимность базируется на вере и на эмоциональном, личностном отношении вождя и массы.

3. Рационально-правовая (демократическая) легитимность. Ее источником выступает рационально понятый интерес, который побуждает людей подчиняться решениям правительства, сформированного по общепризнанным правилам, т.е. на основе демократических процедур. В таком государстве подчиняются не личности руководителя, а законам, в рамках которых избираются и действуют представители власти.

Легитимность  власти коренится в политической культуре населения и означает соответствие ее устройства ценностным представлениям граждан. Однако их отношение к власти может быть не только ценностным - с позиций норм нравственности, но и инструментальным - оценивающим ее с точки зрения того, что она дает или может дать людям. Такое инструментальное отношение между гражданами и властью характеризуется понятием эффективности.

Эффективность власти - это ее результативность, степень выполнения ею своих функций в политической системе и обществе, реализации ожиданий граждан и прежде всего наиболее влиятельных слоев - элит. В современных условиях легитимность и эффективность власти - два важнейших фактора ее стабильности, доверия к ней и поддержки ее гражданами.

Несмотря  на мотивационные различия легитимность и эффективность власти взаимосвязаны. В конечном счете любые типы легитимности власти во многом определяются надеждами населения на ее эффективность, т.е. удовлетворение его требований.

Достичь эффективности, не обладая легитимностью, т.е. одобрением и поддержкой граждан, достаточно сложно. Большое число государств переживает кризис легитимности. На протяжении многих десятилетий особенно остро он проявлялся в форме политической нестабильности, частых государственных переворотов. Проблема легитимности стала связана с разрушением традиционных, идеологических и харизматических механизмов легитимации, с отсутствием многих зрелых предпосылок, необходимых для демократии, и с низкой эффективностью власти, сформированной по демократическим процедурам.

 

Делегитимация

Делегитимация - процесс, противоположный легитимации. Сопровождается утратой доверия, лишением политики и власти общественного кредита. Основными причинами делегитимации являются:

1. Противоречие между универсальными ценностями, господствующими в обществе, и эгоистическими интересами властвующей элиты;

2. Противоречие между идеей демократии и социально-политической практикой. Это проявляется в попытках решить проблемы силовым путем, нажимом на средства массовой информации;

3. Отсутствие в политической системе механизмов по защите интересов народных масс;

4. Нарастание бюрократизации и коррумпированности;

5. Национализм, этнический сепаратизм в многонациональных государствах;

6. Потеря правящей элитой веры в правомерность своей власти, возникновение внутри нее острых социальных противоречий, столкновение разных ветвей власти.

 

Политическая  власть и ее легитимность в России

За последние  двадцать лет произошел переход  системы власти в России от советского состояния «мыслить от имени народа и для народа» к состоянию  «мыслить от себя и в пределах своей  юрисдикции». Т.е. власть становится самостоятельным актором, а народ перестает быть единым социальным субъектом и преобразуется в гражданское общество.

Однако, переход к такой ситуации произошел не сразу. У российской власти 1990-х гг. было достаточно много проблем с легитимностью, несмотря на появившиеся перспективы у населения обрести долгожданную свободу и повысить свой жизненный уровень.

Важным  фактором легитимности явилось признание  «мировым сообществом», «цивилизованными странами» того порядка, который  создавался в постсоветской России. Этот порядок отличался распространением либеральных ценностей и рыночной экономики.

Путь  шоковой терапии, выбранный властью, большинством населения был принят как неприятный, но необходимый шаг. Приступая к перестройке социальных отношений, политическая власть пыталось учесть настрой населения, желавшего  сохранить широкий круг социальных гарантий, и при этом удержаться в рамках либеральной традиции. Однако, финансовых ресурсов у государства не хватало. Более того, по мере стремительного роста цен, проведения жесткой бюджетной и денежно-кредитной политики и сворачивания социальных программ, приватизации, «обвального» сокращения производства, роста безработицы, резкого падения жизненного уровня значительной части населения легитимность политической власти падала, а к середине 1993 г. ее охватил системный кризис.

В социальном плане кризис легитимности политической власти в России обусловлен, с одной  стороны, скептицизмом и недовольством  значительной части населения деятельностью  государственной власти, а также политических партий, представляющих конкретные группы интересов; с другой стороны, слабостью самой власти, ее неспособностью эффективно решать актуальные проблемы современной российской действительности. Во-первых, государственная власть берет на себя гораздо больше обязательств, чем способна выполнить; а во-вторых, правительство и партии, особенно в ходе предвыборных кампаний, дают гораздо больше обещаний, чем могут выполнить. Безответственность правительства, партий, политических лидеров ведет к разочарованию и скептицизму в массовом сознании, а следовательно, и к утрате политической властью легитимности.

В современной  России существует потребность в  нравственной политике. В стране складывается ситуация, когда в общественном мнении начинает преобладать представление о том, что все трудности, переживаемые страной, напрямую связаны с нечестностью, обманом, коррупцией и воровством на всех этажах социально-политической иерархии, что подтверждается коррупционными скандалами во властных структурах. На волне массового нравственного негодования рождается мысль, что стоит положить конец разворовыванию страны и грабежу народа, как все наладится и все проблемы разрешатся сами собой.

Представляется, что основной причиной неспособности  власти выполнять свои общественные функции, является разрыв между властью  и народом. Но этот разрыв происходит не только по причине власти, что  является свидетельством одностороннего подхода. Власть становится такой, какой  ее делает человек, исходя из своих  потребностей, понимания сущности власти и соответствующих ожиданий от нее.

Власть  должна управлять адекватно тем  требованиям, которые предъявляются  к ней в соответствии с динамичными  и качественными изменениями  современного мира. Россия переходит  к новому этапу социальной самоорганизации, с возросшими требованиями к личности, государственным и общественным институтам. Вследствие новых задач, система власти должна быть построена  таким образом, чтобы не подавлять  многообразие интересов в обществе, стремиться к согласию и солидарности всех его членов, а граждане должны проявлять толерантность друг к  другу и взаимопонимание.

В большей  мере легитимность политической власти в современной России приобретена благодаря легальному способу формирования властных институтов. Таковыми стали президентские выборы, парламентские выборы и др. Государственная власть, нашедшая поддержку у населения страны, имеет шанс быть эффективной в своей политической, экономической и социальной деятельности, поскольку она пользуется поддержкой, авторитетом и не встречает противодействия в своем функционировании.

Легитимность  политической власти в современной  России базируется, в первую очередь, на ожиданиях народа, связанных с  личностью президента, установлением  политической стабильности, демонстрацией  власти своих шагов, направленных на повышение уровня жизни людей, постановке такой проблемы Президентом России, ускорением экономического развития страны, перераспределением денежных средств  от богатых к бедным слоям населения, создание законодательной базы, необходимой  для проведения этих преобразований в обществе, эффективной работе законодательной и исполнительной ветвей власти.

Такие шаги, подкрепленные реальными результатами, являются необходимым условием для  признания со стороны граждан  России права власти руководить государством.

 

Заключение

Таким образом, власть является специальным социальным институтом, который упорядочивает  социальные отношения и поведения  индивидов.

Власть присутствует везде, где есть устоявшиеся объединения людей: в семье, производственных коллективах, государстве, то есть там, где реальны возможности влиять на поведение людей. Общество без власти - это хаос, дезорганизация, саморазрушение социальных связей.

Власть  как социально-политический феномен проявляется в различных сферах жизнедеятельности человека. В личной жизни - это власть над собой и обстоятельствами, в социуме - это власть над людьми, в биосфере - это власть над природой. Политическая власть определяет воздействие на поведение масс, групп, организаций с помощью средств которыми обладает государство. Стабильность и прочность власти зависят от ее легитимности.

Основной причиной неспособности власти выполнять свои общественные функции, является разрыв между властью и народом. Власть становится такой, какой ее делает человек, исходя из своих потребностей, понимания сущности власти и соответствующих ожиданий от нее.

 

 

  

Список используемой литературы

1. Введение в политологию.  Пугачев В.П., Соловьев А.И., 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Аспект Пресс, 2004. - 479 с.

2. Конституционное право России: энциклопедический словарь. Иванец Г.И., Калинский И.В., Червонюк В.И.  / Под общей ред. В.И. Червонюка. - М.: Юрид. лит., 2002. - 432 с

3. Курс политологии.  Общ. ред. Грязновой А.Г. - М.: 2002. - 460 с.

4.Электронные ресурсы: 

- http://the41stvote.org/

- http://nicbar.narod.ru/

 


Информация о работе Власть как социально политический феномен