Власть и оппозиция в Беларуси на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 17:07, контрольная работа

Описание работы

Понятие власти является одним из центральных в политологии. Оно дает ключ к
пониманию политических институтов, политических движений и самой политики.
Определение власти, понятие, ее сущность и характера имеет важнейшее значение
для понимания природы политики и государства, позволяет выделить политику и
политические отношения из всей суммы общественных отношений.

Файлы: 1 файл

КР по политологии.doc

— 81.50 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  республики Беларусь

Учреждение образования

«БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ ИНФОРМАТИКИ И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ»

Институт информационных технологий

 

Специальность  ИТУТС

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

По курсу Политологии

 

Вариант № 22

 

Студент-заочник 1 курса

Группы № _______

__________________________

_________________________

Тел. ___________________

 

 

 

 

 

Минск, 2011

 

Власть и оппозиция в Беларуси на современном этапе

 

Понятие власти является одним из центральных в политологии. Оно  дает ключ к

пониманию политических институтов, политических движений и самой политики.

Определение власти, понятие, ее сущность и характера имеет важнейшее  значение

для понимания природы политики и государства, позволяет выделить политику и

политические отношения из всей суммы общественных отношений.

Власть является одной из важнейших  политологических категорий, неразрывно

связанной с политикой. Именно властью  определяются территории государств,

обеспечивается реализация общих  интересов населения.

Власть представляет собой особый вид общественных отношений, присущий всем

этапам развития человечества. Через  отношения власти выражается объективная

потребность людей в саморегуляции  и организации. В обществе всегда есть

различные индивидуальные и групповые  интересы, которые необходимо

регулировать, соподчинять, снимая социальную напряженность.

Таким образом, властные отношения  служат механизмом регуляции общественной

жизни, гарантом целостности различных  обществ, древнейшей формой их

организации.

 

Структура Власти В Республике Беларусь

 

Законодательная власть

 

Законодательную власть осуществляет двухпалатный Парламент — Национальное собрание. Нижняя палата — Палата Представителей, верхняя — Совет Республики.

 

Национальное собрание было создано  в 1996 году в связи с изменением Конституции, когда прекратились полномочия Верховного Совета Республики Беларусь, бывшего парламентом до этого. Срок полномочий Национального собрания — 4 года.

 

Состав Палаты представителей — 110 депутатов. Избрание депутатов осуществляется на основе всеобщего, свободного, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании. Выборы происходят по одномандатным округам. Палата представителей первого созыва (1996—2000) формировалась из депутатов распущенного Верховного Совета. Палата представителей второго созыва действовала в 2000—2004 годах, третьего — с 2004 года. Основные полномочия Палаты представителей:

рассматривает и принимает проекты  законов;

назначает выборы Президента;

даёт согласие Президенту на назначение премьер-министра;

выражает вотум недоверия правительству;

выдвигает обвинения против Президента.

 

Совет Республики является палатой  территориального представительства. Он состоит из 64 членов: по 8 членов избирают областные и Минских городской  совет при тайном голосовании, ещё 8 членов назначает Президент. Основные полномочия Совета Республики:

одобрение или отклонение проектов законов, принятых Палатой представителей;

избирает шесть судей Конституционного Суда и шесть членов Центральной  комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов;

дает согласие на назначение Президентом  Председателя Конституционного Суда, Председателя и судей Верховного Суда и других высших должностных  лиц;

контролирует работы местных советов  депутатов, может отменять их решение  или распустить в случае нарушения законодательства;

рассматривает указы Президента о  введении чрезвычайного и военного положения;

принимает решение об отрешении  Президента от должности.

 

Исполнительная власть

 

Исполнительную власть осуществляет Правительство — Совет Министров Республики Беларусь. Он состоит из премьер-министра, его заместителей, министров, руководители иных республиканских органов государственного управления и руководит системой подчинённых ему органов государственного управления и других органов исполнительной власти.

 

Судебная власть

 

Судебная власть принадлежит судам, судебная система строится на принципах  территориальности и специализации. Правосудие осуществляется на основе состязательности и равенства сторон в процессе. Контроль за конституционностью нормативных актов в государстве осуществляется Конституционным Судом Республики Беларусь. Судебная система состоит из районных и городских судов — суды первой инстанции; областных и города Минска, Верховного суда, Высшего хозяйственного суда.

Президент

 

Основная статья: Президент Республики Беларусь

 

Президент Республики Беларусь является Главой государства, гарантом Конституции  Республики Беларусь, прав и свобод человека и гражданина. Он представляет Республику Беларусь в отношениях с  другими государствами и международными организациями. Обладает широким кругом полномочий, основными из которых являются:

определяет структуру Правительства  Республики Беларусь, назначает на должность и освобождает от должности  заместителей Премьер-министра, министров  и других членов Правительства, принимает решение об отставке Правительства или его членов;

назначает руководителей республиканских  органов государственного управления и определяет их статус;

подписывает законы; имеет право  в порядке, установленном Конституцией, возвратить закон или отдельные его положения со своими возражениями в Палату представителей;

имеет право отменять акты правительства;

является Главнокомандующим Вооружёнными Силами Республики Беларусь

назначает республиканский референдум;

может издавать декреты, имеющие силу закона.

 

Первые президентские выборы в  Республике Беларусь состоялись 10 июля 1994. На них победил Александр Лукашенко. Он также побеждал и на всех последующих  выборах — в 2001, 2006 и 2010 годах.

 

 

Партии в Беларуси.

 

В Республике Беларусь статья 4 Конституции провозглашает, что “демократия в Республике Беларусь осуществляется на основе многообразия политических институтов, идеологий и мнений”.

Согласно ч. 1 ст. 36 Конституции Республики Беларусь “каждый имеет право  на свободу объединений”.

Часть 1 ст. 5 Конституции Республики Беларусь гласит: “Политические партии, другие общественные объединения, действуя в рамках Конституции и законов  Республики Беларусь, содействуют выявлению  и выражению политической воли граждан, участвуют в выборах”.

Данные конституционные нормы направлены на реализацию важнейшего конституционного положения, закрепляющего народ в качестве единственного источника государственной власти (ст. 3 Конституции Республики Беларусь). Государство не только признает наличие многопартийности в Республике Беларусь, но и право граждан на свободу объединения, а также право на их участие в политической жизни страны.

Согласно ст. 1 Закона Республики Беларусь от 5 октября 1994 г. № 3266-XII “О политических партиях” политической партией является добровольное общественное объединение, преследующее политические цели, содействующее выявлению и выражению политической воли граждан и участвующее в выборах. Основными целями политической партии являются: формирование общественного мнения, политическое образование и воспитание граждан, выражение мнений граждан по любым вопросам общественной жизни, доведение этих мнений до сведения органов государственной власти и широкой общественности, выдвижение кандидатов при проведении выборов на государственные должности, участие в выборах.

Политические партии создаются  в целях участия граждан Республики Беларусь в политической жизни общества посредством участия не только в  выборах, но и для организации  участия граждан в иных общественных и политических акциях - референдумах, митингах, шествиях, демонстрациях, а также для представления интересов граждан в органах государственной власти и местного самоуправления. Важная роль принадлежит политическим партиям не только в их участии в политической и государственной жизни страны, но и в становлении и развитии гражданского общества в Беларуси. Политические партии являются одним из элементов гражданского общества.

Политические партии имеют право  создавать союзы (ассоциации).

Политические партии, союзы являются некоммерческими организациями.

Государство гарантирует защиту прав и законных интересов политических партий, союзов. Вмешательство государственных  органов и должностных лиц  в деятельность политических партий, союзов, равно как и вмешательство  политических партий, союзов в деятельность государственных органов и должностных лиц, не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законодательством (ст. 6 Закона о политических партиях).

В зависимости от политической ориентации партии можно разделить на три основные группы: левые, центристские и правые.

 


 

 

 

 

 

 

Левые партии стремятся к социализму, социальному равенству, выступают за превосходство коллективных форм собственности над частными. К левым партиям в Беларуси можно отнести: Партия коммунистов Белорусская, Белорусская социалистическая партия, Республиканская партия труда и справедливости и др.

Правые партии выступают за ограничение государственного регулирования в сфере экономики и социальной сфере, за сокращение налогов. Они сторонники устоявшихся традиций и порядков. К правым партиям в Беларуси относятся: Белорусский народный фронт, Белорусская крестьянская партия, Белорусская социал-демократическая громада и др.

Центристские партии подразделяются на левоцентристские и правоцентристские. Центристские партии занимают промежуточное положение и имеют черты как левых, так и правых партий. К центристским партиям в Беларуси можно отнести: Объединенная гражданская партия, Либерально-демократическая партия и др.

В настоящее время в Министерстве юстиции Республики Беларусь зарегистрировано 17 политических партий. Общее количество членов политических партий достигает 45 тысяч человек. Для современных политических партий Беларуси характерны следующие основные черты. Прежде всего – малочисленность членов и в тоже время большое их количество. Для нормального функционирования политической системы в Беларуси достаточно наличия 3-4 партий, выражающих интересы крупных общественных групп. Кроме того, в настоящее время в Беларуси отсутствуют объективные условия для создания политических партий. Большинство граждан Республики Беларусь по имущественному положению не различаются. Господствующее положение в экономике занимает государственная собственность. Все эти факторы не способствуют возникновению нормальных политических партий, а существующие являются прототипами, зародышами партий. Не проявляют особой активности политические партии и в политической жизни страны, не все они принимают участие в избирательных компаниях. Граждане Республики Беларусь не знают большинства политических партий, так как они ни чем особым себя в политический жизни страны не проявляют. Популярность их среди народа невысока. Политическая активность граждан Беларуси и их политическая культура еще не достигли высокого уровня.

 

Партии, поддерживающие политику президента:

Аграрная партия;

Белорусская социально-спортивная партия;

Коммунистическая партия Белоруссии;

Либерально-демократическая партия;

Республиканская партия труда и  справедливости;

Белорусская патриотическая партия;

Республиканская партия.

 

Оппозиционные партии:

Партия БНФ;

Партия «Белорусская социал-демократическая  Громада»;

Объединённая гражданская партия;

Белорусская партия объединённых левых  «Справедливый мир» (бывшая Партия коммунистов белорусская);

Консервативно-христианская партия — БНФ;

Белорусская социал-демократическая  партия (Громада);

Социал-демократическая партия Народного  согласия;

Белорусская партия «Зелёные.

 

 

Партия БНФ

 

Партия БНФ — белорусская  партия, основанная в 1993 году под названием  «Белорусский Народный Фронт». Партия базировалась на общественном движении Белорусский Народный Фронт «Возрождение» (белор. Адраджэнне), которое было основано в 1988 году и выступало за независимость Белоруссии, демократизацию власти, возрождение белорусского языка и культуры. Лидером партии и движения был Зенон Позняк. Партия является членом Международного демократического союза (IDU) с 2007 года.

Партия пользовалась значительной популярностью в конце 1980-х —  начале 1990-х. Однако после обретения  Белоруссией независимости популярность партии стала постепенно уменьшаться. Так, например на выборах в Верховный Совет в 1995 году партия не завоевала ни одного мандата.

16 мая 1999 года оппозиционные  партии организовали «альтернативные  президентские выборы», на которых  кандидатами выдвигались Позняк и Чигирь. Однако Позняк снял свою кандидатуру, это решение фактически лишило смысла всё мероприятие и подверглось жестокой критике в партии. В результате противоречия ещё более углубились, и в декабре 1999 года на VI съезде произошёл раскол. Лидером партии БНФ был выбран Винцук Вечёрко, а Зенон Позняк вместе с частью прежних членов БНФ образовали новую партию — Консервативно-Христианская Партия - БНФ. После раскола рейтинг БНФ значительно упал. Согласно данным на конец 2003 года, партию БНФ поддерживало 2,5 % респондентов, а КХП-БНФ — 1,8 %.

После появления указа об ограничениях на использования слов «Белорусский»  и «Национальный» в названиях организаций партия сменила название на «Партия БНФ»

Партия БНФ сближается с ОГП, эти две партии наиболее активно работают в КРДС. В 2006 году партия вместе с другими демократическими движениями выдвигает на должность президента Александра Милинкевича.

5 сентября 2009 года во Дворце  культуры Минского тракторного  завода открылся очередной, двенадцатый, съезд Партии БНФ. В нём приняли участие более 350 делегатов, представляющих все регионы Белоруссии. Председателем партии был избран Алексей Янукевич. За его кандидатуру проголосовали 179 делегата съезда. Лявон Борщевский набрал на 30 голосов меньше. Съезд также избрал заместителей председателя партии. Ими стали Рыгор Костусев и Игорь Ляльков. Свой пост в руководстве сохранил только Владимир Лобкович.

Информация о работе Власть и оппозиция в Беларуси на современном этапе