Виды избирательных систем

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2015 в 12:16, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является анализ существующих видов избирательных систем. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи: изучить понятие избирательной системы и основные принципы избирательного права, провести правовой анализ видов избирательных систем и дать им характеристику, а также выяснить основные достоинства и недостатки избирательных систем.

Содержание работы

Введение
Основная часть
1 Анализ избирательной системы и избирательного права
1.1 Понятие избирательной системы и избирательного права, принципы избирательного права.
2 Виды избирательных систем
2.1 Характеристика мажоритарной системы
2.2 Характеристика пропорциональной системы
2.3 Характеристика смешанных систем
2.4 Основные достоинства и недостатки существующих избирательных систем
Заключение
Глоссарий
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Виды избир систем.doc

— 275.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение

Основная часть

1 Анализ избирательной системы  и избирательного права

1.1 Понятие избирательной системы  и избирательного права, принципы избирательного права.

2 Виды избирательных систем

2.1 Характеристика мажоритарной системы

2.2 Характеристика пропорциональной системы

2.3 Характеристика смешанных систем

2.4 Основные достоинства и недостатки  существующих избирательных систем

Заключение

Глоссарий

Список использованных источников

Приложения

 

 

Введение

 

Согласно Конституции РФ, «Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей».

Также соответствующими законами и иными нормативными правовыми актами законодательных органов государственной власти субъектов Российской Федерации регулируются полномочия и порядок деятельности избирательных комиссий по выборам в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и в выборные органы местного самоуправления.

При этом во время подготовки и проведения выборов все избирательные комиссии в пределах своей компетенции не зависимы ни от государственных органов, ни от органов местного самоуправления. В свою очередь, органы местного самоуправления, государственные органы, общественные организации, предприятия, средства массовой информации, а также их должностные лица обязаны оказывать всяческое содействие избирательным комиссиям для полноценной реализации их полномочий (например, предоставить необходимые помещения, средства связи, транспортные средства, специализированное оборудование и т.п.).

Так, одним из важнейших принципов существования современного демократического режима является выборность и сменяемость центральных и местных органов государственной власти, а также их легитимность.

Поэтому актуальность выбранной темы «Виды избирательных систем» заключается в значимости роли избирательной системы в развитии политической системы общества. Ведь избирательная система является своеобразным каналом, способствующим осуществлению процесса формирования всей системы представительной власти - от местных органов самоуправления и вплоть до президента. Все мы как граждане своей страны обладаем политическими правами и, участвуя в выборах, влияем на развитие нашего государства.

Принято разделять термин «избирательная система» в двух значениях:

1) в широком смысле – это порядок формирования выборных (представительных) органов государства, который регулируется правовыми нормами, образующими в совокупности избирательное право.

2) в узком смысле – это система распределения мест в выборных органах после установления результатов голосования.

Целью данной работы является анализ существующих видов избирательных систем. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи: изучить понятие избирательной системы и основные принципы избирательного права, провести правовой анализ видов избирательных систем и дать им характеристику, а также выяснить основные достоинства и недостатки избирательных систем.

Так, в первой главе курсовой работы мы рассмотрим общие вопросы об избирательной системе и избирательном праве. Изучим основные понятия и принципы.

Поскольку избирательная система может быть мажоритарной, пропорциональной и смешанной системой, мы приведем анализ характеристик каждого вида во второй главе работы.

При этом теоретической базой исследования послужили работы таких авторов, как Баглай М.В., Гаджиев К.С., Крылова З.Г., Пугинский Б.И., Соловьев А.И., Червонюк В.И. и других.

Основная часть

1 Анализ избирательной системы и избирательного права

 

1.1 Понятие избирательной системы  и избирательного права, принципы избирательного права.

В целом понятие избирательной системы складывается из всей совокупности правовых норм, регулирующих порядок предоставления избирательных прав, проведение выборов и определения результатов голосования.

Однако данный термин имеет и усеченный смысл – в случае, когда он употребляется применительно к порядку определения результатов голосования.

Итак, мы уже сказали, понятие избирательной системы принято рассматривать в широком и узком смыслах. В широком смысле избирательная система – это порядок формирования выборных (представительных) органов государства, регулируемый правовыми нормами, образующими в совокупности избирательное право. В узком смысле избирательная система – это система распределения мест в выборных органах после установления результатов голосования.

Именно в узком смысле различают следующие основные виды избирательных систем:

1) пропорциональная (это система абсолютного большинства, в которой победителем признается кандидат, получивший 50 процентов голосов плюс один от проголосовавших избирателей или система относительного большинства, в которой победителем становится кандидат, получивший большинство голосов);

2) мажоритарная (такая система имеет одночленные избирательные округа, в которых побеждает простое большинство голосов);

3) смешанная система.

При этом в рамках данных основных систем в каждой стране существуют весьма существенные особенности, зачастую устанавливающие по существу совершенно отдельную и неповторимую избирательную систему.

Отметим также, что преимуществом одночленных округов мажоритарной системы является возможность объединения десятков мелких партий вокруг одной из двух традиционных партий: консервативной (или лейбористской) или республиканской (или демократической). В свою очередь для пропорциональной избирательной системы характерно отсутствие вознаграждения за объединение партий в блоки, более того, есть даже некое поощрение раскола в партиях и движениях. Ярким примером данного свойства является факт того, что на выборах 12 декабря 1993 года в Федеральное Собрание России движение «Демократическая Россия» выступило одновременно четырьмя малыми партиями.

Избирательная система регулируется нормами избирательного права. Важно, что понятие «избирательное право» также употребляется в широком и узком смысле.

В широком смысле избирательное право – это вся совокупность норм и правил, регулирующих избирательный процесс от начала и до конца. Так образуется обширный институт конституционного права.

В узком смысле избирательное право – это нормы, регулирующие порядок предоставления права участия в выборах. При этом принято выделять активное и пассивное избирательное право. Активное избирательное право – это право избирать, а пассивное – это право быть избранным.

Всеобщее избирательное право – это такое избирательное право, при котором все взрослые граждане мужского и женского пола имеют право принимать участие в выборах.

Цензы – это специальные условия, ограничивающие всеобщее избирательное право. Исходя из Российского законодательства, в нашем избирательном праве выделяют два вида цензов: возрастной ценз и ценз оседлости (проживание в течение определенного срока на соответствующей территории).

Итак, рассмотрим основные принципы избирательного права в Российской Федерации.

Всем гражданам, достигшим 18 лет, федеральными законами предоставляется активное избирательное право.

Электорат – круг лиц, обладающих активным избирательным правом и образующий избирательный корпус. В это понятие также включаются и граждане Российской Федерации, проживающие за ее пределами.

Однако данное активное избирательное право не означает принуждения граждан к участию в выборах (обязательный вотум). Каждый гражданин может добровольно принимать решение об участии или неучастии в выборах. При этом в ряде зарубежных государств (например, в Австралии, Греции и др.) предусмотрен обязательный вотум, в отличие от России.

Следствием данного права является такой факт, как массовое неучастие избирателей в выборах (называемое «абсентеизм» – отсутствие) во многих избирательных компаниях субъектов Федерации. Данное неучастие может иметь несколько значений: как определенный политический бойкот, так и являться следствием элементарной апатии или отсутствия политической культуры граждан.

Для недопущения факта срыва выборов в результате абсентеизма избирателей, а также с целью обеспечения легитимности избираемого органа, российское законодательство устанавливает обязательный процент участия зарегистрированных избирателей, иначе выборы признаются недействительными. Например, при выборах Президента Российской Федерации он составляет 50 процентов.

Пассивное избирательное право основывается на дополнительных условиях, установленных Конституцией Российской Федерации, законами и иными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Например, в качестве президента нашей страны может избираться любой гражданин, который не моложе 35 лет и проживает постоянно в Российской Федерации уже не менее 10 лет. Депутатом Государственной Думы может в свою очередь стать гражданин, который достиг 21 года и имеет право участвовать в выборах. Для выборов в органы субъектов Федерации, которые имеют право принимать собственные избирательные законы, федеральным законодательством оговорено требование, что кандидат на место в их законодательные (представительные) органы государственной власти должен бить не моложе 21 года, в случае же проведения выборов главы исполнительного органа государственной власти эта возрастная планка повышается до 30 лет.

- при выборах главы местного самоуправления требуемый федеральным законом минимальный возраст не может превышать 21 года.

Так в этих нормах заключаются гарантии для молодых граждан, желающих выдвинуть свою кандидатуру в парламент или на должность главы исполнительной власти.

Отметим, что пассивное избирательное право ограничивается и рядом других федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации. Например, депутатами законодательных органов не могут быть судьи, прокуроры, должностные лица органов исполнительной власти. В свою очередь, депутатами Государственной Думы или законодательных органов субъектов РФ, главами администраций субъектов РФ, а также должностными лицами местного самоуправления могут избираться как военнослужащие, так и сотрудники органов внутренних дел и налоговой полиции, а также работники прокуратуры РФ. Однако в случае победы на выборах их служба приостанавливается со дня их избрания на срок полномочий. Данное требование было законодательно установлено Указом Президента РФ от 30.05.97 г.

Выделим основные принципы избирательного права Российской Федерации.

Принципы избирательного права (или избирательной системы) – это обязательные требования и условия, без соблюдения которых любые выборы не могут быть признанными легитимными. Эти принципы были сформулированы в международно-правовых актах, Конституции и законах РФ.

1) Принцип всеобщности, означающий, что  граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме. Другими словами, всеобщим признается такое избирательное право, при котором все взрослые граждане имеют право принимать участие в выборах.

2) равное избирательное право, означающее  участие граждан в выборах  на равных основаниях. Так, все  граждане, удовлетворяющие требованиям  закона и не отстраненные от  участия в голосовании по законным  основаниям, имеют равные права  и обязанности как избиратели.

Данный принцип предполагает выполнение двух условий:

а) каждый избиратель должен иметь одинаковое число голосов, что обеспечивается тем, что избиратель не может быть включен более чем в один список избирателей. Причем он голосует лично и для получения избирательного бюллетеня требуется предъявление документа, который удостоверяет личность избирателя, а в списке избирателей делается пометка о выдаче избирательного бюллетеня.

б) каждый депутат должен предъявлять одинаковое число избирателей. Должна быть соблюдена единая норма представительства, в соответствии с которой образуются равные по количеству населения избирательные округа, это в свою очередь гарантирует, что ни один избиратель не имеет каких- либо преимуществ перед другим избирателем.

Из данного принципа следует, что любые процедуры, касающиеся определения границ избирательных округов, регистрации избирателей или составление избирательных списков, направленные на отстранение или ослабление участия в выборах отдельных лиц, групп или географических районов или на уменьшение числа голосов, являются абсолютно недопустимыми.

3) прямое избирательное право, означающее, что избиратель непосредственно  подает свой голос за конкретного  кандидата или список кандидатов.

4) Непрямое избирательное право может быть двух видов:

- косвенное, при котором избиратели  выбирают выборщиков, которые в  свою очередь избирают представителей  или каких либо иных лиц;

- многостепенное избирательное право, при котором выбирают представителей  в вышестоящие представительные органы нижестоящие.

5) тайное голосование. Этот принцип  является главным и обязательным  атрибутом демократической системы  выборов, а также абсолютной привилегией  избирателей. Тайное голосование означает, что исключается возможность какого- либо контроля над волеизъявлением избирателей. Избиратели имеют неприкосновенное право никому и никогда не сообщать о своем выборе того или иного депутата. Поэтому избирательные бюллетени не подлежат нумерации, и никто не в праве пытаться идентифицировать использованный бюллетень. Так избиратель заполняет избирательный бюллетень в закрытой кабине или в особой комнате, причем в этих помещениях во время заполнения избирательных бюллетеней запрещается присутствие кого бы то ни было, включая и членов избирательной комиссии. После осуществления своего выбора, избиратель лично опускает бюллетень в избирательный ящик (урну).

Информация о работе Виды избирательных систем