Великие державы в мировой политике: Китайская Народная Республика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 17:24, доклад

Описание работы

Возникнув в 1949 г., современная Китайская Народная Республика (КНР) прошла через ряд драматических этапов в своей истории, включая разрушительную «культурную революцию», чтобы в конце 1970-х гг. начать внутренние социально-экономические реформы, которые вывели страну в начале 2000-х гг. на траекторию одного из лидеров мирового экономического развития. Стремительный экономический рост Китая, его ускоренная интеграция в мировую экономику и, как следстивие, настоящее и будущее влияние на международные отношения сделали анализ роли КНР в мировой политике и экономике в последние годы весьма актуальной исследовательской темой. Китай (наряду с Индией) меняет мировую конфигурацию соотношения сил, сложившуюся политическую и экономическую иерархию стран.

Файлы: 1 файл

Kitaj_v_mirovoj_politike.doc

— 121.50 Кб (Скачать файл)

            

                                                    Глава 8

                   Великие державы в мировой политике: КНР

                                             

Возникнув в 1949 г., современная  Китайская Народная Республика (КНР) прошла через ряд драматических этапов в своей истории, включая разрушительную «культурную революцию», чтобы в конце 1970-х гг. начать внутренние социально-экономические реформы, которые вывели страну в начале 2000-х гг. на траекторию одного из лидеров мирового экономического развития. Стремительный экономический рост Китая, его ускоренная интеграция в мировую экономику и, как следстивие, настоящее и будущее влияние на международные отношения сделали анализ роли КНР в мировой политике и экономике в последние годы весьма актуальной исследовательской темой. Китай (наряду с Индией) меняет мировую конфигурацию соотношения сил, сложившуюся политическую и экономическую иерархию стран. В нашей стране Китай воспринимается почти исключительно как страна, в высшей степени удачно проводящая рыночные реформы и демонстрирующая выдающийся пример динамичного развития. То, что проблем у этой страны достаточно много, покажет  настоящая глава.Внешнеполитические ресурсы Китая (факторы внешнеполитического влияния).

Экономические ресурсы. К 2005 г. китайская экономика заняла 2-е место в мире по объему ВВП (14,4% от мирового по сравнению с 20,42% у США). По внешней торговле (объем экспорта и импорта), а также объему привлеченнных прямых инстранных инвестиций китайская экономика также на 2-м месте в мире. КНР вышла на первое место в мире по величине валютных резервов, которые к началу 2007 г. составили 1066 млрд долл., или 11% мировых валютных резервов, и, по оценкам, увеличит их до 2 трлн долл. к концу нынешнего десятилетия. Часть этих средств размещается за рубежом в ценных бумагах казначейства США. В 2006 г. рост ВВП  Китая превысил 10%, промышленности – 14,9%, инфляция составила всего 2,1%1. Приток прямых иностранных инвестиций в Китай существенно опережает другие развивающиеся страны. А если представить себе, что произошло «экономическое воссоединение» материкового Китая и Тайваня, то картина окажется еще более впечатляющей.

Отвлекаясь от цифр, следует  отметить, что  успехи Китая во внешней  торговле во многом связаны с агрессивной внешнеторговой политикой. Факторы роста экспорта разные эксперты называют разные. Одни считают, что широкое использование дешевого труда пока еще в ряде отраслей остается конкурентным преимуществом Китая. «Китай в настоящее время  - идеальная страна для организации трудоемких экспортных производств любого объема»2. Однако дешевизна рабочей силы сама по себе не определяет конкурентоспособность страны, особенно при низкой производительности труда (что имеет место в Китае). В противном случае самыми конкурентоспособными были бы африканские страны. Причину внушительного торгового успеха Китая, в частности в отношениях с США, американские ученые усматривают в сосредоточении в КНР конечной сборочной стадии азиатских производственных цепочек в электронной промышленности и информационно-телекоммуникационном секторе  в результате перемещения сюда производственных мощностей из соседних стран и территорий (Японии, Гонконга, Тайваня, Южной Кореи). Сборка из импортных деталей и комплектующих составляет в настоящее время 55% совокупного китайского экспорта, а по экспорту в США (основного импортера китайской продукции) – 65%. При этом две трети стоимости китайской экспортной продукции (фактически стоимость тех самых деталей и комплектующих) создается в других азиатских странах, откуда собственно в Китай и перемещена сборка3. Другими словами, ключевую роль играет внешнеторговая политика государства, способствующая привлечению в экономику Китая зарубежных поставок. Во многом это делается усилиями интенсивно создаваемых китайских транснациональных корпораций, на «мировые интересы» которых уже обратили внимание зарубежные аналитики.

Демографические ресурсы. Численность населения Китая в 2005 г. составила 1311,4 млн чел, или 20,6% от общей численности населения мира. Правда, благодаря сдерживающей демографической политике прирост численности населения, по прогнозам, заметно сократится – к 2020 г. численность населения Китая ожидается не многим более 1380 млн чел.4 Однако при этом надо иметь в виду, что этнические китайцы расселены по многим странам мира, преимущественно в Юго-Восточной Азии, а также в США и России. В пределах «ареала распространения китайской цивилизации» (КНР, Тайвань, Сингапур и китайские диаспоры стран Юго-Восточной Азии) к 2025 г. будет проживать 21% населения мира. Очевидны попытки Китая структурировать это пространство различными путями (свободные экономические зоны, таможенные союзы, проект «АСЕАН+3», «юаневая валютная зона» и т.д.).

Военные ресурсы. Кроме того, что Китай с 1964 г. является ядерной державой, он обладает самой многочисленной в мире армией – 1600 тыс. человек. Для сравнения: выступая в Госдуме в феврале 2007 г. министр обороны РФ сообщил, что численность российской армии составляет 1130 тыс. человек, назвав этот показатель достаточным. Парк китайских вооружений пока в основном остается на уровне 1960-1970-х гг, хотя КНР проводит энергичную модернизацию своих вооруженных сил. Военный бюджет  в абсолютных показателях увеличивается, поставлена задача его удвоения, а в перспективе и утроения5. При этом проводятся демонстрационные акции военной мощи Народно-освободительной армии Китая (НОАК), вызывая закономерный вопрос: кого эта могучая армия собирается освобождать? Если постоянный рост военных расходов, включая закупки современного вооружения за рубежом, ориентированны на гипотетические военные действия в Тайваньском проливе, то их явно многовато. Все это не может не вызывать беспокойства у соседей по региону (совокупные военные расходы стран Азии за последние годы увеличились на 50%) и не только у них.

 Политические ресурсы. В 1971 г. КНР как обладательница ядерного оружия и страна, обладающая оргомными ресурсами, становится постоянным членом Совета Безопасности ООН (до этого ее место занимал Тайвань). С этого времени политический вес Китая на международной арене многократно возрастает.

 Китай – участник  многих региональных организаций,  среди которых АТЭС и ШОС.  В последней он, наряду с Россией, играет ведущую роль, активно распространяя свое влияние на других участников – государства Центральной Азии. Для Пекина Центральная Азия – в первую очередь, Казахстан – представляет собой зону геостратегических интересов. Поэтапное расширение ШОС представляет две стороны одной политики – признание перспективного альянса России и КНР и, одновременно, противостояние продвижению США.

 В 2000 г. Китай был принят во Всемирную Торговую Организацию (ВТО), что явилось отражением его стремительного экономического роста в последние десятилетия.

 Внешнеполитическая  идеология Китая исключительно  миролюбива: он не позиционирует своих соперников в современном мире (что не означает их фактического отсутствия), подчеркивает приверженность принципам мирного сосуществования со всеми международными политическими силами (концепция «мирного возвышения Китая»). Важным фактором влияния Китая в Юго-Восточной Азии (и не только) является опора на обширную и экономически активную китайскую диаспору, которая способна выступать  в роли лоббиста интересов КНР.

Идеологические  ресурсы. Коммунистическая доктрина, которой официально придерживается китайское руководство, вряд ли может вдохновить многих. Однако Китай динамично пытается модернизировать ее и приспособить к современным запросам, сократив наиболее одиозные положения и совместив их с конфуцианской системой ценностей. Идея конфуцианского трудолюбия по преобразовательному потенциалу вполне может поспорить с концепцией протестанской этики. В «новой» китайской идеологии важна идея почитания властей и старших, стоическое восприятие жизни, а также такие «азиатские ценности», как трудолюбие, дисциплина, уважение семейных ценностей, авторитет власти, подчинение личных устремлений коллективному началу, вера в иерархическое устройство общества, важность консенсуса, стремление избежать конфронтации. Такая система взглядов проповедует господство государства над обществом и общества над индивидуумом, но «азиатского индивидуума» в этом устраивает отсутствие внутренних конфликтов, опора на общинные ценности и «благожелательный» авторитаризм. Конечно, не все эти ценности универсальны для всех типов обществ, но восточноазиатской половине мира они вполне импонируют. Заметим, что при возможном воссоединении материкового Китая с Тайванем этот процесс универсализации модернизированного в соответствии с современными запросами конфуцианского мировоззрения может пойти еще быстрее, поскольку Тайвань очень удачно внедрил модель культурного синтеза западных экономических этических норм и конфуцианских ценностей. Это дает основания думать, что Китай (особенно, «Большой Китай», то есть КНР, Тайвань и китайские диаспоры в Юго-Восточной Азии, поддержанные всеми китайскими диаспорами в разных государствах планеты) способен бросить вызов Западу и США конкретно не только экономически, но посредством выдвижения «духовной альтернативы» западной системе ценностей6.

Научные ресурсы. Китай стал себя активно позиционировать как государство, поощряющее науку и инновации. В стране действует 120 технопарков, еще в 1995 г. была принята специальная государственная программа развития высоких технологий, в которой приоритетными отраслями оказались объявлены: электроника, информатика, аэрокосмическая и оптоволоконная связь, энергосберегающие технологии. В программу уже  вложены десятки миллиардов юаней. Китайское государство активно инвестирует в инфраструктуру университетов как центров приращения знаний. КНР стал третьей в мире космической державой, запуск Китаем пилотируемого космического корабля в 2003 г. стал символом этого технологического и инновационного скачка страны.

 

 Внешнеполитические цели Китая.

  На сегодняшний день внешнеполитические позиции Китая могут быть выражены следующей формулой: страна является в основном региональным лидером, хотя вплотную приблизилась к позиции, с которой  может рассчитывать на более высокий международный статус, но сама она эти претензии никак не обозначает.

Отношения Китая с ведущими политическими  силами Запада строятся на неоднозначной основе. Наращивание стратегической мощи страны и рост ее влияния при сохранении монополии компартии на власть обуславливают противоречивость международного позиционирования Китая  - как экономически «своего», рыночного, хотя и конкурента, но политически «чужого» рыночным демократиям. Это создает интригу встраивания Китая в глобальные и региональные институты безопасности экономического развития.

 Китай является  одним из основных экономических партнеров США. Не одобряя американскую гегемонистскую внешнюю политику, он все же не хочет ссориться с американцами. В самих США с тревогой смотрят на возвышающийся Китай, помятуя о том, что эта страна долго чувствовала себя обиженной ведущими странами Запада и может  воспользоваться своим растущим экономическим весом, чтобы попытаться пересмотреть принципы международного экономического порядка (в частности, собственную роль и роль других развивающихся стран в глобальных экономических организациях – ВТО, МВФ, Всемирный банке), а, может быть, в перспективе и структуру международного политического порядка. Американцы постоянно критикуют Китай за нарушение прав человека, использую это как расхожий способ давления. В стратегическом отношении в противовес Китаю США деляют ставку на Индию, являющуюся скрытым политическим и экономическим соперником КНР.

Отношения Китая с  Евросоюзом менее политизированы. Торговля между Европой и КНР является наиболее динамично развивающимся сегментом мировой экономики (в рамках АСЕМ – форума «Азия – Европа») и удваивается каждые 5-6 лет. Связку с Евросоюзом Китай противопоставляет связи США с Японией. Вместе с тем в Европе с опасением воспринимают растущий экономический вес Китая, в частности, имея в виду количество контрафактной продуции, поступающей из этой страны (по имеющимся данным, Китай в этом вопросе – чемпион мира).

Откладывая актуализацию глобальных внешнеполитических целей, Китай в настойщее время добивается следующих стратегических региональных целей:

    • признание мировым сообществом территориальной целостности Китая,  включая его права на Тайвань, Тибет, Синьцзян;
    • международное признание «особых» прав КНР на акваторию Южно-Китайского моря (где пересекаются нефтяные интересы девяти ее соседей по региону);
    • распространение преобладающего влияния на Юго-Восточную Азию;
    • приемлемое для Китая решение территориальных вопросов с соседними государствами (здесь речь идет прежде всего об Индии, отношения с которой, несмотря на объявляемые «годы индийско-китайской дружбы», носят по оценкам обеих стран,  характер стратегического соперничества; в краткострочной перспективе страны не намерены обострять отношения, придерживаясь «вялотекущей нормализации»);
    • обеспечение поддержки соседними государствами позиций КНР в спорах с США и другими странами Запада;
    • фактическое утверждение «особых отношений» между КНР и Монголией;
    • приобретение де-факто «особого положения» в Центральной Азии;
    • исключение шансов вступления других стран в антикитайские коалиции и военного противостояния с Китаем;
    • навязывание другим странам торгово-инвестиционной политики, благоприятной для Китая;
    • признание странами региона ведущей региональной роли КНР, выражающейся в виде неформальных, но обязательных консультаций с Пекином перед принятием важных внешнеполитических решений;
    • обеспечение согласия других стран принимать китайских иммигрантов;
    • закрепление «особых прав» китайских меньшинств за рубежом и признание права Пекина на их защиту;
    • распространение китайского языка в Азии, обеспечение двуязычия в зарубежных районах компактного проживания этнических китайцев7.

В регионе Юго-Восточной  Азии Китай создал такой задел  влияния, к которому не смогло приблизиться ни одно другое государство регионального  уровня. Причем этот задел создан так  корректно и осторожно, что это не вызвало открытого противодействия других государств и тем более образования антикитайской коалиции. Ни одно стратегическое решение в регионе теперь уже не может быть эффективно осуществлено без неформального одобрения КНР.

Резюме. Во-первых, внешняя политика Китая определяется сочетанием огромных амбиций с громадными возможностями. Во-вторых, определенная сдержанность Китая во внешней политике есть явление тактическое (период скрытого накопления сил), пока страна еще не закончила хозяйственные реформы, пока скована острейшими внутренними проблемами. Предсказать время и направление выброса накопленной энергии с должной точностью пока невозможно. Ясно одно, что здесь в полной мере реализуется модель «эффекта чайника», описываемая американскими аналитиками по международным отношениям (на примере Японии после революции Мейдзи конца XIX в. и Германской Империи после 1871 г.), в соответствии с которой, подобно закипевшему чайнику, выпускающему пар во внешнее пространство, набравшая внутренний потенциал держава стремиться реализоваться на международной арене.

 

Внутренние и внешние  проблемы Китая.

В настоящее время наибольшее острыми  являются внутренние проблемы развития КНР.

Социально-экономические  проблемы. В нашей стране Китай воспринимается почти исключительно как страна, в высшей степени удачно проводящая рыночные реформы и демонстрирующая выдающийся пример динамичного развития. Однако немногие знают о трудностях и проблемах этого развития.

Китайское «экономическое чудо» затрагивает лишь около 1/10 населения страны, в основном в ее юго-восточной части, где сосредоточены основные производственные мощности страны (экономический комплекс Шанхая, провинций Цзянсу и Чжэцзян). Концентрация грандиозных экономических и финансовых средств на ограниченной территории неизбежно означает сдерживание развития остальных регионов страны. В результате глубокая социально-экономическая дифференциация, сложившаяся исторически, стала сочетаться с процессом, воспроизводящим отсталость центральных и западных районов.  Почти миллиард китайцев в центральных и западных районах страны живет не намного лучше, чем в XIX в. Среднемесячный заработок в КНР составляет $ 34-40, а почасовая заработная плата в промышленности – 59 ам. центов (для сравнения: в Индии – 43 цента, в Таиланде – 85, Малайзии – 278, Турции – 346)8. Китай прочно держится в списке стран с самыми низкими среднедушевыми доходами. В 2005 г. ВВП на душу населения составлял всего 1.7 тыс.долл. в год, а в США этот показатель достиг 42 тыс.9 Удельный вес населения Китая, причисляемого по меркам Всемирного Банка к среднему классу не превышает 5%10

Информация о работе Великие державы в мировой политике: Китайская Народная Республика