Условия, необходимые для формирования социального государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2013 в 12:08, доклад

Описание работы

Понятие “социальное государство” впервые было выдвинуто в середине ХIХ века знаменитым немецким государствоведом и экономистом Лоренцем фон Штейном. Он считал, что идея государства заключается в восстановлении равенства и свободы, в поднятии низших, обездоленных классов до уровня богатых и сильных, что государство должно “осуществлять экономический и общественный прогресс всех его членов, так как развитие одного является условием и следствием развития другого и в этом смысле мы говорим об общественном или социальном государстве”.

Файлы: 1 файл

Контрольная политология.docx

— 21.38 Кб (Скачать файл)

условия, необходимые для формирования социального государства.

Понятие “социальное государство” впервые было выдвинуто в середине ХIХ века знаменитым немецким государствоведом и экономистом Лоренцем фон Штейном. Он считал, что идея государства заключается в восстановлении равенства и свободы, в поднятии низших, обездоленных классов до уровня богатых и сильных, что государство должно “осуществлять экономический и общественный прогресс всех его членов, так как развитие одного является условием и следствием развития другого и в этом смысле мы говорим об общественном или социальном государстве”. Социальное государство по Штейну, должно не только узаконить и охранять господствующих, но и сознательно служить интересам народа. В данном определении, по сути, преодолевается социологический подход к государству (как к арене классовой борьбы). В качестве одного из признаков социального государства выделяется равенство всех людей, признается доминирующая роль утверждения "личность-государство" взамен прежнего "государство-общество", а главная цель государства - экономический и социальный прогресс.

Сегодняшние политологи следующим  образом определяют данное понятие, это государство которое стремится  к обеспечению каждому гражданину достойных условий существования, социальной защищенности, соучастия  в управлении производством, а в  идеале примерно одинаковых жизненных  шансов. 
    Впервые определение России как социального государства было задекларировано в 1993 году. Именно тогда Конституционное совещание работало над текстом Основного Закона России. По просьбе членов совещания, в мае 1993 года, Академия труда и социальных отношений созвала конгресс для обсуждения темы «Человек, социальная политика, социальное партнерство». По итогам конгресса, в Конституционное совещание было внесено предложение, взять в качестве идеи конституционного устройства России модель социального государства. При этом изучались различные теории государственного устройства: элит, конвергенции, плюралистической демократии, историко-материалистическая, социального государства, а также различные экономические модели, в том числе опирающиеся на либеральные принципы, на принципы кейнсианства. В то же время анализировался опыт западных стран, избравших для себя модель социального государства. Учитывая предыдущий опыт социализации жизни в нашей стране, менталитет народов России, выбор был остановлен на модели социального государства. 

 

«Социальным государством»  может считаться государство: 

  • опирающееся на господство права и обеспечивающее прежде всего гарантии соблюдения прав и свобод человека;
  • создающее гражданам возможность свободно реализовать трудовой и интеллектуальный потенциал с тем, чтобы на этой основе они обеспечили себе и своей семье материальное благополучие;
  • осуществляющее при любых системных и структурных преобразованиях в обществе сильную, последовательную социальную политику. Эта политика ориентирована на максимально возможные инвестиции в человека, на достижение высоких жизненных стандартов для большинства граждан, на адресную поддержку наиболее уязвимых слоев и групп населения;
  • в котором любой хозяйствующий субъект, любой собственник средств производства несет определенную социальную нагрузку;
  • создающее благоприятные условия для реального участия граждан в выработке и социальной экспертизе управленческих решений на всех уровнях власти и управления;
  • признающее и реализующее систему социального партнерства в качестве основного механизма достижения общественного согласия, баланса интересов работника, работодателя, государства при регулировании социально-экономических и трудовых отношений;
  • ориентированное на укрепление семьи - основной естественной ячейки общества, на духовное, культурное, нравственное развитие граждан, на бережное отношение к наследию предков и преемственность поколений, сохранение самобытных национальных и исторических традиций.

Компетенция социального  правового государства, обеспечивающего  постепенный переход к равенству, справедливости и нравственности - важный аспект модели нового общества.

 

 

Как влияет на политические настроения необеспеченность социальной стороны жизнедеятельности людей

В политико-психологическом  измерении массовые политические настроения - это однородная для достаточно большого множества людей субъективная, сложная аффективно-когнитивная  сигнальная реакция, особые переживания  комфорта или дискомфорта, отражающие удовлетворенность или неудовлетворенность  общими социально-политическими условиями  жизни; субъективную оценку возможности  реализации социально-политических притязаний при данных условиях; а также стремление к изменению условий ради осуществления  притязаний. Это особые психические  состояния, охватывающие значительные общности людей - состояния, переходные от непосредственных эмоций к более или менее осознанным мнениям, вырастающие из повседневных эмоций, но носящие более обобщенный в политическом отношении характер, рационализированные условиями политической жизни, ее нормами и устоями.

Массовые политические настроения представляют собой особый политико-психологический  феномен, не сводимый к традиционно  фигурирующему "общественному настроению". Они включают социально-нормативные (собственно "общественные"), но и иные составлявшие, возникающие в результате переживания соответствия общественных нормативов реальной жизни. Подчас массовые настроения могут носить отчетливо антиобщественный характер: так, настроения недовольства, охватившие широкие массы населения России к 1917 г., отличались откровенно оппозиционной, деструктивной по отношении к господствовавшей общественно-политической системе направленностью. Если система, в меру своих возможностей, внедряла в общество выгодные для себя нормативные настроения, то снизу, в качестве реакции на них, вырастали противоположные реальные массовые настроения.

Природа настроений определяется тем, что они становятся заметными  при расхождении двух факторов: притязаний (ожиданий) людей, связанных с общими для значительного множества, массовыми  потребностями и интересами, с  одной стороны, и реальных условий  жизни - с другой. Активные настроения, своеобразная готовность к политическим действиям возникают тогда, когда  притязания и ожидания людей вступают в конфликт с возможностями их удовлетворения, и это противоречие актуально переживается людьми. Это  специфическое состояние сознания, предшествующая действиям психологическая  реакция значительных общностей  на рассогласование желаемого и  действительного. Такая реакция  в виде переживаний может принимать  различные формы - от ненависти к  политическим силам, допустившим отставание жизненного уровня от потребностей масс, до восторга по отношению к тем  силам, которые, напротив, обеспечивают рост возможностей осуществления массовых притязаний.


Информация о работе Условия, необходимые для формирования социального государства