Труд иностранцев в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2013 в 21:19, контрольная работа

Описание работы

Основной целью работы является определение основных проблем использования иностранной рабочей силы в России. В соответствии с поставленной целью в работе решались следующие задачи:
1. дать определение понятию иностранных граждан;
2. указать особенности правового статуса иностранных граждан в отношении трудовой деятельности на территории РФ;
3. рассмотреть проблемы привлечения и использования иностранной рабочей силы в РФ;
4. обозначить основные проблемы использования иностранной рабочей силы;
5. охарактеризовать проблему нелегальной миграции в России.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………………..3
1.Общие вопросы правового регулирования труда иностранных граждан………………..6
1.1. Понятие иностранных граждан и их классификация в РФ…………………………….6
1.2. Особенности правового статуса иностранных граждан в отношении трудовой деятельности на территории РФ…………………………………………………………….13
2.Правовой статус иностранных работников……………………………………………….19
2.1. Основные направления государственной политики РФ и зарубежных стран в области занятости………………………………………………………………………………………19
2.2. Правовое регулирование привлечения и использования иностранной рабочей силы в РФ и за рубежом………………………………………………………………………………30
2.3. Специальная трудовая правосубъектность иностранных работников……………….49
3.Актуальные проблемы использования труда иностранных работников в РФ и пути их преодоления…………………………………………………………………………………..54
3.1. Основные проблемы использования иностранной рабочей силы……………………54
3.2. Проблема нелегальной миграции в России……………………………………………59
Зключение……………………………………………………………………………………64
Список литературы…………………………………………………………………………...66
Приложение…………………………………………………………………………………...69

Файлы: 1 файл

курсовая труд иностраннцев в рф.doc

— 404.50 Кб (Скачать файл)

Работник-мигрант имеет  право выехать для работы в  принимающую страну вместе с ближайшими родственниками. К ним относятся  супруга и дети до 21 года или дети (независимо от возраста), находящиеся на иждивении у работника мигранта, а также родители мигранта и его супруги, находящиеся на его иждивении. Но для того, чтобы работнику-мигранту было разрешено перевезти с собой семью, он должен обеспечить ей жилищные условия, которые считаются нормальными по местным критериям и стандартам. Супруга работника-мигранта и его дети вправе поступать на работу по найму в стране приема, а его дети могут поступать на учебу в любое учебное заведение на тех же основаниях, что и дети местных работников. Акты ЕС предусматривают важное льготное правомочие для работников мигрантов Они и их семьи получили право в определенных случаях остаться в стране приема на постоянной основе. Такое право имеют: работники, которые к моменту прекращения трудовой деятельности достигли пенсионного возраста (по законам принимающей страны) при условии что они жили непрерывно в этой стране с течение 3 лет и перед достижением пенсионного возврата работала не менее 1 года, работники, которые жили в стране приема непрерывно более 2 лет и прекратили работу в результате утраты трудоспособности.

Если эта утрата –  результат несчастного случая на производстве или профессионального  заболевания, то срок пребывания в стране не имеет значения и такой работник автоматически приобретает право остаться в стране на постоянной основе. Члены семьи работника-мигранта которые живут с ним в стране приема, приобретают право оставаться в стране постоянно если такое право приобретает глава семьи, причем они сохраняют право находиться в этой стране и после смерти работника. Если работник-мигрант умирает в период трудовой деятельности до достижения им права оставаться в стране приема постоянно члены его семьи приобретают все же право оставаться в этой стране на постоянной основе при условии, что работник к моменту смерти проживал в стране приема, по крайней мере, 2 года или если его кончина – результат несчастного случая или профессионального заболевания. Принцип равенства работников-мигрантов из ЕС с местными работниками (с указанными выше ограничениями) последовательно проводится в актах ЕС. С точки зрения регламентации их прав работники мигранты должны рассматриваться как местные работники. К ним, в частности, не применимы максимальные квоты иностранной рабочей силы, установленные в большинстве стран ЕС в отношении государств, не входящих в Евросоюз, для работников мигрантов из ЕС запрещено устанавливать особые условия при приеме на работу (за исключением требования хорошего знания языка принимающей стороны для определенных видов работ), к ним должны применяться такие же критерии профподбора, которые существуют для местных работников ни в коем случае не должны выдвигаться образовательные или иные требования дискриминационного характера Работники мигранты пользуются наравне с местными работниками профсоюзными правами, в частности правом быть избранными в руководящий орган профсоюза, в представительный орган работников. Вместе с тем они не вправе участвовать в управлении учреждениями, регулируемыми публичным правом, например, входить в состав государственных судов.

Договоры о труде, устанавливающие  дискриминационные условия для  работников мигрантов, признаются недействительными. Работники мигранты имеют равные права с местными работниками  в отношении аренды (покупки) жилья. Характерно, что в решениях Европейского суда дается ограничительное толкование ст. 48 Римского договора, который исключает из принципа равенства в области занятости мигрантов и местных работников занятие государственных должностей. По мнению Суда, запрет допуска на государственную службу работников-мигрантов на равных основаниях с местными работниками допустим только в отношении некоторых видов государственной службы (армия, полиция, дипломатический персонал). Акты ЕС в значительной мере решили вопрос о гармонизации многих положений действующего в государствах ЕС законодательства о социальном обеспечении. Для работников-мигрантов это имеет первостепенное значение. Без удовлетворяющих работников-мигрантов норм в этой области свободное движение рабочей силы между отдельными государствами немыслимо. В регламентах и директивах ЕС содержатся следующие основные положения, касающиеся социального обеспечения работников-мигрантов: установлен принцип, согласно которому работники-мигранты из страны – члена ЕС, как правило, входят в сферу действия законодательства по социальному обеспечению принимающей страны и пользуются всеми правами в этой области наравне с местными работниками, это относится и к помощи которая предоставляется органами социального вспомоществования допущено суммирование трудового стажа в различных странах ЕС при установлении права на пенсии и определении их размеров если работник последовательно работал по найму в нескольких государствах – членах ЕС, эта работа входит в его пенсионный стаж это же относится к стажу, необходимому для получения пособия по безработице и иных пособий, работники, оказавшиеся без работы в стране происхождения и мигрировавшие в другое государство ЕС в поисках работы, имеют право в течение 3 мес. получать пособие по безработице, которое назначается страной приема по ее законам, расходы на выплату такого пособия возмещаются страной происхождения безработного, работники-мигранты, чьи семьи остались на родине имеют право на семейные пособия, предусмотренные законодательством принимающей страны. Большое значение имеют рекомендации о гармонизации законодательства, регулирующего пенсии по инвалидности от профессиональных заболеваний, в частности, разработка европейского списка профессиональных заболеваний, которые должны давать право на пенсию этого вида во всех странах ЕС.

Акты ЕС предусматривают  создание системы органов, как на уровне ЕС, так и в государствах – членах ЕС, призванных осуществлять информационную, аналитическую, прогнозную, образовательную и организационную  работу в области трудовой миграции, тесно координируя свои усилия. Предусмотрена необходимость образования в каждом государстве специализированного административного органа по вопросам трудовой миграции в страны ЕС. Эти национальные органы должны сотрудничать друг с другом и с координирующими органами ЕС по трудовой миграции Европейской службой трудовой миграции при Комиссии ЕС, Консультативным комитетом, Техническим комитетом В эти органы входят представители стран – членов ЕС, причем Европейская служба трудовой миграции формируется на трехсторонней основе: представители правительства, профсоюзов и организаций предпринимателей. Согласованная деятельность всех этих учреждений (как национальных, так и межгосударственных) призвана дать ясную и исчерпывающую картину положения на европейском рынке труда, миграционных потоков, потребностей в труде мигрантов в каждой отдельной стране и наличия там лиц, желающих мигрировать для работы в другую страну, наладить регулярную и оперативную информацию, необходимую для государственных органов и самих мигрантов, проводить исследовательскую работу в области трудовой миграции, собирать и обрабатывать статистические данные. Все это имеет важное значение для формирования единого рынка труда стран ЕС и воздействия его как в интересах трудящихся-мигрантов, так и развития экономики, предотвращения межнациональных и социальных конфликтов и, наконец, для развития национального законодательства, регулирующего труд работников-мигрантов и трудовые отношения с их участием.

Таким образом, заметное и с тенденцией к расширению использование иностранной рабочей силы – одна из характерных черт занятости в современной российской экономике. Зарубежная рабочая сила оказывается в России по двум каналам. Первый из них – это официальное ее привлечение российскими предприятиями и организациями, осуществляемое, как правило, при посредничестве миграционной службы, которая после ряда изменений в структуре федеральных органов исполнительной власти ныне находится в ведении Министерства внутренних дел. Второй канал – нелегальная трудовая миграция. Официальное привлечение работников из-за рубежа вызвано рядом причин. Во-первых, появляются массовые рабочие места, которые в сложившихся на данной территории и в данное время социально-экономических условиях оказываются малопривлекательными для местных жителей и не обеспечиваются притоком рабочей силы из других регионов страны. Во-вторых, растет число предприятий с участием иностранного капитала. В 2008 году на них было занято 1,7 миллиона человек, в числе которых среди руководителей и специалистов трудятся иностранцы. В-третьих, сохраняется практика деятельности иностранных компаний на территории России в форме реализации ими договоров Подряда, по которым в 2008 году трудились 39% привлеченных. 5

2.3 Специальная трудовая  правосубъектность иностранных работников

Необходимость усиления защиты трудовых прав граждан Российской Федерации, в первую очередь, права  на защиту от безработицы, с одной  стороны, и растущая потребность  в использовании иностранной  рабочей силы – с другой, предопределяют важность правовой регламентации такого вопроса, как порядок привлечения иностранных работников и определение их правового статуса.

Можно выделить следующие  особенности трудовой правосубъектности  лиц, не являющихся гражданами России, которые заключаются в следующем: в особом (административно-разрешительном) порядке констатации государством наличия трудовой правосубъектности у указанных лиц; в особом (также административно-разрешительной) порядке реализации трудовой правосубъектности (разрешительный порядок использования иностранной рабочей силы, допуска к работам, связанным с государственной тайной); в ограничении объема трудовой правосубъектности (невозможность использования труда иностранцев и лиц без гражданства на должностях государственной службы, связанных с выполнением функций публичной власти).

Кроме того, правовой статус иностранных работников отличает и  наличие специфических санкций, в частности, прекращение права  на осуществление трудовой деятельности.

К примеру, в статье 14 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» установлено, что иностранный гражданин не имеет права: занимать должности на муниципальной службе, должности судьи ст. 4 Закона РФ от 26 июня 1992 г. №3132-I «О статусе судей в Российской Федерации» (с изм. и доп. от 2 марта 2007 г.), прокурора ст. 40.1. ФЗ РФ от 17 января 1992 г. №2202-I «О прокуратуре Российской Федерации» (с изм. и доп. от 5 июня 2007 г.), следователя (Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18 декабря 2001 г. №174-ФЗ с изм. и доп. от 6 июня 2007 г.), нотариуса (ст. 2 Основ законодательства РФ о нотариате от 11 февраля 1993 г. №4462-I (с изм. и доп. от 26 июня 2007 г.), адвоката (Федеральный закон от 31 мая 2002 г. №63-Ф3 «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (с изм. и доп. от 20 декабря 2004 г.), должностного лица таможенных органов (ст. 1 ФЗ от 21 июля 1997 г. №114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» (с изм. и доп. от 2 марта 2007 г.), патентного поверенного (Закон РФ от 23 сентября 1992 г. №3520-I «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» (с изм. и доп. от 24 декабря 2002г.), входить в состав летного гражданского воздушного судна (ст. 56 Воздушного кодекса Российской Федерации от 19 марта 1997 г. №60-ФЗ с изм. и доп. от 26 июня 2007 г.), а также морских судовых экипажей (ст. 27 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации от 7 марта 2001 г. №24-ФЗ с изм. и доп. от 26 июня 2007 г.). Они не могут заниматься добычей промысловой рыбы и других водных животных и растений в водоемах РФ, поступать на службу в милицию (Закон РФ от 18 апреля 1991 г. №1026-I «О милиции» с изм. и доп. от 2 марта 2007 г.), быть призванными в ряды вооруженных сил России (ст. 15 Федерального закона от 25 июля 2002 г. №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

Допуск лиц из числа  иностранных граждан, эмигрантов и  реэмигрантов к государственной  тайне осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Такой порядок установлен Постановлением правительства РФ от 22 августа 1998 года №1003 «Об утверждении Положения о порядке допуска лиц, имеющих двойное гражданство, лиц без гражданства, а также лиц из числа иностранных граждан, эмигрантов и реэмигрантов к государственной тайне». В соответствии с пунктом 6 данного положения иностранные граждане допускаются к государственной тайне на основании международного договора, предусматривающего обязательства иностранного государства по защите передаваемых ему сведений, составляющих государственную тайну.

Правовой статус иностранных  работников включает в себя санкцию, вытекающую из разрешительного порядка  реализации их трудовой правосубъектности. Такой санкцией является лишение  права на осуществление трудовой деятельности на территории Российской Федерации. Совершенно очевидно, что подобная санкция не может применяться к российским гражданам.

Некоторая неопределенность выявляется в вопросе о возможности  включения в трудовой договор  с иностранным работником условия  об испытании. Положение каких-либо ограничений на этот счет не содержит, в связи, с чем представляется, что установление испытания возможно. С другой стороны, когда обосновывается целесообразность привлечения иностранных работников предполагается, что они обладают необходимыми навыками и соответствуют работе, на которую их нанимают. Цель установления испытания – проверка соответствия работника поручаемой работе. Испытание позволяет определить степень профессиональной пригодности человека, наличие у него необходимых знаний, навыков, опыта. И в этой ситуации установление испытания представляется не только нелогичным, но и неоправданным. Но, несмотря на всю свою нелогичность увольнение иностранного работника в связи с неудовлетворительным результатом испытания вполне законно.6

Представляется, что иностранный работник не может быть переведен на другую работу, поскольку в разрешении, выдаваемом Федеральной миграционной службой, указывается профессия привлекаемого работника. Кроме того, в подтверждении на право трудовой деятельности прямо указывается, что подтверждение действительно для профессиональной деятельности у указанного работодателя в качестве работника по определенной профессии (должности). В литературе встречается мнение, в соответствии с которым перевод иностранного работника на другую работу возможен.

Однозначно утвердительный ответ можно дать в том случае, когда перевод организации происходит на территории одного субъекта Российской Федерации. Поскольку решение Федеральной  миграционной службы России о выдаче разрешения на привлечение иностранной рабочей силы выдается на основании предложения (заключения) органа исполнительной власти данного региона, такое разрешение вне всякого сомнения продолжает действовать при перемене места нахождения юридического лица, происходящего в пределах территории данного региона. Вопрос же о необходимости получать новое разрешение в случае перевода иностранного работника вместе с организацией в другой субъект Российской Федерации остается открытым.

Трудовой договор с  иностранными гражданами может прекращаться по тем же основаниям, что и с российскими работниками. Исключением является только перевод на другую работу, о котором сказано выше, а также призыв или поступление на военную службу. Однако существуют особенности в данной области, распространяющиеся только на иностранцев. Одной из основных особенностей прекращения трудовых отношений с иностранными гражданами является тесная взаимосвязь между действием разрешения на привлечение иностранной рабочей силы и трудовым договором. При прекращении действия разрешения трудовой договор также прекращается. И, наоборот, при расторжении трудового договора прекращается действие разрешения. Федеральная миграционная служба России может приостановить действие разрешения до устранения допущенных нарушений или дать указание об их устранении в определенный срок. Кроме того, работодатель может быть без предупреждения лишен права пользования разрешением за действие или бездействие, в результате которого возникает угроза гибели людей или нанесения ущерби их здоровью.

Информация о работе Труд иностранцев в РФ