Тоталитарный режим: формы его проявления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2012 в 20:12, контрольная работа

Описание работы

В политической науке одно из первых определений политического режима дал французский политолог М. Дюверже. Он понимал политический режим как "определен-ное сочетание систем партий, способа голосования, одного или нескольких типов приня-тия решения, одной или нескольких структур давления"

Содержание работы

Введение 3
1. Основные черты 4
2. Исторический путь тоталитаризма 8
3. Структура тоталитарной системы 13
Заключение 15
Список используемой литературы 16

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 44.98 Кб (Скачать файл)

 

Факультет Менеджмента

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине: «Политология»

Тема: «Тоталитарный режим: формы его проявления».

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2011 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление:

 

 

Введение 3

  1. Основные черты 4
  1. Исторический путь тоталитаризма 8

  1. Структура тоталитарной системы 13

Заключение 15

  Список используемой  литературы 16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

Введение

 

В политической науке одно из первых определений политического  режима дал французский политолог  М. Дюверже. Он понимал политический режим как "определенное сочетание систем партий, способа голосования, одного или нескольких типов принятия решения, одной или нескольких структур давления". Французский политолог Ж.- Л. Кермонн уточнил формулу М. Дюверже, включив в понятие "политический режим" принцип легитимности, структуру институтов, партийную систему, форму и роль государства. Данное понимание сущности политического режима на долгое время утвердилось и стало общепризнанным в европейской науке.

Обобщив эти и другие имеющиеся  определения, можно заключить, что  политический режим - это совокупность средств и способов осуществления политической власти в обществе, т.е. то, как и с помощью чего она осуществляется. Данная категория, таким образом, прежде всего, характеризует то, как устроена и функционирует политическая власть, а также то, как ее деятельность влияет на политическую жизнь общества.

Характер политического  режима определяется целым рядом  показателей. Среди них важнейшими являются:

1) Характер отношений  между государством и обществом,  между государством и отдельными  сферами общественной жизни (экономической,  политической, частной). При этом  возможны три основных варианта  отношений: государство поглощает  общество (тоталитарный режим), допускает определенную его автономию, не вмешиваясь в экономику и частную жизнь граждан (авторитарный), устанавливает с ним отношения партнерства и взаимоконтроля (демократия);

2) Характер и уровень  участия граждан в политике. Характер  соответственно может быть: принудительным (при тоталитарном режиме), добровольным  и свободным (при демократии). Уровень участия может быть всеобщим в установленных государством формах (например, пионеры и комсомольцы в СССР, "Гитлерюгенд" в фашистской Германии - все это имеет место при тоталитарном режиме), может быть сознательно ограничен государством (авторитарный режим), наконец, может являться формально неограниченным (при демократии);

3) Характер средств, используемых  государственной властью в управлении: здесь возможны либо преимущественная  ориентация на закон (демократия), либо преимущественная ставка на силовые методы (авторитаризм и тоталитаризм);

 

3

4) Характер и способы  формирования политической власти  и элиты - возможны узурпация  и монополизация власти узкой  группой лиц (например, олигархия  или военная хунта), организацией (например, ленинская "партия нового  типа") или отдельным человеком (например, монарх или вождь - диктатор), либо получение власти в открытой конкурентной борьбе посредством выборов (демократия).

В данном реферате мы затронем такой политический режим как тоталитаризм. Рассмотрим его формы и проявления.

 

1. Основные черты

 

Если верить Оксфордской  энциклопедии политологии, слово  "тоталитаризм" вошло в употребление и политический лексикон накануне Второй мировой войны непосредственно из художественного фильма «Под подозрением», в котором один из героев говорит о нацистских пытках, как о «тоталитарном маникюре». Хотя вряд ли такое понятие имеет столь ироничное происхождение.

Основоположником термина "тоталитаризм" является итальянский  философ - неокантианец Д. Джентиле. Он считал, что важнейшей задачей государства является претворение в жизнь национальной судьбы или национального предназначения, и для этого его власть должна быть абсолютной и всепоглощающей, т.е. тоталитарной. У Джентиле данное понятие позаимствовали итальянские фашисты во главе с Б. Муссолини, которые в одной из своих первых программ в 1919 г. определили в качестве цели партии построение "тоталитарного государства".

Постепенно этот термин стали  использовать и критики фашизма. Так, например, для антифашистов 20-х - 30-х гг. он был синонимом фашистской диктатуры как принципиально нового типа государства; использовать его для описания советской системы тогда еще не решались. Однако к концу 30 - х годов, после знаменитых московских процессов над троцкистами, сторонниками Бухарина и Зиновьева - Каменева, некоторые из разочаровавшихся в советской системе европейских писателей и публицистов, например, такие, как Ф. Боркенау, А. Кестлер (автор романа "Слепящая тьма", посвященного вышеназванным процессам) и Дж. Оруэлл (автор романа - антиутопии "1984"), стали распространять понятие "тоталитаризм" на режим, созданный в СССР.

Классическими исследованиями о природе и истоках тоталитаризма, принадлежащими перу профессиональных ученых, считаются сочинения американских политологов К. Фридриха и З. Бжезинского "Тоталитарная диктатура и автократия" (1956), германо-

 

4

американского философа Х. Арендт "Происхождение тоталитаризма" (1951), французского политолога Р. Арона "Демократия и тоталитаризм" (1965), английского экономиста и философа Ф. фон Хайека "Дорога к рабству" (1944).

Основные же признаки тоталитарного  режима были определены в сочинении  Фридриха и Бжезинского. Среди них:

1) Официальная идеология,  которая должна признаваться  всеми; 

2) Монополия на средства  массовой информации;

3) Монополия на все  средства вооруженной борьбы;

4) Система террористического  полицейского контроля;

5) Централизованная система  управления экономикой.

Последующие поколения исследователей добавили к вышеназванным еще несколько признаков тоталитаризма как явления:

1) Чрезмерное огосударствление  общественной жизни; 

2) Правовое закрепление  роли руководящей партии;

3) Осуществление насильственного  господства власти над человеком  с помощью партийных и государственных  авторитарно - бюрократических институтов;

4) Принудительная мобилизация  населения для реализации программы  тотального переустройства общества ("великие стройки коммунизма" в СССР, программа создания Третьего рейха в Германии, "культурная революция" в Китае).

Следует отметить, что все  вышеназванные признаки в той  или иной степени присутствовали во всех тоталитарных режимах. При этом, наряду со сходством, существовали и определенные различия, отличающие друг от друга различные типы тоталитарных режимов. Согласно самой распространенной классификации, в зависимости от господствующей идеологии все они делились на праворадикальные (фашистские и национал - социалистический) и левоэкстремистские (сталинский и маоистский). При этом в рамках трех основных моделей тоталитаризма (советской, немецкой, итальянской) существовали существенные различия. Собственно тоталитаризм "в чистом виде", при котором действительно удалось достичь тотального контроля над политической, экономической и духовной сферами жизни общества, существовал лишь в СССР до середины 50-х годов. В рамках же итальянского фашизма и германского национал-социализма эти цели провозглашались, но так и не были достигнуты. Так, и Муссолини, и Гитлер смогли достичь тотального контроля над политической жизнью общества, но не упразднили полностью ни рыночную экономику, ни автономию духовной сферы и частной жизни граждан (Италия при Муссолини оставалась католической и монархической, а Германия и при Гитлере сохра-

 

5

няла индивидуалистический "буржуазный дух").

Безусловным признаком тоталитаризма  является не истребованная историческими  обстоятельствами, по существу, ненужная и неоправданная концентрация власти в руках отдельной личности (клана). Иными словами, власть сосредоточивается  в одних руках не для решения  актуальных задач общенационального  значения, а для защиты узкогрупповых интересов и лишения политических оппонентов права на ее использование. С другой стороны, концентрация власти имеет всепроникающий характер, «суверен» тоталитаризма впитывает влияние на не принадлежащие ему и, по сути, ненужные компетенции и полномочия. Тоталитарная власть имеет все основания интересоваться мелочами, поскольку может контролировать общество только в том случае, если все его элементы безусловно и безоговорочно подчиняются системе. Тоталитарную власть интересует все. Она стремится к достижению полной и повсеместной лояльности к себе всех элементов и членов общества. Каждый претендент на пост начальника жэка, руководителя хора или футбольного тренера школьной команды обязан в первую очередь доказать свою безусловную лояльность власти, а уже потом — свою работоспособность.

Любое проявление даже слабого  политического несогласия безжалостно  уничтожается и искореняется. Это первое и безусловное правило функционирования тоталитаризма. Тоталитарная система управления не выносит любой критики, ибо даже минимально рефлектирующая оппозиция в ее адрес легко обличает весь абсурд, на котором она зиждется. Сделать невозможной, нецелесообразной и невыгодной любую критику по отношению к власти — основа тоталитарного управления.

Вполне понятно, что если государственная власть ведет кадровую политику только исходя из степени лояльности рабочих к этой власти, у руля управления государством оказываются люди, неспособные ни к чему, за исключением слепого поклонения; если государственная власть сосредоточивается только на подавлении любого минимального «непослушания» и здравого инакомыслия в обществе, то тем самым она исключает борьбу с реальными негативными проявлениями в обществе.

Тоталитарная власть может  считать себя защищенной и готовой  к агрессии только в том случае, если полностью и безраздельно контролирует силовые и карательные структуры — МВД, Службу безопасности, фискально-налоговые органы, прокуратуру и армию. Это главные инструменты тоталитарной власти, которые требуются ей для завоевания других государственных и общественных институтов.

Тоталитаризм — монополен по определению Он может обеспечивать собственную жизнедеятельность только в том случае, если безраздельно господствует во всех сферах

 

6

общественных отношений. С первого взгляда может показаться, что в тоталитарных обществах присутствует некоторое подобие конкуренции. Хотя бы между кланами — за власть или право распределения ресурсов. Однако это не так, поскольку война между отдельными финансово-политическими группами в тоталитарных системах ведется за монопольное влияние, и в любом случае речь идет не об ослаблении или ограничении полномочий противника, а о его полном устранении, не исключая физического. Да и о какой конкуренции может идти речь? Если в нормальных цивилизованных странах для борьбы с конкурентами и завоевания потребителя серьезно занимаются маркетингом (в том числе политическим) или нанимают менеджера для оптимизации системы управления, то при тоталитаризме для «борьбы» с конкурентами речь может идти только о нечестных и нелегальных принципах борьбы.

Монополизируется все. Теневая  экономика, пережив период быстрого первичного накопления теневого капитала, возвращается в режим жесткого управления, только уже — в подчинение новым  финансово-политическим группировкам. Ни о какой успешной легальной инвестиционной политике не может быть и речи. Внешние инвестиции являются по отношению к тоталитарной теневой экономике чужеродным телом и в любом случае экспроприируются на нужды режима. Монополизируется власть и права на политическое представительство. Монополизируется право на интерпретацию событий и диагностику социально-экономической и политической ситуации в стране. Монополизируются информационная политика и основные носители информации. Монополия режима на правду становится основой устойчивости власти путем манипулирования обществом. Монополизируется социальная деятельность. Монополизируется функция на применения законов и реализацию нормативных государственных актов со стороны субъектов, не имеющих формального отношения к государственной власти.

В тоталитарных обществах  монополизируется даже право на разум. Интеллект и разум правителя объявляются эталонным пределом интеллекта нации и национальной элиты. Никто не может быть умнее президента.

Тоталитарная система  стремится к глобальному манипулированию  сознанием людей. С помощью подконтрольных СМИ и других, по форме общественных, институтов она не отражает реальность, а создает ее. Рядовому обывателю ежедневно, ежеминутно вдалбливается в голову, что президент хороший, а оппозиция — плоха, что вот эта партия — правильная, а эта — антигосударственная, что политик N — молодец, а политик Х — предатель, и т.д. Поэтому ведется такая ожесточенная война за частоты и каналы, поэтому именно независимые журналисты так часто стают объектами тоталитарной агрессии.

 

7

2. Исторический  путь тоталитаризма

 

К концу 80-х годов классическая теория тоталитаризма во многом показала свою несостоятельность и заставила многих исследователей в ней усомниться. Так, например, она рассматривала тоталитарные режимы как что - то неизменное и раз на всегда установленное, но практика показала, что практически все они, кроме наиболее одиозных, эволюционировали в сторону "размягчения". Прежняя теория тем более не допускала возможности крушения этих режимов, что повсеместно происходило в странах Восточной Европы в конце 80-х годов.

В этой ситуации некоторые  исследователи предлагают вообще отказаться от теории тоталитаризма как не оправдавшей  себя, считая, что сам предмет  исследования растворился.

Существует и противоположная  точка зрения, согласно которой необходимо не отказываться от самой идеи тоталитаризма, а совершенствовать ее, опираясь на данные истории. Иными словами, необходимо рассматривать тоталитарные режимы не как что - то навсегда застывшее и определенное, а как сложное и исторически развивающееся явление.

С этой точки зрения картина  выглядит следующим образом. Сама по себе программа построения общества тоталитарного типа появилась задолго до понятия "тоталитаризм" и была последовательно изложена в социально - философских трактатах Платона (знаменитое "Государство" с описанием "идеального общества", где целое поглощает отдельного индивида), английского философа Т. Гоббса (его знаменитое государство - Левиафан, обладающее неограниченной властью над жизнью и собственностью поданных), французского мыслителя эпохи Просвещения Ж.- Ж. Руссо (теория "объединенного народа", поглощающего отдельную личность и упраздняющего ее права).

В качестве первого тоталитарного  государства (или хотя бы исторического  прототипа тоталитарных государств ХХ века) можно рассматривать древнюю Спарту. Для этого есть несколько аргументов:

Информация о работе Тоталитарный режим: формы его проявления