Типы политического лидерства в истории России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 23:47, курсовая работа

Описание работы

Социально-психологические механизмы формирования и выдвижения политических лидеров - одна из точек стратегического риска в нашей стране.
Цель работы: изучить типы политических лидерства в истории России.
Задачи: 1. Изучить исторические типы политического лидерства в России. 2. Рассмотреть особенности политического лидерства. 3. Изучить типы политические лидерства в истории России.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 2
1. Понятие лидерство в политологии 4
2. Характеристика политического лидерства 8
3. История политического лидерства в России 12
4. Типы и функции политического лидерства в современной России 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21
Список литературы 23

Файлы: 1 файл

Реферат Типы политического лидерства в истории в истории России.doc

— 116.00 Кб (Скачать файл)

Некоторые лидеры способны увлечь людей, вдохновить их на какую-то деятельность. В этом случае часто говорят о харизме (от греч. charisma - божественный дар, благодать) - представлении об исключительной одаренности человека. Харизматичного лидера окружающие склонны наделять свойствами исключительности, сверхъестественности, непогрешимости. Право такого человека быть лидером поддерживается слепой верой, благоговением, преданностью людей. Ему верят не потому, что он сказал нечто правильное, а потому что это сказал именно он. Харизматичный лидер способен сплотить своих последователей перед лицом опасности, однако он, как правило, мало пригоден для решения текущих дел. История также много раз демонстрировала, что харизматичные лидеры могут легко превращаться в диктаторов.

Различают формальное и  неформальное лидерство. Формальное лидерство представляет собой приоритетное влияние определенного лица на членов организации, закрепленное в ее нормах и правилах и основывающееся на положении в общественной иерархии, месте в ролевых структурах. Неформальное лидерство характеризует субъективную способность, готовность и умение выполнять роль лидера, а также признание за ним права на руководство со стороны членов группы. Оно основывается на авторитете, приобретенном в результате обладания определенными личными качествами.

В политике формальный аспект является ведущим. Поэтому наибольший удельный вес в политическом лидерстве современной России продолжает принадлежать административно-политической элите (высшему персоналу государственно-административных органов).

Одним из наиболее эффективных и прямых способов понимания взаимосвязи между тем, что собой представляет политический лидер и в чем он стремится убедить своих сторонников, является изучение его политических убеждений. Политические убеждения - это то, что определяет, как лидер интерпретирует политическую среду и какие цели и стратегии ставит перед собой. [6, c. 121-123].

Чем прочнее убеждения  лидера в отношении внешних влияний, тем более вероятно, что эти  убеждения повлияют на его руководящую  деятельность. Лидер с сильными политическим убеждениями, подобно крестоносцам, стремится убедить других в своих взглядах, и склонен рассматривать многое из того, что происходит в политической сфере, как имеющее непосредственное отношение к его делу. Лидеры, взгляды которых не столько прочно закреплены, чаще всего выступают не как лидеры-идеологи, а как лидеры-прагматики. И то, насколько последовательно и твердо такие лидеры будут отстаивать свое дело, зависит не от убеждений лидера, а от конкретной ситуации.

Для более глубокого  понимания проблемы политического лидерства обратимся к истории поиска её решения. Как уже отмечалось, эта проблема была в центре внимания исследователей на протяжении многих столетий. В результате сформировалось несколько основных теоретических подходов в понимании сущности и происхождения лидерства. Это - теория элит, ситуационная теория, теория определяющей роли последователей, психологическая теория. [4, c. 178-180].

 

3. История политического  лидерства в России

Лидерство, как правило, выражало в прошлом и выражает сейчас философию государственно-патриотической идеологии и философию национальной доктрины, вбирающую в себя традиционные и исторические элементы культуры, образа жизни, национальные обычаи. В общественном сознании, мировоззрении лидерство имеет глубокие корни и входит в систему традиционных ценностей практически всех граждан, вместе с тем являясь продуктом цивилизации, ее политико-культурным достоянием. В период глобальных перемен, когда одним из наиболее активных игроков на международной арене становятся негосударственные акторы, международные организации, требуется понимать, почему тот или иной национальный деятель сумел подняться на высшую ступень в этой организации, отражающей саму идею транснационализации. Не менее важно понимать и то, какие группы давления из его страны будут оказывать на его влияние, как та политическая школа, в которой он сформировался, будет проявляться в стиле его руководства. [7, c. 231].

К наиболее значимым на сегодняшний  день международным проблемам, определяющим специфику политического лидерства, можно отнести следующие: исторические условия, фундаментальные особенности и ситуационные состояния политической системы, состояние международных и, прежде всего, межгосударственных отношений, степень активности в глобальной политике, уровень модернизации и внедрения инноваций, а так же «социальный заказ эпохи», заключающийся в потребностях социума в лидерах различного типа.

Вождь, как правило, правит пожизненно. Пожизненное правление  выгодно как самому вождю, так  и его окружению. Это залог того, что до поры не вскроются (не станут достоянием гласности) преступления и злоупотребления, которые творила правящая верхушка во главе с вождем. После смерти вождя все «грехи» можно свалить на него лично и на тех людей, которые уже недоступны правосудию.

Но вожди, к сожалению, — это не далекая (древняя) история  наших полудиких предков. XX столетие как никакое другое было богато на «великих» вождей: В. И.Ленин, И. В. Сталин, А. Гитлер, Муссолини, Мао Цзедун, Ким  Ир Сен, Франко и т. д. Этот список можно продолжить и ныне здравствующими и самозабвенно упивающимися своей неограниченной властью вождями.

Истоки вождизма коренятся  в тоталитарной идеологии и подданническом политическом сознании широких масс. Когда в Казахстане, Туркменистане  и Узбекистане парламенты этих республик принимают законы о пожизненном правлении ныне действующих президентов — это верный шаг к культу личности и к появлению «великих» вождей. Такая псевдодемократия становится возможной, если народ позволяет вождю-президенту навязывать парламенту антидемократические законы.

Исходя из классификации  М. Вебера, можно утверждать, что  история России знала два типа лидерства: традиционное и харизматическое.

1. Традиционное лидерство (власть монархов) было основано на вере в святость передачи власти по наследству, верности ритуалу и привычке подчиняться. Традиционное лидерство в России имело форму абсолютной монархии. Воля императора не ограничивалась какими-либо юридическими нормами. Так, статья I Свода основных государственных законов гласила: "Император Всероссийский есть монарх самодержавный и неограниченный. Повиноваться верховной Его власти не токмо за страх, но и за совесть сам Бог повелевает". Такое положение существовало до Февральской буржуазно-демократической революции.

2. Советский период породил особую разновидность харизматического лидерства – вождизм. Харизматический вождь, к числу которых можно отнести В.И. Ленина и И.В. Сталина, является наиболее точным синонимом термина "лидер". Такая разновидность лидерства широко распространилась с возникновением и развитием в России революционного движения. Власть харизматического вождя опиралась не только на его собственный авторитет, но и на монопольно властвующую партию, разветвленные структуры насилия, идеологическую обработку масс. Но самым существенным элементом власти таких вождей была харизма, которую М. Вебер определял "как необычно высоко ценимое качество некой личности, благодаря которому она превозносится как наделенная сверхъестественной, или сверхчеловеческой, или, по меньшей мере, необычной, специфической, недостижимой ни для кого другого силой или особенностью, или же как посланная Богом, или как достойная подражания и в силу этого как "Вождь".

3. В основе власти вождя может лежать также политический миф о его исключительности, который поддерживается в массовом сознании. Личность вождя обожествляют, ей поклоняются. Харизма вождя опирается на наличие "единой коллективной воли народа", которую он представляет. На этом основано отождествление вождя и народа. Культ вождя, ритуалы его почитания со временем становятся элементом политической культуры советского типа, разновидностью своеобразной политической религии.

В конце 1970-х – начале 1980-х гг. мифологичность как важнейший  компонент лидерства в Советском  Союзе переживала острейший кризис, ибо задача создания и поддержания мифов об исключительности Л.И. Брежнева и К.У. Черненко оказалась практически неосуществимой.

Что касается М.С. Горбачева, то на первом этапе своей деятельности, он несомненно, обладал харизмой. Почти с первых дней правления он начал создавать новый облик лидера политической власти, опирающегося на интеллектуальную элиту, которая ориентировалась на общечеловеческие ценности. Однако новое время, которое подготовили М.С. Горбачев и его команда, потребовало новых мифов, поскольку общественные настроения изменились, массовое сознание в основном уже перешло от коммунистических идеалов к либеральным.

Лидер отличается от вождя  тем, что его власть не наследуется. Он не продлевает свои полномочия незаконными  методами. Каждый новый лидер в открытой и честной борьбе постоянно доказывает свое и ре восход ство над соперниками. Его основная черта — новаторство. Поэтому настоящий лидер ведет общество к обновлению и прогрессу.

Культ личности — это  тот же самый вождизм. Причинами его возникновения являются:

  • бесконтрольная, безмерная концентрация власти в руках одного человека;
  • наличие патриархальной, подданнической политической культуры у большинства членов общества.

Вождями (как и лидерами) не рождаются. Их порождает правящая элита с «позволения» безмолвствующего народа. И это будет продолжаться до тех пор, пока народ будет позволять недобросовестным политикам создавать вождей и править в стране по законам джунглей.

Переход от вождистского (харизматического) типа лидерства к рациональному не произошел в период президентства Б.Н. Ельцина. Он выступил как вождь популистского типа, вызывавший восторг больших масс людей и умевший добиваться их безоговорочной поддержки. На первом этапе, народ в основном, воспринимал его как борца против коррупции и привилегий чиновников, выражавшего реальные нужды широких народных масс. [6, c. 131-140].

Лидерство можно понимать в узком и широком смысле. В  узком смысле действительный лидер  — это тот, кто среди многих достойных соперников благодаря своим личным качествам выбивается на передовые позиции и ведет за собой остальных. В широком смысле лидером нередко называют назначенного «сверху» руководителя, отнюдь не обладающего лидерскими качествами. По М. Веберу, как уже говорилось, традиционным лидером может стать бездарный королевский отпрыск, получивший титул монарха в соответствии с существующими традициями.

Но, пожалуй, больше всего  проблем возникает при сопоставлении  таких понятий, как «лидер» и  «вождь». Вожди обычно правят в диких (полудиких) племенах. Вождь приходит к власти, либо получая ее по наследству, либо захватывая силой при помощи группы единомышленников и ближайших родственников.

Вождь правит, опираясь на кровнородственные семейные связи, на преданных друзей, послушных холопов, т. с. на узкую, замкнутую, но хорошо организованную группу. При вожде общество отождествляется с государством, политика — с идеологией, воля вождя — с волей народа. Здесь налицо все признаки тоталитарного государства.

Власть вождя, как правило, непродуктивна, поэтому, чтобы оправдать свои неудачи и отвлечь народ от реальных проблем, он постоянно ищет внешних и внутренних врагов и мобилизует народ не на решение насущных задач, а на борьбу с этими мнимыми и реальными врагами. [7, c. 147-150].

 

4. Типы и функции политического лидерства в современной России

Сложность и многообразие проявлений феномена политического  лидерства предполагает и многообразие его типов. В политической литературе встречаются различные классификации  лидерства.

В первую группу политиков входят Президент РФ, его помощники, советники, полномочные представители в федеральных округах, руководители Совета Безопасности и других органов, образованных при Президенте РФ.

В 1993 г. удельный вес первой группы составил 18,4 % к общему объему политического влияния. В 1994 г. наблюдался рост влияния первой группы (20,4 %). Это было обусловлено, во-первых, расстрелом Белого Дома и разгоном первого российского парламента в октябре 1993 г.; во-вторых, принятием 12 декабря 1993 г. новой Конституции РФ, в соответствии с которой Президент РФ наделен почти неограниченными полномочиями.

Вторая группа политиков — руководители Правительства РФ и основных министерств (кроме «силовиков») традиционно имеют в России значительное политическое влияние. Усиление влияния второй группы политиков, как правило, происходило в периоды ослабления политического влияния первой группы (1996 и 1999 гг.).

К третьей группе политиков-«сиповиков» относятся руководители Минобороны России, Генштаба, МВД России, МЧС России, Минюста России, ГТК, Генпрокуратуры РФ, различных спецслужб, а также командующие военными округами. Удельный вес политического влияния третей группы колебался от 8 % в 1999 г. до 13,8 % в 2000 г. Значительный рост влияния «силовиков» в 1994-1995 гг. объясняется началом первой чеченской войны. Затем наблюдается значительный период (1996-1999 гг.) спада политического влияния «силовиков», который в значительной мере был обусловлен поражением федеральных войск в Чечне и последовавшими структурными изменениями и кадровыми перестановками в силовых органах. [3, c. 176].

Информация о работе Типы политического лидерства в истории России