Типы легитимности политической власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2015 в 16:46, реферат

Описание работы

Признание обществом законности,правомерности официальной власти — это фундаментальная ее характеристика,которая в политологии обозначается понятием «легитимность» (от лат. legitimus — законный). Здесьречь идет об общественном признании власти, о доверии и поддержке, которые оказывают ей общество, народ, а не о правовом, юридическом закреплении политической власти в соответствующих государственных документах. Получить юридическую, правовую законность тем, кто взял в свои руки власть, несложно.

Содержание работы

1. Легитимность политической власти
2. Основная Типы легитимности политической власти
3. Легитимность государственной власти в Казахстане
4. Заключение
5. Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

легитимность власти.docx

— 32.59 Кб (Скачать файл)

Источник харизматической легитимации — личный авторитет правителя.

Муштук О.З. выделяет и другие виды легитимности, такие как:

  • Онтологическая (Существует, когда политическая власть не «диссонирует» по отношению к универсальным принципам человеческого и социального быта, а органически вписывается в них.)
  • Технократическая(исходит из требования компетентности власть предержащих: политика- дело столь сложное и многогранное, что заниматься ею должны исключительно профессионалы.

Легитимность, основанная на соглашении или навязанная обществу по мотивам политической целесообразности, практикуется, обычно, в переходные периоды, когда утверждается новая политическая система.

Легитимность политической власти является обстоятельством, которому придается большое значение. Практика показывает, что поддержка обществом власти, демонстрация доверия являются важным фактором ее эффективности. И наоборот, слабое убеждение граждан в законности политической власти составляет одну из причин ее нестабильности. Поэтому любая политическая власть всемерно стремится поддерживать и стимулировать доверие народа. При этом используются различные средства. Издаются различные документы: указы, постановления, законодательные акты. Объектами легитимации обычно являются само государство и его органы, общественный строй, политический режим, реализуемые политические и экономические программы и т.д. Используются неофициальные эффективно действующие методы и средства. Это могут быть политические движения в поддержку власти, негосударственные организации, преследующие такую же цель.

Можно сказать, что в каждой стране есть система обеспечения легитимности власти. Структурными составляющими этой системы являются органы легитимации политической власти, прямо или косвенно способствующие сохранению доверия народа к существующей политической системе. Это органы государственной власти и управления (законодательная, исполнительная и судебная власть); органы, воздействующие на политическое сознание (средства массовой информации); силовые структуры (органы насилия).

К способам легитимации относится убеждение (воздействие на политическое сознание); приобщение (участие во властвовании, предоставление привилегий); традиционализм (апелляция к стереотипам мышления и поведения); не исключена также и возможность применения силы.

Для поддержания легитимности власти, пишет П. Шаран, используются многие средства. В том числе: изменения законодательства и механизма государственного управления в соответствии с новыми требованиями; стремление использовать традиции населения в законотворчестве и при проведении практической политики; реализация легальных мер предосторожности против возможного снижения легитимности власти; поддержание в обществе законности и правопорядка. Проблема легитимности — это в значительной мере проблема участия масс в управлении государством. Неспособность системы обеспечить участие подрывает ее легитимность.

Но существует немало факторов, которые ослабляют легитимность политической власти. Большой ущерб легитимности наносит ситуация, при которой политическая власть бессильна оградить общество от преступности, коррупции и других антиобщественных явлений.

История знает много примеров, когда политическая власть, оставаясь законной (легальной), перестает быть легитимной, то есть пользующейся доверием большинства членов общества. В числе причин этого- кризисное положение страны, которое политические лидеры не в состоянии изменить, невыполненные программы и обещания и многое другое.

Мнение Демидова А.И. и Малько А.В выражается в том, что о степени легитимности политической власти можно судить по уровню принуждения (насилия), необходимого для проведения той или иной политики в обществе, по количественному и качественному анализу попыток свержения правителей; по социальной напряженности, силе проявления гражданского неповиновения (бунтов, восстаний и т.п.); по результатам выборов; по массовым демонстрациям, внезапным проявлениям поддержки или, напротив, оппозиции существующему режиму. 1

Вениамин Сергеевич Боровик считает что, легитимность политической власти не исключает критики государственного руководства, проявления недовольства населения, даже организации выступлений против отдельных направлений политики государства. Но, он утверждает,,что все эти действия не должны ломать сложившиеся структуры института власти, не должны ставить под сомнение устоявшиеся нормы и не должны нарушать принятые в обществе правила политической борьбы.

Для решения проблем легитимности необходимо выделить ее источники:

  • способность человека усваивать привычные образцы поведения и воспроизводить их в своих действиях;
  • чувственно-эмоциональное восприятие человеком окружающего мира, в том числе и мира политической власти;
  • ценностное отношение человека к окружающему миру;
  • целерациональное поведение человека, то есть его способность осознавать свои интересы и потребности, разрабатывать свои целевые программы по их достижению. Отношение к властным структурам в этом случае строится на их оценке, как силы, способной или неспособной создать необходимые условия для достижения индивидом своих целей.

 

 

Легитимность государственной власти в Казахстане

 

Легитимность государственной власти в Казахстане обуславливается рядом компонентов.  
Прежде всего, только высокий уровень легитимности власти позволит реформаторам осуществлять широкомасштабные преобразования. Однако именно в переходные периоды доминирует многоэлементная легитимность, которая опирается не только на закон, но одновременно и на традиции, рациональность. Это, прежде всего, соответствие проводимой государственной политики национально-государственной идее, соответствие образу «идеальной власти», сформированному в контексте культурных архетипов. Большую роль в легитимизации государственной власти играет рациональная интерпретация на уровне менталитета различных социальных групп результатов деятельности государства, степени соответствия их ожиданиям. Если сравнивать три ветви государственной власти в Казахстане, то их легитимация имеет разные основания. Президентская власть как власть верховная легитимируется в основном культурными традициями и соотносится, прежде всего, с нравственным идеалом отца, наделенного в определенной степени харизматическими чертами. О президенте судят не только по реальным его качествам, а исходя из представления о должных качествах верховной власти. Легитимность исполнительной власти санкционируется менталитетом и соотносится через понятие сильной власти, под которой понимается власть, способная быстро решить все социальные задачи общества. Законодательная власть различными социальными группами воспринимается достаточно часто как говорильня, большинство населения не связывает с ней больших надежд.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Знание источников легитимности позволяет глубже понять такое явление, как кризис власти, сущностью которого является разрушение института политической власти, выражающееся в массовом несоблюдении правил и норм, предписываемых этим институтом. Все это -- следствие повсеместного разочарования в старой системе ценностей и ломке устоявшихся традиций, сильного эмоционального возбуждения масс и возрастающей непредсказуемости социальной жизни. Преодоление кризиса власти означает сведение к минимуму политической девиации, что может быть достигнуто двумя путями:

1) применением силы;

2) точным определением источника легитимности, на который следует опереться, создавая нормативную основу института политической власти.

Каждый из указанных способов достижения легитимности имеет свои особенности, требует своеобразной тактики, знания доминирующих тенденций в массовых настроениях.

Следует помнить, что требование легитимной власти возникло как реакция против насильственной смены власти, неправомерного использования властью силы и насильственной перекройки государственных границ, но принцип легитимизма не совершенен в том смысле, что вовсе не гарантирует справедливости, которая удовлетворяла бы всех. За легитимностью может скрываться сговор наиболее влиятельных сил в ущерб слабейшим силам или стремление слабых уравнять себя с сильными.

 

Литература

1)Сирота  Н.М. С 40 Политология. Курс лекций.-СПб.:Питер,2006.-272с.:ил.-(Серия «Краткий курс»)

2) Курс политологии:Учебник.-2-е  изд., испр. и доп.-М.:ИнФРА-М,2002.-460 с.

3)Зеркин  Д.П. Основы политологии:Курс лекций.-2-е изд., доп. Ростов нД: «Феникс», 1999, 576 с.

4) http://www.democracy.ru/curious/democracy/legitimacy.html

5) http://political-enc.info/n13-93.html

6) http://testent.ru/publ/studenty/politologija/ehffektivnost_i_legitimnost_vlasti/54-1-0-1971

2



 


Информация о работе Типы легитимности политической власти