Типы избирательных систем

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 00:26, контрольная работа

Описание работы

Выборы непосредственно отражают политическую систему и со своей стороны влияют на неё. Вся их организация и порядок определения результатов голосования тесно связаны с политическими партиями. Различаются, например, избирательные системы и проводимые на их основе выборы при двухпартийной и многопартийной системах. Выборы позволяют гражданам уяснить подлинный смысл программ политических партий, борющихся за власть. Через них, и только через них, выявляется воля большинства народа, на основе которой может быть создана демократическая власть.

Содержание работы

Введение.
1. Понятие «избирательная система» и её структура.
2. Мажоритарная и пропорциональная избирательные системы, их достоинства и недостатки.
3. Опишите основные параметры и особенности современной российской избирательной системы. Объясните политический смысл перехода к пропорциональной системе на выборах в Госдуму РФ.

Литература.

Файлы: 1 файл

политология.docx

— 33.25 Кб (Скачать файл)

Таким образом, выборы на обсуждаемой  основе способны подорвать господство номенклатуры и мафии над законодательной  властью, а вслед за нею - над исполнительной и судебной. Система выборов по производственному принципу уже хорошо отлажена в мире. Они применяются при формировании центральных правлений крупных концернов, имеющих много филиалов, правлений кооперативных объединений и федераций предприятий, принадлежащих работникам. В мире сейчас распространяется мнение, что везде партийно-территориальная система выборов втягивает в кризис, не отвечает современным понятиям о демократии и должна быть реформирована в направлении более прямого представительства различных социальных слоев.

Мажоритарная избирательная система - один из видов избирательных систем, при которой избранными считаются  кандидаты, получившие большинство  голосов избирателей по избирательному округу, где они баллотируются; применяется  во многих странах, в том числе  и в России.

Мажоритарная избирательная система  имеет свои разновидности и состоит  в следующем. Территория государства  или предстательного органа разбивается  на территориальные единицы - от каждой избирается чаще один, но порой два  и более депутата. Каждый кандидат выдвигается и избирается в личном качестве, хотя при этом может быть обозначено, какую партию, движение он представляет. Если для победы кандидату  надо набрать не только большинство  голосов, но и не менее половины от числа избирателей, принявших участие  в голосовании, то в этом случае принято  говорить о мажоритарной избирательной  системе абсолютного большинства. Если считается победителем кандидат, набравший больше голосов, чем его  соперники, и при этом неважно, сколько  это составит от количества проголосовавших  избирателей, такую систему принято  называть мажоритарной избирательной  системе относительного большинства. Если для победы необходимо определенное число голосов (например, 25, 30, 40% 2/3 от числа участвующих в выборах  избирателей) - это мажоритарная избирательная  система квалифицированного большинства.

Голосование по мажоритарной избирательной  системе относительного большинства  проводится в один, по другим разновидностям - в два тура. Во второй тур выходят  два кандидата, получившие наибольшее число голосов, а победителем  может считаться тот, кто набрал определенное число голосов либо больше голосов, чем соперник. Плюсы  мажоритарной избирательной системы  в том, что она результативна - дает победителям; кроме того, голосование  предметно - избиратель отдает предпочтение конкретному человеку; депутаты должны поддерживать постоянные связи с  избирателями, надеясь на их поддержку  при следующих выборах. Недостаток мажоритарной избирательной системы  в том, что голоса избирателей, поданные за непобедивших кандидатов, пропадают, а победитель в этом случае имеет поддержку иного явного меньшинства избирателей, т.е. можно говорить о низкой репрезентативности такого депутата.

В Российской Федерации для выборов  в Государственную Думу с 1993 года применяется принцип сочетания  пропорциональной и мажоритарной избирательной  системы. При этом мажоритарная избирательная система выглядит так: установлено, что 225 (т.е. половина) депутатов Госдумы избираются на основе мажоритарной избирательной системы по одномандатным (один округ - один мандат) избирательным округам, образуемым в субъектах РФ на основе единой нормы представительства, за исключением избирательных округов, образуемых в субъектах РФ, число избирателей в которых меньше среднего числа избирателей, установленного Центральной Избирательной Комиссией для одномандатного округа. Для победы по округу надо набрать количество голосов больше, чем у других кандидатов, т.е. это мажоритарная избирательная система относительного большинства. Выборы считаются состоявшимися, если проголосовало не менее 25% зарегистрированных избирателей.

По мажоритарной избирательной  системе проводились выборы половины депутатов Госдумы в 1993 и 1995 гг. Можно  напомнить, что в 1993 г. в Совет  Федерации также избирались депутаты - по два от каждого субъекта РФ. Использовалась мажоритарная избирательная система  относительного большинства, с той  разницей, что округ был двухмандатный; избирательным округом являлась территория каждого субъекта РФ. Что  касается выборов представительных органов власти субъектов РФ, в 1993 г. им была дана возможность вводить  и мажоритарную, и смешанную мажоритарно-пропорциональную систему. Однако во всех субъектах РФ выборы органов представительной власти проводятся по избирательным округам. Некоторые субъекты образовали одновременно два вида таких округов: обычные (по численности избирателей) и административно-территориальные (т.е. округом стал соответственно район или город, от него избран депутат в парламент субъекта РФ). На выборах в представительные органы местного самоуправления (т.е. собрания, думы городов и районов) депутаты избираются по мажоритарной избирательной системе. В то же время нередко вся территория является единым многомандатным округом. Однако каждого депутата избирают в личном качестве, что как раз и характерно для мажоритарной избирательной системы.

При мажоритарной системе квалифицированного большинства избранным считается  кандидат (список кандидатов), получивший квалифицированное большинство  голосов. Квалифицированное большинство  устанавливается законом и, во всяком случае, превышает большинство абсолютное. Такая система чрезвычайно редка, поскольку еще менее результативна, чем система абсолютного большинства.

Например, в Чили Палата депутатов (нижняя палата парламента) избирается по двухмандатным избирательным  округам. Партия, собравшая в округе 2/3 от общего числа действительных голосов получает оба мандата от округа. Если же такое большинство не получено ни одной из партий, мандаты передаются двум партиям, собравшим наибольшее число голосов. До недавнего времени 65% голосов требовалось для избрания итальянских сенаторов, баллотировавшихся по одномандатным избирательным округам. На практике такого большинства, как правило, никто из кандидатов не получал, избирательные округа объединялись в масштабе области, а распределение мандатов производилось по правилам системы пропорционального представительства, рассматриваемой ниже. После апрельского референдума 1993 года в одномандатных округах по выборам в

Сенат (такие округа предусматриваются  и для выборов в Палату депутатов) установлена мажоритарная система  относительного большинства.

Пропорциональная избирательная  система - один из видов избирательных  систем, применяемый во многих странах, в том числе и в России. Пропорциональная избирательная система имеет  много разновидностей, но суть ее состоит  в следующем. Территория государства  или представительного органа объявляется  единым избирательным округом. Политические партии и движения, их союзы выдвигают  списки своих кандидатов. Избиратель голосует за один из таких списков. Победа в этом случае пропорциональна  числу голосов, поданных за соответствующий  список избирательного объединения, причем подсчет зачастую ведется лишь по спискам, набравшим более 5% (например, ФРГ, РФ; может быть и другой процент - в частности, 4% в Швеции, 3 - в Аргентине, 2 - в Дании, 1% в Израиле). Общее  количество голосов избирателей, принявших  участие в голосовании, делится  на общее количество депутатских  мандатов, замещаемых по пропорциональной избирательной системе. Получается избирательное частное. Так устанавливается, сколько партии, движения получили мест в представительном органе. Внутри списка мандаты получают кандидаты согласно их очередности, начиная от первого. Если список разбит на центральную часть и региональные группы, первыми проходят в парламент кандидаты из центральной части. Кандидаты из региональных групп получают мандаты пропорционально голосам избирателей, подданным за данный список в соответствующем регионе.

Плюсом пропорциональной избирательной  системы является то, что голоса избирателей не пропадают (за исключением  тех, которые отданы за список, не преодолевший 5%-ю планку). Минусом пропорциональной избирательной системы считают  то, что здесь избиратель выбирает как бы абстрактных лиц - он знает  чаще всего лидера партии, движения, нескольких активистов, но остальные  ему неизвестны. Кроме того, избранные  депутаты не имеют прямой связи с  избирателями конкретного округа, как  при мажоритарной системе. Для того чтобы учесть интересы избирателей, многие страны разбивают список на территориальные части. Некоторые  страны отказались от связанных списков (когда избиратель голосует за список в целом) и перешли к системе  свободных списков - избиратель вправе отдать предпочтение кандидатурам из списка партии, движения и даже дополнять  список.

Минусом пропорциональной избирательной  системы многие депутаты, политики и исследователи считают и  высокий процентный барьер. Пропорциональная избирательная система применяется при выборах всего парламента (Дания, Португалия, Люксембург, Латвия), либо только нижней палаты (Австралия, Австрия, Бельгия, Польша, Бразилия), либо Ѕ состава нижней палаты (ФРГ, РФ). В Российской Федерации пропорциональная избирательная система применяется на выборах половины -225 депутатов -Государственной Думы.

Каждое избирательное объединение, блок может включить в федеральный  избирательный список кандидатов в  депутаты до 270 человек. Возможно выделение в списки центральной части и распределение остальных кандидатов по регионам, состоящим из групп или отдельных субъектов РФ. В распределении депутатских мандатов участвуют только избирательные объединения, блоки получившие более 5% голосов избирателей, принявших участие в голосовании.

Избирательное частное - количество голосов  избирателей, приходящееся на один депутатский  мандат. В России используется при  подсчете голосов и определении  количества мест, предоставляемых получившим депутатские мандаты партиям  и движениям, выдвинувшим свои избирательные  списки при выборах в Государственную  Думу по федеральному избирательному округу.

3. Опишите основные параметры  и особенности современной российской  избирательной системы. Объясните  политический смысл перехода  к пропорциональной системе на  выборах в Госдуму РФ

Современная избирательная система  России очень молода. Согласно Конституции  Российской Федерации избирательное  законодательство относится к современному ведению Российской Федерации и ее субъектов. Это означает, что при выборах в свои органы государственной власти субъекты Федерации обязаны соблюдать федеральное законодательство о выборах и в то же время самостоятельно принимать такие законы. Такое решение вопроса, с одной стороны, обеспечивает известное единообразие избирательных систем Федерации и ее субъектов, а с другой - порождает различия в избирательных системах субъектов Федерации. Различия можно считать несущественными, но они все же существуют, так что говорить об избирательной системе в субъектах Федерации как о единой для всех системе нельзя. Не лишено основания утверждение о том, что в Российской Федерации действуют одна федеральная избирательная система и 89 избирательных систем субъектов Федерации.

К этому следует добавить значительное число не совпадающих во многих деталях  избирательных систем по выборам  в органы местного самоуправления. Выборы в органы государственной  власти субъектов РФ и органы местного самоуправления проводятся в соответствии с конституциями и уставами, законами о выборах, принимаемыми законодательными органами субъектов Федерации. Если же такой закон отсутствует, то выборы органа государственной власти субъекта РФ и органа местного самоуправления проводятся на основе федерального закона. Выборы депутатов в соответствующие  органы государственной власти субъектов  Российской Федерации осуществляются на основе всеобщего, равного, прямого  избирательного права при тайном голосовании.

Эти принципы, закрепленные в конституциях и уставах субъектов Федерации, действует на всей территории РФ в  силу ее Конституции и федеральных  законов. Однако конституции, уставы и  законы субъектов Федерации, как  правило, ограничивают принцип всеобщности  избирательного права, сужая круг лиц, которые вправе голосовать (активное избирательное право) и быть избранными в органы государственной власти субъектов Федерации. Например, в  Республике Бурятия (как и в других республиках) введено свое гражданство, и только гражданам Республики Бурятия  Конституцией предоставляется право  избирать и быть избранными в органы государственной власти Российской Федерации и Республики Бурятия, органы местного самоуправления, а  также участвовать в референдуме  Российской Федерации и Республики Бурятия.

Во многих субъектах Федерации, где нет собственного гражданства, введено правило, согласно которому правом избирать наделяются только те граждане, которые постоянно проживают  на данной территории. Законодательство субъектов Федерации закрепляет ценз оседлости при выборах депутатов  законодательных органов и глав администраций (исполнительной власти). Федеральный закон позволяет  субъектам Федерации устанавливать  сроки обязательного проживания на своей территории, которые, однако не могут превышать одного года.

В соответствии с этим, например, Законом  Санкт-Петербурга “О выборах главы  исполнительной власти Санкт-Петербурга”  закреплено, что губернатором города может быть избран гражданин Российской Федерации, который, отвечая прочим условиям, проживает на территории Санкт-Петербурга в течение одного года, причем факт проживания на этой территории устанавливается в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Однако во многих субъектах Федерации  требования Федерального закона нарушаются, а число цензов увеличивается. В  ряде Республик, Главой Республики или  Председателем Государственного Совета составляет не менее 15 лет в Республиках  Тыва и Саха (Якутия), не менее 10 лет  в Республиках Адыгия, Башкортостан, Бурятия, Кабардино-Балкария, Коми, Татарстан. В Республике Карелия существует срок - не менее 7 лет до выборов проживание в республике не менее 10 лет после достижения совершеннолетия.

В Уставе Москвы установлено, что мэром  города может быть избран гражданин, постоянно проживающий в городе не менее 10 лет, в Уставах Курганской, Свердловской, Тамбовской областей этот срок равен 5 годам. Федеральным законом  “Об основных гарантиях избирательных  прав и права на участие в референдуме  граждан Российской Федерации” установлено, что ограничение пассивного избирательного права, связанное с постоянным или  преимущественным проживанием на определенной территории (ценз оседлости), федеральным  законом или законом субъекта РФ не допускается. Ранее (24 июня 1997 г.) аналогичное постановление (по “хакасскому  делу”) вынес Конституционный Суд  РФ.

Информация о работе Типы избирательных систем