Типы избирательных систем

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 10:50, контрольная работа

Описание работы

Политический институт выборов представляет собой всю совокупность общественных отношений, возникающих в процессе и в связи с формированием органов государственной власти и местного самоуправления путем выборов.

Содержание работы

Понятие «избирательная система» и ее структура……………………....3
Мажоритарная и пропорциональная избирательная системы, их достоинства и недостатки……………………………………………….....9
Опишите основные параметры и особенности современной российской избирательной системы. Объясните политический смысл, переходя к пропорциональной системе на выборах в Госдуму РФ………………..14

Список литературы…………………………

Файлы: 1 файл

Министерство образования и науки РФ.docx

— 35.89 Кб (Скачать файл)

 
- голосование по  закрытым партийным  спискам. В этом случае избиратель голосует за  партийный список в целом, не меняя порядка расположения кандидатов; 

- голосование с открытыми партийными списками. В этом случае избиратель имеет право голосовать не только за партийный список в целом, но и переставлять кандидатов в списке по своему выбору. 
 
         К числу достоинств мажоритарной избирательной системы относится: 1. В ней заложены возможности формирования эффективно работающего и стабильного правительства. Это достигается путем распределения мандатов среди крупных, хорошо организованных партий, которые на основе большинства формируют однопартийные правительства. Эта система побуждает мелкие партии  создавать блоки или коалиции еще до начала выборов. Созданные на этой основе органы власти являются устойчивыми и способными проводить твердую государственную политику. 2. При мажоритарной избирательной системе население голосует за конкретных депутатов. В результате возникают крепкие устойчивые связи между депутатами и избирателями. Депутаты непосредственно избираются гражданами определенного округа и обычно рассчитывают на свое переизбрание, то они больше ориентируются на свой электорат, стараются, по возможности, выполнить свои  предвыборные обещания или откликнуться на текущие просьбы избирателей. В свою очередь избиратели лучше знают своих депутатов, чем при их избрании в общем партийном списке при пропорциональной системе.

        Мажоритарная избирательная система содержит и ряд существенных недостатков:

1. Система во многом искажает реальную картину предпочтений и тем самым  не отражает волю избирателей. При данной системе для распределения парламентских мандатов чаще всего имеет значение только факт получения кандидатом относительного большинства голосов.   Голоса же отданные всем другим кандидатам, при распределении мандатов во внимание не принимаются и в этом смысле пропадают. 2.Существует большая возможность манипулировать волей избирателей  через “нарезку избирательных округов”. 3. Мажоритарная избирательная система создает возможность формирования правительства, опирающегося на большинство в парламенте, но не пользующегося поддержкой большинства населения. 4. Она сильно ограничивает доступ в парламент представителей меньшинства, в том числе небольших партий. В результате мажоритарная избирательная система может ослаблять легитимность власти, вызвать у граждан недоверие к политическому строю, пассивность на выборах.

       Пропорциональная избирательная система в значительной мере позволяет устранить явное несоответствие между количеством поданных за партию голосов и количеством получаемых ею депутатских мест. Тем самым пропорциональная избирательная система наиболее адекватно отражает политическую волю населения. К достоинствам пропорциональной избирательной системы относится: 1. В сформированных с ее помощью органах власти представлена реальная картина расстановки политических сил. 2. Она создает возможность быть представленным в органах власти национальным, религиозным меньшинствам и другим социальным слоям, образующим мелкие партии. Следовательно, пропорциональная избирательная система обеспечивает обратную связь между государством и организациями гражданского общества, способствует легитимизации власти, активизирует участие населения в выборах.

         К недостаткам пропорциональной избирательной системы следует отнести:

1. Относительно меньшую стабильность правительства. 2. Характерное для этой системы широкое представительство в парламенте различных политических сил очень часто не позволяет какой-либо партии сформировать однопартийное правительство и побуждает к образованию коалиций. Объединение же разнородных по своим целям партий может приводить к обострению противоречий между ними, к распаду коалиций и отставке правительства. 3. При пропорциональной избирательной системе голосование осуществляется не за конкретных кандидатов, а за списки партий, объединений, постольку весьма слаба непосредственная связь между депутатами и избирателями. Это обстоятельство также способствует большей зависимости депутатов от своих партий, чем от избирателей.  Такая несвобода может отрицательно сказаться на процессе принятия важных законов, депутат чаще всего голосует в интересах  партии, и ее лидеров, чем своих избирателей. Для того, чтобы преодолеть чрезмерное партийное дробление состава парламента, ограничит возможность проникновения  в него мелких партий или же представителей  крайне радикальных, а порой и экстремистских сил, многие страны используют так называемые “избирательные пороги”  устанавливающие необходимый для получения депутатских мандатов минимум голосов избирателей. В России избирательный порог – 5%. Кандидаты тех партий или партийных блоков, которые не преодолели этот “порог”, автоматически исключаются из списка претендентов. Высокий “избирательный порог” подчас приводит к тому, что значительная часть избирателей оказывается непредставленной в парламенте. Минимальный – по существу оказывается неэффективным. В ряде стран с целью соединить положительные стороны различных систем и свести к минимуму их недостатки создаются избирательные системы смешанного типа. В которых сочетаются элементы мажоритарной и пропорциональной систем. Практическая  реализация смешанной избирательной системы в процессе голосования состоит в том, что каждый избиратель получает два бюллетеня. Соответственно у него два голоса: одним он голосует за конкретного кандидата, баллотирующегося по данному избирательному округу, другим - за политическую партию, объединение. 
 
       Смешанная избирательная система - это система формирования представительных органов власти, при которой часть депутатов избирается на персональной основе по мажоритарным округам, а другая часть - на партийной основе по пропорциональному принципу представительства. 
 
       Смешанные избирательные системы принято различать по характеру взаимосвязи используемых в них элементов мажоритарной и пропорциональной систем. По этому основанию выделяется два вида смешанных систем:

• смешанная  несвязанная система выборов, при  которой распределение мандатов по мажоритарной системе никак не зависит от результатов выборов  по пропорциональной системе;

 
• смешанная связанная избирательная  система, при которой распределение  мест по мажоритарной системе зависит  от результатов выборов по пропорциональной системе. В этом случае кандидаты  в мажоритарных округах выдвигаются  политическими партиями, участвующими в выборах по пропорциональной системе. Мандаты, полученные партиями в мажоритарных округах, распределяются в зависимости  от результатов выборов по пропорциональной системе.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Опишите основные параметры и особенности современной  российской избирательной системы.  Объясните политический смысл, переходя к пропорциональной системе на выборах  в Госдуму РФ
 
 

  Современная избирательная система России очень  молода. Согласно Конституции Российской Федерации избирательное законодательство относится к современному ведению  Российской Федерации и ее субъектов. Это означает, что при выборах в свои органы государственной власти субъекты Федерации обязаны соблюдать федеральное законодательство о выборах и в то же время самостоятельно принимать такие законы. Такое решение вопроса, с одной стороны, обеспечивает известное единообразие избирательных систем Федерации и ее субъектов, а с другой – порождает различия в избирательных системах субъектов Федерации. Различия можно считать несущественными, но они все же существуют, так что говорить об избирательной системе в субъектах Федерации как о единой для всех системе нельзя. Не лишено основания утверждение о том, что в Российской Федерации действуют одна федеральная избирательная система и 89 избирательных систем субъектов Федерации. К этому следует добавить значительное число не совпадающих во многих деталях избирательных систем по выборам в органы местного самоуправления. 
       Выборы в органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления проводятся в соответствии с конституциями и уставами, законами о выборах, принимаемыми законодательными органами субъектов Федерации. Если же такой закон отсутствует, то выборы органа государственной власти субъекта РФ и органа местного самоуправления проводятся на основе федерального закона. 
        Выборы депутатов в соответствующие органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляются на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании. Эти принципы, закрепленные в конституциях и уставах субъектов Федерации, действует на всей территории РФ в силу ее Конституции и федеральных законов. Однако конституции, уставы и законы субъектов Федерации, как правило, ограничивают принцип всеобщности избирательного права, сужая круг лиц, которые вправе голосовать (активное избирательное право) и быть избранными в органы государственной власти субъектов Федерации. Например, в Республике Бурятия (как и в других республиках) введено свое гражданство, и только гражданам Республики Бурятия Конституцией предоставляется право избирать и быть избранными в органы государственной власти Российской Федерации и Республики Бурятия, органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме Российской Федерации и Республики Бурятия. Во многих субъектах Федерации, где нет собственного гражданства, введено правило, согласно которому правом избирать наделяются только те граждане, которые постоянно проживают на данной территории. 
        Порядок проведения выборов и подсчет голосов. Выборы в законодательные органы субъектов Федерации проводятся на основе различных систем подсчета голосов. Встречаются как мажоритарная система абсолютного большинства, так и пропорциональная система. Весьма часты и смешанные системы, когда одна часть депутатов избирается на основе мажоритарной, а другая – на основе пропорциональной системы. Например, выборы в Московскую областную Думу проводятся по одномандатным избирательным округам, в которых избирается 25 депутатов.  
Основной концепцией Федерального закона от 18 мая 2005 г. стала отмена смешанной избирательной системы и закрепление избрания депутатов Государственной Думы исключительно на основе пропорциональной избирательной системы. 
       Одним из существенных аргументов в пользу перехода к пропорциональной избирательной системе стало справедливое утверждение о том, что большинство депутатов, избранных по одномандатным избирательным округам, впоследствии присоединяются к какой-либо партийной фракции, а то и вступают в саму партию.  
Требования, предъявляемые к выборам по мажоритарной системе относительного большинства, фактически приводят к установлению двухпартийной (иногда трехпартийной) монополии. Крупные партии становятся самодовольными, бюрократизированными и невосприимчивыми; партийная элита берет контроль в свои руки.  
        Небольшие партии появляются только на какое-то непродолжительное время и затем отмирают по мере того, как их потенциальные сторонники приходят к осознанию того факта, что их голоса тратятся впустую на тех кандидатов, которые не могут выиграть.  
В противоположность вышесказанному, пропорциональное представительство разрушает монополию двух или трех доминирующих партий и поощряет многопартийное соперничество, повышает роль политических партий. 
       Другим аргументом в пользу пропорциональной избирательной системы называют то, что политические партии на выборах будут ориентироваться на общегосударственные, а не на регионально-республиканские интересы. В этих условиях политические партии будут вынуждены заняться поиском собственной, отличающейся от других программы. 
       Важной новеллой Федерального закона от 18 мая 2005 г. является не упоминание в нем избирательных блоков в качестве субъекта выдвижения федерального списка. Это должно способствовать объединению мелких политических партий в более крупные. Следовательно, сужается круг участников избирательной кампании по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации только до политических партий, исключается возможность прохождения в Государственную Думу непрочных избирательных объединений, которые вскоре распадаются.  
       Недостатком пропорциональной избирательной системы является отсутствие связей между избирателями и депутатами.
 

  Список  литературы 
 

  1. Выборы  во всем мире. Электоральная свобода  и общественный прогресс: Энциклопедический  справочник. – М.: РОССПЭН, 2001
  2. Иваненко А.В., Кынев А.В., Любарев А.Е. Пропорциональная избирательная система в России: история, современное состояние, перспективы. – М.: Аспект Пресс, 2005
  3. Избирательное право и избирательный процесс в РФ. – М.: Норма, 2003
  4. Малкин Е., Сучков Е., Основы избирательных технологий и партийного строительства. – М.: Русская панорама, 2006
  5. Скосаренко Е.Е. Избирательная система России: мифы и политическая реальность. – М.: Формула права, 2007
  6. Скрипкина Ж.Б. Избирательные системы и технологии. – М.: Вузовский учебник, 2005
  7. Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии. – М.: Аспект пресс, 2006
  8. Теория политики/ Под ред. Б.А. Исаева- СПБ.: Питер, 2007

Информация о работе Типы избирательных систем