Типы избирательных систем, их сущность. Избирательная система в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 16:03, контрольная работа

Описание работы

Избирательная система. Значимость избирательной системы в политической жизни любого демократического государства неоспорима. Именно при помощи избирательной системы производится отбор и найм представителей политической элиты, руководителей высших постов в государстве, т.е. лиц, определяющих внутреннюю и внешнюю политику страны, оказывая неоценимое и обширное влияние на ее социальное и экономическое развитие.

Файлы: 1 файл

Контрольная работа Политология.docx

— 36.51 Кб (Скачать файл)

МИНИСТРЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ ВПО «УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Центр дистанционного образования

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине: Политология

на тему: Типы избирательных систем, их сущность.

                          Избирательная система в Российской Федерации

 

 

     

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Избирательная система. Значимость избирательной системы в политической жизни любого демократического государства  неоспорима. Именно при помощи избирательной системы производится отбор и найм представителей политической элиты, руководителей высших постов в государстве, т.е. лиц, определяющих внутреннюю и внешнюю политику страны, оказывая неоценимое и обширное влияние на ее социальное и экономическое развитие.

 

 Типы избирательных систем, их сущность

Избирательная система есть порядок организации и проведения выборов в представительные учреждения или индивидуального руководящего представителя (например, президента страны), закрепленный в юридических нормах, а также сложившейся практикой  деятельности государственных и  общественных организаций.

Типы избирательных систем определяются принципами формирования представительного органа власти и  соответствующим порядком распределения  мандатов по итогам голосования, также  предусмотренными в законодательстве о выборах. Так как в различных  странах принципы формирования выборных органов власти и порядок распределения  мандатов различны, то реально существует столько модификаций избирательных  систем, сколько и государств, использующих выборы для формирования органов  государственной власти. Однако многовековой историей развития представительной демократии выработано два базовых типа избирательных  систем -мажоритарной и пропорциональной, элементы которых так или иначе проявляются в многообразных моделях избирательных систем в различных странах.

1. Мажоритарная избирательная  система

Мажоритарная избирательная  система основана на системе персонального  представительства во власти. В качестве кандидата на ту или иную выборную должность в мажоритарной системе  всегда выдвигается конкретный человек.

Механизм выдвижения кандидатов может быть различным: в одних  странах допускается самовыдвижение наряду с выдвижением кандидатов от политических партий или общественных объединений, в других странах кандидаты  могут быть выдвинуты только политическими  партиями. Но в любом случае в  мажоритарном избирательном округе баллотировка кандидатов происходит на персональной основе. Соответственно, избиратель в данном случае голосует за индивидуально определенного  кандидата, который является самостоятельным субъектом избирательного процесса - гражданином, осуществляющим свое пассивное избирательное право. Другое дело, что данного конкретного кандидата может поддерживать какая-либо политическая партия. Однако формально гражданин избирается не от партии, а «сам по себе».

Как правило, в большинстве  случаев, выборы при мажоритарной системе  осуществляются по одномандатным избирательным  округам. Количество избирательных  округов в таком случае соответствует  количеству мандатов. Победителем в  каждом округе становится тот кандидат, который получил предусмотренное  законом большинство голосов  избирателей округа. Большинство  в различных странах бывает разным: абсолютным, при котором кандидат для получения мандата должен набрать более 50% голосов; относительным, при котором победителем считается  кандидат, получивший голосов больше, чем все другие кандидаты (при  условии, что против всех кандидатов подано голосов меньше, чем за победившего  кандидата); квалифицированным, при котором кандидат для того, чтобы победить на выборах, должен набрать более 2/3, 75% или 3/4 голосов избирателей. Рассчитываться большинство голосов может тоже по-разному - либо от общего числа избирателей округа, либо, чаще всего, от числа избирателей, пришедших на выборы и проголосовавших. Система абсолютного большинства предполагает голосование в два тура, если в первом туре ни один из кандидатов не набрал требуемого большинства. Во втором туре участвуют кандидаты, набравшие в первом туре относительное большинство голосов. Такая система затрат с финансовой точки зрения, но используется при выборах президентов в большинстве стран мира, в том числе и в России.

Таким образом, мажоритарная избирательная система - система  формирования выборных органов власти на основе персонального (индивидуального) представительства, в которой избранным  считается кандидат, набравший предусмотренное  законом большинство голосов.

2. Пропорциональная избирательная  система

В основе пропорциональной избирательной системы лежит  принцип партийного представительства. При такой системе партии выдвигают  ранжированные ими списки кандидатов, за которые и предлагается проголосовать  избирателю.

Избиратель фактически голосует за политическую партию (предвыборный блок или коалицию партий, если их создание допускается законодательством), которая, по его мнению, наиболее адекватно и последовательно выражает и защищает его интересы в политической системе. Мандаты распределяются между партиями пропорционально числу поданных за них голосов в процентном выражении.

Места в представительном органе власти, которые получила политическая партия (избирательный блок), занимают кандидаты из партийного списка в  соответствии с установленным партией  приоритетом. К примеру, партия, получившая на выборах в парламент по единому  общенациональному 450-мандатному избирательному округу 20% голосов, должна получить 90 депутатских  мандатов.

Их получат первые 90 кандидатов из соответствующего партийного списка. Таким образом, пропорциональная избирательная  система - система формирования выборных органов власти на основе партийного представительства, в которой депутатские  места (мандаты) в представительном органе власти распределяются в соответствии с числом набранных партиями голосов  в процентном выражении. Данная система  обеспечивает адекватное представительство  политических интересов в выборных органах власти.

В пропорциональной избирательной  системе, в отличие от мажоритарной, потери голосов избирателей минимальны и связаны, чаще всего, с так называемым «избирательным барьером» - минимальным  количеством голосов, которое должна набрать на выборах партия, чтобы  получить право участвовать в  распределении мандатов. Избирательный барьер устанавливается для того, чтобы ограничить доступ в представительные органы власти мелких, зачастую маргинальных, невлиятельных партий. Не принесшие таким партиям мандатов голоса распределяются (также пропорционально) между партиями-победительницами. Как и мажоритарная, пропорциональная избирательная система имеет свои разновидности. Выделяют два вида пропорциональных систем:

- пропорциональная система  с единым общенациональным многомандатным  избирательным округом, число  мандатов в котором соответствует  числу мест в выборном органе  власти: свои списки кандидатов  выдвигают только общенациональные  партии, избиратели голосуют за  эти списки в масштабах всей  страны;

- пропорциональная избирательная  система с многомандатными округами. политические партии формируют списки кандидатов по избирательным округам, соответственно депутатские мандаты, «разыгрываемые» в округе распределяются на основе влияния партии в этом округе.

3. Смешанная избирательная  система

       Попытки максимально использовать достоинства базовых избирательных систем и нивелировать их недостатки приводят к возникновению смешанных избирательных систем. Суть смешанной избирательной системы заключается в том, что часть депутатов в один и тот же представительный орган власти избирается по мажоритарной системе, а другая часть - по пропорциональной системе. Предполагается при этом создание мажоритарных избирательных округов (чаще всего, одномандатных, реже -многомандатных) и избирательных округов (при пропорциональной системе с многомандатными округами) или единого общенационального многомандатного избира-тельного округа для голосования по партийным спискам кандидатов. Соответственно, избиратель получает право одновременно проголосовать за кандидата (кандидатов), баллотирующегося в мажоритарном округе на персональной основе и за политическую партию (список кандидатов от политической партии). В реальности при осуществлении процедуры голосования избиратель получает минимум два бюллетеня: один для голосования за конкретного кандидата по мажоритарному округу, другой - для голосования за партию.

Следовательно, смешанная  избирательная система - это система  формирования представительных органов  власти, при которой часть депутатов  избирается на персональной основе по мажоритарным округам, а другая часть - на партийной основе по пропорциональному  принципу представительства.

Смешанные избирательные  системы принято различать по характеру взаимосвязи используемых в них элементов мажоритарной и пропорциональной систем. По этому  основанию выделяется два вида смешанных  систем:

- смешанная несвязанная  система выборов, при которой  распределение мандатов по мажоритарной  системе никак не зависит от  результатов выборов по пропорциональной  системе (приведенные выше примеры  - это как раз примеры смешанной  несвязанной избирательной системы);

- смешанная связанная  избирательная система, при которой  распределение мест по мажоритарной  системе зависит от результатов  выборов по пропорциональной  системе. В этом случае кандидаты  в мажоритарных округах выдвигаются  политическими партиями, участвующими  в выборах по пропорциональной  системе. Мандаты, полученные  партиями в мажоритарных округах,  распределяются в зависимости  от результатов выборов по  пропорциональной системе.

 

 

 

Избирательная система в  Российской Федерации

Избирательная система– это установленный законами и иными нормативными актами порядок выборов в органы государственной власти РФ, субъектов Федерации, органы местного самоуправления, а также должностных лиц.

Правовую основу избирательной  системы составляет совокупность соответствующих правовых норм, содержащихся в Конституции РФ, в конституциях и уставах субъектов Федерации, а также в федеральных законах «О выборах депутатов Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации» (1999), «О выборах Президента Российской Федерации» (1999), «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (1997) и др.

Совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе подготовки и проведения выборов, составляет самостоятельный  конституционно-правовой институт, именуемый  избирательным правом. В основе избирательного права, а вместе с ним и всей избирательной системы, лежат определённые, установленные и закреплённые в  законодательном порядке принципы. К ним относятся: всеобщие, равные и прямые выборы, тайное голосование, свободное и добровольное участие  граждан в выборах.

Всеобщий характер выборов  означает право каждого гражданина РФ, достигшего 18 лет, избирать (активное избирательное право), а по достижении возраста, установленного Конституцией РФ и другими законодательными актами, быть избранным (пассивное избирательное  право) на ту или иную государственную должность или в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Возрастные пределы кандидатов колеблются от 21 года на выборах в Государственную думу до 35 лет для кандидата на пост Президента РФ.

Ограничения избирательных  прав российских граждан, согласно действующему законодательству, распространяются лишь на лиц, признанных судом недееспособными и находящихся, в соответствии со вступившим в силу приговором суда, в местах лишения свободы. Осуществление избирательного права в отношении этих лиц приостанавливается на определённый законодательством срок.

Равное избирательное  право означает участие граждан  России в выборах на равных основаниях. Все граждане России формируют единый избирательный корпус. Голос каждого  избирателя во всех отношениях имеет  один и тот же «вес».

Прямые выборы свидетельствуют  о непосредственном участии избирателей  в формировании выборных органов  государственной власти и местного самоуправления, а также в выборах  избираемых должностных лиц. В современной  России путём прямых выборов избираются Президент РФ и все главы субъектов  Российской Федерации, Государственная  дума и все законодательные собрания субъектов Федерации, главы муниципальных  образований и муниципальные  представительные органы.

Тайное голосование означает выражение воли избирателей без  ведома и контроля со стороны других лиц.

Данные принципы тесно  связаны с другими принципами избирательного права, в частности, с принципом добровольности участия  граждан в избирательном процессе, заключающемся в недопустимости оказания давления на них с целью  понуждения к участию или, наоборот, неучастию в выборах. Тесная связь  прослеживается также с принципом свободного участия граждан в избирательном процессе.

Весь избирательный процесс складывается из ряда взаимосвязанных между собой закрёпленных в законодательном порядке стадий. Это, во-первых, составление списков избирателей, которые представляются для всеобщего ознакомления и дополнительного уточнения в срок не позднее 20 дней до начала выборов.

Во-вторых, формирование избирательных  комиссий, избирательных участков и  избирательных округов. Центральная  избирательная комиссия Российской Федерации и избирательные комиссии субъектов Федерации работают на постоянной основе. Центральная избирательная комиссия осуществляет руководство деятельностью других комиссий по выборам на федеральном уровне и проведению федерального референдума, распределяет эфирное время между кандидатами, распоряжается финансовыми средствами, выделенными из государственного бюджета для проведения выборов, разрабатывает инструкции и даёт разъяснения, касающиеся других выборов, а также выполняет иные непосредственно связанные с организацией и проведением выборов функции.

В-третьих, выдвижение и регистрация  кандидатов в депутаты представительных органов и на выборные государственные должности. Правом выдвижения кандидатов обладают группы избирателей (инициативные группы); избирательные объединения или блоки объединений; граждане, обладающие избирательными правами (самовыдвижение и выдвижение других граждан); трудовые коллективы и собрания избирателей (на выборах в органы местного самоуправления). Регистрация кандидатов или списка кандидатов избирательного блока (объединения) осуществляется в соответствующих избирательных комиссиях. Для регистрации требуется собрать определённое, установленное законом число подписей в поддержку кандидата (списка кандидатов) или же внести специальный избирательный залог. Размер залога и порядок его внесения определяется в законодательном порядке. На выборах Президента России внесение избирательного залога вместо списка подписей в поддержку кандидата на этот пост не допускается.

Информация о работе Типы избирательных систем, их сущность. Избирательная система в Российской Федерации