Типология, формы, причины политического насилия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 17:05, курсовая работа

Описание работы

Предыстория политической психологии связана с именами Аристотеля, Сенеки, Н. Макиавелли, Ж.Ж. Руссо, Т. Гоббса, А. Смита, Г. Гегеля и множества других ученых, изучающих вопросы об отношении личности и власти, свойствах человека в политике, воспитании хорошего гражданина, о том, каким надлежит быть правителю.

Содержание работы

1. Становление политической психологии как науки 3
2. Социально-политические и политико-психологические характеристики власти 8
3. Мотивация политического лидерства 12
4. Управление политическим конфликтом 16
5. Сущность шантажа и многообразие форм его проявления в политике 20
6. Типология, формы, причины и психологические характеристики политического насилия 23
Список использованной литературы 27

Файлы: 1 файл

пу творч.doc

— 126.50 Кб (Скачать файл)

Но власть имеет не только политическую направленность.

Под властью можно  понимать также социальные отношения, проявляющиеся в возможности и праве одного человека или группы людей принимать решения, приобретающие обязательный характер для другого человека или группы. Власть — это и определённая форма руководства, управления обществом, любым коллективом, объединением людей. Она обеспечивает согласованную деятельность людей. Действия её должны иметь поддержку народа. Однако те, в чьих руках сосредоточена власть, могут применять и принуждение, т. е. подчинять себе волю других, распоряжаться кем–либо или чем–либо.

Важнейшие основания систематизации властных структур:

- признак лимитированности ( безграничная – ограниченная  власть);

- признак наследуемости  ( династическая – выборная власть);

- признак элитности  ( персонифицируемая – неперсонифицируемая  власть);

- признак парциальности ( лицензируемая – нелицензируемая власть);

- признак корпоративности  ( кастовая – некастовая власть);

- признак моральности  ( агиократия – порнократия);

- признак правозаконности  ( правовая – неправовая власть);

- признак конструктивного  согласия( консенсуальная – неконсенсуальная власть);

- признак сменяемости  ( ротируемая – фоссилизируемая  власть);

- признак концентрируемости  («интегральная (централизованная) - интеркурсивная (дифференцированная) власть»;

- признак насильственности ( легитимная – нелегитимная власть);

- признак засилья государственного  контроля ( тоталитарная – нетоталитарная  власть).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Мотивация политического лидерства

 

Проблему политического  лидерства можно отнести к  одной из ключевых для всего ряда научных дисциплин, изучающих политическую жизнь общества.

Существуют разные варианты классификации  мотивации политических лидеров.

Так, М.Г.Херманн в качестве мотивов  лидера выделяет: мотив власти и  компенсации неосознанного психического дискомфорта; убеждения лидера и его стремления решить какую-то политическую проблему (например, вывести страну из кризиса); чувство долга; потребность в одобрении и уважении со стороны других людей, в статусе и признании; те требования (вызов), которые предъявляет к лидеру занимаемое им положение.

На основании исследований во Франции, США, странах Латинской Америки

Дж. Пейн и О. Вошински описывают  пять различных побудительных мотивов, которые движут политиками: обожание, статус, политическая программа, обязанность, игра.

По другой классификации, основанной на исследованиях американских президентов, мотивацию лидеров могут в общих чертах определять три доминирующие потребности: мотив власти, мотив достижения цели (или успеха) мотив аффилиации.

Российский автор Е.В. Егорова-Гантман  в своих исследованиях добавляет потребность в контроле над людьми и событиями, отмечая при этом близость данного мотива мотиву власти.

Главные потребности, мотивирующие политическое поведение лидера: мотив власти, мотив достижения, мотив аффилиации.

Важнейший мотивационный источник лидерства– мотив власти. Человек, способный осуществлять власть, испытывает потребность в ней. Условно можно выделить три типа причин, по которым политический лидер жаждет власти: доминировать над другими и/или ограничивать действия других; избегать чужой власти над собой и/или вмешательства в свои дела; осуществлять политические достижения. То есть, мотив власти может быть не только и не столько компенсаторным, сколько инструментальным. Иногда цель, чтобы над политиком никто не доминировал, может быть главной и более высоко ценимой, чем другие. Таким образом, преобладание этого мотива можно рассматривать как следствие дефицита позитивных психосоциальных связей личности, ее общности с другими людьми. Мотив власти можно определить как заинтересованность в получении влияния, контроля, воздействия на других людей, группы или мир в целом; желание впечатлять, иметь престиж, вызывать сильную эмоциональную реакцию. При достижении власти и пользовании ею политический лидер уменьшает напряжение. В ряде случаев он испытывает чувство эйфории, которое служит для компенсации некоторых компонентов низкой самооценки, от которых он страдает.

Мотив власти у политических лидеров  может проявляться в деятельности по- разному.

Можно выделить следующие индикаторы стремления к власти: заинтересованность в получении влияния, контроля, воздействия на других людей, группы, или мир в целом; сильные действия в отношении других людей, групп или мира в целом; контроль и управление другими; старание влиять, доказывать, убеждать, аргументировать; помощь и советы, даже когда о них не просят; жажда престижа; желание производить впечатление и вызывать сильную эмоциональную реакцию; желание изобретать и навязывать организованные системы функционирования другим действующим лицам на политической арене; нежелание разрешить другим разделить с ним действительную или предполагаемую власть; нежелание получать советы относительно своих функций; нежелание делегировать другим решение задач, которые, как убежден политический лидер, принадлежат к его прерогативе власти; нежелание консультироваться относительно собственного функционирования с теми, кто хотел бы разделить с ним власть; нежелание информировать других относительно своего функционирования при осуществлении действительной или предполагаемой власти.

Второй мотив - мотив  достижения. Мотивация достижения –  одна из важнейших черт, которые  должны быть присущи политическому  лидеру, поскольку люди с развитым мотивом достижения характеризуются уверенностью, настойчивостью, реалистичностью, инициативностью. Мотив достижения имеет отношение к мастерству, манипулированию, организации физического и социального окружения, преодолению препятствий, установлению высоких стандартов работы, соревнованию, победе над кем-либо. Люди, стремящиеся к достижениям, нередко ищут власти, чтобы достичь своей цели.

Они более спокойно относятся  к изменениям в окружающем мире. У таких людей проявляется  тенденция к сильной ориентации на задачу, причём неуспех в начале лишь делает эту задачу для них еще более привлекательной. Мотивированные на достижение политики рассматривают других людей или группы в своём окружении в качестве фактора помощи или, наоборот, помехи для их достижений. При этом они предпочитают быть независимыми и избегать таких межличностных отношений, которые могли бы привести их к зависимости. Мотив достижения своих целей является для многих стержнем их политической карьеры. Относительная сила мотива влияет на оценку политическим лидером субъективной вероятности последствий, то есть более высокий мотив достижения успеха будет способствовать оценке более высокой субъективной вероятности успеха.

Специфика политической деятельности – публичность –  требует наличия у политика личностной потребности в общении, мотива аффилиации. Это связано с необходимостью находить контакт с самыми различными людьми. Потребность политического лидера в аффилиации, то есть в принадлежности к группе и получении одобрения, проявляется в заботе политического лидера о близких отношениях с другими. Мотив аффилиации подразумевает дружественные отношения с другими людьми. Но они возникают только в условиях «безопасности» (то есть с себе подобными, с теми, кто взаимен в этой дружбе). С непохожими или представляющими хоть какую-либо угрозу людьми, политические лидеры с ведущим мотивом аффилиации часто оборонительны и неустойчивы. Одним из важных аспектов мотива аффилиации является поиск одобрения со стороны других.

Иерархию мотивов, определяющих поведение политического лидера можно выстроить лишь на основе анализа ситуаций выбора – когда одни мотивы приходят в конфликт с другими. В этих случаях «победивший» мотив характеризует психологию лидера в большей мере, чем «побежденный» или отброшенный им, и можно утверждать, что первый занимает более высокое иерархическое место в мотивации данного деятеля.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Управление политическим конфликтом

 

Политический конфликт – острое столкновение противоположных  сторон, обусловленное взаимопроявлением различных интересов, взглядов, целей в процессе приобретения, перераспределения и использования политической власти, овладения ведущими (ключевыми) позициями во властных структурах и институтах, завоевания права на влияние или доступ к принятию решений о распределении власти и собственности в обществе.

Наиболее общей причиной возникновения конфликтов является неравное положение, занимаемое людьми в обществе, разлад между ожиданиями, практическими намерениями и  поступками людей, несовместимость  претензий сторон при ограниченности возможностей их удовлетворения. Субъектами политического конфликта могут быть государство, классы, социальные группы, политические партии, личности.

Выделяют конфликты, связанные  с процессами модернизации политических систем: конфликты цивилизационного характера, а также конфликты потребностей, интересов, ценностей и идентификации.

Политическая наука  значительное внимание уделяет поиску форм, методов, средств контроля за протеканием конфликта, выработке  эффективных технологий управления им. При многообразии субъектов конфликта, их целей и позиций управление конфликтом предполагает решение ряда общих задач:

a) предупредить возникновение  конфликта, либо воспрепятствовать  его разрастанию и распространению;

б) вывести скрытые, неявные, латентные конфликты в открытую форму с целью уменьшения опасности внезапного развития неконтролируемых процессов;

в) локализовать социально-психологическое  возбуждение, вызываемое политическим конфликтом, не допустить его распространения  на другие сферы общества;

г) учесть многочисленные внутренние и внешние факторы: степень  открытости политической системы, уровень  сплоченности конфликтующих групп, их силу, характер вовлеченности населения  в конфликт, эмоциональные аспекты  поведения лидеров и их сторонников, а также культурно-исторические, социально-экономические, этно-национальные и другие особенности общества.

Решение указанных задач  конкретизируется в соответствии с  основной установкой – либо на урегулирование, либо на разрешение конфликта. Урегулирование предполагает снятие остроты противоборства сторон с целью избежания негативных последствий конфликта. Однако, причина конфликта не устраняется, тем самым сохраняется вероятность нового обострения уже урегулированных отношений. Разрешение конфликта предусматривает исчерпание предмета спора, изменение ситуации и обстоятельств, которое бы приводило к отношениям партнерства и исключало бы опасность рецидива противостояния.

В процессе управления конфликтом важно учитывать этап его формирования и развития. Конфликт не возникает  сразу. Причины его накапливаются, зреют очень длительное время. Объективно существующие противоречия могут привести к конфликту лишь в случае их осознания субъектами (лидерами, партиями, группами и т.п.). Будущий конфликт зарождается в атмосфере напряженности в отношениях между оппозиционными сторонами, что свидетельствует о наличии предмета спора и конкуренции, несовпадении позиций. Это этап возникновения конфликта. На данном этапе важно выявить подлинные причины конфликта, тем самым вскрыть противоречие, лежащее в его основе, установить определенные нормы и правила взаимодействия сторон. Такой анализ может способствовать введению конфликта в рамки, позволяющие контролировать его ход и развитие.

Этап развития конфликта  характеризуется проявлением сил, поддерживающих конфликтующие стороны  или противостоящие им. Становятся очевидными границы конфликта, его  интенсивность и напряжение. Особенно велико напряжение конфликтов по поводу ценностей, связанных с нравственностью, представлениями о чести и достоинстве. Эффективность действий властей на этапе развития конфликта определяется их способностью законными методами обеспечить снижение напряженности в отношениях сторон и поворот их к примирению позиций.

Этап окончания конфликта  – наиболее сложная фаза, так  как от результата окончания противоборства зависит новая расстановка сил  в обществе. Возможны два варианта окончания конфликта: достижение примирения сторон либо их непримиримость, то есть неразрешимость конфликта. Примирение, в свою очередь, может носить характер полного или частичного урегулирования конфликта. Конфликт может разрешиться сам собой, например, из-за утраты актуальности предмета спора, усталости участников, истощения ресурсов и т.п. Выделяют два наиболее общих пути примирения сторон:

1) Мирное разрешение  конфликта включает такие пути  и методы:

- достижение компромисса  на основе сохранения исходных  позиций;

- соглашение, основанное  на взаимных уступках;

- истощение ресурсов  одной или нескольких сторон, что делает невозможным продолжение  конфликта;

- обретение в процессе  противоборства взаимоуважения  сторон, понимания прав и интересов  соперника.

2) Примирение на основе  принуждения, в основе которого:

- явное превосходство  сил и ресурсов с одной стороны  и их дефицит с другой;

- изоляция одной из  сторон, понижение ее статуса,  а также другие состояния, свидетельствующие  об ослаблении ее позиций, о  поражении;

Информация о работе Типология, формы, причины политического насилия