Теория власти и властных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 18:22, контрольная работа

Описание работы

Парадокс политической власти, способной оборачиваться для человека одновременно и целесообразной силой, и злой волей, во все времена занимал умы философов и писателей. Аристотель и Шекспир, Гете, Ницше и Достоевский, Фуко и Кафка в философских категориях или художественных образах пытались приоткрыть завесу над этим, далеко еще не познанным, феноменом жизни общества и человека. Поэтому мы попробуем разобраться в этом парадоксе.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3
1. Природа власти, ее психологические основы и источники……………...4
2. Проблема делегирования власти и разделения властей.
Три “ветви” власти…………………………………………………………….11
3. Легитимность (законность) власти………………………………………..17
4. Гласность и контроль народа за деятельностью власти............................19
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ…………

Файлы: 1 файл

политология на печать.doc

— 121.00 Кб (Скачать файл)

Судебная власть. Она включает учреждения, которые представляют самостоятельную структуру государственной организации. Состояние судебной власти, отношение к ней в обществе, направления ее развития оказывают существенное воздействие на все стороны жизни общества: экономическую, политическую, культурную, статус человека, обеспечение и защиту его прав и свобод. Каждый человек должен иметь твердую уверенность в том, что его обращение к судебной власти будет завершено справедливым решением, ибо защита прав и свобод человека, разрешение конфликтов и споров цивилизованными средствами – норма правового государства. В принципе, суд не является репрессивным органом, ибо он призван быть защитником права, пресекая правонарушения. Судебная власть воздействует на законодательную и исполнительную. Законодательная власть контролируется через систему судов (Верховный суд, Конституционный суд).

 

3. Легитимность (законность) власти

 

Власть – понятие правовое, означающее созидание и распределение ценностей согласно общественным интересам. Власть – это законное право принимать решения, обязательные для исполнения гражданами, и использовать принуждение во имя торжества законов. Правители всегда стремятся создать впечатление правомерности своей власти и законности правления. В обществе, в котором народ с уважением относится к закону и доверяет правительству, требуются минимальные усилия для принуждения. Там же, где законность власти не бесспорна, воцаряется беззаконие и сохраняется опасность социальных потрясений.

Важное значение для политической стабильности и поддержки лидеров имеет концепция легитимности (законности) власти. Законность власти можно определить как степень естественного признания населения страны системы, к которой оно принадлежит. Государство может быть легитимным, если граждане чувствуют, что оно оправдывает их надежды.

Власть обретает законность тремя способами: благодаря традиции, иначе говоря, благодаря тому, что она “всегда” обладала законностью. Право – основание власти в монархическом обществе принадлежит к этому типу; в силу признания правомерности системы законов, в условиях которой субъекты пришли к власти, и выполняют свои обязанности; на базе харизмы, веры в руководителя, которому приписывают выдающиеся личные достоинства (возможен элемент обожествления). Такая вера может возникнуть в результате появления лидеров, имеющих исключительный талант.

Для поддержки властей и режима очень важно утвердить в обществе сознание законности власти, ее носителей. Именно вера в законность режима обеспечивает стабильность политической системы, всех властных отношений. Объектами легитимности выступают: политические элиты, административный персонал, нормы и структуры режима. Источниками легитимности являются: основополагающие идеологические принципы, приверженность структуре и нормам режима, преданность конкретным авторитетам. Показателями легитимности являются: уровень принуждения, применяемый для проведения политики в жизнь; наличие попыток свержения правительства или лидера; сила проявления гражданского неповиновения, а также результаты выборов, референдумов, массовости демонстраций в поддержку власти (оппозиции).

Политические отношения на определенных этапах развития могут привести к кризису легитимности, корни которого следует искать в характере изменений в обществе. Кризис легитимности чаще всего возникает тогда, когда статусу основных социальных институтов грозит опасность, когда прогрессивные требования основных групп общества не воспринимаются политической системой. Кризис может возникнуть и в обновленной общественной структуре, если системе в течение длительного времени не удается оправдать надежды широких общественных слоев.

Для поддержания законности власти используются различные средства и методы: изменение законодательства и государственного управления; создание такой политической системы, законность которой основана на традициях; харизматические лидеры; успешное осуществление государственной политики и программы; поддержание законности и правопорядка в стране.

Функционирование политических систем свидетельствует о том, что все они сталкиваются с проблемами законности, успешное решение которых укрепляет жизнеспособность политических институтов, обеспечивает стабильность и эффективность их функционирования. Очевидно, некоторые государства исчезли с политической карты мира потому, что им не удалось справиться с проблемами легитимности.

 

4. Гласность и контроль народа за деятельностью власти

 

Термин “гласность” происходит от слова “голос”, “возможность говорить”. Голос, звучащий громко и внятно для всех. Отсюда же глашатай (герольд), зычно вещающий на площади средневекового города. В России слово стало расхожим после отмены крепостного права и судебно-административных реформ 1860-х годов. Им обозначался способ вести дела с участием общественности. “Гласность” – русское слово, которым обозначается общепринятое представлением об открытости и публичности как условиях демократического принятия решений.

Перевод слова “гласность” на другие языки как “открытость”, “публичность” часто неадекватны и уводят в сторону. Более близок к истине французский перевод гласности как “достояние общественности”.

Случайно ли, что термин “гласность” не имеет аналогов на других языках? Следует согласиться с мнением, что никакие переводы на другие языки и никакие фиксированные словарные значения не в состоянии передать специфической и конкретной содержательности, которой пропитано это понятие в нынешней ситуации. Следует добавить и то обстоятельство, что историческое своеобразие традиционного понятия гласности в России жестко определяется его неопределенностью, существованием на подвижной, размытой границе между несвободой и свободой, как нечто допустимое и необязательное.

Если исходить из того положения, что гласность это широкая информированность граждан о социальной жизни общества, что это свободный доступ к получению информации, и ее передаче, то подобной ситуации не наблюдалось ни в Российском государстве в прошлом, ни в советский период, то есть была ситуация отсутствия гласности. Во времена административно-командной системы запрет лежал на всем, что касалось, например, истинного объема национального производства, размеров военного бюджета, деятельности органов внутренних дел и КГБ, организованной преступности, детской преступности, проституции, положения в тюрьмах и лагерях, катастроф (на железных дорогах, природных, авиа) личности “вождей”, привилегий, на время запуска космических кораблей.

Налицо информационный вакуум. Особая тайна лежала на способах управления и принятия решений партийно-государственным аппаратом. Нередко о Пленумах ЦК партии сообщалось на следующий день и лишь с объявлением повестки дня и ни, словом не упоминалось о ходе обсуждения вопросов и содержании принятых решений. О них, правда сообщалось, но только узкому кругу особо доверенных людей и, то строго дозированно.

Порой складывалась парадоксальная ситуация, когда о том или ином событии знали и вполголоса говорили все, однако публично о нем упоминать было запретно. Власти придерживались принципа: “в стране все благополучно и граждане могут только радоваться”.

Таким образом, нельзя сказать, что в обществе отсутствовала информированность людей. Но со всей определенностью можно утверждать, что в стране действительно существовал информационный вакуум. Достоянием общественности становились лишь события и факты, разрешенные “сверху”.

Поэтому начало перестройки не без основания связывалось с гласностью. Люди были информированы о событиях, имевших место в прошлом, достоянием общественности стали и события текущей жизни. Мы поразили мир своей открытостью, порой не знавшей границ. И не всегда это шло на пользу делу, однако без гласности было не обойтись.

Гласность наряду с типом политического режима и характером политической культуры масс, выступает одной из необходимых предпосылок демократии. Способами осуществления гласности являются отчеты выборных или исполнительных органов перед трудящимися. Однако многие годы отчеты носили формальный характер, когда осуществлялась лишь информационная их функция, отсутствовала обратная связь и они не переходили в форму обсуждения деятельности выборных и исполнительных органов. А ведь гласность как достояние общественности – это та область общественной жизни, в которой общественность осуществляет контроль за политической властью. Этот институт открыт для всех граждан и защищает их во время обсуждения общественно значимых вопросов от любого давления извне. Он дает гарантии свободы собраний и создания организаций, а также свободы выражения и распространения в печати своего мнения.

Закрепленное в Конституции разделение властей устанавливает законность общественного контроля над политической властью; безраздельная власть именно потому бесконтрольна, что недоступным является и место, где принимаются решения, и сами они носят элитарный характер. А ведь в понимании классической политической мысли гласный характер власти служит границей между абсолютной монархией и деспотизмом, с одной стороны, и республикой – с другой, где понятие “республики” имеет двойное значение: системы, подлежащей общественному контролю и рассекреченной власти.

Контроль власти со стороны народа ставит границы государственной власти, произволу, множеству “секретных” законодательств, “закрытых” нормативных актов (различного характера инструкций, внутренних циркуляров): на смену государственной тайне абсолютных монархий приходит правовое государство. Политическая власть вынуждена подчиниться контролю общественности, а это предполагает существование независимого гражданского общества и институтов, способных обеспечить выражение его интересов, например свободы слова (Гайд-парк в Лондоне), организаций и печати.

По справедливому мнению французского политолога Марии Ферретти с появлением свободы печати общественный дух (в том виде, в котором он представляется, например, в “Наказах третьего сословия депутатам Генеральных штатов”, в частной форме выражения мнений) превращается в общественное мнение, обеспечивающее гласность власти и придающее истинное содержание политическому представительству (представительная демократия как уже говорилось, предполагает гласность парламентских дебатов).

С установлением гласности изменяется сам облик власти, реальное соотношение между “верхами” и “низами”: достояние общественности приобретает признанное и узаконенное влияние на политическую власть. В то же время следует подчеркнуть следующее обстоятельство. Процесс ликвидации тайного характера политики и власти достаточно противоречив и, конечно, не так прямолинеен, поскольку победа гласной власти над тайной не гарантирована. Практика политической жизни показывает, что чаще всего происходит процесс постоянного, непрерывного перемещения границ, как это и происходит в нашей стране. С началом перестройки шел процесс постепенного подчинения общественному контролю бывших запретных зон, но параллельно уводились из сферы достояния общественности (гласности) новые виды деятельности, не попавшие под такой контроль. И не только. Вспомним, сколько было сломано копий в борьбе с привилегиями бывшего партийно-государственного аппарата. А сегодня те привилегии, которые имеет сменившая их власть и не снившаяся бывшему аппарату, подлежит умолчанию.

Гласность, характеризующая облик политической жизни общества, не должна оставлять государственной власти широкого поля для тайных, секретных маневров или осуществления контроля за печатью посредством монополизации средств массовой информации. После бума гласности в России это может произойти. Поэтому власть должна быть под постоянным контролем общественности.

Способом осуществления гласности выступает и обсуждение проектов тех или иных решений, документов, которые затрагивают интересы граждан страны. Это обеспечивает: более или менее полную информацию населения об обсуждаемых государственных документах; привлекают внимание людей к наиболее значительным социальным процессам. Одним из способов осуществления гласности выступает деятельность прессы.

Функция обеспечения политической гласности лежит на парламенте. Современный парламент – главный форум политической гласности, ее концентрированное выражение, проявление. Парламент – тот институт, где представители партии, независимые депутаты, правительство, депутаты, предлагающие различные альтернативные решения, парламентские фракции, комиссии обязаны открыто заявлять о своих позициях, намерениях, профессионально, политически аргументируя и развивая их. Если этого не происходит, то любого депутата, любую комиссию или фракцию, или представителя таковых, любого члена правительства можно заставить открыто аргументировать свою позицию. Парламент, как форум политической гласности, требует от партий, правительства, депутатов открытой политической полемики. Ограничение парламентской гласности (на пленарных заседаниях, заседаниях комиссий) приемлемо только в чрезвычайных случаях и строго оговорено определенными условиями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ:

 

 

 

1. Митрохин В.И. Сущность власти: философский анализ. М., 2006; 2.Митрохин В.И: Россия: власть, президент, выборы. М., 2007.

3. Ханкишш Э. Великая коалиция или конверсия власти // Политология вчера и сегодня. М., 2008. – С.49;

4. Вятр Е. Социология политических отношений. М., 2004. – С.158.

5. Соловьев В.С. Соч. в 2 т. М., 2006. – Т.1. – С.452.

6. Токвиль А. де. Демократия в Америке. М., 2004. – С.130.

 

 

 



Информация о работе Теория власти и властных отношений