Теория власти и властных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 21:24, контрольная работа

Описание работы

Актуальность данной темы заключается в значимости теории власти и властных отношений на современном этапе.
Цель данной работы состоит в изучении теории власти и властных отношений.
При написании данной работы были определены следующие задачи:
Охарактеризовать основные концепции власти. Выявить понятие, структуру и агентов власти.
Рассмотреть ресурсы, процесс и виды власти.
Проанализировать политическое господство и легитимность.

Файлы: 1 файл

Введение.doc

— 79.00 Кб (Скачать файл)

Введение

 Власть – извечное яблоко раздора между людьми, социальными группами, классами, государствами. Известный советский поэт Осип Мандельштам писал: «Власть отвратительна, как руки брадобрея», а другой наш поэт Давид Самойлов сказал: «Власть отвратительно бездарна». Но власть это непременное условие порядка и организованности. Борьба за власть самое бескомпромиссное соперничество групп и партий, порой приводящее их к полному уничтожению. Вопрос о власти главный вопрос любой революции.

Актуальность  данной темы заключается в значимости теории власти и властных отношений на современном этапе.

Цель данной работы состоит в изучении теории власти и властных отношений.

При написании  данной работы были определены следующие  задачи:

    • Охарактеризовать основные концепции власти. Выявить понятие, структуру и агентов власти.
    • Рассмотреть ресурсы, процесс и виды власти.
    • Проанализировать политическое господство и легитимность.

При написании  данной работы были использованы следующие  методы: аналитический, хронологический, исторический.

 

 

 

 

 

Раздел 1. Основные концепции власти. Понятие, структура  и агенты власти.

Соотношение политики и политической власти: политическая власть – средство достижения поставленных целей; политика – средство достижения власти. Самые первые представления о власти складывались в мифологии: политическая власть – реализация Божьего замысла. Теологическая концепция: власть дана Богом. Бихевиоральная (поведенческая) концепция: власть – специфическое поведение по поводу достижения статусов, богатств. В рамках бихевиоральной концепции – психологическая школа: власть – определенная компенсация за какой-то  ущерб данного человека (утверждение, удовлетворение через власть). Представители: Фрейд, Юнг, Томпсон – заложили основы психоанализа. Последние  50 лет – структурно-функционалистский подход:  власть – производная от системы (реализация системой своих обязательств). Алмонд: политическая власть – распределение статусных ролей и функционирование по распределению ресурсов. Власть амбивалентна: субъектно-объектные отношения .Элементы властных отношений: субъект; ресурсы; объект; ценности.Процесс властных отношений. Власть – это способность и возможность оказывать определенное воздействие на деятельность, поведение людей с помощью каких-либо  средств: воли, авторитета, норм, насилия. Субъекты – отдельные люди, лидеры, политические эли ты, малые группы, общественные класса, наднациональные общности. Субъект должен обладать волей, авторитетом и ресурсами. Объект – то, на что воздействует субъект: федеральная власть (субъект) – регионы (объект). Характеристики объекта: уровень политической культуры, ментальность и т.д. Ресурс – средство для достижения поставленных целей в политике. Типология ресурсов: утилитарные (материальные, финансовые), нормативные (законодательная база), насилия. Ценности – рассматриваются в проблеме «этика и политика». Задача – создание нравственной базы властных отношений. Путь возникновения власти – постепенное отчуждение: возвеличивание вождей, аристократический путь. При анализе процесса властвования возникает проблема соотношения абстрактно-собирательного представления о совокупном агенте власти (субъекте – государстве или объекте – народе) со вполне реальными ее носителями ,опосредующими достаточно иерархизированные управленческие отношения. Вопрос о том, кто правит и управляет в обществе, решается по-разному: Т. Гоббс пишет о единоличном государе-суверене, тогда как Ж.Ж. Руссо субъектом власти считает сам народ, поскольку народный суверенитет неотчуждаем. Механизм власти имеет сложную, иерархизированую  структуру, где формальным первичным субъектом и источником власти выступает народ, передающий властные полномочия своему официально опосредованному агенту – государству , которое, в свою очередь, их распределяет среди носителей по горизонтали (законодательная, исполнительная и судебная отрасли власти) и по вертикали (центральные, региональные и местные органы власти) с тем, чтобы управлять общественными делами (объект  власти) от имени общества и через государство ( субъект власти). Однако в действительности реальным носителем власти нередко выступает бюрократия, ее разные уровни и страты, чиновники и функционеры аппарата управления могущественной системы исполнительной власти, а также различные группировки правящей элиты, между которыми распределяются сферы  властных полномочий и зоны контроля над ресурсами. 
В то же время механизм властного общения, как видно, включает в себя и давление снизу различных групп и слоев гражданского общества, имеющих свои зоны влияния и интересов , которые через каналы обратной связи, систему представительства и другие формы демократического волеизъявления оказывают воздействие на состояние властных отношений в той или иной стране. Следовательно, одностороннее сведение потенциала власти либо к ее формальным и официальным субъектам (суверену государства, по Т. Гоббсу, или ассоциации народа, по Ж. -Ж. Руссо), либо к се якобы истинным и реальным носителям (господствующим классам, но К. Марксу, или правящей элите, по В. Парето) не даст полной картины. Властвование управляющих и давление управляемых дает бесконечное число точек пересечения векторов направленности их интересов и воль, а также потенциальных размеров их ресурсов и актуализированных сил, образующих своего рода гравитационное поле властного общения, поле напряжений, на котором разворачивается политическая практика (В. Н. Амелин). Кроме того, необходимо включить в это поле действия властного механизма общения три рассмотренные выше проекции ( плоскости) власти и влияния, получившие в современной политологии названия:  
1) символической власти (отношения господства и подчинения в соответствии с ценностями общества, поддерживающие легитимный порядок),  
2) структурной власти (отношения контроля и влияния, связанные с регулированием ресурсов и распределением властных полномочий, функций и зон влияния между элементами политической системы), а также  
3) власти инструментальной (отношения управления и давления, определяющие средства и способы взаимного действия встречных процессов руководства людьми и давления гражданского общества). 
И в этом состоит вся сложность понимания власти как регулятора коллективной жизни общества в процессе его кооперации и достижения совместных целей, то есть рассмотрения государственно-публичной власти в качестве современного механизма регулирования и способа социального общения людей, функционирование которого образует особую сферу общественной жизнедеятельности, именуемую политикой. Дискуссия среди американских политологов привела к постановке проблемы соотношения формального субъекта власти и реального носителя властных полномочий и их функций, которые, как еще раз выяснилось, вовсе не совпадают. В ходе дискуссии и Р. Милле, и Р. Даль исходили из предположения, принадлежавшего еще Г. Лассуэллу, что субъект власти или властвующий- это особый агент, контролирующий некоторые важные ресурсы общества. Было показано, однако, что механизм властвования гораздо сложнее и включает в себя давление общественного мнения и рефлексию подвластного объекта (П. Бакрач и М. Баратц), где отражается степень и форма осознания обществом соответствия управленческого контроля его потребностям, от имени которых выступает носитель власти или управляющий

Раздел 2. Ресурсы, процесс и виды власти.

Важнейшей социальной причиной подчинения одних людей  другим является неравномерное распределение ресурсов власти. Сам этот термин употребляется как в широком, так и в узком значениях. В широком смысле ресурсы власти представляют собой «все то, что индивид или группа могут использовать для влияния на других». Такое понимание ресурсов достаточно общо и не позволяет дифференцировать различные элементы власти поскольку в этом случае ресурсы включают все факторы, которые способны так или иначе повлиять на власть: собственные качества субъекта некоторые свойства объекта (например его политическую доверчивость, привычку подчиняться власти, авторитет и т.д.); благоприятную для субъекта ситуацию, а также материальные и иные средства воздействия. При столь широком понимании ресурсов утрачивается их специфика как относительно самостоятельного, обычно материализованного звена, опосредующего взаимодействие агентов власти и служащего важнейшим социальным фактором подчинения и господства. Поэтому для изучения власти и ее структуры предпочтительнее более узкая трактовка ресурсов, их понимание как всех тех средств, использование которых обеспечивает влияние субъекта на объект власти. Ресурсы могут применяться для поощрения, наказания или убеждения. В процессе их реализации субъектом они могут трансформироваться во власть, которая и представляет собой способность превращать определенные ресурсы в устойчивое влияние в рамках системы взаимосвязанных агентов. Ресурсы иногда отождествляют с основаниями власти, хотя чаще к таким основаниям относят также и агентов власти – ее субъект и объект. Существует несколько классификаций ресурсов. Так, согласно А. Этциони, они делятся на утилитарные, принудительные и нормативные. Утилитарные ресурсы – это материальные и другие социальные блага, связанные с повседневными интересами людей. С их помощью власть, особенно государственная, может покупать не только отдельных политиков, но и целые слои населения.Нормативные ресурсы включают средства воздействия на внутренний мир, ценностные ориентации и нормы поведения человека. Они призваны убедить подчиненных в общности интересов руководителя и исполнителей, обеспечить одобрение действий субъекта власти, принятие его требований.Экономические ресурсы – это материальные ценности, необходимые для общественного и личного производства и потребления, деньги как их всеобщий эквивалент, техника, плодородные земли, полезные ископаемые и т.п. Социальные ресурсы  способность повышения или понижения социального статуса или ранга, места в социальной стратификации. Они частично совпадают с экономическими ресурсами. Культурно – информационные ресурсы  знания и информация, а также средства их получения и распространения: институты науки и образования, средства массовой информации и др.  В ходе общественного развития такие традиционные ресурсы власти,  как сила и богатство, утрачивают влияние, хотя и не исчезают полностью. Истинную же власть приобретают знания и обладание информацией. Принудительные (силовые) ресурсы – это оружие, институты физического принуждения и специально подготовленные для этого люди. Этот вид ресурсов традиционно считается наиболее эффективным источником власти, поскольку его использование способно лишить человека жизни, свободы и имущества – высших ценностей.Специфическим ресурсом власти является сам человек  . Люди – это универсальный, многофункциональный ресурс, который производит другие ресурсы. Человек – создатель материальных благ солдат и член партии, обладатель и распространитель знаний и информации . Личность выступает ресурсом власти лишь в одном из своих многочисленных измерений – будучи использована как средство реализации чужой воли. В целом же человек – не только ресурс власти, но и ее субъект и объект.Существуют два главных способа властвования (два «лица власти»). Первый из них заключается в побуждении объекта к определенным, угодным субъекту действиям. Второй состоит в обеспечении бездействия подвластных, блокировании нежелательных для руководства видов их поведения. Способы властвования имеют сложную и неоднозначную классификацию. Они могут быть демократическими, авторитарными, тоталитарными, конституционными, деспотическими , либеральными и др.

Процесс властвования упорядочивается и регулируется с помощью специального механизма  власти – системы организаций  и норм их устройства и деятельности. Применительно к такому сложному социальному субъекту, как общество, механизмом власти выступают государственные органы и другие политические институты и право.Экономическая власть – это контроль над экономическими ресурсами, собственность на различного рода материальные ценности. В обычные, относительно спокойные периоды общественного развития экономическая власть доминирует над другими видами власти, поскольку «экономический контроль – это не просто контроль одной из областей человеческой жизни, никак не связанной с остальными; это контроль над средствами достижения всех наших целей». С экономической властью тесно связана власть социальная. Если экономическая власть предполагает способность распределения материальных благ, то социальная распределения позиций на социальной лестнице статусов, должностей, льгот и привилегий. Современные государства обладают большой социальной властью, с помощью социальной политики они могут влиять на общественное положение широких слоев населения, вызывая тем самым их лояльность и поддержку. Культурно – информационная власть это прежде всего власть над людьми с помощью научных знаний, информации и средств их распространения. Кроме того, это моральная, религиозная и некоторые другие виды власти, связанные с подчинением на основе авторитета. В современном обществе из всех видов духовного влияния на первый план выдвигается научно – информационная власть. Информационная власть способна служить разным целям: не только распространению объективных сведений о деятельности правительства, положении в обществе, но и манипулированию управлению сознанием и поведением людей вопреки их интересам, а нередко и воле, основанному на специальных методах обмана. Принудительная власть опирается на силовые ресурсы и означает контроль за людьми с помощью применения или угрозы применения физической силы. Принудительную власть не следует отождествлять с властью политической, хотя легальное использование силы в масштабах государства –важнейшая особенность последней. Насилие, физическое принуждение могут использоваться и неполитической властью. Политическая власть характеризуется рядом отличительных признаков:

  • легальностью;
  • верховенством;
  • моноцентричностью;
  • многообразием ресурсов.

В рыночном обществе, где почти все имеет цену и  денежное выражение, подавляющее большинство  СМИ принадлежит крупным собственникам. Политическая власть, испытывая сильное воздействие власти экономической, достаточно самостоятельна и способна превалировать над ней, подчинять ее своим целям. При определенных обстоятельствах доминирующее влияние на общество может оказывать власть духовно – информационная. Ее монопольное использование может обеспечить политической группировке победу на выборах и длительное сохранение своего господства несмотря на неэффективность экономической и социальной политики. Во взаимодействии различных властей в обществе имеет место так называемый кумулятивный эффект – усиливающееся накопление власти. Демократический же строй предполагает разделение как самих этих властей, так и каждой из них: в экономике – наличие множества конкурирующих центров влияния, в политике – разделение властей между государством, партиями и группами интересов, а также самой государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, в духовной сфере – плюрализм. По сферам проявления власть делится на государственную, партийную, профсоюзную, армейскую, семейную и т.п. Возможна классификация власти по функциям ее органов, например законодательная, судебная и исполнительная власти государства; по способам взаимодействия субъекта и объекта власти – демократическая, авторитарная и т.п

 

Раздел 3. Политическое господство и легитимность.

Формой общественной организации власти является господство. Господство определяется как механизм осуществления власти, который принимает  форму социальных институтов и предполагает деление общества на господствующие и подчиненные группы, иерархию и социальную дистанцию между ними, выделение особого аппарата управления. Господство – это политический порядок, при котором одни командуют, а другие подчиняются, хотя первые могут находиться под демократическим контролем вторых. 
    Господство включает экономические, политические, идеологические аспекты. Многие политологи считают экономическое господство наиболее важным, ибо это власть собственников средств производства, денег, других общественных богатств. Политическая власть санкционирует экономическое господство. Потому государственная власть есть верховенство экономически господствующих сил. Идеологическое господство призвано обосновать этот порядок, оправдать его, представить как справедливый и гуманный. 
    В современных демократических государствах всевластие крупного капитала сдерживается конкуренцией, участием трудящихся в принятии производственных решений, в распределении прибыли, налоговой политикой государства и другими способами. В этих странах достаточно самостоятельна политическая власть, способная подчинить экономическую власть собственным целям, иметь первенство над экономикой. Политическая власть не допускает монополизации средств массовой информации в руках определенных лиц и группировок, а также правительства, ибо это может помочь определенной группировке длительное время сохранять свое господство, невзирая на неэффективность экономической и иной политики. Демократический строй предполагает разделение господства путем формирования множества центров экономического влияния, разделения власти между государством, партиями, группами интересов, а также самой государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, утверждения культурно-информационного плюрализма, доступности образования. 
    Политическое господство проявляется обычно как средство приобретения социального господства, то есть привилегированного положения в обществе. Высокая политическая должность способствует накоплению богатства, доступу к знаниям для себя и своих детей. Богатство, в свою очередь, повышает шансы на вхождение в политическую элиту, доступ к образованию, средствам массовой информации. Таким образом, происходит накопление власти, усиление господства. Альтернативой господству является самоуправление общества, однако оно возможно в небольших пределах и территориях, а не в рамках современных государств. Термин "легитимность" возник в начале XIX века и выражал стремление восстановить во Франции власть короля как единственно законную, в отличие от власти узурпатора. Тогда же это слово приобрело и другой смысл – признание данной государственной власти и территории государства на международном уровне. Требование легитимности власти возникло как реакция против насильственной смены власти и перекройки государственных границ, против произвола и охлократии. 
    Легитимность означает признание населением данной власти, ее права управлять. Легитимная власть принимается массами, а не просто навязывается им. Массы согласны подчиняться такой власти, считая ее справедливой, авторитетной, а существующий порядок наилучшим для страны. Конечно, в обществе всегда есть граждане, нарушающие законы, не согласные с данным политическим курсом, не поддерживающие власть. Легитимность власти означает, что ее поддерживает большинство, что законы исполняются основной частью общества. 
    В политологии используется также термин "легальность" власти. Легальность власти – юридическое обоснование, юридическое бытие власти, ее законность, соответствие правовым нормам. Легитимность не обладает юридическими функциями и не является правовым процессом. Любая власть, издающая законы, даже непопулярные, но обеспечивающая их выполнение, – легальна. В то же время она может быть нелегитимна, не приниматься народом. В обществе может существовать и нелегальная власть, например, мафии. 
    Легитимность – это доверие и оправдание власти, потому она тесно связана с моральной оценкой власти. Граждане одобряют власть, исходя из моральных критериев добра, справедливости, порядочности, совести. Легитимность призвана обеспечить повиновение, согласие без принуждения, а если оно не достигается, то оправдать принуждение, использование силы. Легитимная власть и политика авторитетны и эффективны. 
    Очевидно, что легитимность может быть как завоевана, так и потеряна. Сроки завоевания элитой легитимности различны в зависимости от обстоятельств, а ее потеря вызывается различными причинами. Трудно дать оценку легитимности в обществе, где идет модернизация, где нарушаются привычные нормы поведения. Тем не менее пренебрегать легитимностью можно только до определенных пределов, причем это характерно для деспотической власти авторитарного или тоталитарного типа либо для власти обреченной, временной, слабой. Демократическая власть уделяет легитимности своих действий большое внимание, ибо она вынуждена править с согласия народа, а не потому, что такова ее добрая воля.  Типология легитимности, пользующаяся широким признанием, введена Максом Вебером, который выделил три основные принципа: традиция, харизма, легальность. Речь идет об идеальных типах, не существующих в "чистом виде". В конкретных политических системах эти три типа переплетаются при преобладании одного из них. Традиционная власть основана на вере в священный характер норм, обычаев, традиций, которые рассматриваются как нерушимые. Обычаи выступают основой управления и послушания в обществе, ибо так принято, так было всегда. Власть традиций такова, что если традицию нарушают лидеры, вожди, то они теряют легитимность в глазах масс и могут быть отстранены от власти. Подобные общества статичны, они могут существовать веками без существенных изменений. Люди вновь и вновь воспроизводят отношения власти и подчинения на протяжении многих поколений. 
    Традиционная власть была характерна для древних восточных империй (Египет, Вавилон, Персия, Китай), для средневековой Европы. Традиционная легитимность присутствует и в современных политических системах. По своей мотивации она схожа с отношениями в патриархальной семье, где младшие повинуются старшим. Поэтому, как считал М. Вебер, полезно сохранять наследственную монархию и в условиях демократии, чтобы подкреплять авторитет государства многовековыми традициями почитания власти. 
В модернизирующемся обществе, еще не освоившем демократический тип управления, распространен харизматический тип властвования. Харизма – означает особый дар, призвание, божественный дар, которым обладает лидер, по сути, это сверхчеловек с особыми качествами . Исторически харизматическая власть существовала в самых разных политических системах. Это Римская империя при Юлии Цезаре, режим Наполеона, гитлеровский нацизм, фашизм Муссолини, социализм Ленина, Сталина, Мао Цзэдуна. 
    Харизматический тип властвования развивается в условиях, где нет свободы, в революционных условиях. Харизматический авторитет не связан нормами или правилами. Он зависит не столько от идей, сколько от приверженности масс, их веры в особые качества вождя, от их преклонения перед ним. Со своей стороны, лидер полагает, что выполняет "историческую миссию", поэтому требует поддержки и послушания. Для возникновения харизматической легитимности важно не столько само обладание харизмой, какими-то особыми качествами вождя, сколько признание ее со стороны последователей. Харизматическая власть является относительно нестабильной по сравнению с традиционной и легальной, ибо лидеру, чтобы ее удерживать, необходимо постоянно демонстрировать свою исключительность, решать новые задачи. Разновидностью харизматического типа легитимности является вождизм, характерный для нединамичных, авторитарных и тоталитарных обществ. Прочность режима зависит от того, оправдает ли он свое назначение. 
        Легальная или рационально-правовая легитимность. 
Легальная власть основывается на признании юридических норм, конституции, которые регулируют отношения управления и подчинения. Эти нормы открыты для изменений, для чего имеются установленные законом процедуры. Для обоснования своей власти элита обращается к действующему законодательству, которое предусматривает свободное волеизъявление граждан, выборность, равноправие всех политических сил, действующих в рамках закона, ограничение сферы деятельности государства. 
    Рационально-правовая легитимность характерна для демократических государств. Она предполагает строгое соблюдение законов всеми структурами общества, в том числе и государственными органами, доступ к политическим институтам всем слоям населения, доверие граждан к устройству государства, а не к отдельным лидерам, подчинение законам, а не личности руководителя. 
    В период радикальных социально-экономических изменений наблюдается, как правило, кризис законности власти. Старый режим уже утратил легитимность, а новый еще не приобрел. Положение нового режима во многом зависит от того, каким способом он попытается утвердить свою легитимность. Среди трех выделенных М. Вебером "чистых" способов легитимности власти – традиционного, харизматического и легального, приходится выбирать их двух последних.Рационально-правовой способ предполагает высокую политическую культуру населения, определенное дистанцирование государства от общества. Поэтому большинство государств, возникающих революционным путем, на первом этапе основываются на харизме как на более простом способе. К нему обращаются все недовольные, на него надеются, его оценивают. Для поддержания легитимности харизматическому режиму надо постоянно демонстрировать свою эффективность или проводить репрессии.  
    В литературе выделяются следующие средства легитимации власти: политические, идеологические, правовые, этические, психологические. Этическое обоснование политики подчеркивает ее гражданские, культурные достоинства, ее справедливость, человечность, направленность на достижение общего блага. Идеологическая легитимация состоит в оправдании власти с помощью идеологии, которая обосновывает соответствие власти интересам народа, нации или класса. Успешная экономическая политика, укрепление общественного порядка и повышение благосостояния населения также является эффективным средством легитимации власти, роста доверия к ней населения. 

Заключение

Понятие «власть» относится к числу основополагающих категорий политологии. Оно дает ключ к пониманию политических институтов, самой политики и государства. Политика как явление характеризуется прямой или косвенной связью с властью и деятельностью по осуществлению власти. Социальные общности и индивиды вступают в различные отношения: экономические, социальные, духовные, политические. Политика же представляет собой такую сферу взаимоотношений между социальными группами, слоями, личностями, которая касается главным образом проблем власти и управления.

В процессе изучения данной темы были сделаны следующие выводы.    Во – первых ,  В политологии важное место принадлежит феномену власти, который определяет и смысл понятия "политика": конечной целью политической деятельности является овладение властью и ее использование. Понятие "политическая власть" невозможно осмыслить вне понимания сущности власти как таковой.          Во – вторых , Различные общественные власти находятся в сложном взаимодействии. Многие политологи, в том числе марксистской ориентации, считают важнейшей среди них экономическую власть, власть собственников средств производства и других общественных богатств.      В третьих , в наше время многие государства переживают кризис легитимности, что проявляется в политической нестабильности, государственных переворотах, глубоком социально-экономическом кризисе. Это сопровождается утратой доверия к власти, разочарованием в целях  политики и в самих политиках.         При написании данной работы цели были достигнуты по средствам решения выбранных задач.

 


Информация о работе Теория власти и властных отношений